Основные направления совершенствования криминологического обеспечения деятельности по противодействию вовлечения молодежи в террористические организации

Бесплатный доступ

В статье исследованы основные направления совершенствования криминологического обеспечения деятельности по противодействию вовлечения молодежи в террористические организации. Определены лица, находящихся в группе риска по вовлечению в террористические сообщества, а также основные каналы распространения. Показано, что в целом вся профилактическая работа должна проводиться комплексно, то есть усилиями всех органов государственной власти, прежде всего в социальной сфере, области культуры и науки, совместно с общественными объединениями, образовательными организациями. Подчеркнута важность внедрения накопленного положительного международного и регионального практического опыта (волонтеры, Юнармия и др.)

Еще

Терроризм, экстремизм, террористическая организация, криминальная субкультура, молодежь, несовершеннолетние, противодействие

Короткий адрес: https://sciup.org/14132713

IDR: 14132713   |   DOI: 10.47629/2074-9201_2025_2_84_90

Текст научной статьи Основные направления совершенствования криминологического обеспечения деятельности по противодействию вовлечения молодежи в террористические организации

Всовременных условиях проблема противодействия вовлечению молодежи в террористические организации приобретает особую значимость для Российской Федерации (далее – РФ). Статистика МВД России также показывает, что более 75 % завербованных в террористические организации составля- ют лица в возрасте от 16 до 30 лет, что подчеркивает острую необходимость усиления мер противодействия именно в молодежной среде [1].

По данным Министерства внутренних дел РФ, «в 2024 году в России был зарегистрирован 1 191 теракт, что стало рекордным показателем за весь пери- од ведения статистики с 2003 года. Кроме того, 2024 год стал рекордным и по числу преступлений террористического характера. За год зарегистрировано 3 714 таких преступлений, включая публичные призывы к терроризму, организацию террористических сообществ и захват заложников. Это самый высокий показатель с 2005 года, когда таких преступлений было зафиксировано 5 438» [2].

Многие исследователи связывают рост преступности террористической направленности с ведением специальной военной операции на Украине (далее – СВО) и противоправной деятельностью украинских наемников на территории РФ. В частности, об этом говорил директор ФСБ А.В. Бортников, выступая на итоговом заседании Национального антитеррори-стического комитета и Федерального оперативного штаба [3].

С каждым годом растет число организаций, признанных в соответствии с законодательством РФ террористическими и включенными в Единый федеральный список террористических организаций. Так, согласно опубликованным данным, в 2023 году были признаны террористическими и запрещены 11 организаций, в 2024-м – 10; всего по состоянию на 28 декабря 2024 года в список внесено 60 организаций [4]. В условиях геополитической напряженности данные террористические организации активизировали свою деятельность по привлечению молодежи, используя социально-экономические трудности и психологическую уязвимость молодого поколения, особенно несовершеннолетних. Они манипулируют их эмоциональной нестабильностью, импульсивностью, и ищут таких молодых людей, которые испытывают разочарование и гнев по отношению к обществу и установленным порядкам. Эти организации делают акцент на приверженность к своим ценностям, близость к ним и их готовность действовать по принципу нетерпимости, непримиримости и радикальности. Использование информационно-телекоммуникационных технологий, включая сеть Интернет, делает их деятельность еще более эффективной.

Среди общего круга террористических организаций можно выделить организации, особенно активно вовлекающие в свои ряды именно молодежь: террористическое сообщество «Сеть», колумбайн (скул-шутинг), «Народная самооборона», М.К.У., А.Н.В., а также другие организации праворадикального, леворадикального и религиозного толка. В 2024 году была запрещена самая массовая из них – международная организация, созданная в форме общественного движения, «Форум свободных государств постРоссии» и ее 172 структурных подразделения (объединенные по национальному и региональному признаку).

Особую тревогу вызывает тот факт, что современные методы вовлечения молодежи становятся всё более изощренными и технологичными. Вовлечение новых членов в различные террористические сообщества происходит по нескольким направлениям, или каналам распространения: непосредственные каналы распространения и опосредованные каналы распространения.

Опосредованные каналы передачи информации о террористической идеологии : кино, телевидение, радио, СМИ; мессенджеры WhatsApp, Viber, Skype, Telegram, Messenger и др.; книги и прочие печатные издания; сеть Интернет (социальные сети: «ВКонтакте», «Одноклассники», видеохостинг YouTube).

Непосредственные каналы передачи информации о террористической идеологии : непосредственное приобщение молодежи к террористической идеологии, участие в противоправной деятельности; личная (устная) коммуникация (вербальный/невербаль-ный контакт) с носителями информации о терроризме; документальная коммуникация (обмен письмами, записками и пр.) с носителями информации о терроризме; маркетинговая коммуникация (приобретение сувениров с террористической символикой, ношение одежды с определенной атрибутикой, свастикой и др.);участие в концертах, «забивках», футбольных матчах, несанкционированных религиозных мероприятиях и др. (прослушивание музыки, посещение спортивных секций, стихийных молельных комнат и др.); нанесение граффити с террористической символикой (рисунков, символов, аббревиатур на стенах, заборах, партах в образовательном учреждении и др.). К таким выводам можно прийти, исследуя Федеральный список экстремистских материалов, который формируется на основании поступающих в Минюст РФ копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими [5]. По состоянию на 03.02.2025 в него включено 5454 единиц экстремистских материалов.

Правоохранительные органы и иные заинтересованные ведомства ведут неустанную борьбу и всячески пытаются снизить число молодежи, вовлекаемой в террористические организации, но принятых на сегодняшний день мер явно не достаточно, о чем свидетельствует приведенная нами выше статистика.

Так, по данным управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий (далее – УБК) МВД России, «за 9 месяцев 2024 года было выявлено околошести тысяч интернет-ресурсов сзапре-щенной информацией, порядка трети выявленных ресурсов содержат материалы террористического и экстремистского характера, а посредством более трех тысяч ресурсов осуществлялась дискредитация участников специальной военной операции» [6].

Начальник отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, телевизионного и радиовещания управления Роскомнадзора М. Кузнецова в своем выступлении сообщила: «В целях пресечения распространения противоправной информации в сети Интернет Роскомнадзором с МВД России, ФСБ России, а также органами прокуратуры налажено постоянное взаимодействие, в рамках которого в 2023 и 2024 году пресечено распространение более 74 тысяч материалов экстремистской и террористической направленности» [7].

Уголовное законодательство Российской Федерации содержит необходимый инструментарий для борьбы с данным явлением, однако требуется постоянное совершенствование правоприменительной практики и методов противодействия новым способам вовлечения. Это обусловлено несколькими факторами: сложность доказательной базы; постоянное изменение методов вовлечения; нехватка квалифицированных специалистов; необходимость межведомственного взаимодействия.

Противодействие такому вовлечению требует глубокого исследования уголовно-правовых и криминологических аспектов. Необходимо разработать эффективные методы предупреждения, выявления и наказания лиц, пропагандирующих идеи терроризма и экстремизма в первую очередь среди молодежи, так как именно за молодым поколением будущее нашей страны. При этом важно обратить внимание на комплексный подход, который включает работу с молодежью, общественностью, родителями и учителями, а также изменение уголовно правового законодательства исходя из современных реалий.

Для противодействия идеологии терроризма 30 декабря 2023 года Президент РФ В.В. Путин утвердил «Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2025–2028 годы», который направлен на формирование у населения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей неприятия идеологии терроризма и устойчивости к ее пропаганде, считается, что предусмотренные в нем меры позволятзначительносократить количество лиц вовлеченных в террористические организации [8]. Большую роль в этом также играет патриотическое воспитание [9, с. 96; 10, с. 13]. Как справедливо отмечает А.В.Авачев, «современная Россия, находящаяся на стадии реформирования всех сфер общественной жизни, выдвигает на первый план задачу построения демократического, суверенного и экономически развитого государства. Решение поставленной задачи требует формирования у жителей муниципальных образований активной духовной позиции, высоких нравственных, психологических и деятельностных качеств, в которые входят ответственность, патриотизм и готовность служить своему народу» [11, с. 187].

Кроме того, приорганизации образовательного процесса при обучении и воспитании школьников под- росткового периода необходимо учитывать индивидуальные возрастные особенности их развития [12, с.70]. Профилактическая работа должна проводиться комплексно, то есть усилиями всех органов государственной власти, прежде всего в социальной сфере, области культуры и науки, совместно с общественными объединениями, образовательными организациями.

Анализ научных источников позволяет говорить, что социальная работа с молодежью, находящейся в группе риска приобщения к террористической субкультуре, представляет собой поэтапное поступательное движение [13, с. 15].

Общевоспитательная работа и просвещение молодежи заключаются в формировании критической установки в отношении противоправной деятельности и террористической идеологии у подрастающего поколения. Львиная доля работы в данном направлении отводится традиционным институтам социализации – семье, образовательным организациям. Зарубежный опыт (США, Канада, Германия, Индия и др.) стимулирования социальной активности подростков демонстрирует внедрение наряду с традиционным обучением альтернативных методик образования, которые преследуют цель в раскрытии творческого потенциала ученика. Отмечается, что в процентном соотношении в такой школе учеников с девиантным поведением в разы меньше по сравнению с традиционными образовательными организациями [14].

Сегодня формирование представлений о системе права в России начинается в основной школе на учебной дисциплине «Обществознание» и продолжается в старших классах на уроках «Основы права». Однако проведенный анализ школьных учебников базового и углубленного уровней (от авторов Л.Н. Боголюбова [15], А.Ф. Никитина, Т. И. Никитиной [16] и др.) свидетельствует о том, что в рамках изучения отрасли уголовного права освещение наиболее актуальных в наши дни тем: ответственность несовершеннолетних, влияние деструктивных субкультур на подростков, пропаганда террористической и экстремистской идеологии, происходит поверхностно. Более того, сам урок сводится к рассказу теоретического материала, что делает процесс усвоения материала учениками малоэффективным. Предлагается расширить курс изучения отрасли уголовного права на уровне среднего (полного) общего образования, дополнив учебники соответствующей информацией о феномене современных деструктивных субкультур молодежи , о способах противодействия их влиянию и правовых последствиях участия в них.

Также целесообразно включить в процесс изучения данной темы работу обучающихся с актуальными правовыми источниками, подготовку ими творческих проектов с соответствующей тематикой и решение практических правовых задач. Не лишним будет интеграция правового обучения в другие дисциплины. Например, на уроках информатики подростки могут познакомиться в сети Интернет с правовыми базами КонсультантПлюс и Гарант, а также самостоятельно осуществить поиск законов, сравнительный анализ изменений правовых норм по заданию учителя.

Информационно-просветительская деятельность в русле молодежной политики на федеральном и региональном уровне позволяет привести в пример виртуальную площадку «Молодежь России», которая координирует подростков по вопросам участия в молодежных мероприятиях различного уровня, информирует о современных угрозах и о безопасном поведении в сети Интернет, а также содержит полезные обучающие курсы, доступные для усвоения юными лицами [17]. Также на сайте Минобрнауки России говорится о других немало значимых мероприятиях по направлению психологического сопровождения высшего образования, следовательно, и по борьбе с участившимися случаями правонарушений среди молодежи. Действенной можно считать меру доведение до учеников информации о возможных правовых последствиях буллинга, который, как известно, способен спровоцировать акции скулшутинга (колумбайн, или скулшутинг, признан террористическим Международным молодежным движением).

В обществе справедливо бытует мнение, что родителю необходимо взрослеть вместе с ребенком, приобретая различные компетенции на пути их становления и самоутверждения. Именно поэтому социальная работа должна вестись не только с молодежью, но и с их родителями. К сожалению, именно в подростковом возрасте статус родителя чаще всего обесценивается. Взрослым важно установить тесный контакт, доверительные отношения со своими детьми. Нет золотого правила воспитания детей, поскольку сдержанность родителей в принятии увлечений подростка субкультурой (аккуратно дать совет по поводу внешнего вида, выбора друзей и др.) должна совмещаться с контролем его вовлечения в криминальную деятельность (помочь найти ребенку альтернативу деструктивному увлечению, рассказать о негативных последствиях такого решения, выслушать его мнение и найти взаимопонимание). Важно найти баланс между строгостью и снисходительностью по отношению к подрастающему поколению. В этой связи одно из приоритетных направлений социальной политики государства – поддержание деятельности семейных клубов для детей и родителей, работа которых направлена на создание системы личностно ориентированного взаимодействия взрослых и подрастающего поколения.

Стоит упомянуть и другие ориентиры социальной политики государства: повышение качества воспитания детей не только в образовательных уч- реждениях, но и внутри семьи, а также в процессе трудовой деятельности; выявление, нейтрализация и смягчение последствий недостатков воспитания молодежи, которые возникают при длительном нахождении в неблагоприятных жизненных обстоятельствах [18, с. 73].

На фоне этого можно отметить актуальные молодежные проблемы: (не)доступность высшего образования; жилищная проблема; проблема трудоустройства; проблема предоставления социальных услуг молодежи [19, с. 50]. Видится целесообразным создание специальных комплексных организаций социальной помощи молодежи по месту проживания или по месту образовательной организации. Такая служба могла бы проводить информирование и консультирование молодежи по актуальным и интересующим ее вопросам. Также она могла бы помогать молодым людям в вопросах трудоустройства и ресоциализации молодежи, попавшей в трудные жизненные обстоятельства.

Административно-правовые меры по борьбе с ювенальной преступностью, в том числе экстремистской и террористической направленности, должны быть модернизированы. К числу первостепенных мер можно отнести борьбу с молодежной безнадзорностью. Статистика говорит о том, что несовершеннолетними и молодежью втемное время суток совершено приблизительно 80 % всех преступлений [20]. Это свидетельствует об отсутствии должного контроля за детьми со стороны родителей [21, с. 49]. Недаром в октябре 2023 года снова актуализировалась тема комендантского часа для лиц, не достигших 18 лет. По статистике Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, только за первое полугодие 2024 года совершили преступления более 4 тыс. подростков, находящихся в так называемой группе риска, – воспитываемые одним родителем или бабушками (дедушками). Более поздние статистические данные показывают, что в 2023 году в воспитательных колониях для несовершеннолетних находились 106 сирот и лиц, лишенных родительского попечения [22]. Социальная работа с семьями должна быть многоаспектной и индивидуальной, направленной на восстановление функционирования института семейных отношений и преодоления негативного влияния на социализацию детей [23, с. 12].

Проведенный в данной статье анализ подобного положительного опыта различных субъектов нашего государства позволил выделить ключевые моменты, влияющие на эффективность волонтерства на пути недопущения вовлечения несовершеннолетних в криминальные субкультуры, в том числе террористической и экстремистской направленности: за каждым подростком, стоящим на пути исправления, должен быть закреплен волонтер-наставник, осуществляющий обязанности по воспитанию и социализации подопечного (контроль посещения школы, работа с семьей подростка, вовлечение в общественную досуговую деятельность). Полагаем, что контроль за исполнением индивидуального плана профилактической работы волонтера-наставника можно возложить на специализирующиеся правоохранительные органы.

Заполнить досуговое пространство, а также привлечь юных правонарушителей к мероприятиям патриотического характера призвано Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», распространившееся от областного до всероссийского уровня [26]. Формирование чувства ответственности за свои поступки, развитие командного духа, воспитание чувства доброты и справедливости у лиц в возрасте от 8 до 18 лет – это то, на что направлен проект. Несовершеннолетние познают основы различных профессий в игровом формате, встречаются с видными деятелями из разных сфер, а также получаются практические навыки, что способствует у них формированию установки на поиск законного источника дохода в будущем. Эффективность взаимодействия ПДН и движения «Юнармия. Наставничество» подтверждается опытом Волгоградской области, где с 2017 года несовершеннолетние, вступившие с конфликт с законом, вовлекаются в социальноориентированную деятельность военно-патриотической направленности. Как отмечает Главное управление Министерства внутренних дел Росси по Волгоградской области, «благодаря принятым мерам в регионе прослеживается тенденция к сокращению повторной преступности среди несовершеннолетних на 23,1 %» [27].

Резюмируя вышесказанное, необходимо еще раз подчеркнуть важность внедрения накопленного положительного международного и регионального практического опыта.

В целом вся профилактическая работа должна проводиться комплексно, то есть усилиями всех органов государственной власти, прежде всего в социальной сфере, области культуры и науки, совместно с общественными объединениями, образовательными организациями. Анализ научных источников по-зволяетговорить о том, что социальная работа с молодежью, находящейся в группе риска приобщения к террористической субкультуре, представляет собой поэтапное поступательное движение: общевоспитательная работа и просвещение молодежи, информационно-просветительская деятельность в русле молодежной политики на федеральном и региональном уровне, социальная работа, которая должна вестись не только с молодежью, но и с их родителями, а также административно-правовые меры.

Статья научная