Опыт новой повторной реставрации картины Фридриха Хартмана Баризьена «Портрет Николауса Эрнста фон Корфа»

Бесплатный доступ

В статье рассказывается о консервации, де-реставрации, повторной реставрации и изучении картины Фр. Х. Баризьена (1724-1796) «Портрет Николауса Эрнста фон Корфа» из запасников Государственного Эрмитажа. В 1976 году выполнена комплексная реставрация картины. А именно: укрепление грунта и красочного слоя, дублирование холста, раскрытие живописи, реконструкция и восполнение утраты основы, грунта, красочного слоя. При повторном наблюдении за картиной (спустя почти 50 лет) было обнаружено, что снова появилось большое количество крупных деформаций основы, области тонирования начали отличаться от окружающей живописи, лаковая пленка вновь пожелтела и деградировала. Было решение выполнить де-реставрацию картины. Термин де-реставрация - удаление материалов предшествующей реставрации. Т.е. необходимо выполнить разделение склеенных холстов, очистку оборотной стороны и удаление всех напластований с лицевой стороны. Иначе говоря, реставрация произведения должна была быть выполнена заново, в рамках современных принципов щадящей реставрации, а перед этим - максимально удалены явления, связанные с особенностями ранее применявшихся методик. Де-реставрация и повторная реставрация выполнялась с использованием ряда технологических решений, почерпнутых из опыта зарубежных коллег. В частности, техническими особенностями проекта стало использование транспарентного планшетного подрамника, полиэфирной ткани, прозрачных материалов, а также сохранение читаемости надписи с тыльной стороны основы и некоторые другие решения.

Еще

Де-реставрация, консервация, методика, надпись, транспарентная планшетная система, раздублирование, прозрачные материалы, портрет

Короткий адрес: https://sciup.org/170198019

IDR: 170198019

Список литературы Опыт новой повторной реставрации картины Фридриха Хартмана Баризьена «Портрет Николауса Эрнста фон Корфа»

  • Алешин А. История реставрации станковой масляной живописи в России. Развитие принципов и методов. Л.: Художник РСФСР, 1989. С. 158.
  • Катин-Ярцев М.Ю. Корфы// Большая российская энциклопедия. Т. 15. М., 2010. С. 395. Электронная верcсия. - URL: https://old.bigenc.ru/domestic_history/ text/2100540 (Дата обращения: 11.03.2022).
  • Essex J. R. The removal of old linings from oil paintings by the use of the vacuum hot table // Lining Paintings Paperback. Archetype Books. February 6, 2007. Р. 28-29.
  • Алешин А. Реставрация станковой масляной живописи. Учеб. пособие. М.: Художественная школа, 2013. С. 224.
  • Althöfer H. Restauriert und neu entdeckt. Aus der Arbeit der Restaurierung. Heft Düsseldorf, Kunstmuseum Düsseldorf, 1968. - 76 S.
  • Бобров Ю., Бобров Ф. Альтернативное дублирование живописи на холсте // Реликвия. №27. 2012. С. 10-15.
  • Gustav A. Lining of a torn painting with BEVA 371 // Lining Paintings Paperback. Archetype Books. February 6, 2007. Р. 49-62.
  • Nicolaus K. The Restoration of Paintings. Cologne: Könemann, cop. 1999. - 422 p.
  • Bestetti R., Saccani I. Materials and methods for the self-production of retouching colours // 2nd International Meeting on Retouching of Cultural Heritage. Porto, Portugal. 24-25 October, 2014. P. 26-38.
Еще
Статья научная