Опыт участия российских регионов в европейских трансграничных пространствах (на примере еврорегиона "Карелия")

Автор: Верхоланцева Ксения Владимировна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Экспертиза

Статья в выпуске: 3, 2009 года.

Бесплатный доступ

В условиях глобализации и регионализации в мире активно развиваются регионы и их международные связи. Россия, в силу особенностей своего государственного устройства, не является моносубъектом международных отношений. Россия - многорегиональный организм, функционирующий на основе «вертикальных» (центр - регионы) и «горизонтальных» (межрегиональных) взаимоотношений.

Короткий адрес: https://sciup.org/170164782

IDR: 170164782

Текст научной статьи Опыт участия российских регионов в европейских трансграничных пространствах (на примере еврорегиона "Карелия")

Путь России в XXI в. – это неизбежный поиск единства в региональном многообразии. Именно регионы оказывают большое влияние на систему международных связей Российской Федерации, являются основными её элементами. Большое значение во внешней политике РФ играет приграничное сотрудничество её регионов с регионами прилежащих стран. Одним из видов такого сотрудничества является участие российских регионов в трансграничных пространствах Европы (так называемых еврорегионах). Рассмотрим сотрудничество Российской Федерации с европейскими соседями на примере еврорегиона «Карелия».

В январе 1998 г. на международном семинаре «Внешние границы ЕС – мягкие границы» в г. Йоэнсуу (Финляндия) Правительством Республики Карелия была высказана идея еврорегиона «Карелия», которая затем была поддержана лидерами приграничных региональных союзов Финляндии – Северной Карелии, Кайнуу и Северной Похьянмаа. В феврале 2000 г. состоялось подписание Соглашения и Устава еврорегиона, в которых определены принципы и порядок взаимодействия1.

Властями Республики Карелия был изучен опыт множества других еврорегионов с участием России и не только. Об этом говорит в интервью газете «Новые известия» один из авторов идеи создания еврорегиона «Карелия», бывший министр внешних связей Республики Карелия, экссопредседатель Исполнительного комитета еврорегиона «Карелия» Валерий Шлямин: «Мы внимательно изучали, например, материалы деятельности еврорегиона «Померания», расположенного на границе Германии и Польши; еврорегиона «Балтика», объединяющего приморские территории Польши, Швеции, Дании, Латвии, Литвы и России и ставшего первым трансграничным сообществом с участием нашей страны. Интересны нам были примеры сотрудничества на границе Дании и Германии, Испании и Франции и даже за пределами Европы – на границе США и Мексики. Нигде единой модели еврорегиона, как оказалось, не существует. Каждая территория вырабатывает свои принципы и механизмы сотрудничества. Наиболее тщательно мы исследовали опыт работы еврорегиона «Эгрензис», совершив ознакомительную поездку на границу Германии и Чехии. Именно этот пример нам показался более всего приближенным к нашим условиям. Опыт приграничного сотрудничества государств, ещё совсем недавно принадлежавших к различным общественно-политическим системам и находившихся в остром идеологическом противостоянии, где и сегодня ещё сохраняются существенные различия в экономическом развитии, уровне жизни и культуры и даже остатки психологических барьеров времён холодной войны»1.

Суть проекта – это развитие системы совместного пространственного планирования сопредельных регионов Финляндии и Карелии. Географически территория охватывает три финляндских региональных союза и российский регион – Республику Карелия. В рамках еврорегиона сохраняется действие национальных законодательств на каждой из территорий2. Согласно Уставу еврорегиона «Карелия», сотрудничество имеет следующие цели: облегчить процесс пересечения границы для людей и грузов путём упрощения пограничных формальностей и содействия открытию новых пограничных переходов; содействовать улучшению благосостояния жителей путём увеличения занятости; содействовать развитию экономики путём улучшения инфраструктуры приграничных районов, например работы контрольнопропускных пунктов, коммуникаций и решения проблем охраны окружающей среды; обеспечить решение проблем безопасности местного населения и туристов путём борьбы с международной преступностью; расширять сотрудничество в сфере культуры; координировать проекты Интеррег-Карелия и Тасис-трансграничное сотрудничество на региональном уровне и в пределах своей компетенции, а также проекты в рамках сотрудничества сопредельных регионов Российской Федерации и Финляндии; способствовать получению финансирования ЕС, а также иного финансирования для общих проектов региона; конкретизировать некоторые положения политики ЕС «Северное измерение» путём развития региональных моделей сотрудничества на внешней границе ЕС1.

Организационно еврорегион состоит из Исполнительного комитета, куда входят председатели правлений и главы администраций региональных союзов и представители Правительства Республики Карелия, а также двух секретариатов – в Петрозаводске (Россия) и Каяни (Финляндия). Исполком принимает решения о финансировании совместных проектов. В рамках еврорегиона в 1999 г. была возобновлена деятельность карельско-финляндской Совещательной комиссии, которая состоит из мэров приграничных коммун Финляндии и глав местного самоуправления, депутатов Законодательного Собрания Карелии. В перспективе Совещательная комиссия видится как форум муниципальных и региональных политиков сопредельных территорий. Для финансирования проектов в рамках еврорегиона создан общий фонд, который будет наполняться из нескольких источников – это европейские программы, бюджеты коммун Финляндии, вклад организаций и предприятий Республики Карелия в проекты2. Кроме того, фонд принимает пожертвования банков, общественных организаций, юридических и частных лиц, поддерживающих сотрудничество между Республикой Карелия и Финляндией.

Что касается оценки функционирования проекта «Еврорегион “Карелия”», стоит упомянуть заседания карельско-финляндской подгруппы по сопредельному сотрудничеству (г. Суоярви, 3.12.1998; г. Оулу, 15.10.1999) и встречу сопредседателей (г. Йоэнсуу, 25.12.2000), международную конференцию по приграничному сотрудничеству под эгидой Совета Европы (г. Кухмо и г. Костомукша, 25–26.11.1999), где данная форма сотрудничества обсуждалась и получила положительные отзывы. Еврорегион «Карелия» получил поддержку в выступлении бывшего министра иностранных дел России И. Иванова в ходе визита в г. Петрозаводск 10 мая 2001 г. По словам экс-министра, МИД рассматривает еврорегионы как пилотную территорию для отработки новых форм и методов взаимодействия России и Европейского союза1. В. Шлямин так оценил работу еврорегиона: «Еврорегион “Карелия” мы рассматриваем как базовый элемент пространственного планирования социальноэкономического развития сопредельных территорий. Его создание дало импульс совместным социальным проектам в области здравоохранения, социальной защиты, образования, поддержки культуры финно-угорских народов в Республике Карелия. В гг. Калевале и Костомукше началась реализация проекта создания этнокультурного центра по мотивам всемирно известного эпоса «Калевала». Будущие поколения смогут в полной мере оценить уникальную красоту карельской культуры, которая, вне всяких сомнений, занимает достойное место в кругу европейских культур. Вот почему мы рассчитываем на поддержку этого проекта, инициированного местным самоуправлением, со стороны Европейского союза»2.

Однако существует и противоположная оценка работы еврорегиона «Карелия». Например, О. Реут считает, что «хотя согласно официально заявленным сторонами планам еврорегион был призван оптимизировать использование средств по программам ЕС Tacis и Interreg, на деле же, как бюрократическая структура (а именно таковой она остаётся до настоящего времени, так как для большинства жителей Карелии никакой потребности в еврорегионе нет) может оптимизировать и “сопрячь” трату чужих денег, совершенно непонятно. …Непонятно, как можно тратить деньги по назначению, если часть еврорегиона лежит на территории государства с принципиально отличающейся бюджетной политикой, построенной на принципах сочетания целевых федеральных программ и дотаций территориям?» Единственным начинанием, получившим финансирование за первые три года существования карельского еврорегиона, стал проект «Еврорегион “Карелия” как инструмент гражданского общества». Объём финансирования – 200 тыс. евро. Донор – программа Tacis, подпрограмма – Cross-border Co-operation.

Заявленной целью проекта являлись «организация и проведение мероприятий, направленных на распространение информации о еврорегионе “Карелия” на межрегиональном и международном уровне». На практике, если последовательно рассматривать основные направления реализации указанного проекта, сделано было ничтожно мало. «Тренировочные поездки» в Австрию и Словакию с целью «обучения механизмам приграничного сотрудничества», равно как и десятки визитов чиновников карельского правительства в Финляндию и Брюссель, мало чем отличались от сложившейся в последние годы практики так называемого «парадипломатического туризма». Подобные командировки не характеризуются транспарентностью действий властей и вовлечённостью общественности (экспертно-аналитического сообщества) республики если не в сам процесс принятия управленческих решений, то хотя бы в контроль над расходованием бюджетных средств1.

Таким образом, реализация еврорегиональной модели финско-российского надтерриториального образования проходит в условиях, которые могут быть охарактеризованы следующим образом. Это, прежде всего, отсутствие процедуры определения ясных и понятных жителям

Республики Карелия задач такого еврорегиона. Во-вторых, существует неопределённость источников финансирования. В настоящее время какие-либо ресурсы для финансирования частных проектов в еврорегионе отсутствуют, а вопрос о выделении средств из республиканского и/или муниципальных бюджетов никогда даже не рассматривался. Третьим и принципиально важным условием, характеризующим состояние дел в еврорегионе, является полное или частичное игнорировании позиции органов местного самоуправления приграничных районов республики. Примером последнего служит то, что в состав карельской части Исполнительного комитета еврорегиона не включён ни один представитель приграничных муниципалитетов.

Особо следует выделить тот факт, что вертикально структурированная система принятия решений карельскими участниками еврорегионального образования только усиливала нежизнеспособность управленческой составляющей международной кооперации. Наиболее ясно это проявилось весной 2002 г. после принятия главой республики решения о ликвидации Министерства внешних связей Республики Карелия. Предельно бюрократическая «пирамида власти», замкнутая на министра, в одночасье распалась. Практически на два года финские участники еврорегиона были поставлены в условия неопределённости, кто именно является их партнёрами и каковы новые каналы информационного обеспечения работы1.

Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на относительно положительный опыт концептуального применения модели еврорегионов на современном этапе развития региональных отношений, практическое использование этой идеи является, к сожалению, неконструктивным. «Объективная ценность еврорегионов для России заключается скорее в стимулировании диалога и институциональных инноваций и в меньшей степени в достижении нового качества регионального развития и новых экономических характеристик территорий»2. Динамика формирования и деятельности, а фактически бездействия, еврорегиона «Карелия», который в настоящей статье рассматривается в качестве примера одной из возможных форм взаимодействия сообществ на границе России и ЕС, свидетельствует о неэффективности такого проекта «срастания» приграничных территорий.

ВЕРХОЛАНЦЕВА Ксения Владимировна – Сибирский институт международных отношений и регионоведения, г. Новосибирск

Привести в порядок сноски – я не пойму, почему на одной стр. две 1, а на другой начинается с 2.

Статья научная