Осмысление национальной истории и традиций в творческом наследии Н.А. Римского-Корсакова
Автор: Евсюкова Наталья Александровна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Культура
Статья в выпуске: 4, 2019 года.
Бесплатный доступ
Поиски национального самосознания и идентичности в условиях глобализации обусловили возрождение интереса к национальному культурному наследию. В статье рассматриваются культурно-исторические предпосылки формирования и развития творческого метода Н.А. Римского-Корсакова, его национального стиля, влияние композиторов «Могучей кучки», идеи народничества, личные философско-эстетические убеждения композитора. Являясь носителем русской культуры и обладая мифологическим типом сознания, Н.А. Римский-Корсаков отразил все грани национальной культуры в своем творческом наследии. Автором выделены и рассмотрены национально-тематические направления творчества Н.А. Римского-Корсакова: историко-народное, эпико-богатырское, фольклорное, тема русской природы, религиозно-православное, календарно-обрядовое, мифологическое, обращение к произведениям классиков русской литературы. В соответствии с выделенными направлениями произведена классификация оперных произведений как ведущего жанра. Творческое наследие композитора как средоточие исторической памяти народа и морально-этических норм выступает источником патриотизма и отражает все его компоненты.
Творческое наследие н.а. римского-корсакова, направления творчества, мифологический тип сознания, национальное культурное наследие, музыкальная культура, национальная история, традиции, патриотизм
Короткий адрес: https://sciup.org/149133951
IDR: 149133951 | DOI: 10.24158/fik.2019.4.18
Список литературы Осмысление национальной истории и традиций в творческом наследии Н.А. Римского-Корсакова
- Тавадов Г.Т. Этнология: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010. 407 с.
- Бердяев Н.А. Русская идея. СПб., 2008. 319 с.
- Липич Т.И. Литература и философия - две формы национального самосознания первой половины XIX в. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 22-26.
- Бердяев Н.А. Указ. соч. С. 168.
- Кузнецова Т.В. Россия в мировом культурно-историческом контексте: парадигма народности. М., 1999. 152 с.
- Стасов В.В. Живопись. Скульптура. Музыка. Избранные сочинения: в 6 ч. Ч. 4. М., 2019. 337 с.
- Асафьев Б.В. Симфонические этюды. М., 2008. 308 с.
- Великородная Л.А. Патриотическое воспитание студентов на основе русского музыкального наследия: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2009. 205 с.
- Асафьев Б.В. Народные основы стиля русской оперы // Об опере. Избранные статьи. Л., 1976. С. 46-52.
- Валькова В.Б. Музыкальный тематизм и мифологическое мышление // Музыка и миф. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 118. М., 1992. С. 40-61.
- Dahlhaus C. Between Romanticism and Modernism. Four Studies in the Music of the Later Nineteenth Century. Berkeley; Los Angeles; L., 1980. 129 p.
- Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002. С. 306-319.
- Римский-Корсаков Н.А. Основы оркестровки. С партитурными образцами из собственных сочинений. Берлин; М.; СПб., 1913. Т. 1. 196 с.
- Луначарский А.В. Н.А. Римский-Корсаков. Музыкально-критическая фантазия к 25-летию со дня смерти [Электронный ресурс] // Наследие А.В. Луначарского. URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/v-mire-muzyki/n-a-rimskij-korsakov/ (дата обращения: 12.03.2019).
- Горячих В.В. Из наблюдений над творческим методом Н.А. Римского-Корсакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 101. С. 223-229.