Органы государственного управления в финансово-экономической сфере России в годы правления Анны Иоанновны
Автор: Упоров И.В., Демьяненко М.А.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 1-2 (95), 2023 года.
Бесплатный доступ
Рассматриваются организационно-структурное построение, функции и полномочия органов государственного управления, в ведении которых находились финансовые и экономические отношения, в эпоху Анны Иоанновны (1730-1740 гг.). Отмечается, что в этот период госаппарат в данной сфере претерпел существенные изменения, что показывается на таких органах, как Камер-Коллегия, Ревизион-Коллегия, Коммерц-Коллегия, Коллегия экономики. Анализ осуществляется на основе актов, опубликованных в Полном собрании законов Российской империи.
Коллегии, финансово-экономическая сфера, полномочия, функции, структура, завод, доходы, расходы
Короткий адрес: https://sciup.org/170198120
IDR: 170198120 | DOI: 10.24412/2411-0450-2023-1-2-133-137
Текст научной статьи Органы государственного управления в финансово-экономической сфере России в годы правления Анны Иоанновны
В годы правления Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) произошли существенные изменения в системе государственного управления Российской империи, в частности, как известно, был упразднен Верховный Тайный Совет, созданный равнее при Екатерине I, Сенату были возвращены ряд имевшихся у него ранее полномочий, повысилось значение Кабинета Министров и др. Заметное ускорение в развитии получил институт коллегий как основных органов текущего управления государством. Это относилось и к финансовоэкономической сфере. Рассмотрим структуру и полномочия тех коллегий, а также некоторых других учреждений, которые занимались финансовыми и экономическими делами в Российской империи.
Координирующую роль в этом контексте имела Камер-Коллегия, которая по значимости была одной из основных, если иметь в виду финансовую сторону в деятельности государства, поскольку речь идет об организации государственных доходов и расходов, и в этом смысле ее можно считать прообразом будущего министерства финансов. Камер-Коллегия организационно была переструктурирована согласно Регламенту от 23 июня 1731 г. Издание этого акта, состоявшего из 35 статей, обуславливалось прежде всего изме нениями в государственных доходах-расходах. Здесь указывалось, что «Петр Великий Камер-Коллегию учредил и особливо Регламент оной дал, но понеже тогда, яко при новом учреждении, неизвестное было о всех государственных доходах и о состоянии оных .. К тому же после того в доходах и сборах государственных учинены перемены, ибо по тогдашнему времени были всякие сборы, как с купечества, так и с крестьян с дворового числа и не одни окладные, но и чрезвычайные разные … но ныне те сборы не доходят в Нашу казну» [1], соответственно предписывалось сей Регламент «по состоянии нынешнего времени, по Нашему указу пополнить и изъяснить».
Одной из главных обязанной Камер-Коллегии было составление книги всем государственным доходам, а также «особенный надзор» за взысканием недоимок. Помимо этого, Камер-Коллегии вменялись и другие функции, в частности, этот орган мог заключать подряды до 10 000 рублей серебром; если же подряд «простирался» на более высокую сумму, то Коллегия доносила о том Сенату, прося его об «апробации». Этой же Коллегии поручено было с 1734 г. устройство дорого от Москвы до Петербурга. А еще раньше (1730 г.) Камер-Коллегии было подтверждено полномочие поверить счеты прочих Коллегий, Канцелярий, также губерний и провинций с 1719 по 1726 гг., для чего в Коллегии существовал особый стол.
Камер-Коллегия была разделена на несколько экспедиций: первая экспедиция ведала дела по губерниям Московской, Белгородской, Киевской и Смоленской; вторая экспедиция заведовала делами по губерниям Нижегородской, Казанской, Астраханской и Воронежской; ведомству третьей экспедиции подлежали дела по губерниям Петербургской, Новгородской, Рижской, Ревельской, Архангельской, Нарвской и Выборгской провинций; четвертая экспедиция занималась «счетами». В каждой экспедиции находились один Советник, один Ассесор, при них Секретарь и несколько канцелярских служителей. По делам Эстляндии и Лифляндии велено было присутствовать в Камер-Коллегии одному Ассесору родом из эстляндцев или лифляндцев. Впоследствии на Камер-Коллегию возлагались и другие разнообразные обязанности.
По финансовой части, хотя и в других аспектах, а именно в осуществлении непосредственного финансового контроля, работала также Ревизион-Коллегия, статус которой регулировался изданным 7 мая 1733 г. Регламентом этой коллегии, в котором указывалось, что «по ныне блаженной и вечнодостойной памяти Его Императорского Величества весь труд и выданные Регламенты и указы весьма не исполнены и не сохранены, и в сборах государственных, и в казенных долгах бесчисленная недоимка запущена … поэтому ныне Реви-зион-Коллегию на таком основании учредить, чтобы она со всех Коллегий, Канцелярий и подчиненных им мест в определенные сроки счета взыскивала, и каждый год, не запуская год за годом, пересматривала и ревизовала» [2].
Исходя из этого, основные полномочия Ревизион-Коллегии состояли в ревизии счетов о всех государственных доходах и расходах, какого бы они звания не были, начиная с 1732 г. Регламентом устанавливалось, чтобы все Комиссии, Канцелярии и ведомственные места доставляли в нее «счетную выписку». До этого финансовые проверки осуществлялись в разных учреждениях - в Камер-Коллегии, в счетных Комиссиях Сибирского Приказа, Канцелярии от Строений, Комиссариатской, Провиантской, Партикулярной верфи Сестрорецких заводов и др. И вот для ускорения счетоводства все указанные Счетные Комиссии были объединены в одну Генеральную Счетную Комиссию - согласно Инструкции от 7 мая 1733 г. [3] Из этого акта Анны Иоанновны видно, что, счетное дело продвигалось медленно, в связи с чем принимались разные организационные решения. Предписывалось, в частности, счеты и книги из всех губерний, провинций и городов отсылать прямо в Ревизион-Коллегию. Но множество частных счетов и книг, наводнивших Ревизион-Коллегию, препятствовали скорому и точному отправлению в них дел. Отчасти по этой причине в 1737 г. была учреждение в Москве Ревизион-Контора [4], куда отсылались счеты по всем сборам из Московских присутственных мест.
Для экономического развития Российской империи важное значении имела Коммерц-Коллегия. В начале царствования Анны Иоанновны с Коммерц-Коллегией были соединены Мануфактур-Коллегия и Берг-Коллегия, поскольку, как отмечено в соответствующем указе, «хотя Коллегии Коммерц, Берг и Мануфактур в разных правлениях состоят и особливых членов имеют, но от этого никакой пользы не находится, кроме казенного убытка и в делах затруднения и излишних переписок и одно дело в разных руках обрабатываются» [5]. Коммерц-Коллегия была разделена на три экспедиции: первая Экспедиция ведала дела, относившиеся до торговли; вторая Экспедиция была по горному управлению; третья Экспедиция заведовала фабриками и мануфактурами. В 1736 г. управление горными делами отошло от Комерц-Коллегии в ведомство новоучрежденного Берг-Директориума. С присоединением Мануфактур к Коммерц-Коллегии «круг власти» этой Коллегии был расширен подчинением ей суда по всем фабричным промышленникам потому, что «хотя и учрежден в Москве Суд приказ для всех дел, но у него и без того много дел» [6].
Коммерц-Коллегия определяла все пошлины и сборы на купеческие товары, которые «привозились» в Государство и из него «вывозились». В Коммерц-Коллегии находились Президент, Вице-Президент, три Советника и три Ассесора.
В дальнейшем в структуре Мануфактор-Коллегии происходили изменения. Так, в 1736 г. по проекту Бирона Берг-Коллегия была вновь восстановлена в качестве самостоятельного органа, но с другим названием: Генерал-Берг-Директориум, который должен был «безпосредственно зависеть от Высочайших повелений и иметь все те преимущества, которыми прежняя Берг-Коллегия пользовалась и прочие Коллегии пользуются» [7]. Начальник Генерал-Берг-Директориума назывался Генерал-Берг-Директором, который должен был действовать на основании прежних инструкций, данных Берг-Коллегии. В 1739 г. (3 марта) издан был Берг-Регламент [8], который определил правила «устроения заводов горных и права и обязанности искателей руд». Генерал-Берг-Директориум обязан был надзирать за «рудоископателями», горными заводами, способствовать «приохочиванию иностранцев и русских людей к рудокопным строениям». Генерал-Берг-Директориуму предписывалось представлять императрице рапорты о состоянии горно-заводской промышленности, об отдаче казенных заводов частным лицам на содержание и обзаведение новых заводов. В Регламенте запрещалось Губернаторам и Воеводам вмешиваться в дела рудокопные. Генерал-Берг-Директориум был «единым судьею по делам горным». В 1738 г. при Генерал-Берг-Директориуме была учреждена особая Коллегия для разрешения вопроса о том, как выгоднее содержать заводы: «казною или частными лицами» -было было принято решение о том, что надо стимулировать частных лиц.
Говоря о Коллегии Экономии, следует заметить, что Указом 1736 г. Коллегия Экономии была поручена Генерал-лейтенанту Волкову, которому велено было заведовать всеми ее делами и доходами [9]. В 1738 г. она была изъята из ведомства Синода и подчинена Сенату, поскольку в ней состояли сборы и другие экономиче- ские дела, которые подлежали ведомству Сената. Духовных же дел, которые бы касались Синода, не было. Поэтому относительно дел, касающихся Коллегии Экономии, Синод обязан был обращаться прямо в Сенат. Приказы Синодальный и Дворцовый были присоединены к Коллегии Экономии, а также Синодальная вотчина была отдана в полное ее ведомство.
Коллегия Экономии должна была контролировать поступление в нее доходами и иметь попечение, чтобы при сборах не были допущены недоимки и не употреблялись ни на какие траты остаточные, за неокладными расходами, суммы [10]; этому органу предписывалось наблюдать, чтобы из отставных солдат не были определены в богадельни и монастыри на прокормление такие, которые свои дворы и пожитки имеют. В Коллегии Экономии хранились деньги и всякие вещие, остающиеся после архиереев и прочих духовных лиц, деньги эти не могли быть расходова-ны ни на какие расходы без именных указов. Сама Коллегия находилась в Москве, а ее Контора в Санкт-Петербурге - это было сделано с той целью, что члены Коллегии должны были в летнее время ездить «по вотчинам учреждать сев, смотреть пашню и наблюдать, все ли отправлять так, как добрая экономия требует, ибо если членам только в Коллегии сидеть, а по вотчинам не смотреть, то от них никакой прибыли не буде, но токмо убыток от содержания им на жалование, а от Москвы по вотчинам ближе будет ездить и безубыточно казне, да и крестьянам для случающихся нужд, если Коллегия будет в Москве, приходить удобнее и ближе» [11].
Вотчинная Коллегия в рассматриваемый период также претерпела некоторые изменения. И в этой связи нужно заметить прежде всего, что имело место недовольство многих собственников в решении вотчинных дел, происходившее ввиду отдаленности расположения Вотчинной Коллегии в Москве от пограничных и Северных районов н России. В этой связи было решено учредить в Санкт-Петербургу Контору этой Коллегии, которой было предоставлено решение тех же самых дел, как и Коллегии, а в случае сомнения по какому-либо предмету, она должна была исспрашивать решение от Коллегии [12]. В Вотчинной Коллегии были определены два Ассесора, один Секретарь и несколько подъячих. 11 мая 1740 г. была учреждена при Вотчинной Коллегии Крепостная Контора – «для порядочного о крепостном сборе во всем Государстве смотрения и чтобы все годы счеты, без упущений производились» [13]. Такое решение обуслав- и выкупах недвижимых имений удобнее можно было справиться в Коллегии Вотчинной о запрещении при продаже и споре, а прежде эта операция чрез Юстиц-Коллегию производилась медленно, хлопотно и неудобно. Последующие существенные изменения в сфере государственного управления, в том числе в сфере финансов и экономики, будут происходить при Екатерине II.
ливалось тем, что при продажах, закладах
Список литературы Органы государственного управления в финансово-экономической сфере России в годы правления Анны Иоанновны
- Регламент Камер-Коллегии от 23. 06. 1731 г. // ПСЗ-1. № 5789.
- Регламент, или Инструкция, Ревизион-Коллегии от 07. 05. 1733 г. // ПСЗ-1. № 6391.
- Инструкция Генеральной Счетной Комиссии от 07. 05. 1733 г. // ПСЗ-1. № 6392.
- Резолюция Кабинета Министров на доклад Сената от 04. 07. 1737 г. «О бытии в Санктпетербурге Ревизион-Коллегии, а Москве Конторы ея» // ПСЗ-1. № 7310.
- Указ Именной, данный Сенату, от 08. 10. 1731 г. «О соединении Берг-Коллегии и Мануфактур-Коллегии с Кммерц-Коллегиею и о разделении дел на три Экспедиции» // ПСЗ-1. № 5860.
- Указ сенатский от 12. 11. 1731 г. «О ведении закодчиков судом и расправою от Ком-мерц-Коллегии» // ПСЗ-1. № 5875.
- Указ Именной от 04. 09. 1736 г. «О именовании Правления горных и рудокопных дел Генерал-Берг-Директориумом, с присвоением ему преимуществ прежней Берг-Коллегии и прочих Коллегий; о награждении за отысканием руд или приискание к рудокопному строению способных мест и о дозволении таковым объявителям заводить самим рудокопные заводы» // ПСЗ-1. №7047.
- Берг-Регламент от 03. 03. 1739 г. // ПСЗ-1. № 7766.
- Сообщение Кабинета Министров в Сенат от 30. 01. 1736 г. «О поручении Генерал-Лейтенанту Волкову Коллегии Экономии и Раскольнической Конторы и об определении сих мест доходов на дачу ружникам» // ПСЗ-1. № 6778.
- Указ Именной, данный Сенату от 30. 10. 1738 г. «О присоединении Синодального и Дворцового Приказов к Коллегии Экономии и об отдаче Синодальных Вотчин в полное ведомство оной Коллегии» // ПСЗ-1 . №7679.
- Высочайшая резолюция на доклад Тайного Советника Графа Мусина-Пушкина от 14. 11. 1739 г. «Об оставлении Коллегии экономии в Москве» // ПСЗ-1. № 7944.
- Указ сенатский от 01. 07. 1736 г. «О бытии Вотчинной Конторы в Санктпетербурге» // ПСЗ-1. № 7000.
- Резолюция Кабинета Министров на совещании Сената от 11. 05. 1740г. «Об учреждении при Вотчинной Коллегии Крепостной Конторы» // ПСЗ-1. № 8102.