Опыт применения технологии циторедуктивной хирургии с методом интраоперационной интраперитонеальной гипертермической химиотерапии в лечении больных распространенным раком яичников

Автор: Шелехов Алексей Владимирович, Дворниченко Виктория Владимировна, Радостев Сергей Иванович, Мориков Дмитрий Дмитриевич, Расулов Родион Исмагилович, Ушакова Ирина Викторовна, Медведников Андрей Александрович, Захаров Антон Геннадьевич, Демонов Роман Николаевич, Гладкова Ольга Владимировна, Чернорубашкина Наталья Михайловна

Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj

Рубрика: Опыт работы онкологических учреждений

Статья в выпуске: 3 т.17, 2018 года.

Бесплатный доступ

Представлен первый опыт применения технологии циторедуктивной хирургии и технологии интраоперационной интраперитонеальной гипертермической химиотерапии (ГИИХ) в практике работы Иркутского окологического диспансера. Пациентки с диагнозом рак яичников были разделены на 2 группы: 1-я - 15 больных, подвергшихся циторедуктивной операции, 2-я - 17 пациенток, которым выполнен аналогичный объем операции и проведена процедура ГИИХ. Обязательным условием отбора в исследование являлось наличие верифицированного канцероматозного поражения брюшины, резектабельный процесс, общий статус больных. При первичном анализе этих групп в расчет брались временные показатели (период до операции, продолжительность операции, послеоперационный койко-день), а также наличие и характер осложнений в послеоперационном периоде. Дано полное последовательное описание методики проведения процедуры ГИИХ на аппарате Performer HT® [RAND, Medolla (MO), Italy]. Исследование носит проспективный характер, наблюдение за исследуемыми группами продолжается. Ожидаемыми результатами будет значимое расхождение общей и безрецидивной выживаемости в исследуемых группах.

Еще

Циторедуктивные операции, рак яичников

Короткий адрес: https://sciup.org/140254016

IDR: 140254016   |   DOI: 10.21294/1814-4861-2018-17-3-58-63

Текст научной статьи Опыт применения технологии циторедуктивной хирургии с методом интраоперационной интраперитонеальной гипертермической химиотерапии в лечении больных распространенным раком яичников

Актуальность распространенности запущенных форм рака не может остаться без внимания. Огромную когорту больных составляют пациенты с перитонеальным канцероматозом различных нозологических групп. Так, рак яичников (РЯ) занимает 5-е место в структуре онкологической смертности у женщин, летальность при этом заболевании на первом году после установления диагноза составляет 35 %. В 75 % случаев диагностируется РЯ IIIc стадии у больных молодого возраста.

Стандартом хирургического лечения рака яичников является выполнение экстирпации матки с придатками и резекции большого сальника [1].

Данный объем вмешательства является приемлемым при РЯ I–II стадий, однако в большинстве случаев лечению подлежат пациентки с III стадией заболевания, когда экстирпация матки и резекция большого сальника не может являться адекватной хирургической опцией. Более того, по данным Европейской группы по изучению рака яичников, у 24 % пациенток в сроки от 2 до 6 мес после первичной операции по поводу РЯ I–II стадий обнаруживается рецидив, что свидетельствует о сложности корректной установки стадии заболевания и, как следствие, адекватного объема операции. Все большее количество хирургов-онкологов

склоняется к выбору оперативной тактики в пользу выполнения максимально возможного циторедуктивного вмешательства с удалением всех визуально определяемых очагов опухолевого отсева (максимально допустимый размер остаточной опухоли принято считать не более 0,1 см) [2]. По данным ряда авторов, более 23 % больных РЯ III–IV стадии могут быть прооперированы без остаточной опухоли, что качественным образом влияет на общую продолжительность жизни и безрецидивную выживаемость [3].

Цель – внедрение в практику ГБУЗ ООД г. Иркутска циторедуктивных оперативных пособий с интраоперационной интраперитонеальной гипертермической химиотерапией (ГИИХ) у больных с перитонеальным канцероматозом как следствием распространенности первичного рака яичников или при рецидиве заболевания.

Материал и методы

Исследование выполнено на базе ГБУЗ ООД г. Иркутска, в период с 2016 по 2018 г. Было сформировано 2 группы больных раком яичников:

  • -    первая – 15 женщин в возрасте от 29 до 79 лет (медиана – 53 года), подвергшихся циторедуктивной хирургии (ЦХ) после 3 курсов неоадъювантной химиотерапии по схеме: доцетаксел 75 мг/м2 в/в 1 час в 1-й день, цисплатин 75 мг/м2 в/в в течение 2 ч, в 1-й день каждые 3 нед, через 21–28 дней выполнялось оперативное вмешательство;

  • -    вторая – 17 пациенток, которым была выполнена циторедуктивная операция с технологией ГИИХ, в возрасте от 39 до 77 лет (медиана – 57 лет); далее спустя 21–28 дней выполнялось оперативное вмешательство.

Во всех случаях на дооперационном и интраоперационном этапе был диагностирован и гистологически верифицирован канцероматоз брюшной полости (париетальной и висцеральной брюшины).

При включении пациенток в исследование и для оценки возможности выполнения полной циторедуктивной операции проводилось определение общего соматического статуса (по шкалам ECOG/ Карновского) и алиментарного статуса, а также наличия асцита и плеврита с цитологическим исследованием. Обязательным являлся анализ крови с определением онкомаркера СА-125, что позволяет оценить прогноз заболевания и контролировать процесс лечения. После выполнения необходимого перечня диагностических процедур (МСКТ грудной клетки, брюшной полости, малого таза; МРТ; ФГДС; ФКС; УЗС ОМТ) пациентки поступают на первый этап лечения – диагностическую лапароскопию для верификации процесса и определения уровня PCI. В некоторых случаях – при тяжелом состоянии больной, наличии выраженных сопутствующих заболеваний, а также при невозможности выполнения полной или оптимальной циторедуктивной операции (при индексе перитонеального канцероматоза более 14) – на первом этапе предлагается до 3 курсов индукционной химиотерапии. В последующем при положительной динамике опухолевого процесса и определении его резектабельности выполняется оперативное пособие.

В обеих группах пациенткам установлен диагноз рак яичника IIIC стадии. Стадирование РЯ производилось по классификации FIGO, 2010 г. Объем циторедуктивного пособия являлся полным во всех случаях – макроскопически не определялось остаточных опухолевых узлов (согласно клиническим рекомендациям Ассоциации онкологов России, практическим рекомендациям RUSSCO). Лишь у 2 пациенток во второй группе, когда индекс перитонеального канцероматоза превышал 20, была выполнена циторедуктивная операция в оптимальном объеме.

Процедура ГИИХ осуществлялась на аппарате Performer HT® [RAND, Medolla (MO), Italy]. Особенностью данной системы является возможность постановки до 8 датчиков температурного контроля в различные локусы, возможность регулирования скорости потока, температуры раствора, а также изолированный контур с циркулирующей средой, что является большим преимуществом, поскольку не требует дополнительной обработки аппарата и предполагает возможность его непрерывного использования на нескольких процедурах. Помимо этого прибор оснащен 2 роликовыми насосами с датчиками давления в контуре, что обеспечивает гибкость в управлении и точную диагностику причины неполадки при манипуляции. Методика проведения процедуры заключается в подборе оптимального объема лаважной жидкости, а также в выборе и подсчете дозировки химиопрепарата [4]. Затем после осуществления оперативного объема производилась постановка дренажных систем: 2 дренажа по диафрагмальной поверхности (устанавливались на подачу раствора) и 2 дренажа в малый таз (устанавливались на аспирацию). На первых этапах осуществлялась постановка температурных зондов на вход и выход дренажной системы, 1 датчик устанавливался в брюшную полость, 1 датчик – в пищевод, но в связи с низкой информативностью изменения показателей последнего от его постановки мы отказались. После достижения необходимой температуры жидкости (~41,5–42°С) начинался процесс заполнения брюшной полости и проведение циркуляции раствора до достижения фазы «плато», на это требуется 15–30 мин в зависимости от росто-весовых показателей больной. Обязательным моментом интраоперационного пособия является дополнительный обогрев пациента воздушной пушкой при температуре 45 °С. После достижения заданной температуры производилось введение необходимой дозировки химиопрепарата в циркулирующую среду. Время рабочей процедуры составляло 90 мин, скорость потока – 1000–1500 мл/мин. После окончания процедуры циркуляции производился забор раствора из полости живота без дополнительного омывания стерильными растворами. Дренажи устанавливались на сброс, в среднем на 4–6 дней. Установлено, что данный метод не приводит к увеличению частоты интра- и послеоперационных осложнений в сравнении с выполненным оперативным объемом [4]. Температурные режимы при ГИИХ варьировались в пределах 40,5–42,5°С согласно датчику, установленному в брюшной полости. Препараты выбора были обоснованы рядом исследований [5, 6], по данным которых при РЯ рекомендован цисплатин в дозе 75 мг/м2 [7].

Результаты и обсуждение

В первой группе (ЦХ) по оценке эффективности проведенной химиотерапии, согласно системе RECIST 1.1, в 7 случаях отмечался частичный ответ (уменьшение суммы наибольших диаметров каждого очага более чем на 30 %); у 5 пациенток – стабилизация процесса (уменьшение суммы наибольших диаметров каждого очага от 20 до 30 %); у 3 – явления прогрессирования (несмотря на это, индекс перитонеального канцероматоза позволял нам выполнить им необходимый объем операции). Период от начала неоадъювантной химиотерапии до операции в среднем составлял 16 нед (от 12 до 25 нед). У двух пациенток по окончании химиотерапии была выявлена лейкопения, что потребовало коррекции показателей крови и значимо удлиняло предоперационный период.

Проведение оперативного вмешательства в полном циторедуктивном объеме требует от хирургической бригады немалых временных затрат, что отражается на процессе реабилитации больных. При анализе полученных результатов установлено, что длительность операции в группе ЦХ в среднем составила 157,5 мин, против 470 мин – в группе ЦХ с ГИИХ. Продолжительность послеоперационного периода в группе ЦХ в среднем составила 12 койко-дней, в группе ЦХ с ГИИХ – 22 койко-дня. Обязательным условием для определения операбельности процесса является подсчет индекса PCI. Медиана интраоперационного PCI составила при ЦХ – 8,0; при ЦХ с ГИИХ – 11,5. Объем выполненных оперативных вмешательств в сравниваемых группах представлен в табл. 1.

Послеоперационные осложнения в группе ЦХ не отмечались. Напротив, в группе ЦХ с ГИИХ осложнения наблюдались у 4 больных: в 1 случае образовалась лизированная гематома в левом поддиафрагмальном пространстве, купированная адекватным дренированием; в 1 случае возникла панцитопения на фоне проведенной химиотерапии с развитием нефротоксичности; у 1 возрастной пациентки с сопутствующей кардиологической патологией в послеоперационном периоде раз-

Таблица 1

Объем выполненных операций в сравниваемых группах

Объем оперативного вмешательства 1-я группа, ЦХ (n=15) 2-я группа, ЦХ с ГИИХ (n=17) Экстирпация матки с придатками 15 17 Оментэктомия 15 17 Перитонеумэктомия 15 17 Резекция прямой кишки 6 11 Резекция ободочной кишки 1 4 Резекция тонкой кишки 1 7 Резекция мочевого пузыря и мочеточника 2 2 Спленэктомия 1 3 Аппендэктомия - 1 вился инфаркт миокарда (проведен весь комплекс лечебных мероприятий, после выписки больная направлена в кардиологический стационар); в 1 случае после проведенного вмешательства на фоне гипопротеинемии, кахексии наблюдалась несостоятельность швов кишечных анастомозов, что потребовало нескольких релапаротомий и, в конечном итоге, привело к смерти пациентки.

В дальнейшем все пациентки получают 4–6 курсов химиотерапии с динамическим контролем уровня онкомаркеров, а также МСКТ, МРТ, УЗИ. Первый контрольный осмотр проводится через 4 нед по окончании курса химиотерапии. В дальнейшем кратность обследования составляет 3 мес на протяжении первого года после окончания лечения, и в последующем – 1 раз в 4 мес, в течение 2 лет. Оценка состояния больных на апрель 2018 г. представлена в табл. 2. Мониторинг продолжается, в дальнейшем мы рассчитываем зарегистрировать расхождение показателей 1-, 3-, 5-летней безреци-дивной выживаемости в сравниваемых группах.

Заключение

Следует понимать, что воздействие на опухолевую массу только процедурой ГИИХ не является радикальным лечением. Эффективным является сочетание хирургического воздействия с этой процедурой. Циторедуктивная хирургия позволяет в большей степени уменьшить объем резистентной опухолевой массы со слабым кровотоком и свести его к минимуму (выполнение СС0-СС1 циторедуктивной операции, СС от англ. Сompleteness of Cytoreduction)) [8] и провести первый курс лечебного воздействия химиопрепаратом на оставшиеся опухолевые клетки. Мы считаем, что лечение больных РЯ III–IV стадии путем циторедуктивной операции с применением ГИИХ является перспективным методом, который позволяет значительно сократить предоперационный период за счет исключения неоадъювантной химиотера-

Таблица 2

Состояние больных на апрель 2018 г.

Этап динамического наблюдения 1-я группа, ЦХ (n=15) 2-я группа, ЦХ с ГИИХ (n=16), 1 больная умерла в послеоперационной периоде Получают химиотерапию 3 8 Наблюдаются 5 6 Выявлено прогрессирование 4 0 Не явились на прием 1 2 Умерли 2 0 пии и приступить к радикальному лечению сразу после постановки диагноза. Эффективность данной манипуляции достигается за счет сочетания многокомпонентной методики одновременного воздействия на опухоль с разных позиций. Это физические методы (хирургическое вмешательство), тепловое воздействие (гипертермия при ГИИХ) и введение цитостатиков. Кроме того, согласно гипотезе «ловушек опухолевых клеток» («tumor cell entrapment»), сформулированной P.H. Sugarbaker, интраоперационный лаваж способствует механическому удалению опухолевых клеток и сгустков крови/фибрина из брюшной полости, поскольку выполнение столь травматичного оперативного объема непременно ведет к контаминации брюшной полости элементами опухоли.

Таким образом, нами представлен первый опыт применения технологии в нашей клинической практике. Наблюдение за группами больных продолжается, но уже можно отметить следующие моменты: циторедуктивная хирургия с ГИИХ должна отражать мультидисциплинарный подход к лечению с обязательным участием врачей разных специальностей, оно требует высокого профессионализма и понимания всего спектра физиологических процессов от анестезиологической бригады, обеспечивающей периоперативную поддержку. Мы планируем продолжать освоение данной методики, расширить зону применения этой технологии, внедрение собственных рекомендаций. Отдаленные результаты и заключение по клиническому сравнению показателей выживаемости в группах будут представлены позже.

Список литературы Опыт применения технологии циторедуктивной хирургии с методом интраоперационной интраперитонеальной гипертермической химиотерапии в лечении больных распространенным раком яичников

  • Aebi S., Castiglione M.; ESMO Guidelines Working Group. Newly and relapsed epithelial ovarian carcinoma: ESMO Clinical Recommendations for diagnosis, treatment and follow-up. Ann Oncol. 2009 May; 20 Suppl 4: 21-3. DOI: 10.1093/annonc/mdp117
  • Практические рекомендации по лекарственному лечению злокачественных опухолей. Злокачественные опухоли. 2017. 7 (3); 135-145.
  • Winter W.E. 3rd, Maxwell G.L., Tian C., Carlson J.W., Ozols R.F., Rose P.G., Markman M., Armstrong D.K., Muggia F., McGuire W.P.; Gynecologic Oncology Group Study. Prognostic factors for stage III epithelial ovarian cancer: a Gynecologic Oncology Group study. J Clin Oncol. 2007; 25: 3621-7.
  • Аманов С.Б., Шаназаров Н.А., Привалов А.В. Роль гипертермической интраоперационной интраперитонеальной химиоперфузии в комплексном лечении рецидивов злокачественных новообразований и канцероматоза брюшной полости. Современные проблемы науки и образования. 2013; 6: 661.
  • Савинова А.Р., Гатауллин И.Г. Индивидуальный подход к лечению рака яичников. Казанский медицинский журнал. 2016; 97 (3): 388-393. DOI: 10.17750/KMJ2016-388
  • Покатаев И.А., Кормош Н.Г., Михина З.П., Лактионов К.П., Курганова И.Н., Тюляндина А.С., Тюляндин С.А. Современная концепция лечения рецидивов рака яичников. Опыт хирургии, лекарственного лечения, лучевой терапии. Вестник Московского онкологического общества. 2014; 1: 3-8.
  • Piso P., Dahlke M.-H., Loss M., Schlitt H.J. Cytoreductive surgery and hyperthermic intraperitoneal chemotherapy in peritoneal carcinomatosis from ovarian cancer. World J Surg Oncol. 2004; 2: 21. DOI: 10.1186/1477-7819-2-21
  • Draguła J., Konopacki A., Kwaśniewska M., Sokołowski R., Zukow W. The use of surgical cytoreduction in combination with hyperthermic intraperitoneal chemotherapy (HIPEC) in the treatment of cancerous peritonitis in patients with gastric cancer or colon cancer. J Health Sci. 2013; 3 (9): 077-086.
Еще
Статья научная