Основные причины противоречий в реализации антиконтрабандной государственной политики России в 1920-х гг
Автор: Попенко Александр Владимирович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Отечественный опыт
Статья в выпуске: 2, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрываются малоизвестные причины разногласий между силовыми структурами, ответственными за проведение антиконтрабандной политики на Дальнем Востоке.
Государственная экономическая политика, контрабанда, пограничные войска, таможня
Короткий адрес: https://sciup.org/170166235
IDR: 170166235
Текст научной статьи Основные причины противоречий в реализации антиконтрабандной государственной политики России в 1920-х гг
В отличие от ситуации во многих центральных и сибирских регионах СССР, советская власть и ее местные органы на Дальнем Востоке с начала 1920-х гг. столкнулись со слож-ной проблемой борьбы с контрабандой, негативно влиявшей на все сферы жизни дальневосточного социума. На это существовало несколько объективных причин. Во - первых, данная территория позже всех вошла в состав Советского государства, в течение пяти лет до этого здесь не было сильного правительства. Население Дальнего Востока в период 1917—1922 гг. привыкло к свободному и взаимовыгодному товарообороту с Маньчжурией, что государ-ство расценивало как контрабанду. Вторая причина — это введение монополии на внешнюю торговлю, единого таможенного тарифа и лицензионной системы, которые не соответствовали устоям даль невосточной экономики. Третья причина — это необдуманные дей-ствия правительства, которое, сломав проверенную старую систему борьбы с контрабандой, не организовало надежную новую систему охраны границы в экономическом отношении. Четвертая причина состояла в том, что за борьбу с контрабандой отвечали две разные силовые структуры, и конкуренция между таможенным и погра ничным ведомствами за право контроля над контрабандой была очень серьезной.
Центральная комиссия по борьбе с контрабандой была государ -ственным органом, который координировал и проводил антикон трабандную политику в стране. Именно здесь определялся поря -док взаимоотношений между различными силовыми структурами и алгоритм борьбы с контрабандой для каждого ведомства, в т.ч. и порядок премирования за задержанную контрабанду. В зависи мости от того, представитель какого ведомства (таможенного или пограничного) занимал пост председателя Комиссии (а они часто меняли друг друга в зависимости от государственного приоритета в тот момент), в интересах того ведомства и велась антиконтрабанд -ная политика. Уже на пятом совещании Центральной комиссии по борьбе с контрабандой, которое происходило 17 января 1922 г., было отмечено: «Работа комиссии протекает вяло, она тормозится из - за разногласий, возникающих между ГПУ (ОГПУ) и НКВТ, которые оспаривают друг у друга право на основную руководящую роль по борьбе с контрабандой...»
Ситуация двоевластия в стране в деле борьбы с контрабандой приводила к тому, что и в течение 19231924 гг. руководители НКВТ и ОГПУ продолжали вести борьбу не против кон -трабанды в стране, а за право на основ -ную роль в борьбе с контрабандой. Так, начальник пограничной охраны ГПУ (ПО ГПУ) требовал от начальника ГТУ нКвТ предоставлять ему к 28 числу каждого месяца всю информацию по вопросам борьбы с контрабандой. При утверждении Таможенного устава 1924 г. ГТУ проиг норировало принципиальные замечания ОГПУ и без изменения утвердило свой устав во ВЦИК и в СНК. О мероприятиях по борьбе с контрабандой, разрабаты ваемых ГТУ, ОГПУ узнавало через другие органы власти, например из Госплана. Такое положение дел в борьбе с контра бандой только нагнетало обстановку и ухудшало ситуацию, позволяя контра -банде мощным потоком проходить через границы страны.
Во второй половине 1924 г. правитель -ство решило покончить с двоевластием в этой области и отдать право приоритета ОГПУ. Получив разрешение от прави -тельства, заместитель председателя ОГПУ Г.Г. Ягода в конце сентября 1924 г. своим распоряжением упразднил комиссии по борьбе с контрабандой как в центре, так и на местах «в целях более скоординиро-ванной организации охраны границы». В центре и на местах были образованы спе циальные комиссии (аппарат полномоч ных представителей по борьбе с контра бандой) под председательством сотруд ников ОГПУ. Сотрудники же таможни по вопросам борьбы с контрабандой теперь поступали в их подчинение1. В феврале 1925 г. вышел еще один приказ по борьбе с контрабандой, по которому ОГПУ расширило свои полномочия в этой об ласти.
Из анализа документов следовало, что ОГПУ определяло порядок борьбы с кон трабандой и вырабатывало алгоритм дей ствий. Таможенным учреждениям отво дилась второстепенная функция. Однако такая политика внесла еще больший рас кол в отношения между ОГПУ и ГТУ. Возможно, поэтому вышел циркуляр за подписью одного из руководителей
ОГПУ В.Р. Менжинского, который писал об «участившихся случаях трения между ПО ОГПУ и ГТУ» и призывал соблюдать новые требования в области борьбы с контрабандой.
Правительство строго следило за реше нием проблемы контрабанды в стране (что говорит о ее значимости для государ ства в целом) и не собиралось отдавать на откуп ОГПУ всю власть в этом вопросе. Наоборот, уже весной 1925 г. НКРКИ СССР провел полномасштабную про верку состояния охраны государственной границы в экономическом отношении. Доклад Коллегии НКРКИ СССР выявил «сильнейшие противоречия между ГТУ и ОГПУ, особенно на местах, что мешало делу борьбы с контрабандой и обследо ванию и изучению данного вопроса». Причину этого комиссия видела «в невоз можности ведения борьбы с контрабандой ГТУ и ОГПУ без единого руководящего аппарата». Другими словами, специаль ные комиссии под руководством ОГПУ себя не оправдали.
Как результат, 25 сентября 1925 г. вышло новое постановление СНК СССР о борьбе с контрабандой. Оно отменяло аппарат полномочных представителей. Теп ерь опять комиссии по борьбе с контрабан дой возглавляли представители НКВТ2. В такой форме Центральная комиссия по борьбе с контрабандой просуществовала до октября 1927 г., после чего была ликви-дирована, а вся работа по борьбе с контра бандой опять легла на ОГПУ.
Частая смена правительством приорите -тов между ведомствами по вопросу борьбы с контрабандой позволяла последней широким потоком пересекать государ ственную границу СССР. Полное недове рие и разногласия между ведущими руко водителями ОГПУ и НКВТ чрезвычайно осложняли ситуацию на местах. Особенно это отчетливо проявилось на территории советского Дальнего Востока.
Организацию по борьбе с контра бандой на Дальнем Востоке проводила Дальневосточная окружная комиссия по борьбе с контрабандой. Ее председателем стал читинский таможенный инспек тор А.К. Флегонтов, который в этом же году стал начальником ДВТО. В качестве одного из главных руководителей НКВТ (ГТУ) в ДВО ему постоянно приходилось не только бороться с контрабандой, но и соперничать с главными руководителями ГПУ (ОГПУ) на Дальнем Востоке за при -оритетное право в борьбе с контрабандой. Как и в центре, эта конкуренция прино-сила ущерб общему делу охраны границы в экономическом отношении.
Так, в марте 1923 г. А.К. Флегонтов полностью раскритиковал деятельность пограничной охраны ГПУ, «считая всю пограничную линию неблагополучной в контрабандном отношении»1. Однако о недостатках по службе таможенных чинов не было сказано ни слова. Наоборот, Флегонтов настаивал на расширении прав таможенного ведомства в борьбе с контрабандой. С таким заявлением был крайне не согласен начальник отделения по охране границы ПП ГПУ Исупов. Он считал, что нельзя допускать таможню к охране государственной границы и что за пресечение контрабанды следует преми ровать только ГПУ, т.к. «они фактически ее задерживают, а таможня только досма тривает товары».
Высший административный орган вла сти — Дальревком вынужден был в дека -бре 1923 г. принять решение о создании Межведомственной комиссии, которой поручалось разработать мероприятия по объединению усилий ГПУ и ДВТО для борьбы с контрабандой с привлечением местного населения. Председателем комиссии был назначен уполномоченный ГПУ А.П. Альпов. Однако из за «халат ного его отношения» Межведомственная комиссия не смогла решить поставленные перед ней задачи.
Несогласованные действия Дальне восточного таможенного округа (ДВТО) и ГПУ негативно сказывались на состоя нии борьбы с контрабандой. В докладах на различных заседаниях местных админи стративных органов управления нередко говорилось о неготовности войск ГПУ к охране границы, о постоянных стычках, которые происходили между сотрудни ками ДВТО и ГПУ, об ослаблении охраны границы от контрабандистов в связи с сокращением таможенных учреждений2. Имелись случаи задержания с контрабан дой лиц, которые обязаны были вести с ней борьбу.
После ликвидации Дальневосточной окружной комиссии по борьбе с кон трабандой в сентябре 1924 г. и создания аппарата полномочных представителей по борьбе с контрабандой вся власть по решению данного вопроса на советском Дальнем Востоке перешла к полномоч ному представителю ОГПУ на Дальнем Востоке Альпову, а затем к сменившему его Музыканту. Флегонтову отводилась роль заместителя полномочного предста вителя по борьбе с контрабандой.
Новыми полномочными представите лями ОГПУ были составлены совмест ные инструкции по борьбе с контрабан дой, где ОГПУ обладала почти всеобъ емлющими правами. В то же время, как свидетельствуют архивные документы, Флегонтов постоянно писал доклады руководству НКВТ об ухудшении поло жения дел в борьбе с контрабандой после создания аппарата полномочных представителей.
После известного постановления СНК от 25 сентября 1925 г. председателем новой краевой комиссии по борьбе с контрабан дой опять стал Флегонтов, а его заместите -лем — Музыкант. Однако невозможность нахождения общих точек соприкоснове ния между главными дальневосточными руководителями таможенного ведомства и пограничной охраны ОГПУ ухудшало отношения между двумя этими ведом ствами непосредственно на самой гра нице.
В период 1927—1934 гг., когда была окон -чательно ликвидирована Дальневосточная комиссия по борьбе с контрабандой, ПО ОГПУ полностью защищала государствен -ную границу в экономическом отноше нии. Таможенное ведомство только досма тривало грузы и задерживало случайную контрабанду на складах, в магазинах, на рынках. Однако ГТУ продолжало вести статистику контрабанды, делопроизвод ство и начислять премии ПО ОГПУ за реа лизованную контрабанду. Пограничники (особенно дальневосточные) не всегда в полном объеме получали свою премию, что вызывало напряженные отношения между дальневосточным ТУ и ОГПУ. Еще больше накаляли обстановку доклады Дальневосточного таможенного ведом ства о работе ПО ОГПУ в деле борьбы с контрабандой.
Так, в 1927 г. Флегонтов, к тому времени уже начальник Дальневосточного тамо -женного управления, отправил председа-телю Далькрайисполкома и Наркомторгу СССР доклад о контрабанде в ДВК и мерах борьбы с ней. Там было сказано о сниже-нии уровня задержания контрабанды, что бросало тень на ПО ОГПУ на Дальнем Востоке. Однако полномочный предста витель ОГПУ на Дальнем Востоке Медведь (который сменил Музыканта) в своем письме председателю Далькрайисполкома выразил протест по докладу Флегонтова и представил свои цифры, которые под -черкивали значительную роль ПО ОГПУ в задержании контрабанды на Дальнем Востоке1.
В середине 20-х гг. продолжались стол -кновения таможенников и погранични ков между собой. В рапортах таможенных сотрудников докладывалось об умыш -ленном пропуске контрабанды сотрудни ками ОГПУ через таможенную зону для ее задержания в зоне ответственности ПО ОГПУ, о пропуске контрабанды за взятку. Были отмечены случаи убийств контрабандистов сотрудниками ОГПУ. Приморская губернская прокуратура в 1925 г. задержала 215 сотрудников ОГПУ, а на 405 человек имелись жалобы.
Не случайно именно в этом году Ягода был вынужден составить циркуляр о неправильных подходах к борьбе с кон трабандой. Он потребовал прекратить задержание контрабанды в ничтожных размерах (например, в виде детских сапог, шарфов, платков). Приказывалось задерживать только крупные партии товаров2.
На современном этапе необходимо знать негативный опыт экономической охраны государственной границы на российском Дальнем Востоке, что позволит не допу скать ошибок прошлого, т.к. они могут и сегодня нанести большой экономиче ский вред государству, а значит негативно повлиять на национальную безопасность России на Дальнем Востоке. Обобщение данного опыта необходимо сегодня для подготовки кадров силовых структур, призванных обеспечивать национальную безопасность Российской Федерации.
Знание исторического опыта борьбы с контрабандой имеет практическое зна-чение. Особый интерес могут представ лять экономические и административные мероприятия, проводимые властными структурами для достижения более эффек-тивных результатов в пресечении контра бандного импорта и экспорта и усилении пограничного режима в крае.