Опыт Китая в построении культуры «гармоничного мира»
Автор: Бодрова О.И.
Журнал: Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления @vestnik-esstu
Статья в выпуске: 3 (42), 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается влияние традиционного китайского понятия «гармония» на построение «социалистического гармоничного общества» внутри страны и на концепцию «гармоничного мира», предложенного КНР для создания нового миропорядка и всеобщего процветания.
Китайская культура, гармония, конфуций, "социалистическое гармоничное общество", концепция "гармоничного мира", ху цзиньтао
Короткий адрес: https://sciup.org/142142680
IDR: 142142680
Текст научной статьи Опыт Китая в построении культуры «гармоничного мира»
Первые годы XXI столетия характеризуются активным поиском концепций развития КНР как во внутригосударственном отношении, так и на внешнеполитической арене. Концепции «государственной мощи», «мирного подъема» вызывали в основном негативную реакцию мирового сообщества. Это привело к появлению такой концепции, «формулировка которой соответствует различным политическим позициям, и в этом качестве была оптимальной для переходного периода» [1]. В 2003 г. было принято «Постановление ЦК КПК по некоторым вопросам совершенствования структуры социалистической рыночной экономики», в котором указывалось, что руководящей идеей в углублении реформы должно быть «такое развитие, при котором человек стоит на первом месте, а само развитие является всесторонним, гармоничным, долгосрочным и способствует развитию и экономики, и общества, и человека». Постановление конкретизировало критерии такого развития, выделив «пять гармоний»: гармоничное развитие города и села; гармоничное развитие всех регионов; гармоничное развитие экономики и общества; гармоничное развития человека и природы; гармоничное сочетание внутреннего развития страны и открытости внешнему миру, в опоре на которые и совершенствуется социалистическая рыночная экономика. В сентябре 2004 г. на IV пленуме ЦК КПК 16-го созыва была официально принята концепция по выполнению программы построения в КНР «гармоничного общества», ею стала «научная концепция развития», нацеленная на согласованное развитие всех сторон общественной жизни: экономики, социальной сферы, охраны окружающей среды, науки и образования, культуры. В 2004 г. был выдвинут тезис о строительстве «социалистического гармоничного общества». Подчеркивая, что осуществление социальной гармонии и построение прекрасного общества всегда были социальными идеалами, к которым неустанно стремилось человечество, председатель КНР Ху Цзиньтао выделил шесть основных направлений по построению «гармоничного социалистического общества»:
-
1) демократия и законодательство означают развитие в полной мере социалистической демократии, действительное претворение основного курса и стратегии в управлении государством на основе законов;
-
2) равенство и справедливость означают гармоничность интересов и отношений всех сторон общества, правильное разрешение противоречий внутри народа и других социальных противоречий, защиту и осуществление социального равенства и справедливости;
-
3) искренность и дружба означают социальную взаимопомощь и доверие, равенство, любовь и содружество всех народов;
-
4) жизнеспособность означает уважение всех желаний, благоприятствующих социальному прогрессу, поддержку творческой деятельности, выявление творческих способностей, утверждение творческих успехов;
-
5) стабильный порядок означает здоровый механизм социальной организации, совершенство социального управления, отличный социальный порядок, спокойную жизнь народа, сохранение стабильного и сплоченного общества;
-
6) гармоничное слияние человека с природой означает развитие производства, зажиточную жизнь и прекрасную экологию. Эти положения зафиксированы V пленумом ЦК КПК в октябре 2005 г. [2].
Впоследствии данная концепция была зафиксирована в партийных документах. В частности, в «Решении ЦК КПК о некоторых важных вопросах построения гармоничного социалистического общества», принятом 11 октября 2006 г. на VI пленуме ЦК КПК 16-го созыва выдвигается четкое требование к строительству гармоничной культуры. Оно включает всесторонний и конкретный план строительства гармоничной культуры в будущем, указывается на необходимость осознать «социалистический взгляд на славу и позор», «культивировать цивилизованную мораль», «создавать активную и здоровую атмосферу в идеологии и обществе», «широко развернуть работу в области гармоничного строительства» [3]. На XVII съезде КПК концепция «социалистического гармоничного общества» вышла на первый план, но вместе с тем «научная концепция развития», выдвинутая на IV пленуме 16-го созыва в сентябре 2004 г. председателем КНР Ху Цзиньтао, сохранила свое значение в качестве перспективной цели: «Претворение научной концепции развития требует от партии … активно создавать гармоничное социалистическое общество» [4]. Лозунг о формировании «гармоничного мира» был внесен и в обновленную редакцию Устава КПК, получив статус «важной стратегической идеи и концепции».
Одновременно с развитием и углублением теоретических аспектов внутригосударственной «социалистической гармонии» китайское руководство предложило концепцию «гармоничного мира» в качестве альтернативы существующего миропорядка. Концепция «гармоничного мира» соотносится с заявленными во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 г. «самобытностью, разнообразием и плюрализмом» культур и цивилизаций. Так, в статье 2 отмечается, что «в нашем обществе … следует обеспечить гармоничное взаимодействие и стремление к сосуществованию людей и сообществ с плюралистической, многообразной и динамичной культурной самобытностью» [5].
Впервые идею совместного построения гармоничного мира выдвинул в апреле 2005 г. председатель Ху Цзиньтао на афро-азиатском саммите в Джакарте. И уже в начале июля того же года в «Совместной Декларации Китайской Народной Республики и Российской Федерации о международном порядке в XXI веке» звучит тезис о построении гармоничного мира. В частности, сказано, что «…обе страны преисполнены решимости совместно с другими заинтересованными государствами прилагать неустанные усилия по строительству развивающегося и гармоничного мира…» В данном документе декларируется «многообразие культур и цивилизаций в мире», которое должно стать «основой для их взаимообогащения» [6].
Более полномасштабно идея «гармоничного мира» прозвучала 15 сентября 2005 г. на саммите ООН по случаю 60-й годовщины Организации, где председатель КНР Ху Цзиньтао предложил «приложить усилия по созданию гармоничного мира на основе прочного мира и совместного процветания». Председатель КНР выразил готовность Китая «строить совместно с другими странами справедливый и разумный новый международный политический и экономический порядок» и внес предложение из четырех пунктов по созданию гармоничного мира, содержание которых заключается в следующем: во-первых, надо установить новую концепцию безопасности, нацеленную на взаимодоверие, взаимную выгоду, равноправие и взаимодействие; во-вторых, ООН должна предпринять реальные меры по осуществлению Целей развития тысячелетия; в-третьих, надо уважать права всех стран мира на самостоятельный выбор социального строя и пути развития, защитить многообразие цивилизации в духе равноправной открытости, укрепить диалог и обмены между разными культурами, совместно создать гармоничный мир, в котором будут сосуществовать разные культуры; в-четвертых, надо повысить эффективность ООН и ее способность к противодействию новым угрозам и вызовам [7].
Определение «гармоничного миропорядка» было дано в Белой книге, озаглавленной «Китайский путь мирного развития» и опубликованной Пресс-бюро Государственного совета Китая в декабре 2005 г.: «Китай считает, что гармоничный миропорядок должен быть демократическим миропорядком, гармоничным миропорядком, справедливым миропорядком и всеобщим миропорядком» [8].
Представители китайского руководства, раскрывая суть данной концепции, отмечают, что «гармоничный мир должен быть миролюбивым, стабильным миром. В этом мире страны доверяют друг другу и мирно сосуществуют, а также вместе поддерживают мир и безопасность во всем мире с помощью справедливых и эффективных мер безопасности. Гармоничный миропорядок, который пропагандирует Китай, должен быть демократическим и справедливым миром. В этом мире каждая страна обладает равным суверенитетом, международные связи основаны на правовой системе и принципе многоукладности, мировые проблемы решаются всеми странами на основе консультаций. Гармоничный миропорядок должен быть миром взаимной выгоды и сотрудничества. В этом мире экономическая глобализация наряду с прогрессом в науке и технике сопутствуют общему развитию международного сообщества и, прежде всего, развивающихся стран. Гармоничный миропорядок, который отстаивает Китай, должен быть открытым миром, миром для всех. В этом мире разнообразные цивилизации взаимодействуют друг с другом и дополняют друг друга, а различные социальные системы и различные модели развития могут учиться друг у друга и развиваться совместно» [9].
Обладая собственной традицией, можно избежать нивелирования национальной культуры в глобализирующемся мире. В китайской традиционной культуре именно идеи «гармонии» имеют глубокую почву. Достижение гармонии всегда признавалось китайской традицией высшей ценностью. Конфуций говорил: «Благородные мужи находятся в гармонии и поэтому неодинаковы, низкие люди одинаковы и поэтому не находятся в гармонии». Несмотря на различия в восприятии и оценке высших моральных критериев в странах Запада и Востока, в истории западной мысли также отражалось стремление к гармоничному обществу, начиная с Пифагора, у которого «весь космос есть гармония», через «царство разума» Платона и до утопических социалистов – «гармонии во всем мире» у Фурье и «новой гармо- нической общине» Оуэна [11]. Гуманистические идеи одинаково человечны во всем мире – и на Востоке, и на Западе. Гармоничное взаимодействие культур может способствовать поддержанию их многообразия.
В отчетном докладе XVII съезду КПК Ху Цзиньтао отметил пять основных составляющих концепции «гармоничного мира»: «1) в политическом плане друг друга уважая и друг с другом равноправно консультируясь, совместно продвигать демократизацию международных отношений; 2) в экономическом – друг с другом сотрудничая и друг друга дополняя имеющимися преимуществами, совместно продвигать развитие экономической глобализации в сторону равномерного, для всех выгодного и выигрышного развития; 3) в культурном – учась друг у друга, находя общее при наличии расхождений и уважая многообразие мира, вместе стимулировать процветание и прогресс человеческой цивилизации; 4) в плане безопасности – друг другу доверяя и усиливая сотрудничество, твердо стоять на том, чтобы решать международные споры мирным путем, а не посредством войны, сообща защищать мир во всем мире и поддерживать стабильность; 5) в плане охраны окружающей среды – друг другу помогая и вместе продвигая это дело, сообща оберегать общий дом человечества – нашу планету Земля» [12].
Преимущество концепции гармоничного мира состоит в том, что она не противоречит многим национальным моделям развития, напротив, учитывает их, предлагает другим странам участвовать в осуществлении подобных мер продвижения на пути к справедливому миру. Концепция предусматривает то, что разные культуры и цивилизации должны жить в условиях многополярного мира. Китайская идея мировой гармонии построена на ценностях, которые могут оказаться привлекательными для многих стран. Как отмечает Юй Кэпин, заместитель директора Бюро переводов при ЦК КПК, глава Центра сравнительных политических и экономических исследований, выдвигая идею «гармоничного мира», китайское правительство исходило из того, что к такому ценностному идеалу стремится все человечество, а «мир и развитие как две великие темы современности являются важнейшим содержанием строительства гармоничного мира». При этом по мере углубления экономической глобализации интересы государства и народов становится все более многоплановым, политика – более многополярной, культура – более многообразной. Следовательно, между странами и народами все более будут востребованы взаимная терпимость и уважение, мирное сосуществование, реализация древнекитайского идеала «единства без унификации» (кит. «хэ эр бу тун»). Эта фраза из «Бесед и размышлений» Конфуция стала частью современного китайского дискурса о «гармоничном обществе и мире». В переводе российского китаеведа Л. Пере-ломова она звучит следующим образом: «Благородный муж стремится к единству через разномыслие (хэ), но не стремится к единству через послушание (тун). Маленький человек стремится к единству через послушание (тун), но не стремится к единству через разномыслие (хэ)». В контексте современной внешней политики КНР эта древняя мудрость означает, что Пекин будет вести себя как «благородный муж» и будет стремиться к единству с Западом через «разномыслие», отвергая призывы к подчинению западным ценностям. (О различных вариантах перевода и толкование этого фрагмента см.: Переломов Л.С. Конфуций: Конфуцианство и современный стратегический курс КНР. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. С. 54.) [13].
Китайские исследователи соотносят внутрикитайскую концепцию «социалистического гармоничного общества» с концепцией «гармоничного мира». Отмечается, что «выдвижение новой теории является современным проявлением великой жизненной силы китайской традиционной культуры, являющейся культурой гармонии, культурой целостности, культурой спокойствия и умиротворения: она делает упор на единение Неба (космоса) и человека, с уважением относится к житейским отношениям между людьми, добивается внутреннего самосовершенствования человека и совершенствования его нравственных качеств, ей присущи принцип «золотой середины» и принцип «мира», она – против крайностей и насилия» [14]. Очевидно, что за вестернизацией стоит «неадекватность многих традиционных культур современной экономической и социальной жизни, особенно быстро изменяющейся в условиях глобализации. Традиционные ценности определяют жизненную философию, отношение к себе и к другим людям, а заимствованные нормы и стандарты воспринимаются как прагматические, например, в материальном потреблении, сфере образования, развлечений и т.д. [15].
По итогам XVIII съезда КПК «концепция научного развития» является руководящей идеей, которой необходимо постоянно придерживаться. Съезд определил, что общая четырехкомпонентная схема строительства социализма с китайской спецификой, включающая экономическое, политическое, культурное и социальное строительство, должна быть расширена до пятикомпонентной схемы, которая охватывает также строительство экологической цивилизации. Это стало новым шагом в претворении в жизнь научной концепции развития, продемонстрировало уважительное отношение к природе, адаптацию к ней и ее охрану, тем самым была реализована новая концепция гармонического развития человека и природы, что добавило Китаю дополнительные очки на международной арене [16]. Научная концепция установила курс на развитие, а также утвердила основной принцип – «гармонию», включая «гармонию между человеком и природой», «гармонию между людьми» и «гармонию между государствами». Как отмечает профессор Лю Цзайци, директор Института по изучению России и Украины Уханьского государственного университета, принцип «гармония между человеком и природой» составляет культурную, психологическую и нравственую основу для устойчивого развития, характерную для китайской традиции; принцип «гармония между людьми» составляет основу силы нравственного влияния среди китайского народа и между китайцами и народами других стран; а принцип «гармония между государствами» создает господствующую моральную высоту в международном общении [17]. Таким образом, очередной съезд показал, что соотношение древнего традиционного принципа «гармонии» с современными политическими и социальными реалиями не исчерпывает своей актуальности. Теоретики китайского правительства, прочно взяв однажды на вооружение конфуцианские принципы, продолжают все более активно апеллировать к ним при разработке научных концепций. Очевидно, что привлекательность китайской культурной традиции становится той платформой, на основе которой Китай формирует свой новый международный облик.