Оригиналы и транскрипции: Деисус со "Спасом в Силах", богослужебные реформы и некоторые особенности "Устава литургии" патриарха Филофея в греческих и славянских рецензиях

Автор: Хлебников Денис Владимирович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Литургика

Статья в выпуске: 5 (88), 2019 года.

Бесплатный доступ

Существует мнение о сходстве порядка поминовения святых на проскомидии и в молитвах литургии с составом знаменитого деисусного чина из Благовещенского собора Московского кремля, ставшего, по мнению исследователей, образцом для других русских ростовых деисусов, из коего сходства извлекаются некоторые дальнейшие выводы. Однако основанием для этого мнения стали неаутентичные тексты, и оно является, таким образом, анахронизмом. До введения «Диатаксиса» Константинопольского патриарха Филофея Коккина единого чина литургии не существовало, ни греческого, ни, соответственно, славянского. К моменту же создания деисусного чина из Благовещенского собора в результате литургических реформ митрополита Киприана, последовавших за реформами патр. Филофея, единый чин был введен, но из числа лиц, поминаемых на проскомидии и в ходатайственной молитве Анафоры, были исключены архангелы и ангельские Силы вообще. Кроме того, из русского богослужения была выведена архаическая молитва Трисвятого, содержавшая упоминание «четверозрачных животных», встречавшаяся в некоторых греческих рукописях и исчезнувшая из греческого богослужения еще раньше. Богослужебные тексты стали, тем самым, более далеки, чем тексты предшествующего периода, от деисуса, содержащего, кроме прочего, изображения архангелов, и входящей в его состав иконографии Спаса в Силах, содержащей изображения четырех апокалиптических животных

Еще

Спас в силах, ростовой деисус, высокий иконостас, служебник, устав литургии, чин проскомидии, анафора, молитва трисвятого пения, четверозрачные животные

Короткий адрес: https://sciup.org/140246760

IDR: 140246760   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10083

Список литературы Оригиналы и транскрипции: Деисус со "Спасом в Силах", богослужебные реформы и некоторые особенности "Устава литургии" патриарха Филофея в греческих и славянских рецензиях

  • Andreas Caesariensis. Commentarii in Apocalypsin // PG 106. Col. 216-457.
  • Gregorius I Magnus, Episcopus Romanus. Homiliæ in Ezechielem // PL 76. Col. 785-1072.
  • Symeon, Archiepiscopus Thessalonicensis. De sacra liturgia // PG 155. Col. 253-304.
  • Вилинский С. Г. Житие св. Василия Нового в русской литературе. Ч. 2. Одесса: Тип. "Техник", 1911. 1018, [1] с.
  • Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. II: Ἐυχολόγια. Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1901. 1099 с.
  • Ковалiв П. Молитовник. Служебник. Пам'ятка XIV столiття. Нью- Йорк: Науково-богословський Iнститут Украïнськоï Православноï Церкви в Сполучених Штатах Америки, 1960. 432 р.
  • Красносельцев Н. Ф. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1885. [2], IV, 3-376 c.
  • Красносельцев Н. Ф. Материалы для истории чинопоследования литургии Иоанна Златоустого. [Вып. 1.] Казань: Тип. Имп. ун-та, 1889. 116 с.; Вып. 2. Уставы: Патриарха Константинопольского Филофея и протонотария Великой церкви Димитрия Гемиста по рукописям XIV в. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1895. 8 с.
  • Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка. Общее повременное обозрение (дополнения с выписками из памятников Теология 65 XI-XII века) // Известия Имп. Академии наук по Отделению русского языка и словесности. Т. X. Вып. 5 (листы 27-37). СПб., 1863. Стб. 417-583.
  • Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке. Т. I. СПб.: Тип. Акад. наук, 1890. [4], XXXII, 609 c.
  • Habert I. Ἀρχιερατικόν: Liber Pontificalis Ecclesiæ Græcæ. Parisiis: apud Ludovicum Billaine, 1643. [8] f., 749, [1] p., [13] f.
  • Passarelli G. L'Eucologio cryptense Г. β. VII (sec. X) (Ἀνάλεκτα Βλατάδων 36). Θεσσαλονίκη: Πατριαρχικόν ‘Ιδρυμα Πατερικῶν Μελετῶν, 1982. 237 p., ill., facsims.
  • Swainson C. A. The Greek Liturgies chiefly from Original Authorities. Cambridge: University Press, 1884. 4 p. l., [v]-lii, 395 p. литература
  • Амфилохий (Сергиевский), архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М.: Синод. тип., 1876. [4], 10, 216 с.
  • Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII века. Т. I. М.: Искусство, 1963. 394 с., 116 л.
  • Арранц М. Избранные труды по литургике. Т. III: Евхологий Константинополя в начале XI века и песенное последование по требнику митрополита Киприана. Рим: Папский вост. ин-т.; М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2003. 674 с.
  • Архангельский А. С. Любопытный памятник русской письменности XV века // Памятники древней письменности и искусства 50. СПб.: ОЛДП, 1884. [2], 18 c.
  • Афанасьева Т. И. Древнеславянские переводы анафоры литургии Иоанна Златоуста в служебниках XI-XIV вв. // Вереница литер. Сборник к 60-летию В. М. Живова / ИРЯ РАН. А. М. Молдован, отв. ред. М.: Языки славянской культуры, 2006. С. 175-192.
  • Афанасьева Т. И. Южнославянские переводы литургии Иоанна Златоуста в служебниках XI-XV вв. из российских библиотек // Многократните преводи в Южно-славянското средновековие. Доклади от международната научна конференция. София: ГорексПрес, 2006. C. 253-266.
  • Афанасьева Т. И. К вопросу о редакциях славянского перевода Диатаксиса патриарха Филофея Коккина // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 10-12.
  • Афанасьева Т. И. Особенности последования литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого в древнерусских служебниках XIII-XIV вв. // Ruthenica. 2007. № 6. С. 207-241.
  • Афанасьева Т. И. Служебник РНБ О. п. I. 4 и рукопись Walter Art Museum (W.548) - единый древнерусский кодекс первой половины XIV в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 2 (36). С. 48-54.
  • Афанасьева Т. И. Древнеславянский перевод литургии в рукописной традиции XI-XVI вв. Дисс. … докт. филол. наук. СПб. [б. и.], 2012. - 51 с.
  • Афанасьева Т. И. К вопросу о редакциях славянского перевода Диатаксиса Божественной литургии патриарха Филофея Коккина и об авторстве его древнерусской версии // Лингвистическое источниковедение и история русского языка. М.: Древлехранилище, 2013. С. 67-85.
  • Афанасьева Т. И. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого в славянской традиции (по служебникам XI-XV вв.). М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2015. 447 с.
  • Афанасьева Т. И. Служебник Сергия Радонежского (ГИМ, Син. 952) и его место среди славянских служебников XIV-XV вв. // Преподобный Сергий
  • Баранов В. В. Некоторые особенности техники письма, технологии и структуры произведений Андрея Рублёва и их роль в атрибуции икон праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Исследования в консервации культурного наследия. Вып. 3. Материалы международной научно-методической конференции. Москва, 9-11 ноября 2010 года. М.: Индрик, 2012. С. 25-36.
  • Голейзовский Н. К. Дионисий и его современники. Ч. 1. М.: УНИК, 2005. 191 с.
  • Гончарук Б. Б. Деисусный чин иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Состав, иконография и художественные особенности // Вестник церковного искусства и археологии. Т. 1. № 1. 2019. С. 48-74.
  • Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1884. [2], XIV, 434, 135, XXIV с.
  • Дмитриевский А. А. Отзыв о сочинении М. И. Орлова "Литургия св. Василия Великого" // Сборник отчетов и премий о наградах, присуждаемых императорской Академией Наук: Отчеты за 1909 г. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1912. С. 176-347.
  • Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах / Подг. текста и публ. А. Г. Кравецкого / Studia philologica. Series minor. М.: Яз. славянск. культуры, 2004. 158 с.
  • Желтов М. Чин Божественной литургии в древнейших (XI-XIV вв.) славянских Служебниках // Богословские труды. 2007. № 41. С. 272-359.
  • Игнашина Е. В. Древнерусское лицевое и орнаментальное шитье в собрании Новгородского музея. Каталог. Великий Новгород: Моби Дик, 2003. 128 с.
  • Иконы Вологды XIV-XVI веков // Древнерусская живопись в музеях России. М.: Северный паломник, 2007. 824 с.
  • Киприан (Керн), архим. Евхаристия. М.: Храм свв. бесср. Космы и Дамиана на Маросейке, 2001. 336 с.
  • Кирпичников А. И. Деисус на Востоке и Западе и его литературные параллели // Журнал Министерства народного просвещения. Шестое десятилетие. Часть CCXC. 1893. Ноябрь. Отдел наук. С. 1-26.
  • Костромская икона XIII-XIX веков: Свод русской иконописи / Авт.-сост. Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М.: Гранд-Холдинг, 2004. 672 с., 442 цв.
  • Кочетков И. А. Спас в силах. Развитие иконографии и смысл // Искусство Древней Руси. Проблемы иконографии / Ред.-сост. А. В. Рындина, А. Л. Баталов. М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств, 1994. С. 45-69.
  • Кочетков И. А. "Духовное содержание в художественной форме" (Щенникова Л. А. Творения преподобного Андрея Рублева и иконописцев великокняжеской Москвы. М.: Индрик, 2007) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. № 4 (34). С. 107-121.
  • Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М.: Искусство, 1971. 34 с., 56 табл.
  • Муретов С. Чин проскомидии в Русской Церкви с XII по XIV вв. (до митрополита Киприана † 1406) // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1894. Сентябрь. С. 485-528. Теология 67
  • Муретов С. Исторический обзор чинопоследования проскомидии до "Устава литургии" Константинопольского патриарха Филофея. М.: Печатня А. И. Снегирёвой, 1895. [2], IV, 320, III с.
  • Муретов С. К материалам для истории чинопоследования Литургии. С. Посад: 2-я тип. А. И. Снегирёвой, 1895. 2, Х, 130 с.
  • Муретов С. О поминовении бесплотных сил на проскомидии. М.: Г. Лисснер и А. Гешель, 1897. VIII, 135 с.
  • Орлов М. И. Литургия святого Василия Великого. СПб.: Синод. тип., 1909. XIV, LXXXVII, 412 с.
  • Попов Г. В. Художественная жизнь Дмитрова в XV-XVI вв. М.: Наука, 1973. 146 с., 17 л.
  • Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII веков. СПб., 1993. 278 с.
  • Пуцко В. Г. Византийское наследие в искусстве Московской Руси ("Спас в силах" в русской живописи XIV-XV вв.) // Византийский временник. Т. 57 (82). М.: Наука, 1997. С. 234-245.
  • Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане // Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы научной конференции 5-6 декабря 2005 года / Ред. Чумакова Т. В. СПб.: Лема, 2005. С. 88-99.
  • Филарет (Захарович), иером. Чин литургии св. Иоанна Златоустого по изложению старопечатных, новоисправленного и древлеписьменных служебников. М.: Братство св. Петра митрополита, 1876. - 98 с.
  • Хлебников Д. В. "Спас в Силах" и книга пророка Иезекииля. Тексты и комментарии: Восток или Запад? // Современные гуманитарные исследования. 2007. № 5 (18). С. 310-332.
  • Хлебников Д. В. "Спас в Силах" и толкования первой главы Иезекииля блаж. Феодорита Кирского и свт. Григория Двоеслова: сравнительный анализ // Исторические науки. 2007. № 6. С. 102-116.
  • Хлебников Д. В. Два чина: деисус со "Спасом в Силах" и поминовение на проскомидии // Современные гуманитарные исследования. 2014. № 6 (61). С. 146-152.
  • Хлебников Д. В. САПЪѲИРЪ ѬБАГЪ и ꙖХОНТЪ ЛАꙀОРЕВЪ: Об одном гапаксе в Изборнике Святослава и о драгоценных камнях в древнерусской книжности. Этюд в багровых тонах (к упоминанию "сапфира" в Иез. 1:26 и вопросу об иконографии Спаса в Силах) // Вестник РГГУ. Серия "История. Филология. Культурология. Востоковедение". 2017. № 2 (23). С. 50-68.
  • Хлебников Д. В. "Спас в Силах" и Запад: "Majestas Domini", видение пророка Иезекииля, колеса // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. 2018. № 1. С. 104-129.
  • Хлебников Д. В. Спас в Силах: к вопросу интерпретации иконографии. Замечания об источниках и параллелях на Востоке и Западе // Культура и искусство. 2018. 9. С. 86-114.
  • Хлебников Д. В. "Спас в Силах": Факты и метафакты, критика и гипотезы // Вестник РГГУ. Серия "История. Филология. Культурология. Востоковедение". 2018. 8 (41). С. 47-75.
  • Хлебников Д. В. Симеоновский перевод Комментария к Иезекиилю блаж. Феодорита Кирского и иконография Спаса в Силах // Христианское чтение. 2019. № 3. С. 83-99.
  • Художественное наследие Дионисия. Иконы, книжные миниатюры, шитье, мелкая пластика, первопечатные книги конца XV - середины XVI веков. Каталог выставки / Сост. М. Н. Шаромазов. М.: Северный паломник, 2002. 207, [1] с. Средневековое лицевое шитье. Византия, Балканы, Русь: Каталог выставки. XVIII Международный конгресс византинистов. Москва, 8-15 августа 1991. М.: Изд-во Гос. музеев Моск. Кремля, 1991. 80 с.
  • Щенникова Л. А. О происхождении древнего иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Советское искусствознание - 81. Вып. 2 (15). С. 81-129.
  • Щенникова Л. А. Деисусный чин со "Спасом в силах" (истоки иконографии) // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М.: Гос. ист.-культ. муз.-запов. Московский Кремль, 1999. С. 54-86.
  • Щенникова Л. А. Иконы Деисуса и праздников из иконостаса Благовещенского собора: иконография и богослужебные тексты // Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль. Материалы и исследования. XII. М.: Гос. ист.-культ. муз.-запов. Московский Кремль, 1999. С. 52-79.
  • Щенникова Л. А. Древнерусский иконостас XIV - начала XV в.: итоги и перспективы изучения // Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика. Сб. статей / Ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 392-408.
  • Щенникова Л. А. Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Деисусный и праздничный ряды иконостаса. Каталог. М.: Красная площадь, 2004. 288 с.
  • Щенникова Л. А. Творения преподобного Андрея Рублёва и иконописцев великокняжеской Москвы. М.: Индрик, 2007. 492 с., 311 ил., 68 цв. табл.
  • Юрьева Т. В. Образ святого Леонтия Ростовского в деисусном чине иконостаса Преображенского собора в Ярославле // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 1. С. 17-21.
  • Яковлева А. И. Техника и приемы письма икон деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля // Труды отдела научной реставрации и консервации. Вып. 1. М.: Московский Кремль, 2004. С. 72-99.
  • Andreev Ch. Divine Chrysostom Liturgy from Manuscript D. Gr. 143 (AD 1368) in the Ivan Dujčev Centre for Slavo-Byzantine Studies // Scripta & e-Scripta. The Journal of Interdisciplinary Mediaeval Studies. Vol. 14-15. 2015. P. 299-333.
  • Neuß W. Das Buch Ezechiel in Theologie und Kunst bis zum Ende des XII. Jahrhunderts. Münster in Westf.: Aschendorff, 1912. XVI, 333, [1] S.
  • Winkler G. Die Interzessionen der Chrysostomusanaphora in ihrer geschichtlichen Entwicklung (2) // Orientalia Christiana Periodica. 1971. № 37. P. 333-383.
  • Zheltov M. A Slavonic Translation of the Eucharistic Diataxis of Philo- theos Kokkinos from a Lost Manuscript (Athos Agiou Pavlou 149) // TOΞOTHΣ. Studi per Stefano Parenti (Ἀνάλεκτα Κρυπτοφέρρης 9). Grottaferrata, 2010. P. 345-359.
  • Zheltov M. The Rite of the Eucharistic Liturgy in the Oldest Russian Leitourgika (13th-14th centuries) // Inquiries into Eastern Christian Worship. Selected Papers of the Second International Congress of the Society of Oriental Liturgies, Rome, 17-21 September 2008 / Ed. by. B. Groen, S. Hawkes-Teeples, S. Alexopoulos. Leuven: Peeters, 2012. P. 293-309.
Еще
Статья научная