Основные этапы развития китайской культурной дипломатии в СССР (1949-1966 гг.)
Автор: Ян Цзые
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 4, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье характеризуется культурная дипломатия Китая в отношении СССР в период с 1949 по 1966 гг., т. е. с момента образования КНР до фактического свертывания всех контактов между двумя странами. Отмечаются внутренние и внешние измерения отношений. С одной стороны, культурная дипломатия осуществлялась внутри самого Китая в целях создания стабильной внутренней среды для развития государства и формирования положительного имиджа СССР в стране. Пекин использовал культурные обмены с СССР, чтобы сблизиться с Москвой, изучить ее опыт в построении социалистического государства и общества. С другой стороны, посредством культурной дипломатии Китай продвигал положительный образ КНР в СССР, что было призвано способствовать укреплению двусторонних отношений. Заключается, что сформированные в рассматриваемый период на уровне населения представления о культуре друг друга стали основой для дружественных отношений между Россией и Китаем сегодня, спустя десятилетия.
Культурная дипломатия, китайско-советские отношения, культурные обмены, ссср, кнр
Короткий адрес: https://sciup.org/149142201
IDR: 149142201 | DOI: 10.24158/pep.2023.4.11
Текст научной статьи Основные этапы развития китайской культурной дипломатии в СССР (1949-1966 гг.)
После образования Китайской Народной Республики (КНР) 1 октября 1949 г. СССР стал первым государством, установившим с ней дипломатические отношения. В развитии китайско-советских отношений с 1949 по 1966 гг. можно выделить два основных этапа: так называемый «медовый месяц» между СССР и КНР, когда на протяжении десятилетия, последовавшего после установления дипломатических отношений, стороны демонстрировали высокую степень сплоченности и дружбы, практиковали тесный культурный обмен; в период же с 1960 по 1966 гг. разногласия между Коммунистической партией Китая (КПК) и КПСС вылились в свертывание сотрудничества между двумя странами (Калашников, 2009).
Важно отметить, что культурная дипломатия КНР в отношении Советского Союза в рассматриваемый период – 1949–1966 гг. – имела два измерения. С одной стороны, она осуществлялась внутри Китая для улучшения имиджа Советского Союза, с тем чтобы скорректировать негативное отношение отдельных слоев китайского населения к «старшему брату» из-за исторических проблем. С другой стороны, посредством культурных обменов граждане КНР узнавали о
советской модели национального развития, культуре, технологиях, что было важно для Пекина в контексте формулирования собственной модели социально-экономического и общественного развития страны, создания стабильной внутренней среды для развития нового Китая. Пекин использовал культурные обмены с СССР в целях изучения опыта последнего в построении социалистического государства и общества. Посредством культурной дипломатии Пекин также продвигал положительный образ КНР в СССР, что было призвано способствовать укреплению китайско-советских отношений (Вотинцева, 2014).
Что касается внутреннего измерения культурной дипломатии КНР, то здесь важно понимать, что задача улучшить имидж СССР в Китае была обусловлена тем, что по результатам завершения Второй мировой войны, в феврале 1945 г. Советский Союз, США и Великобритания подписали Ялтинское соглашение, ущемлявшее интересы Китая (так, например, положения соглашения предполагали также интернационализацию торгового порта Дайрена с обеспечением преимущественных интересов СССР в этом порту и восстановление статуса Порт-Артура как военно-морской базы СССР1).
Антисоветские настроения в Китае достигли своего пика во второй половине 1940-х гг. Весной 1946 г. в Китае началось массовое движение против СССР в знак протеста против Ялтинского соглашения. 4 сентября 1949 г. в газете «Чанцзянские ежедневные новости» была опубликована статья под названием «Знакомство с Советским Союзом», в которой содержались недружественные высказывания в отношении СССР, идущие вразрез с линией КПК, ориентированной на развитие двусторонних контактов: «Внешняя Монголия находится под советским контролем», «Северо-Восточный Китай – советская сфера влияния», «Советский Союз имеет территориальные амбиции на Люйшунь и Далянь», «Советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи – неравноправный договор» и пр.2
Недоверие китайской общественности советской стороне вызывало большую озабоченность в КПК. В своей речи по этому поводу «правая рука» Мао Цзэдуна Лю Шаоци сказал: «История Китая вступила в совершенно новую эпоху, и мы придаем большое значение и ценность дружбе и сотрудничеству с Советским Союзом и не можем допустить никаких действий, препятствующих их развитию»3. Соответственно, за культурной дипломатией была закреплена важная роль продвижения положительного образа Советского Союза внутри КНР.
Коммунистическая партия КНР и правительство начали прилагать все усилия для создания атмосферы крепкой китайско-советской дружбы по всей стране, используя почти все доступные в то время средства связи для реализации мощной идеологической и образовательной кампании среди населения: приведение убедительных доводов в пользу китайско-советской дружбы, ознакомление с советской культурой, создание позитивного образа СССР и разъяснение китайским гражданам важности установления союзнических отношений с Советским Союзом.
В октябре 1949 г. было создано Общество китайско-советской дружбы, в задачи которого входило развитие культурной дипломатии с Советским Союзом, продвижение двустороннего взаимодействия, снижение антисоветских настроений в КНР и создание мирной межнациональной об-становки4. Общество китайско-советской дружбы мобилизовывало массы для участия в мероприятиях по случаю значимых праздников для обеих стран и ведения активной пропагандистской деятельности. Организовывались массовые митинги, выступления, обсуждения, парады, спектакли, осуществлялась публикация книг пропагандистского содержания. В 1952 г. более 40 млн китайских граждан посмотрели советские фильмы в 67 городах страны, где проходили трансляции, из них 5,9 млн человек – в Шанхае. В Ухани было проведено более 1 400 симпозиумов и презентаций, которые посетили более 540 тыс. человек. Люди всех национальностей, классов, профессий и религий с энтузиазмом участвовали в мероприятиях в рамках развития двусторонних отношений. Например, провинция Юньнань организовала труппу этнических певцов и танцоров численностью 4 000 человек для демонстрации китайско-советской дружбы в зарубежных странах5.
Помимо массированной пропаганды по улучшению образа Советского Союза внутри страны, Китай также использовал культурную дипломатию для внедрения передового советского опыта в различные сферы жизни своих граждан – образование, литературу, искусство и др.
Китай использовал советские учебные материалы и методы работы в образовательном процессе всех уровней. С начала 1952 г. до конца 1956 г. в КНР было переведено с русского языка на китайский и опубликовано около 1 393 учебников для высшей школы. Кроме того, во многих учебниках для начальной и средней школы по математике, физике, химии, истории содержались переработанные версии оригинальных советских текстов1. Эксперты в области образования из СССР были приглашены в Китай в качестве советников или преподавателей. В общей сложности 754 советских специалиста работали в национальных университетах КНР в период с 1949 по 1957 гг. (Шэнь Чжихуа, 2003). В период китайско-советского «медового месяца» большинство студентов из КНР, направленных в Советский Союз, изучали дисциплины, тесно связанные с задачами внутреннего экономического строительства Китая. Они получали образование в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, подготовки учителей и военного дела, изучали предметы более чем в 40 областях, которые в то время были в дефиците в Китае, в частности, к ним относилось машиностроение, гидроэнергетика, нефтедобыча, металлургия, авиация и геология. За годы учебы граждане КНР расширили свой кругозор, познакомились с лучшими образцами советской культуры и установили настоящие дружеские отношения со своими однокурсниками.
В фокусе культурной дипломатии находилась и литература. В 1950-х гг. Китай принял советский принцип «социалистического реализма» в качестве высшего критерия для литературнохудожественной критики и творчества. В этот период количество советских произведений, переведенных на китайский язык и изданных в КНР, достигло исторического максимума. Среди них могут быть названы: «Война и мир» и «Воскресение» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, стихи и романы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. С октября 1949 г. по декабрь 1956 г. в Китае было переведено и издано 2 746 наименований советской литературы общим тиражом 69,61 млн экземпляров2.
В период активного увеличения интенсивности двусторонних взаимодействий советское кино стало главным объектом изучения для китайских кинематографистов (хотя ранее их творчество в основном находилось под влиянием европейского и американского кинематографа и культуры), поскольку обе страны имели общую политическую систему и идеологию. После образования КНР на ее территорию было ввезено большое количество советских фильмов, например, «Ленин в 1918 году», «Как закалялась сталь», «Петр Великий», «Сельская учительница» и т. д. С 1949 по 1959 гг. в Китае было показано до 750 советских фильмов со среднегодовой аудиторией около 200 млн человек (Сунь Цимин, 2002).
В период китайско-советского «медового месяца» Китай использовал культурную дипломатию как средство успешного внедрения передового опыта в большинстве областей, что способствовало тому, что китайский народ быстро понял и полюбил Советский Союз. Это позволило обеспечить КНР стабильность общественной среды в первые годы существования страны и заложить основы для развития социалистического пути в будущем.
Вместе с тем культурная дипломатия КНР в отношении СССР имела не только внутреннее, но и внешнее выражение. Целью ее было представление молодого государства миру и использование культурных обменов как возможности для заключения союзов с другими странами. Стоит, однако, заметить, что внешнее измерение культурной дипломатии КНР в отношении СССР значительно уступало внутреннему. В этот период существовал дисбаланс в культурном обмене между двумя странами, поскольку поток советской культуры в Китай был намного больше, чем поток китайской культуры – в Советский Союз. Известный писатель Го Можо очень наглядно описал разницу между ними, использовав в качестве терминов слова «поток» и «ручей».
Направление правительством КНР делегаций в Советский Союз стало сигналом того, что китайская культурная дипломатия начала развиваться в Советском Союзе в 1950-х гг. Всего за три года после основания КНР в СССР отправились 22 делегации, их участники активно задействовались в различных мероприятиях. Примером могут служить китайская народная делегация, отправленная в Союз в честь Октябрьской революции, китайская молодежная делегация и делегация во главе с китайским писателем Го Можо (Сунь Вэйсюэ, Линь Ди, 1999). Все это демонстрировало, прежде всего, значимость для Китая подобных культурных обменов с СССР на государственном уровне.
Другой формой проявления культурной дипломатии была организация выступлений различных национальных художественных трупп. Китайские коллективы, отправленные в Советский Союз, в основном гастролировали с народными песнями и танцами, а также акробатическими номерами. Яркие и простые в содержании выступления были хорошо приняты аудиторией Советского Союза. Среди художественных коллективов, посетивших Советский Союз, были: китайская акробатическая труппа (72 человека) в 1950 г., молодежная культурная труппа Пальмового кабинета (216 человек) в 1951 г. и труппа песни и танца Народно-освободительной армии Китая (270 человек) в 1954 г. (Сунь Вэйсюэ, Линь Ди, 1999). Все они устанавливали широкие связи с населением Советского Союза и играли важную роль в продвижении китайской национальной культуры.
В дополнение к вышеупомянутым формам китайской культурной дипломатии в Советском Союзе стоит также отметить, что в 1950-х гг. советское театральное сообщество по достоинству оценило китайские театральные постановки, их сюжеты впоследствии были использованы русскими режиссерами в собственных пьесах. В 1954 г. в Московском драматическом театре имени М.Н. Ермоловой состоялась премьера китайского спектакля «Цюй Юань» в постановке известного в то время советского театрального режиссера В. Комиссаржевского, которая привлекла большое внимание советских зрителей. В журнале «Огонек» была опубликована рецензия, согласно которой «спектакль, поставленный Комиссаржевским, являлся глубоко выразительным воспроизведением характера, языка и стиля автора того времени и чрезвычайно ярким рассказом о великом поэте, мыслителе и борце»1.
Многие театральные критики того времени начали публиковать монографии, знакомящие, объясняющие и оценивающие китайский театр. Например, А. Анастасьев, заместитель редактора журнала «Театр», опубликовал путевые заметки «В китайском театре», в которых он пишет: «Восхищаясь историческими достижениями великого, свободного народа, не раз больно чувствовать, что мы еще так мало знаем об этой замечательной стране, ее жизни и культуре»2.
Еще одним средством развития культурной дипломатии был показ китайских фильмов. Первый публичный показ кинокартины «Дети Китая» состоялся в Советском Союзе 1 августа 1950 года. Всего было выпущено 600 копий этого фильма, чтобы иметь возможность демонстрировать его одновременно в 23 кинотеатрах и 7 клубах в Москве3.
Несмотря на то, что количество китайских фильмов, снятых в 1950-х гг., было невелико, они реалистично воссоздавали многие аспекты прошлой и настоящей жизни своего народа, а пропаганда в Советском Союзе с их помощью эффективно информировала русских зрителей о новом Китае. Мероприятия «Недели китайского кино», проведенные в Советском Союзе в этот период, также были хорошо приняты жителями страны.
С 1960 г. из-за углубившихся разногласий между КПК и КПСС в китайско-советских отношениях наметилось охлаждение, началось свертывание сотрудничества, в том числе и по линии культурного обмена и взаимодействия. Активность Общества китайско-советской дружбы также стала снижаться. Основной фокус её работы был смещен на политику и идеологию. Даже соответствующая литературная деятельность и содержание демонстрируемых фильмов должны были подвергаться цензуре. В 1961 г. Общество китайско-советской дружбы практически прекратило свою деятельность в провинциях и городах Китая. В нем осталось только около 600 штатных сотрудников (Шень Чжихуа, 2003). Однако его значение как средства поддержания отношений между Советским Союзом и Китаем на внешнем уровне оставалось высоким.
В этот период Советский Союз и Китай, несмотря на сложную ситуацию, продолжали проводить ряд мероприятий по линии развития двусторонних отношений и культурного обмена. Так, в СССР по-прежнему направлялись артистические коллективы из КНР. В качестве примера можно привести гастроли китайской труппы Центрального театра оперы и танца в 1961 г., Гуан-дунской акробатической труппы – в 1962 г., коллектива Центрального театра оперы и танца – в 1963 г., труппы песни и танца Народно-освободительной армии Китая – в 1965 г. и Пекинской труппы песни и танца в 1966 г. Однако в отличие от 1950-х гг. китайская культурная дипломатия в этот период на фоне ухудшения советско-китайских отношений была лишь пропагандистской, выступая лишь способом поддержания связей между двумя странами.
Таким образом, наибольшая активность КНР в реализации культурной дипломатии в отношении СССР пришлась на период «медового месяца» в 1950-х гг. В это время она осуществлялась государственными и частными организациями, которые дополняли друг друга. В отсутствие материальной базы для модернизации и практического опыта ведения страны к социализму наиболее реалистичным способом получения необходимых стратегий для КНР было ознакомление с практиками Советского Союза. С другой стороны, в высококонфликтной международной обстановке холодной войны западные капиталистические страны во главе с США проводили враждебную политику изоляции и санкций против Китая. Поэтому, равно как и по идеологическим и иным причинам, развитие культурных обменов именно с СССР было неизбежным историческим выбором Пекина того времени.
В 1960-х гг. культурная дипломатии Китая в отношении СССР по ряду причин изменилась и сохранялась лишь на минимально необходимом для поддержания отношений уровне. Когда в 1966 г. разразилась культурная революция в КНР, все отношения между ней и Советским Союзом, включая культурные обмены, были фактически свернуты.
Обобщая сказанное, следует заключить, что двусторонние отношения СССР и КНР в период с 1949 по 1966 гг. сыграли важную роль в истории новой китайской внешнеполитической стратегии. Культурная дипломатия принесла в молодую республику передовые советские технологические и образовательные ресурсы, заложившие прочный фундамент для строительства современного китайского государства. При помощи тесных двусторонних контактов часть традиционной китайской культуры была привнесена и в Советский Союз, обеспечив его гражданам лучшее понимание Поднебесной. Сформированные на уровне населения представления о культуре друг друга проложили путь к дружественным отношениям между Россией и Китаем на современном этапе выстраивания двустороннего взаимодействия.
Список литературы Основные этапы развития китайской культурной дипломатии в СССР (1949-1966 гг.)
- Вотинцева К.А. Культурная дипломатия Китая // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 (39). С. 112-115.
- Калашников П.А. Советско-китайские культурные связи в 1949-1964 гг. источниковедческий анализ проблемы // Вестник РУДН. Серия: История России. 2009. № 6. С. 142-148.
- 孙其明. 中苏关系始末 = Сунь Цимин. Начало и конец китайско-советских отношений. Шанхай, 2002. 709 с. (на кит. яз.).
- 孙维学, 林地. 新中国对外文化交流史. = Сунь Вэйсюэ, Линь Ди. История зарубежных культурных обменов нового Китая // Китайская издательская корпорация дружбы. 1999. № 12. С. 119-127 (на кит. яз.).
- 沈志华. 苏联专家在中国 = Шэнь Чжихуа. Советские эксперты в Китае. Пекин, 2003. 396 с. (на кит. яз.).