Опыт лечения больных первичной медиастинальной В-крупноклеточной лимфомой (ПМВКЛ)
Автор: Терехова А.Ю., Павлов В.В.
Журнал: Злокачественные опухоли @malignanttumors
Рубрика: Онкогематология
Статья в выпуске: 4S1 (21), 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140223001
IDR: 140223001
Текст статьи Опыт лечения больных первичной медиастинальной В-крупноклеточной лимфомой (ПМВКЛ)
В связи с относительной редкостью ПМВКЛ терапевтические подходы, позволяющие добиться полного излечения большинства больных, изучены недостаточно. Отсутствует единое мнение относительно преимущества использования определенных схем химиотерапии. В целях улучшения результатов лечения обсуждается вопрос о возможности интенсификации режимов химиотерапии на этапе индукции, использовании таргентной терапии, необходимости применения лучевой терапии на консолидирующем этапе лечения.
Целью настоящего исследования явилась оценка эффективности и переносимости различных режимов химиотерапии на этапе индукции в схеме комбинированного лечения больных ПМВКЛ.
Материалы и методы. В работе проанализированы клинические данные 21 пациента с диагнозом ПМВКЛ получивших лечение в МРНЦ им. А. Ф. Цыба – филиал ФГБУ «НМИРЦ» МЗ РФ в период с 2007 по 2016 год. В исследование было включено 12 (57%) женщин и 9 (43%) мужчин. Возраст больных колебался от 16 до 52 лет, медиана составила 31 год. Диагноз во всех случаях был установлен на основании гистологического и иммуногистохимического исследований. Стадирова-ние проводилось в соответствии с классификацией Ann-Arbor. С целью установления распространенности опухолевого процесса перед началом лечения и оценки ответа все пациенты проходили обследование включающие: ультразвуковое исследование, компьютерную томографию, трепанобиопсию подвздошных костей. Ведущим клиническим проявлением заболевания был синдром сдавления верхней полой вены, который определялся у 7 пациентов (34%). Распределение по стадиям было следующим: у 3 (14%) была установлена I стадия болезни, у 13 (62%) – II, с III стадией 2 пациента (10%), с IV стадией было 3 пациента (14%). Инфильтрация легких по прилежанию была выявлена у 17 пациентов, прорастание перикарда диагностировано у 13 больных, плевры – у 15, магистральных сосудов – у 9. Тромбоз сосудов системы верхней полой вены был обнаружен – у 3, прорастание мягких тканей грудной стенки – у 4 пациентов, поражение селезенки – у 2, печени – у 1. На момент установления диагноза у 12 в средостении определялось массивное (bulky) опухолевое образование. 9 пациентов получили лечение по программе R-NHL-BFM 90 (проведено от 1 до 6 курсов, медиана 4 курса); 10 пациентов по программе R-CHOP количество проведенных курсов от 1 до 8 (медиана 6 курсов); 2 пациентам было начато лечение по схеме CHOP без введения ритук-симаба (всего 1 курс). Больным с первично-резистентным течением заболевания, проводилась ХТ 2-й линии по различным программам. В зависимости от ответа на химиотерапию количество курсов составило от 1 до 6. Всем пациентам через 3–4 недели после завершения химиотерапевтического этапа лечения при достижении полного или частичного ответа (n=16), осуществлялась консолидирующая лучевая терапия на резидуальные опухолевые очаги. Разовая очаговая доза облучения составила 2Гр, суммарная очаговая доза от 30 до 36 Гр.
Результаты. Из 9 пациентов, получавших химиотерапию по схеме R-NHL-BFM 90, после ее завершения полный/ частичный ответ был достигнут у 7 пациентов. В 2 случаях констатировано прогрессирование заболевания; у одного пациента после 1 блока (из-за развития токсичности дозы
XX РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС • ПОСТЕРЫ
МЕЛАНОМА И ОПУХОЛИ КОЖИ
химиопрепаратов были редуцированы), у второго пациента прогрессирование было установлено после двух блоков, оба погибли: один от прогрессирования, второй от гнойного менингита на фоне прогрессирования заболевания. Таким образом, частота объективного ответа на терапию R-NHL-BFM 90 составила 78% (7 из 9 больных). После курса R-CHOP, достигнут полный/частичный ответ у 9 человек из 10, у 1 пациента зафиксировано прогрессирование после 6 циклов, в настоящий момент проводится терапия 2 линии. Одна пациентка выбыла из-под наблюдения после завершения химиотерапевтического этапа лечения. Частота объективного ответа на терапию R-CHOP составила 90% (9 из 10 больных). У 2 пациентов, после одного курса по схеме CHOP было установлено прогрессирование. У одного пациента удалось достичь ремиссии на терапии 2 линии (схема R-NHL-BFM 90), другому проводится терапия 2 линии. На завершающем этапе лечения 16 пациентам осуществлялась консолидирующая лучевая терапия на очаги поражения. Таким образом, по окончании всей программы лечения из 21 пациента, включенного в исследование, ремиссия была достигнута у 16 (76%). После завершения полной программы лечения, рецидивы зафиксированы у трех пациентов. В одном случае рецидив развился в ближайшие сроки (6 месяцев), после завершения программы R-NHL-BFM 90, пациентка погибла от прогрессирования; 2 рецидив развился ч/з 31 месяц после завершения лечения по программе R-CHOP, третий ч/з 13 месяцев после завершения 2 линии химиотерапии NHL-BFM 90. На момент анализа при медиане наблюдения 34 месяца под наблюдением остаются 17 пациентов. Общая трехлетняя выживаемость 86%. Трехлетняя безрецидивная выживаемость составила 82%. Бессобытий-ная выживаемость 67%.
Заключение. Таким образом, при использовании в качестве терапии первой линии при ПМВККЛ режимов R-CHOP /R- NHL-BFM, полная/частичная ремиссия достигнута у 76% больных. В нашем исследовании не показано преимущества более токсичной схемы химиотерапии R-NHL-BFM 90 перед схемой R-CHOP.