Основное богатство - вера человеческая
Автор: Лагутин Евгений Леонидович
Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie
Рубрика: Православное паломничество: вчера и сегодня
Статья в выпуске: 3-4, 2013 года.
Бесплатный доступ
Интервью с настоятелем старинной Николо-Берлюковской пустыни игуменом Евмением (Лагутиным), посвящённое духовной жизни и быту данного монастыря в наши дни.
Игумен евмений (лагутин), монастырь николо-берлюковская пустынь, монастырская жизнь, крестный ход, дендропарк, императорская аллея, телевизионные передачи о православии
Короткий адрес: https://sciup.org/170173770
IDR: 170173770
Текст обзорной статьи Основное богатство - вера человеческая
Игумен Евмений (Лагутин): «Основное богатство —вера человеческая…»
В прошлом номере журнала в рубрике «ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ» была опубликована статья дореволюционного писателя И. В. Щевёлкина о старинной Николо-Берлюковской пустыни. Продолжая эту тему, редакция журнала предлагает читателю интервью с настоятелем Николо-Берлюков-ской пустыни игуменом Евмением (Лагутиным). Речь в интервью пойдёт о жизни святой обители в наши дни.
Беседу вела, д. ф.н., профессор И. К. Кучмаева
— Игумен Евмений, были ли конкретные причины тому, что Вы стали настоятелем именно этого монастыря?
— Да. Была очень важная причина — я здесь родился. Здесь моя родная земля. Я сюда приезжал на велосипеде, будучи 10-летним мальчиком. Здесь под стенами монастыря течёт река Воря. Мы в ней рыбу ловили, купались. И я уже тогда задавался вопросом, рассматривая стены монастыря: «А почему же никто не реставрирует такую красоту?». Тогда всё было в такой разрухе. Конечно же, в те годы я не мог помыслить даже, что Господь меня сюда и поставит реставрацией заниматься. Но прошло время и вот с Божией помощью как-то всё удалось.
— Есть ли определённое направление или несколько направлений развития обители?
— Основным направлением является, конечно же, монашеская жизнь. Т.е. воссоздание духовного устроения обители. Есть историческое направление. Например, мы решили создать императорскую аллею, аллею Романовых. Есть направление хозяйственное (животноводческое — у нас свой коровник).

— А сколько коровок сейчас?
— Дойных десять и маленькие телята. Буквально вчера родился ещё один телёночек. Есть садоводческое направление. У нас 40 сортов винограда, например, кардинал, изабелла, мускат, дамские пальчики, кодрянка... Я уж не говорю о яблоках, грушах, шелковице, абрикосах.
— Что вы делаете из винограда?
— Мы его употребляем в пищу. Из технических сортов делаем не вино, а соки. В этом году 70 литров сока заготовили.
— Для себя?
— Для монастыря, конечно. Мы его во время поста будем использовать.
— У Вас, ведь, есть ещё целая плантация роз. Посадить розы было Вашим личным желанием или кого-то из монахов, умеющих выращивать эти растения?
— Конечно же, это было и моё желание. Потому что без благословения настоятеля в монастыре ничего не делается. Но это также желание наших насельников и наших прихожан. Розы — очень капризная культура. За ней нужен особый уход.
— А белые лилии у Вас есть?
— Лилии есть, но не только белые. Много всяких сортов и цветов — и жёлтые, и розовые. Есть ирисы. Очень душистые. Ещё у нас есть белая акация. Выросла из семечек. И очень быстро. Все говорили — вымерзнет. Да ничего — не вымерзает. В скором будущем хотелось бы создать в монастыре дендропарк, тем более, что территория позволяет (у нас сейчас 3 гектара). Нами уже посажены: каштан цветущий, конский каштан, несколько сортов липы цветущей душистой, белая акация, розовая акация. Мало того, у нас растут катальпа, лириодендрон, т.е. тюльпановое дерево, церцис канадский, орех грецкий, ликвидамбар, лох серебристый, барбарис, бархат амурский, аралия маньчжурская, экзохорда, глициния, лиана, скумпия, форзиция и масса других растений. Хотелось бы посадить ещё несколько видов магнолий, рододендроны.
— Замечательно. Скажите, какое сейчас число монахов в монастыре?
— На сегодня четверо. И ещё послушников человек 10. Они меняются числом. Кто-то приходит, кто-то уходит, кто-то остаётся. В общей сложности нас в монастыре 15 человек.
— Мне известно, что в обители регулярно соблюдается обычай крестного хода. Это происходит в праздничные дни или ежедневно?
— У нас обязательно каждый день в качестве послушания обитель обходит монах с иконой Николая Угодника. Он читает молитву и крещенской водой кропит всё вокруг. А есть крестные ходы, в которых участвуют и наши прихожане, и весь монастырь. И службы служатся, и молебен служится. Это в праздничные дни. Вот, допустим, сейчас будет 19-го Никола. Это наш престольный праздник, поскольку монастырь посвящён Николаю Угоднику. Тогда будет крестный ход вокруг монастыря уже со всеми прихожанами.
— Как движутся реставрационные работы на колокольне и других строениях монастыря?
— Реставрация, конечно же, зависит от финансирования. И сейчас я с радостью могу сказать, что в храме Христа Спасителя, построенном после 1812 г. в честь победы над французами, уже практически заканчивается реставрация стен, полов, белокаменного цоколя. К Рождеству обещали сделать иконостас. Он должен быть ещё заполнен иконами, но это уже следующий этап. Колокольню, слава Богу, в этом году нам удалось залесить, провести первоочередные противоаварийные работы, подготовить ко второму этапу, собственно, реставрации. На это нам выделены средства из федерального бюджета. В следующем году мы должны отреставрировать три верхних яруса. Четвёртый ярус — через год. Будут куранты и колокола, лесенки внутренние с перилами, всё покрашено будет. Колокольня станет уже такой, какой она была до революции.
— Очень радует, что в обители устроена императорская аллея, в которой установлены скульптуры государей Российских и великих князей.
— Сейчас готовится к установке памятник Николаю II. Он возглавит императорскую аллею, как причисленный к лику святых. А потом уже будут Великий князь Михаил Николаевич, Великий князь Сергей Александрович, Великая княгиня Елисавета и т.д. И, конечно, хотелось бы ещё установить памятник основателю рода Романовых — Михаилу Фёдоровичу.
— Почему была создана такая аллея? Вы как-то коллегиально приняли решение создать её?
— Дело в том, что во всём мире нет аллеи дома Романовых. Нигде нет. Ни в Петербурге — городе Романовых, ни в Москве — столице России. И нам пришла добрая мысль (т. к. наш монастырь издавна вёл тесную переписку с Романовыми, в прошлом многие настоятели монастыря с ними общались) сделать такую памятную аллею, чтобы люди, которые будут посещать монастырь, видели лица этих великих людей — императоров, собравших нашу Россию воедино, видели связь императоров с нашим монастырём. У каждой скульптуры будет установлена памятная доска, на которой будет написано, какой настоятель был при этом императоре, какие они общие дела делали, какие исторические события происходили в тот период.
— Известны ли Вам отзывы Ваших предшественников о поразительной красоте и целительности природы этой местности? В одном из номеров журнала мы публиковали статью дореволюционного духовного писателя И. В. Щевёлкина о монастыре. Он отмечал красоту и благодатность этого места. Как Вы сейчас чувствуете, чем именно благодатен и богат этот край?
— Основное богатство — это люди. В этом краю, конечно же, много верующих людей. И практически в каждой деревне стоит церковь или часовня. Люди за ними ухаживают и относятся с благоговением. Это основное богатство — вера человеческая. И, конечно, наш край богат природой — тут красивые поля, леса еловые, сосновые, река Воря, в которой есть рыба. У нас здесь даже бобры водятся.
— А рыбу Вы тоже ловите?
— Мы ловили рыбу в этом году…
— А какую?
— Щук мы здесь ловим постоянно… Однажды поймали щуку весом 4,5 кг.
— Какие монастырские иконы и святыни особо почитаемы прихожанами, паломниками?
— Икона Святителя Николая. У нас и частичка мощей Николая Угодника есть, а также частичка мощей преподобного Сергия, великомученика Пантелеимона, Великой княгини Елисаветы и мученицы Варвары, Серафима Саровского, Алексея Ильичёва, Фёдора Ушакова, Новомучеников Российских, Константина Богородского, расстрелянного здесь в Богородске (Ногинске) священника. То и дело Господь нам посылает частички мощей, а мы уже тогда пишем икону святого и мощи туда вставляем.
— Какая работа проводится в монастыре с детьми и юношеством, с пожилыми людьми и теми, кто полностью утратил трудоспособность?
— Для детей у нас работает воскресная школа — три класса (младшая, средняя и старшая группы). Для взрослых тоже открыта воскресная школа. Занятия с детьми ведут наши прихожанки, со взрослыми занятия провожу я сам. И, конечно же, исповедуем, причащаем больных; к лежачим ходим на дом и в больницы, одна из которых пока ещё находится на территории монастыря, а другая в деревне Авдотьино. Так мы охватываем, насколько это возможно, всех желающих причаститься. Кроме того, по моей инициативе проводятся телевизионные передачи в городе Щёлково и городе Королёве, во время которых мы ведём беседы на темы Православия. Причём, все желающие могут задать вопросы в прямом эфире и сразу получить ответ на свой вопрос. В том числе это делается и для больных, пожилых людей, которые не могут выходить из дома. У них есть возможность пообщаться со священником с помощью телевидения.
— Как у Вас складываются отношения внутри монастыря с монахами и послушниками?
— Мы стараемся создавать братскую, семейную атмосферу, чтобы каждый человек мог раскрыть все свои возможности и способности, самореализоваться, помочь монастырю в каких-то послушаниях, которые, естественно, нужно нести, потому что бездельничать вредно, прежде всего, для самого человека. Как Святые отцы пишут: «Праздность — мать всех пороков».
— Следовательно, каких-то конфликтных ситуаций у Вас нет?
— Слава Богу, Господь миловал.
— Т.е., дружеские отношения.
— Мы стараемся… У нас даже введена такая практика: на каждом вечернем правиле (мы читаем и утреннее, и вечернее правило все вместе в храме) мы просим друг у друга прощения. Каждый день. Бывает же, кто-то кого-то обидел и даже не заметил. Мы просим друг у друга прощения на всякий случай.
— Спасибо, игумен Евмений.