Основные факторы риска мигрени у подростков
Автор: Кочкаров Ш.А., Хыбыртова М.Р.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Медицинские науки
Статья в выпуске: 10-3 (97), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются основные факторы риска мигрени у подростков. Отмечается, что данное заболевание распространено не только у взрослых, как считалось в прошлом, но и у тинейджеров. У последних мигрень может проявляться с особой интенсивностью, что значительно влияет на качество их жизни. Понимание факторов риска, связанных с мигренью у подростков, является ключевым для разработки эффективных стратегий профилактики и лечения.
Мигрень, основные факторы риска, подростки, головная боль, профилактика
Короткий адрес: https://sciup.org/170206967
IDR: 170206967 | DOI: 10.24412/2500-1000-2024-10-3-246-248
Текст научной статьи Основные факторы риска мигрени у подростков
Мигрень - это вид головных болей, проявляющихся, как правило, интенсивными болями односторонней локализации, часто непереносимостью яркого света, сильного шума, диспепсическими нарушениями по типу тошноты и рвоты, сонливостью и вялостью.
Распространенность мигрени достаточно большая - около 120 из 1000 человек имеют типичную симптоматику данного заболевания. Помимо того, в большинстве случаев подвержены головным болям мигренозного характера именно люди в возрасте от 25 до 54 лет. Однако не стоит исключать тот факт, что мигренью могут страдать даже дети, чаще всего с 5 лет, и именно у них заболевание протекает с большей интенсивностью, значительно влияя на качество жизни [1]. В последние годы наблюдается рост случаев заболевания среди подростков. Это вызывает необходимость в изучении факторов риска, способствующих развитию данного состояния.
Мигрень - это генетическое заболевание. При сборе семейного анамнеза и сопоставлении его с генеалогическим древом, у 90% подростков обнаруживается по крайней мере один член семьи в пределах двух последних поколений, имеющий жалобы на головные боли [2]. Почти в половине случаев наблюдается мутация гена на хромосоме 19p13.1, отвечающих за работу кальциевых каналов. Ca2+ -каналы - это белковые структуры на клеточных мембранах, которые регулируют поток ионов кальция (Ca²⁺) внутрь и наружу клетки. Они играют ключевую роль в различ- ных физиологических процессах, включая передачу нервных импульсов, сокращение мышц и секрецию нейротрансмиттеров. Активация этих каналов может приводить к увеличению концентрации ионов кальция внутри клеток, что в свою очередь активирует каскад биохимических реакций, способствующих развитию болевого синдрома. Они также участвуют в регуляции тонуса сосудов. Изменения в уровне кальция могут приводить к вазодилатации или вазоконстрикции, что имеет значение для патофизиологии мигрени. Например, расширение сосудов может способствовать развитию ауры или головной боли. Активация кальциевых каналов может также инициировать воспалительные процессы в нервной системе. Это обычно приводит к включению глиальных клеток и высвобождению провоспалительных цитокинов, что дополнительно усиливает болевые ощущения. Ещё ионы кальция вызывают высвобождение нейротрансмиттеров, таких как глутамат и серотонин. Эти вещества могут усиливать передачу сигналов боли и способствовать воспалению в мозге, что является одним из механизмов, ведущих к мигрени [1, 4].
Стоит отметить, что чаще мигрени подвержены девочки, основную роль в этом играет манифестация болезни при гормональных перестройках. Всё дело в менструациях, начинающихся в подростковый период. Во время цикла происходит снижение показателей эстрогенов, которые влияют на расширение и сужение кровеносных сосудов, изменяют уровень нейротрансмиттеров, таких как серотонин, в свою очередь участвующих в регуляции боли и настроения [3]. Гормональные изменения, происходящие в организме в этот период, могут вызвать мигрень или усугубить уже протекающий приступ.
Достаточно серьезным фактором риска мигрени является использование комбинированных оральных контрацептивов. Данные препараты вызывают ишемию головного мозга, поэтому строго противопоказаны при мигрени с аурой. У некоторых девушек наблюдается ухудшение состояния при начале приема этих лекарств. Необходимо указывать на побочные действия оральных контрацептивов при проведении полового воспитания среди подростков [5].
Одним из основных факторов риска мигрени у подростков является питание, а именно употребление жирной пищи и цитрусовых, являющихся сильными триггерами головной боли. Стоит упомянуть шоколад, бананы, авокадо, орехи, колбасы, различные подсластители в составе соков и лимонадов, богатые фенилэтиламином и тирамином. Эти два соединения активно связывают фермент монооксидазу, при этом вызывая ангиоспазм и препятствуя поступлению в нейроны предшественника серотонина - триптофана. Учитывая, что питание большинства подростков нерациональное в количественном и качественном показателях, медицинским работникам, в особенности врачам-неврологам и педиатрам, нужно проводить просветительные работы с детьми и их родителями, поскольку даже минимальные дозы провоцирующих продуктов могут привести к манифестации симптоматики [1, 3]. Нерегулярный приём пищи также занимает важное место в развитии приступов мигрени или увеличении их частоты и интенсивности.
Учитывая гормональные изменения, учебные нагрузки, социальные проблемы подростки имеют поведенческие и эмоциональные проблемы, испытывая стресс даже из-за незначительных переживаний. Тинейджеры с высоким уровнем тревожности или депрессии подвержены большему риску развития мигрени. Даже социальная изоляция, отсутствие поддержки от сверстников, учителей и родных могут способствовать развитию головной боли. Хронический стресс приводит к увеличению частоты и интенсивности мигренозных атак, поэтому очень важно создать комфортные взаимоотношения и условия в семье, на учёбе. Нужно акцентировать внимание и на физической усталости, провоцирующей приступ мигрени, что говорит о необходимости чередования отдыха и нагрузки в подростковый период [1]. Недостаток двигательной активности является не менее серьёзной причиной головных болей.
Фактором риска является и сон, его недостаток или избыток. Стоит соблюдать постоянный режим, особенно избегая частых недосыпов. Если по какой-то причине длительность сна подростка была критически малой (менее 7-8 часов), ему желательно добрать эти часы в обеденное время после школы, чтобы избежать возникновения приступа мигрени или его усиления.
Использование электронных устройств, а именно телефонов и компьютеров, могут приводить к возникновению мигренозных атак. Количество часов, проведённое за гаджетом, прямо пропорционально частоте возникновения головных болей, так как существует временная связь, то есть симптомы обычно возникают после, а не до использования электроники [6].
Изменения погоды, атмосферное давление и загрязнение окружающей среды могут влиять на частоту и интенсивность мигрени. Низкое атмосферное давление оказывает нагрузку на организм подростка, вызывая расширение и сужение кровеносных сосудов. Это приводит к нарушению кровотока, что опосредованно с возникновением мигрени [7]. Имеются исследования, указывающие на влияние метеорологических факторов (яркий солнечный свет, жаркая погода, холод, ветер и грозы) на приступы, однако они достаточно противоречивы [8]. Загрязнения окружающей среды такими химическими веществами, как угарный газ, диоксид азота, озон и твердые частицы, являются частыми провокаторами мигренозных атак [9].
Имеется множество факторов риска мигрени, но перечисленные выше являются самыми основными для подростков. Понимание этих аспектов необходимо для правильного сбора анамнеза, его учёта, выбора методов эффективной профилактики и терапии приступов. Как правило, факторы риска часто носят не индивидуальный характер, а полиэтиологиче-ский. Эти особенности стоит учитывать при консультативных мероприятиях не только с подростками, но и с пациентами всех возрастов.
Список литературы Основные факторы риска мигрени у подростков
- Детская неврология: учебник: в 2 т. / А.С. Петрухин. - М.: П31 ГЭОТАР-Медиа, 2018. - Т. 2. - 560 с.
- Fenichel G.M. Headache. Clinical Pediatric Neurology: A Signs and Symptoms Approach. Saunder's. 3rd ed. Philadelphia: Philadephia; 1997. - P. 76-93.
- Andrew Rigg C. Migraine in Children and Adolescents. Acta Paediatrica. - Volume 64, Issue s256. - P. 19-24.
- Nyholt D.R., Lea R.A., Goadsby P.J., Brimage P.J., Griffiths L.R. Familial typical migraine. Linkage to chromosome 19p13 and evidence for genetic heterogeneity // Neurology. - 1998. -Vol. 50, № 5. - P. 1428-1432.
- Романенкова Ю.С., Кузьминова Т.И., Кызымко М.И. Влияние комбинированных оральных контрацептивов на женщин с мигренью // Акушерство, гинекология и репродукция. - 2018. - № 12 (1). - С. 86-92. DOI: 10.17749/2313-7347.2018.12.1.086-092
- Auvinen A, Feychting M, Ahlbom A, et al. Headache, tinnitus and hearing loss in the international Cohort Study of Mobile Phone Use and Health (COSMOS) in Sweden and Finland // Int J Epidemiol. - 2019. - № 48(5). - P. 1567-1579. DOI: 10.1093/ije/dyz127
- Okuma H., Okuma Y. Kitagawa Y. Examination of fluctuations in atmospheric pressure related to migraine // SpringerPlus. - 2015. - №4. - P. 790. -. DOI: 10.1186/s40064-015-1592-4 EDN: WXLNXZ
- Karin Zebenholzer, Ernest Rudel, Sophie Frantal, Werner Brannath, Karin Schmidt, Çiçek Wöber-Bingöl and Christian Wöber. Cephalalgia published online 26 November 2010. DOI: 10.1177/0333102410385580
- Andrea E Portt, Christa Orchard, Hong Chen, Erjia Ge, Christine Lay, Peter M Smith Migraine and air pollution: A systematic review. Headache: The Journal of Head and Face Pain published by Wiley Periodicals LLC on behalf of American Headache Society. 2023 Oct;63(9):1203-1219. DOI: 10.1111/head.14632