Ориентиры будущей планетарной экосистемы: гуманизм или эффективность?

Бесплатный доступ

Человечество вступило в эпоху постиндустриального развития, получив в наследствоот предыдущего этапа обостряющееся противоречие между природой и сложившейся в развитыхстранах моделью хозяйствования. Проявляющиеся мегатренды глобального развития в своем большинстве несут отпечаток этого противоречия. Энергетика выступает той сферой, где переплетаются в едином клубке вопросы политики и экономики, экологии и безопасности, технологических инноваций и качества жизни. Будущее планетарной экосистемы может быть выстроено с опорой натехнологическое развитие энергетики, подчиненной гуманитарным критериям.

Планетарная экосистема, энергетика, возобновляемые источники энергии, экономический прогресс, гуманизация экономики, мегатренды, уровень и качество жизни

Короткий адрес: https://sciup.org/148331349

IDR: 148331349

Текст научной статьи Ориентиры будущей планетарной экосистемы: гуманизм или эффективность?

Со второй половины ХХ века человечество, согласно выводам аналитиков, пришло к состоянию разрушения основ своего планетарного существования. Противоречие между человеком и природой приняло характер взаимного уничтожения [9]. Это потребовало от человечества осознания «хрупкости» социо-эколого-экономической системы, сформированной на планете, и осмысления происходящего как готовящейся планетарной катастрофы, когда биосфера просто не вынесет дальнейшего наступления промышленности.

ГРНТИ 06.03.15

EDN ABRXEY

Лариса Александровна Миэринь – доктор экономических наук, профессор, профессор специализированной кафедры ПАО «Газпром» Санкт-Петербургского государственного экономического университета. ORCID 00090006-8766-6551

Встала задача по-новому выстраивать эти отношения на всех уровнях хозяйствования, направляя технический прогресс в русло достижения устойчивого развития в интересах не только живущих, но и будущих поколений. Было очевидно, что дальнейшее развитие должно идти по пути одновременного интегрального перестроения взаимодействия трех важнейших элементов в системе глобального миропорядка: управленческого, институционального и технологического. И для того, чтобы задача сохранения экосистемы была решена, требовалось, в первую очередь, сформировать новое планетарное мышление.

Экономические успехи промышленно-развитых стран после Второй мировой войны обеспечили рост уровня и качества жизни населения в них, и уже к 1990-м годам на Западе начался переход от массовости к индивидуализации потребления, что повлекло экспоненциальный рост потребления ресурсов, в первую очередь, энергетических. Проблема, с которой столкнулось человечество в конце ХХ века, касающаяся использования энергетических ресурсов, имела принципиально отличный от всех других характер, так как мир «уперся» не только в растущий спрос на энергетические ресурсы, но и в то, что большая часть используемых углеродосодержащих ресурсов невозобновляема и ограничена.

При этом, именно их использование приносит наибольший вред окружающей среде. На глобальном уровне энергетический сектор генерирует на сегодняшний день порядка 75% выбросов парниковых газов [13, с. 60]. Отсюда, как следствие, возникла задача поиска новой модели хозяйствования, которая стала вначале прописываться сценарно, затем оформляться институционально, и через формирование семантических полей концепций устойчивого развития [2], «зеленой» [16], а затем «синей» экономики [17], распространяться на все уровни управления для реализации процессов ресурсосбережения, сокращения выброса парниковых газов, рециклингового производства, рационального потребления и пр.

Постуглеродная экономика: бег с препятствиями и ловушками

Институционализация нового планетарного мышления шла и продолжает идти в двух направлениях: «сверху» и «снизу». Первое направление включает выработку общих подходов к пониманию устойчивого развития, проведение международных форумов по окружающей среде, принятие соглашений и поиск приемлемых инструментов регулирования межстрановых и внутристрановых взаимодействий по этим вопросам. Второе направление опирается на рост экологизации сознания жителей разных стран, движение «зеленых» и прочих экозащитников. В результате этой институционализации в системе глобального миропорядка сформировалось несколько мегатрендов (см. табл.), которые проявляются и в обществе, и в экономике, и в техносфере.

Таблица

Мегатренды глобального развития, связанные с проблемой взаимодействия «общество-природа»

Сфера

Мегатренд

Проявление и последствия

Общество

Экологизация жизни

Экологизация сознания; осознанное потребление

Ценностные сдвиги

Гуманизация и трансгуманизм; деформация плюрализма; волонтерские движения; рост ценности свободного времени, переход к фрилансу

Нарастание неопределенности будущего

Рост тревожности и уровня стресса в обществе

Экономика

Энергопереход

ESG-повестка, развитие «зеленой» экономики, декарбонизация; развитие «умной» энергетики»

Нацеленность на устойчивое развитие

Формирование целей устойчивого развития на уровне мирового сообщества, государств и корпораций; бережливое производство; экологизация производства

Появление креативной экономики

Рост креативного сектора хозяйства, креативных индустрий; спрос на креативных работников

Развитие экосистем

Изменение стратегий развития компаний; развитие сквозных технологий

Техносфера

Цифровизация

Цифровая трансформация всех сфер жизни

Развитие искусственного интеллекта (ИИ)

Включение ИИ в качестве помощника в процессы жизнедеятельности хозяйствующих субъектов

Составлено автором.

Как считают ученые, в настоящий момент мы наблюдаем мегатренд формирования регенеративной среды обитания как процесс, качественно меняющий мироустройство и социальную роль человека, постепенно встраивающегося в природные циклы [3, с. 19-20]. Он вытекает из осознанной глобальным сообществом необходимости движения по пути построения такой среды обитания. При этом, все чаще появляются прогнозы, называющие такие технологические мегатренды как развитие искусственного интеллекта и цифровизацию хозяйствования угрозами для цивилизации, связывая возможные сценарные ветки их развития с глобальными катастрофами для человека в будущем [1].

Проявление мегатрендов, с одной стороны, демонстрирует прогресс человечества, а с другой – именно он несет в себе не только угрозы, но и ловушки для цивилизации. Описанию эволюционных ловушек посвятила свою статью «Эволюция поликризиса: ловушки антропоцена, которые бросают вызов глобальной устойчивости» группа ученых из Стокгольмского центра жизнеспособности и устойчивости к изменениям [15]. Это междисциплинарное исследование, базирующееся на анализе динамики взаимодействия человечества с биосферой, раскрывает «эволюционные ловушки», в которые потенциально может попасть население Земли и в конечном итоге погибнуть.

Исследователи выделили 14 таких потенциальных тупиков развития человечества или ловушек, разделив их на 3 группы: глобальные, технологические и структурные. Мысль о том, что технологический прогресс может грозить гибелью планеты не нова, как и вывод о том, что общим единственным другом для всех сейчас выступает Земля, потому необходимо искать пути управления имеющими место конфликтами между всеми уровнями и областями социальной организации общества, от глобального к индивидуальному. И важнейшим инструментом здесь, по мнению ученых, выступает человеческая способность работать друг с другом посредством дипломатии и наведения мостов [7; 8].

Какая экосистема нам нужна?

Очевидно, что человечество не имеет на сегодняшний день единого целостного представления о том, какое хозяйственное устройство должно быть в будущем. Но принципы и подходы построения такой модели выступают предметом дискуссий представителей разных наук, начиная от политологов и футурологов, заканчивая экономистами и энергетиками [11]. Какой мы хотим видеть экосистему будущего? Эти проблемы обсуждали эксперты в рамках сессии ПМЭФ-2024 «Технологическая экосистема будущего: на благо человека и планеты» [12].

То, что на сегодня нет альтернативы системе развивающихся технологий, не подлежит сомнению. Поэтому, можно согласиться с позицией, высказанной Антоном Алихановым, Министром промышленности и торговли Российской Федерации, что развитие требует правильного фундамента, который можно представить в виде равнобедренного треугольника, в котором должны быть равноправны технологии, природа и человек. В экосистеме будущего не должно быть перекосов и доминирования каких-либо элементов или субъектов. Прогресс только одной из составляющих, например, технологического элемента, грозит попаданием в одну из ловушек цивилизации.

Какой же может быть здесь выход? Как зафиксировано в Концепции технологического развития на период до 2030 года, «экосистема технологического развития – совокупность взаимосвязанных субъектов экономической и научно-образовательной деятельности, которые взаимодействуют на основе сетевых принципов, разрабатывают с использованием общего набора технологий, знаний или навыков совместно и на конкурентной основе инновационные продукты и сервисы, существенно влияющие на развитие экономики, радикально меняя существующие рынки или способствуя формированию новых рынков» [5, с. 10]. Данный подход предполагает создание параллельно существующих разных экосистем.

Иную позицию высказал Алексей Лихачев, Генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». По его мнению, в будущем, скорее всего, будет не ряд отдельных экосистем, а сформируется одна большая экосистема, в которой можно вычленить отдельные аспекты, в т.ч. технологический. Он выделил три грани, три измерения технологической составляющей: энергетическую, экологическую и гуманистическую, определяющую справедливость и создание равных условий развития и для разных регионов планеты, и для разных народов.

Алексей Лихачев подчеркнул, что в настоящее время мы дошли до того, что любое новое развитие технологий на планете должно сдавать экзамен не на экономику, не на эффективность, с точки зрения создания цепочек поставки, а на то воздействие, которое оно производит в целом на планету, и, в частности, на конкретного человека. Он предложил два важных критерия для оценки развития технологий:

во-первых, дружелюбность по отношению к конкретному человеку, в целом анализ конечного воздействия на экосистему, и, во-вторых, гуманитарное измерение.

Антон Алиханов поддержал эту позицию, отметив, что при развитии технологий мы не должны противопоставлять экологию и перспективность технологий, вперед следует ставить вопрос гуманизма, определяя: зачем это человеку или человечеству? В свое время академик Дмитрий Сергеевич Лихачев отмечал, что гуманизм в истории человечества развивался не прямолинейно, а толчками [6, с. 102]. И нынешняя ситуация предполагает вновь использование гуманистических оснований, но уже в новой формирующейся реальности [10].

Дайте мне точку опоры!

Проблема формирования будущей планетарной экосистемы упирается в ряд существующих ограничений. Важно понимать, что сегодня мир представляет собой множество субъектов с очень противоречивыми интересами и целями, которые балансируют на грани скатывания в глобальный мировой конфликт. Вариантом, позволяющим достигнуть устойчивости на новых принципах, по мнению большинства аналитиков, может быть многополярность планетарного развития.

Зыбкость ситуации определяется еще и тем, что существующие мирохозяйственные связи разрушаются под воздействием санкционных войн со стороны США и ЕС. С этим столкнулись многие страны, не только Россия. Санкции – это то, что тормозит общее развитие, подчеркнул Лауреано Факундо Ортега Мурильо, Специальный Представитель Президента Республики Никарагуа по взаимодействию с Российской Федерацией; советник Президента Республики Никарагуа по вопросам инвестиций, торговли и международного сотрудничества. Чтобы вводить новые технологии, нужно освободиться от санкционного давления. Выдвинутый им принцип – сотрудничество на основе свободной выгоды – это тот подход, который предлагает Республика Никарагуа для межстранового взаимодействия.

Пока в мире наблюдается существенный технологический и социально-экономический разрыв в уровнях развития стран, вряд ли можно говорить о нахождении единого консенсуса во взглядах и путях построения будущей планетарной экосистемы. Например, предлагаемые в настоящее время краткосрочные выгоды от быстрого решения проблемы изменения климата незначительны для стран с низким и средним уровнем дохода, если они препятствуют экономическому росту и росту благосостояния. И даже страны с высокими доходами не способны достичь этих целей [16].

Параллельно с попытками разрешить эти конфликты на самом высоком уровне коалиции частных и государственных субъектов-единомышленников могут работать над увеличением стимулов к глобальным действиям по устойчивому развитию [15]. А для этого необходимо создание общих нарративов и опыта совместного осуществления социо-эколого-экономических проектов на благо людей подобно тому, что демонстрирует проект строительства в Турции самой чистой и безопасной атомной электростанции Аккую близ Бююкеджели, провинции Мерсин, осуществляемый при участии «Росатома». Успешность этого проекта обусловливает дальнейшие перспективы сотрудничества нашей страны с турецкой стороной в реализации новых атомных проектов [4].

Развитие в атомной энергетике новых технологий с замкнутым топливным циклом, предусматривающих безотходное производство, отсутствие аварий и абсолютную дружелюбность к другим технологиям, позволяет рассматривать атомную энергию в числе наиболее перспективных для формирования экосистемы будущего. Как отметил Алексей Лихачев, атомная отрасль «втягивает» в себя лучшие технологические достижения по всему технологическому ландшафту, обогащая их, становится из потребителя поставщиком. Это происходит в цифровых, в квантовых, в фотонных технологиях. Многообразие энергетических решений в этой области позволяет строить не только атомные гиганты, но и обеспечивать реализацию проектов развития атомного флота для Арктики, энергоснабжение жителей крайнего Севера за счет малых атомных установок и пр.

Эксперты указывают на перспективность использования атомной энергетики в качестве одной из немногих возможных крупномасштабных мер по сокращению выбросов углекислого газа на планете. Не смотря на то, что в настоящее время атомная энергия имеет самый низкий процент в мировом энергетическом балансе, в пятом докладе Ассоциации «Глобальная энергия»: «10 прорывных идей в энергетике на следующие 10 лет» отмечается, что освоение технологий замкнутого ядерного топливного цикла и развитие двухкомпонентной атомной энергетики позволит отказаться от угля и природного газа к концу нынешнего столетия и обеспечит человечество надежным источником энергии с топливной базой на тысячи лет эксплуатации» [14, с. 107].

Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время энергетическая политика многих государств существенно трансформируется, спрос на доступные и безопасные источники энергии будет расти, именно инновационные технологические решения в атомной энергетике позволят его обеспечить и преобразовать глобальную энергетическую систему в декарбонизированную экосистему будущего.

Заключение

Трансформация мирового порядка, развитие нового технологического уклада будут формировать не только новые вызовы, но и новые возможности, и требуется осознанная работа также по поиску и выработке новых форм гуманизма как основы дальнейшего прогресса. На наш взгляд, ученым следует договориться, что гуманизация – это процесс, который направляет человечество на снижение всех видов асимметрий человеческого развития, обеспечивая выравнивание доступа ко всем видам ресурсов и качества жизни на планете.

Статья научная