Опыт эффективного взаимодействия власти и крупного бизнеса в регионе (на примере ОАО "КАМАЗ")
Автор: Матасов Михаил Владимирович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Бизнес и власть
Статья в выпуске: 11, 2012 года.
Бесплатный доступ
В России взаимоотношения с государством являются важным элементом бизнес-стратегии любой компании, особенно крупной корпорации. Цель статьи – анализ позитивного опыта взаимодействия бизнеса и власти в Республике Татарстан (на примере ОАО «КАМАЗ»).
Модернизация, регион, корпорация, формат взаимодействия, зона территориального развития
Короткий адрес: https://sciup.org/170166153
IDR: 170166153
Текст научной статьи Опыт эффективного взаимодействия власти и крупного бизнеса в регионе (на примере ОАО "КАМАЗ")
С егодня решение политических задач становится неотъемлемой частью экономического развития страны, проводником которого является бизнес. Это порождает естественные основания взаимной заинтересованности и взаимной ответственности: государство становится непосредственным актором бизнес-процессов, а бизнес – заметным игроком в социальной и политической сферах.
Богатый и тяготеющий к автономии Татарстан отличается весьма замкнутой экономикой, что, учитывая достаточно высокий уровень ее развития, позволило региону стать основой формирования компаний федерального масштаба. Прежде всего, это «Татнефть», группа ТАИФ и КАМАЗ. Двадцатилетний эксперимент (и продолжающиеся поиски оптимальных модельных конструкций) не прошел для Татарстана даром. Уже сегодня это стабильный во всех отношения регион, в котором отношения бизнеса и власти являются дополнительным источником роста экономики и социальной сферы, а разработанная стратегия развития – гарантией неизменности курса на развитие и совершенствование моделей частногосударственного партнерства.
МАТАСОВ Михаил
Владимирович – соискатель кафедры социологии и культуры МГУПИ; руководитель службы по взаимодействию с органами государственной власти
ОАО «КАМАЗ» , г. Набережные Челны
Формат взаимоотношений власти Республики Татарстан и корпорации КАМАЗ – общероссийский (федеральный). В то же время в ст. 5 п. 2 Конституции РФ говорится, что республика в составе РФ тоже является государством и «имеет свою конституцию и законодательство»1. Кроме того, Республика Татарстан (наряду с Чеченской Республикой) имеет особые отношения с федеральным центром, поскольку власти Татарстана не подписали федеративный договор с республиками2. Таким образом, асимметричность федеративного устройства России привела к тому, что политический вес главных республик (Татарстан, Башкортостан, Саха), сделал их инициаторами бюджетной асимметрии. Республики не без успеха пытаются выстроить с центром отношения конфедеративного типа. Так, Татарстан имеет не зависящий от федерального центра бюджет, позволяющий ему самостоятельно осуществлять социально- экономическую и культурную политику на собственной территории1.
Политико-административный фактор вытекает из федерального устройства государства и содержит противоречие между интересами региональной и муниципальной власти и экстерриторальной траекторией развития бизнеса (он нацелен на выход за пределы конкретной территории на общегосударственную и мировую арену).
Основными тенденциями, определяющими институциональный режим2 взаимодействия государства и бизнес-корпораций в современной России, являются:
– осуществление государственного контроля параметров развития бизнес-сообщества;
– недостаточная эффективность обратной связи государства и крупного бизнеса (государственное управление зачастую осуществляется в отрыве от реальных потребностей бизнеса);
– слабая эффективность институтов, регулирующих взаимодействие корпораций с органами государственной власти;
– разобщенность бизнес-сообщества (интересы отдельной компании зачастую являются приоритетными по отношению к интересам отрасли);
– сращивание власти и бизнеса, которое выражается в том, что политическая система формирует состав субъектов экономической деятельности;
– зависимость устойчивого развития бизнеса от успешности прямого и косвен- ного лоббирования его интересов в законодательных и исполнительных органах власти всех уровней;
– слабость и недолговечность существующих бизнес-структур;
– ориентация власти преимущественно на отдельные крупные группы интересов большого бизнеса, а не на всю национальную экономику.
В разных регионах и муниципальных образованиях институциональный компромисс неизбежно различается по объему зафиксированных в нем взаимных обязательств. Обязательства бизнеса по дофи-нансированию и обязательства власти по гарантиям бизнесу определяются их переговорными позициями, которые зависят от целого ряда факторов. В Татарстане переговорные позиции власти (прежде всего, региональной, поддерживающей своим авторитетом муниципальную власть) очень сильные. Это определяет широкое распространение практик деформализации взаимодействия власти и бизнеса, их складывание в общую систему норм.
Финансово-экономический фактор представлен общегосударственным форматом регулирования взаимоотношений и содержит противоречие между налогообложением (интерес власти) и получением прибыли (интерес бизнеса). Так, КАМАЗ заинтересован развиваться в общероссийском и мировом масштабе для максимизации прибыли, а власть Татарстана и муниципалитет г. Набережные Челны – максимально пополнить свой бюджет за счет городских предприятий.
Вопрос занятости населения является существенным фактором во взаимодействии КАМАЗа и правительства Татарстана. КАМАЗ обеспечивает рабочими местами более 40 тыс. трудоспособного населения Набережных Челнов, т.е. примерно 20%.
Являясь крупнейшим работодателем, КАМАЗ активно использует возможности учебных заведений среднетехнического и начального профессионального образования для повышения образовательного и профессионального уровня своих сотрудников. Создан и действует Корпоративный университет в сотрудничестве с Казанским государственным технологическим университетом. Сотрудники КАМАЗа имеют возможность не только регулярно повышать свою квалификацию, но и получить высшее образование без отрыва от про- изводства. Кроме этого, Корпоративным университетом разработаны новые профессиональные стандарты, изменения в профессионально-квалификационных стандартах и, соответственно, изменения в образовательных стандартах.
Социально-инфраструктурный фактор (шире – социальная ответственность) предполагает определенные уровень и качество жизни населения. Он зачастую содержит противоречие между властью, которая стремится за счет бизнеса решить вопросы развития социальной инфраструктуры, повышения уровня и качества жизни населения, и бизнесом, считающим это направление непрофильным для свой деятельности, поскольку платит налоги и обеспечивает занятость определенной части населения1.
В этой связи интересен опыт эффективного взаимодействия КАМАЗа и органов местной власти г. Набережные Челны. Для облегчения непрофильной нагрузки КАМАЗ передал значительное число социальных объектов и функций в муниципалитет. Однако для регулирования этих отношений между КАМАЗом и профсоюзом заключен коллективный договор, в котором прописаны все основные точки взаимодействия между работодателем и работниками, а также роль профсоюза в этом взаимодействии.
Механизмы государственно-частного партнерства КАМАЗ старается применять максимально полно. Это связано не только с ограниченностью собственных ресурсов для развития общедоступной инфраструктуры, но и с четким пониманием взаимной с властью заинтересованности в развитии благоприятной среды обитания и производственных мощностей. Примерами эффективного взаимодействия в рамках государственно-частного партнер -ства могут служить созданный и успешно функционирующий Камский индустриальный парк «Мастер» и готовый к реализации проект Камского инновационного территориально-производственного кластера.
Помимо этого, КАМАЗ, будучи социально ответственной компанией, самостоятельно реализует множество значимых для населения г. Набережные Челны и региона в целом проектов, среди которых помощь больным детям, компьютеризация и оснащение медицинских учреждений современным оборудованием, реконструкция сети медицинских учреждений, строительство объектов социальной инфраструктуры и др.
КАМАЗ плодотворно сотрудничает с профессиональными союзами, благотворительными и спортивными организациями, объединениями ветеранов войны и труда, спортивными и культурными организациями.
Фактор инновационного развития. Включенность социального пространства бизнеса в многообразие социальных полей современного общества посредством его сопряженности с институтами публичной власти является необходимым условием продуцирования экономических инноваций. Инновационная экономика сегодня является главным приоритетом государственной политики в России, а для бизнеса использование современных технологий – это значительные конкурентные преимущества. Инновации выступают:
– как показатель эффективности системы взаимодействия бизнеса и власти, выражающийся в экономическом росте муниципального образования, района, города, субъекта федерации;
– сфера управления в системе взаимодействия власти и бизнеса (сюда относится конструктивное сотрудничество по выработке и реализации региональной инновационной политики, целенаправленное внедрение инновационной деятельности, новых моделей принятия инновационных решений, инновационных рисков);
– база идеологического единства в системе взаимодействия власти и бизнеса;
– м а р к е т и н г о в ы й и н с т р у м е н т в PR -продвижении успешного взаимодействия власти и бизнеса (благоприятный инновационный климат и инвестиционная среда оказывают большое влияние на продвижение имиджа региона и поддержку местных производителей);
– инструмент конкурентной борьбы системы взаимодействия власти и бизнеса на международных рынках;
– основа государственно-частного партнерства в реализации совместных инновационных проектов2.
Эффективность всех вышеперечисленных видов инноваций в системе взаимодействия власти и бизнеса во многом зависит от состояния государственно-частного партнерства, организации социального диалога органов управления и бизнеса с привлечением научных и некоммерческих организаций. Применение и разработка инноваций – это универсальный рецепт успешного взаимодействия государства и бизнеса. Следовательно, данное сотрудничество всегда будет взаимовыгодным и успешным. В свою очередь, инновационный ресурс региона может быть использован только в том случае, если стороны, задействованные в инновационном процессе, будут настроены на выработку общих правил.
Примером эффективного сотрудничества бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления в рамках общественно значимых инновационных инициатив является создание Камского инновационного территориальнопроизводственного кластера, реализуемое в настоящее время при непосредственном участии ОАО «КАМАЗ»1.
Запуску проекта способствовал принятый 3 декабря 2011 г. Федеральный закон № 392-ФЗ «О зонах территориального развития»2. Закон нацелен на сокращение различий в уровне социальноэкономического развития субъектов РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в их экономику и касается отдельных территорий в субъектах РФ (зон территориального развития – ЗТР). Зона располагается на территории нескольких муниципальных образований и действует 12 лет. Документ содержит нормы о господдержке резидентов таких зон. Безусловным преимуществом этого закона является то, что понятие ЗТР гораздо шире понятия особой экономической зоны (ОЭЗ). В ОЭЗ предусматривается ведение деятельности по кластерному или специализированному принципу. Зона же территориального развития предусматривает комплексное развитие территории, включая развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры.
Еще в апреле 2008 г. Министерство экономики Татарстана представило на совещании в Минэкономразвития России концепцию Камского экономического района как зоны опережающего развития3. В преддверии принятия нового специализированного закона кабинет министров Республики Татарстан совместно с бизнесом территории начал проработку концепции в соответствии с условиями нормативного правового акта. Не будет преувеличением сказать, что ОАО «КАМАЗ» явился «локомотивом» процесса со стороны бизнеса, взяв на себя не только основную работу по подготовке необходимых документов, но и организационную работу.
В результате напряженной работы возникла концепция кластера, включающая в себя как дальнейшее развитие предприятий нефтехимического и автомобилестроительного комплекса, в т.ч. на основе укрепления кооперационных связей и производственной инфраструктуры (транспортной, коммуникационной), так и развитие социальной инфраструктуры, ориентированной на внедрение инноваций в сферах ЖКХ, образования (в первую очередь, начального профессионального и среднетехнического) и здравоохранения.
В качестве приоритетных были поставлены следующие задачи развития кластера:
– наращивание производственного, научно-образовательного и инновационного потенциала;
– подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для предприятий кластера;
– развитие инфраструктуры (инженерной, социальной, транспортной, энергетической);
– развитие малого и среднего бизнеса;
– привлечение инвестиций;
– обеспечение экологической безопасности;
– обеспечение эффективной занятости населения;
– стимулирование притока квалифицированной рабочей силы.
Справедливо будет отметить, что по всем указанным направлениям сам КАМАЗ ведет большую работу (за исключением инфраструктуры, которая является предметом ведения федеральных, региональных и местных властей).
И хотя соглашение заключено между бизнес-единицами и органами местного самоуправления, его реализация с самого начала предполагала непосредственное участие органов государственной власти Республики Татарстан – президента республики и кабинета министров.
Так, Министерство экономики приступило к подготовке проекта постановления правительства республики о мерах по стимулированию спроса на инновационную продукцию, привлечению средств федерального бюджета на развитие моногородов (Набережные Челны – автомобилестроительный моногород, Нижнекамск – моногород нефтехимии и нефтепереработки). Кроме этого, решено совместно с другими органами исполнительной власти республики внедрять Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и определить критерии для отбора проектов необходимой для инвесторов инфраструктуры по всем направлениям социальноэкономического развития.
В протоколе совместной коллегии трех министерств есть и прямое поручение органам исполнительной власти, образовательным учреждениям, предприятиям и организациям обеспечить подготовку заявки Татарстана для участия в конкурсе пилотных проектов развития территориальных кластеров с целью получения Камским инновационным территориально-производственным кластером официального статуса уже на федеральном уровне.
Министерству промышленности и торговли поручено активизировать интеграцию научно-образовательных учреждений и крупных промышленных предприятий республики с российскими и зарубежными научно-техническими центрами в целях внедрения научных разработок и подготовки квалифицированных кадров, отвечающих требованиям работодателей. Кстати, при участии кабинета министров компании КАМАЗ и «Соллерс» (торговые марки – «УАЗ», «Форд», «Сузуки») подготовили и представили в заинтересованные министерства РФ изменения в профессиональных образовательных стандартах с целью приближения образовательного процесса к реалиям современного промышленного производства и реализации продукции.
Министерству энергетики дано поручение продолжать работу по формированию и актуализации плана развития топливно-энергетического и нефтехимического комплексов Татарстана, а также продолжить работу по формированию инфраструктуры обеспечения газом промышленных предприятий республики.
Импульс этот процесс получил после решения правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 30.01.12 обеспечить рассмотрение возможности участия госкомпаний в деятельности существующих или формировании новых высокотехнологичных кластеров.
Как нам представляется, работа по подготовке и реализации проекта Камского кластера являет собой пример высокоэффективного взаимодействия м ежду региональными органами власти (кабинет министров Татарстана) и бизнесом (в первую очередь – КАМАЗ) при непосредственном участии органов местного самоуправления. Несмотря на различные подходы на стадии целеполагания проекта, в процессе его реализации победили политическая воля и взаимоприемлемые инструменты сотрудничества бизнеса и власти.