Орлан-долгохвост Haliaeetus leucoryphus – новый залётный вид национального парка «Тункинский» и динамика его встреч в Бурятии

Автор: Ц.З. Доржиев, Л.Д. Базаров, А.А. Будунов, А.В. Китаев, А.А. Щуклина, Ар.А. Будунов

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 2556 т.34, 2025 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140311432

IDR: 140311432

Текст статьи Орлан-долгохвост Haliaeetus leucoryphus – новый залётный вид национального парка «Тункинский» и динамика его встреч в Бурятии

Орлан-долгохвост Haliaeetus leucoryphus на территории Республики Бурятия в последний раз был отмечен в 1991 году на перешейке полуострова Святой Нос озера Байкал (Neymovsky et al . 1992). Достоверных встреч залётных особей данного вида в республике немного и все они, за исключением одной, произошли более 30 лет назад.

Обзор всех этих регистраций орланов-долгохвостов в Бурятии и в целом на юге Сибири сделан В.В.Поповым (2002). Недавно, 6 мая 2025, А.А.Ананин (2025) на Верхнем Белом озере в Джидинском районе на юге Бурятии отметил двух залётных орланов-долгохвостов в предвзрос-лом наряде. Птицы кружили над озером и прилегающей степью. Спустя три месяца, 4 августа 2025, в другом районе на северо-западе Бурятии в национальном парке «Тункинский» на окраине села Харбяты (51°40' 12" с.ш., 102°17'40" в.д.) в 8 км восточнее села Кырен нами обнаружен одиночный взрослый орлан-долгохвост, который сидел на столбе ЛЭП. Хищника хорошо разглядели и сфотографировали (рис. 1). Он подпустил нас примерно на 200 м. Недалеко от него на ограждении пастбища сидел степной орёл Aquila nipalensis светлой неполовозрелой окраски. Когда вспугнутый нами орлан полетел, сразу же за ним поднялись на крыло два степных орла (одного мы до этого не заметили, видимо, он сидел на земле) и 5 воронов Corvus corax . Орлан сделал несколько попыток атаковать орлов, они сразу же улетели прочь. 5, 8 и 12 августа здесь несколько раз видели, по-видимому, того же орлана-долгохвоста. Обычно эти птицы предпочитают выслеживать добычу с деревьев, столбов и других возвышающихся точек.

Данная встреча орлана-долгохвоста является первой на территории национального парка «Тункинский». Место, где отмечена эта особь, представляет собой широкую пойму реки Иркут, покрытой низкой луговой и лугово-степной растительностью с редкими берёзами и ивами. В 5-7 км от него на левобережье Иркута начинается Койморская система озёр, богатых рыбой (в основном, речной окунь, карась, плотва, елец), водоплавающими птицами и ондатрой, которые вполне могут удовлетворить трофические потребности орлана.

Рис. 1. Орлан-долгохвост Haliaeetus leucoryphus . Окрестности села Харбяты, национальный парк «Тункинский». 4 и 8 августа 2025. Фото А.Большакова и Л.Базарова

Кроме того, в самой пойме на лугово-степных участках обитают многочисленные восточные длиннохвостые суслики Urocitellus undulatus, плотность которых местами доходит до 40-50 зверьков на 1 га. Орлану их поймать не стоит большого труда. Известна охота орланов в степи на сусликов и других грызунов (Варшавский 1983). На западном побережье Байкала отмечали орлана-долгохвоста с пойманным сусликом (Рябцев 1997). В общем для нормального обитания орлана-долгохвоста в тёплый период года данная местность вполне подходит.

Ближайшие и давние места встреч орланов-долгохвостов от села Харбяты, где нами встречена упомянутая особь, расположены в 100 км от западного побережья озера Байкал: это окрестности Култука, деревня Тибельти и долина реки Слюдянка, где эти орланы регистрировались в 1869 и 1895 годах (Taczanowski 1891; Скалон 1936) и в 1979, 1980 и 1993 годах (Рябцев 1996; Попов 1998).

Помимо указанных мест орланы-долгохвосты отмечены в некоторых других районах Бурятии и побережий озера Байкал (рис. 2).

Код ин ей

УСТЬ-ИЛИМСК

Киренск

Таксимо

Усть

1ижнеангарск

Q Курорт-Баунт

Багдарин

Нижнеудинс

Журумкан

Tynyi

.Саянск

Зима

Чита

Сосново-Озерское 0

1ское

УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ

Орлик

Агинское

1ЛГИНСК

:йноозё|

Кырен

Байкалы

13. Хубсугул-Нуур

ДАРХАН

Баргузин ^0 Усть-Баргузин

/ ^ИЛОК

'ровск-Забайкальский ЗАБАЙКАЛЬСК

КРАЙ /

РКУТСКу

Селе^тинс^И

2 Каменск

ДтамановкаСК

Новокручининский^

-- Л/ Могойтуи

Петропавловка

Зак£Х^*^

_ О Железногорск-Илимский

Бра rii сков edip.

Л '               Северобайкаль

ГЕРЕМХОВО^Свирск усть.Ордынск|

Ангарск ^ v^~ Шелехов

Аршану А

Янчукан^~^0^

Северомуйск

Новый Уоян

Братск

Чунекий q(5

О Вихоревка

/ ^^орткк

Улан-Удэ g\ ОРНОХОИ Кижинга

Шилка у -Усть-Илимское вдхр.

Рис. 2. Места регистрации залётов орлана-долгохвоста на территории Бурятии и на озере Байкал: чёрный треугольник – в конце XIX-го и первой половине ХХ века;

зелёный ромб – во второй половине ХХ века; жёлтый крест – в XXI веке

Так, на побережьях Байкала залёты орланов-долгохвостов регистрировались, кроме упомянутого западного побережья, на острове Ольхон в середине июля 1932 года (Stegmann 1936), в заливе Малое Море 24 июня 1996 (Рябцев 1997), в устье реки Сосновка на северо-восточном берегу Байкала (Баргузинский заповедник) в 1922 году (Туров 1924). Несколько раз они отмечены на перешейке полуострова Святой Нос: летом 1973 года (Попов 2002), 5 мая 1988 (Юмов 1990) и 24 августа 1991 (Ney-movsky et al. 1992).

В других районах Бурятии находок орлана-долгохвоста немного. Одна особь добыта на реке Чикой на границе с Монголией 18 апреля 1896 (Моллесон 1891). В этом же районе на реке Киран П.С.Михно добыл одного орлана 11 августа 1912 и ещё одну птицу на Гусином озере 20 сентября 1926, тушки которых хранятся в фондах Кяхтинского краеведческого музея имени академика В.А.Обручева (Доржиев и др. 1990). Во время исследований птиц Хамар-Дабана в 1970-1977 годах А.А.Василь-ченко (1987) дважды видел орланов-долгохвостов, одного на реке Темник и другого в окрестностях посёлка Таёжный. Позже, в конце октября 1982 года, две молодые птицы замечены нами в долине реки Тугнуй (Доржиев 1988).

Если сравнить по времени все указанные встречи орланов-долгохво-стов в Бурятии и на озере Байкал, то можно выделить три периода относительно частых их встреч: первый – конец XIX века – 1930-е годы, второй – 1970-1990-е годы, третий начинается с 2025 года. Между этими периодами птицы отсутствовали по 35-50 лет.

Примерно такая же картина, согласно В.В.Попову (2002), наблюдается в других регионах юга Сибири. Вне этих периодов 20 августа 1945 был добыт молодой самец в Туве на озере Хадын (Янушевич 1952). В период 16 июня по 23 сентября одна помеченная GPS-трансмиттером птица перемещалась по Даурской степи (Забайкальский край), иногда пересекая российско-китайскую границу (Steele 2017). 26 мая 2010 молодой долгохвост встречен в степи севернее посёлка Первомайский Ну-кутского района Иркутской области (Попов 2018). 23 июня 2018 молодой орлан-долгохвост отмечен на реке Чарыш Алтайского края (Андреенков, Андреенкова 2018). В подтверждение о начале третьего периода залётов уже появляются сведения о находке орланов в некоторых других районах Сибири. В частности, 1 июля 2025 молодой орлан сфотографирован в Саяно-Шушенском заповеднике (Западный Саян) Романом Афанасьевым («Птицы Сибири»).

Орланы-долгохвосты встречались в регионе в основном в тёплое время года (с апреля по октябрь, чаще летом), среди них были как взрослые, так и молодые особи. Достоверные факты гнездования в Сибири не известны, хотя некоторые авторы не исключают этого (Цыбулин 1999). В соседней Монголии орлан-долгохвост не гнездится (Фомин, Болд 1991; Звонов, Букреев, Болдбаатар 2016), однако Е.В.Козлова (1930) пишет о нём как о гнездящемся виде без подтверждения находками гнёзд.

В 2005-2011 годах в Монголии группой орнитологов были проведены специальные полевые исследования орлана-долгохвоста, проанализированы все литературные источники, в результате авторы пришли к выводу, что этот вид не гнездится и, возможно, никогда не гнездился на территории страны (Gilbert et al . 2014). Итоги их исследований также показывают, что в Монголии орланы-долгохвосты в тёплый период года присутствуют постоянно. Есть мнение, что наибольшее количество встреч этих птиц во внегнездовой период приходится на Монголию – до четверти мировой популяции (Steele 2017).

Таким образом, в настоящее время отсутствуют прямые доказательства гнездования орлана-долгохвоста в Сибири и Монголии. Данный вид в Сибири является залётной птицей, а в южных районах Тувы до 1980-х годов, судя по многочисленным встречам (Баранов 1991), орланы-долгохвосты, по-видимому, летовали. В Монголии это отчасти залётный вид, а в некоторых районах, очевидно, летующий (например, Котловина Больших Озёр в Северо-Западной Монголии, а также Центральная Монголия). Говоря о других регионах России и о Казахстане, также следует отметить, что орлан-долгохвост не является гнездящейся птицей гнёзд её в этих странах не находили (Коваленко 2009; Белик 2006, 2021).

В настоящее время область гнездования орлана-долгохвоста, как известно, находится в Южной Азии и западных регионах Юго-Восточной Азии южнее Гималаев на территориях Пакистана, Индии, Бутана, Бангладеш, Мьянмы и Западного Китая (BirdLife International 2018). Сезон его размножения, например в Северной Индии, длится с сентября до апреля (Gilbert et al . 2014), когда в северных широтах осень, зима и весна.

Из районов гнездования орланы-долгохвосты начинают мигрировать на север после вылета птенцов из гнёзд в конце апреля – начале мая. В это время они пересекают Гималаи, Тибет и другие хребты Центральной Азии. В миграции участвуют взрослые и неполовозрелые особи. Среди них иногда встречаются молодые птицы в свежем оперении. В таком наряде они встречаются в местах летовки, в частности в Монголии, даже в июне, что может ввести в заблуждение относительно места их рождения, но не означает появления их на свет здесь (Gilbert et al . 2014). Из районов летовки в Монголии некоторые особи, вероятно, и залетают в Байкальский регион. В конце августа – сентябре орланы-долгохвосты улетают на юг по уже указанному маршруту и возвращаются в районы своего гнездования на Индийском субконтиненте.

Об этом наглядно свидетельствуют, например, пути миграций трёх молодых орланов-долгохвостов, помеченные GPS-радиотрансмиттерами (Steele 2017). Первый, названный Чингизом, был пойман на Угии-Нуур (Архангайский аймак, Центральная Монголия) 4 июля 2013. На двух других орланах – Дурга и Лачит – передатчики были установлены в птенцовом возрасте в национальном парке Казиранга в штате Ассам на северо-востоке Индии 2-3 февраля 2014. Весеннюю миграцию Дурги и Лачита из Северо-Восточной Индии до Монголии наблюдали в 20142016 годах (рис. 3).

Дурга покинула гнездо 21 февраля 2014. Перелёт она совершила с 11 мая по 16 июня (37 дней) и пролетела 7810 км до Восточной Монголии.

Лачит оставил гнездо 3 марта 2014. Миграцию начал 13 мая и был 2 июня в Центральной Монголии, пролетев 7991 км за 20 дней. По пути Дурга и Лачит пересекли Гималайские горы за 7 и 9 ч, соответственно, максимально на высоте 6587 м и 6373 м.

Рис. 3. Маршруты весенних миграций орланов-долгохвостов, помеченных GPS-передатчиками, из Индийского субконтинента в Монголию. Маршруты Дурги (зелёный) и Лачита (синий) в 2014-2016 годах (по: Steele 2017)

В 2015 году вторая весенняя миграция Лачита, начатая в Мьянме, продолжалась 22 дня (с 5 по 26 апреля); он прилетел на ту же территорию в Центральной Монголии, которую занимал в 2014 году, пролетев 4780 км. Третья весенняя миграция Лачита в 2016 году протяжённостью 4758 км длилась также 22 дня – с 24 марта до 11 апреля.

А теперь об осенних миграциях этих птиц (рис. 4). Чингиз из Центральной Монголии вылетел 28 сентября 2013, а 23 октября (через 26 дней) в Гималаях перестал работать его передатчик. За это время он пролетел 4972 км. Дурга начала осеннюю миграцию в 23 сентября 2014 из Даурии с китайско-российской границы. Сигнал её передатчика про- пал в Гималаях спустя 30 дней – 22 октября. За осенней миграцией Лачита наблюдали в 2014, 2015 и 2016 годах. Маршруты мало различались: Центральная Монголия – Мьянма. В 2014 году перелёт длился 40 дней (с 2 октября по 10 ноября), в 2015 – 26 дней (с 2 по 27 октября). В 2016 году миграция началась 10 октября и 17 октября в Гималаях сигнал потерялся.

Рис. 4. Маршруты осенних миграций орланов-долгохвостов, помеченных GPS-передатчиками, из Монголии в Индийский субконтинент. Маршруты Чингиза (красный), Дурги (зелёный) и Лачита (синий) в 2013-2016 годах (по: Steele, 2017)

Приведённые данные свидетельствуют о том, что у орлана-долгохво-ста существуют регулярные сезонные миграции из гнездовых районов Индийского субконтинента на север до Центральной Азии (районы ле-тования) и обратно. Можно предположить, судя по небольшим данным, что маршруты весенних и осенних миграций в общем совпадают и относительно стабильны. Во время пролёта этим птицам приходится преодолевать высокие хребты Гималаев, местами на высоте почти 6.5 тыс. м. Вероятно, не всегда и не всем орланам-долгохвостам удаётся перелететь через Гималаи. Этот перелёт продолжается не менее 7-9 ч и проходит в экстремальных условиях, о чём свидетельствует возможная гибель (потеря сигналов передатчиков) Чингиза и Лачита в горах.

В Южной Сибири, включая Байкальский регион, в настоящее время орлан-долгохвост относится к редким нерегулярно залётным видам.

Более 100 лет назад (с конца XIX века по 1930-е годы) численность этих орланов на Байкале была значительно выше, чем в конце XX и начале XXI столетия. В настоящее время орланы-долгохвосты здесь почти исчезли. Литературные данные столетней давности говорят о том, что на Байкале эти хищники, может быть, тогда летовали.

В настоящее время численность орлана-долгохвоста повсеместно сократилась. Особенно значительное падение численности наблюдалось в последние десятилетия XX века. По разным данным, в мире сегодня обитает 1000-2499 взрослых птиц (BirdLife International 2018). Предполагают, что почти одна четвертая часть особей вида летует в Монголии (Steele 2017). По самым скромным оценкам, здесь насчитывается 300400 взрослых особей (Mongolian Red List of Birds 2011).

Причины сокращения численности орлана-долгохвоста до конца не понятны. По мнению многих специалистов, она падает из-за ухудшения условий обитания в районах гнездования (Sourav et al . 2011; Steele 2017). При этом и в местах летовки происходит существенная трансформация природной среды. В частности, в Монголии на крупных озёрах, где обычно останавливаются орланы-долгохвосты, появились многочисленные туристические базы, в связи с этим резко повысился фактор беспокойства птиц. Это касается также Казахстана и юга Сибири.

С 2017 года орлан-долгохвост в мире считается вымирающим видом (BirdLife International 2018). Он внесён в Красные книги МСОП и во все региональные Красные книги, где орлан-долгохвост обитает, летует или же залетает. Охрана этих птиц осуществляется на некоторых особо охраняемых природных территориях в районах их гнездования.

Авторы выражают свою благодарность А.С.Большакову за представленные фотографии орлана-долгохвоста.

Статья