Основные приёмы старообрядческой реставрации и имитации древней иконописи в XIX - начале ХХ века
Автор: Баранов В.В., Лаврентьева Е.В.
Журнал: Художественное наследие. Исследования. Реставрация. Хранение @journal-gosniir
Статья в выпуске: 1 (9), 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рассмотрению основных приемов старообрядческой реставрации и имитации древних икон в XIX - начале XX в. на примере Мстёры и Невьянска. Художественное наследие этих иконописных центров наиболее активно изучалось на протяжении последних лет в Государственном научно-исследовательском институте реставрации. Главный акцент сделан на освещении технической стороны деятельности иконописцев-старинщиков, которые стали первыми реставраторами икон в России. Вначале анализируются основные приемы имитации древности на иконах у мстёричей. Описаны способы получения четырех различных типов искусственного кракелюра: 1) грунтового, 2) образованного в верхних слоях красочного слоя и лака, 3) нарисованного, 4) процарапанного острым металлическим инструментом. На конкретных примерах рассматриваются иные методы застаривания восстановленных участков изображения (набрызг краски, механические насечки, покрытие икон «старой» олифой и т.д.). Во второй части статьи описан характер старообрядческих реставрационных вмешательств на невьянских иконах. Делается вывод об ином характере этой деятельности в уральских мастерских: отсутствии практики имитации древности и состаривания икон, а также традиции их полного записывания. На горнозаводском Урале основная деятельность иконописцев-реставраторов в XIX - начале XX в. была направлена на очень деликатное поновление (частичное прописывание в тон авторской живописи) ранее созданных местных уральских икон. Стоит особенно подчеркнуть, что в настоящей публикации впервые обнародованы результаты микроскопного обследования ряда произведений из частных и музейных собраний, подвергшихся «починке» в мастерских указанных центров старообрядчества.
Старообрядчество, «старинная» иконопись, реставрация, кракелюр, иконы-имитации, мстёра, невьянск, экспертиза иконописи
Короткий адрес: https://sciup.org/170205760
IDR: 170205760
Список литературы Основные приёмы старообрядческой реставрации и имитации древней иконописи в XIX - начале ХХ века
- Баранов В. В. Иконопись Мстёры: история, структура промысла, художественные особенности: дис.... канд. искусствоведения. СПб.: [б.и.], 2008. — 306 с.; Он же. Некоторые принципиальные отличия иконных имитаций XIX - начала XX в. и современных подделок // Исследования в консервации культурного наследия / [отв. ред. A.В. Трезвов и др.; сост. О. Л. Фирсова, Л. В. Шестопалова]. Вып. 2. М.: Индрик, 2008. С. 14 - 23; Он же. «Старинная» иконопись Мстёры. Исторический аспект феномена, задачи и проблемы экспертизы // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. Материалы III науч. конф. 25 -27 ноября 1997 г. М.: «Магнум Аре», 1998. С. 12 - 17.
- Голышев И. А. Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография // Труды Владимирского губернского статистического комитета. Вып. 4. Владимир: В Тип. Губернского Правления, 1865. С. 104.
- Баранов В. В., Кочетков И. А. Практика реставрации икон в мастерской С.П. Рябушинского // Художественное наследие. Хранение, исследования, реставрация. Вып. 23 (53). М., 2006. С. 35 - 47; Они же. Следы реставрации на иконах собрания И.С. Остроухова // Там же. №26 (56). М., 2013. С. 61 - 68.
- Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. М.: Изд-во А. С. Суворина, 1903. С. 80.
- Баранов В. В. Иконопись Мстёры. С. 272. Ил. 13.
- Субботина Е. В. Окладные иконы конца XVIII - начала XX века в собрании Приморской картинной галереи // Искусство Евразии [Электронный журнал]. №2 (25). 2022. С. 150-165. Ил. 33. https://d0i.0rg/10.46748/ARTEURAS.2022.02.015. URL: https://eurasia-art.ru/art/articLe/view/868 (дата обращения: 26.09.2023).
- Баранов В. В. Иконопись Мстёры. С. 281. Ил. 22.
- БайдинВ. И. Заметки об иконописцах-старообрядцах на горных заводах Урала в первой половине - середине XVIII века: новые имена и новое об известных мастерах // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. 1. Екатеринбург, 2002. С. 77 - 78.
- Белобородов С. А. «Писан быть сей святый образ в Невьянском заводе». Очерк по истории уральского иконописания. Альбом-каталог частной коллекции B. В. Маслакова. Т. 1. Екатеринбург: Артефакт, 2011. С. 18.
- Там же. С. 46.
- Кадикова И. Ф., Лаврентьева Е. В. Химический состав красок и грунтов как важный аспект атрибуции поздней русской иконописи Уральского региона // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. статей. Вып. 13 / под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, ЕЮ. Станюкович-Денисовой. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова; СПб.: НП-Принт, 2023. С. 767 - 780. Ил. 2.
- Лаврентьева Е. В., Кадикова И. Ф., Карпенко В. Ю. Новые данные об оранжевых минеральных пигментах в произведениях невьянской школы иконописи // SecretaArtis. Т. 6, вып. 2. 2023. С. 23-49. Ил. 15. DOI 10.51236/2618-7140-2023-6-2-22-49.
- Лаврентьева Е. В., Кадикова И. Ф. О результатах технологического исследования семи икон из собрания НТМЗ «Горнозаводской Урал» // «Худояровские чтения»: материалы XI Всероссийской научно-практич. конф., 26 - 27 октября 2023 г. Нижний Тагил: Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», 2023. С. 202-208. Ил. 2.
- Церковь Небесная. Изображение соборов святых в русской иконописи XVI - начала ХХ века. Издание, приуроченное к выставке (14 ноября 2018 - 20 января 2019). М.: ЦМиАР, 2020. С. 193. Кат. 44.