Основные принципы международного регулирования суверенных фондов

Автор: Исаева З.С.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 3-1 (49), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются принятые на международном уровне принципы регулирования деятельности суверенных фондов национального благосостояния, постепенно занимающих все более значимое место на международном рынке. В этих принципах описываются общие положения прозрачности, управления, отчетности и инвестиционной политики суверенных фондов. В статье дается их критическая оценка.

Суверенный фонд, фонд национального благосостояния, инвестиции

Короткий адрес: https://sciup.org/170181480

IDR: 170181480   |   DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10411

Текст научной статьи Основные принципы международного регулирования суверенных фондов

Молодыми, но очень активными участниками международного финансового рынка являются суверенные фонды, называемые также суверенными фондами национального благосостояния (и даже государственными инвестиционными фондами - в силу их специфики), выходящие и на международный валютный, и на международный кредитный рынки [1, с. 325]. Это не противоречит ни сущности суверенных фондов, ни их задачам, ни принципам их функционирования, сформулированным в специализированном международном документе [8]. Главное - это инвестиционные структуры специального предназначения, распоряжение средствами которых возложено на государство. Последнее образует такие фонды не только для повышения экономической стабильности, но и в целях реализации инвестиционных стратегий, в том числе с привлечением зарубежных финансовых инструментов.

Все больше государств создают такие фонды, их число вплотную приблизилось к 60, ведь глобализация и интернационализация, с одной стороны, содействуют ускорению процессов финансизации, в том числе на официальном уровне, но, с другой, способствуют и трансграничному переносу рисков, в том числе в финансовой сфере. Оптимизировать первые и минимизировать вторые и призваны суверенные фонды. На финансовые причины востребованности суверенных фондов налагаются и конъюнктурные мирового товарного рынка, ведь цены на нефть регулярно демонстрируют повышенную волатильность, а, как известно, «подушки безопасности» многих стран образуются как раз за счет средств, полученных от продажи природных ресурсов [2]. Также к причинам необходимости создания «буферных» запасов можно отнести невозобновляемость указанных ресурсов и даже возможность их исчерпания [7].

Основными источниками при образовании суверенных фондов выступает положительное сальдо платежного баланса страны, образуемое не только в результате продажи нефти и иного сырья, но и осуществляемых центральным банком или иным уполномоченным государством органом операций на валютном рынке, поступлений от приватизации государственной собственности и др. Эти средства значительны, но пока что не эквиваленты ресурсам иных институциональных инвесторов международного рынка, например, взаимных фондов. На суверенные фонды сегодня приходится примерно 6% мировых активов под управлением институциональных инвесторов. Тем не менее, эта доля выше, чем у хеджевых, фондов прямых инвестиций и биржевых (рис.).

Взаимные фонды

Пенсионные фонды

Страховые компании

Суверенные фонды

Фонды прямых инвестиций

ETF

Хедж-фонды

Рисунок. Международные активы институциональных инвесторов, 2016 г. [6]

Регулирование суверенных фондов осуществляется на разных уровнях - национальном и (что не менее важно) международном. В мировой практике разработаны целостные принципы, относящиеся прежде всего к аспектам формирования суверенных фондов, скоординированности проводимой ими политики в соответствии с определенными целями, а также управленческие процедуры.

На международном уровне в 2008 г. разработаны и внедрены 24 основополагающих принципа регулирования суверенных фондов, называемые также Принципами Сантьяго [8], к которым добровольно присоединяются члены Международного форума суверенных фондов. Эти принципы охватывают общие положения прозрачности, управления, отчетности и инвестиционной политики суверенных фондов, давая им общее направление устойчивости (в том числе финансовой) и разумности функционирования (в том числе инвестиционной деятельности).

Первый принцип касается юридического определения статуса суверенного фонда, который должен быть строго определен и четко зафиксирован в нормативноправовых документах, чтобы суверенные фонды могли получать государственную поддержку при осуществлении своей деятельности и эффективно достигать поставленных целей. Их юридический статус также предопределяет и разрешенные суверенным фондам операции, прежде всего, объекты инвестирования. В них описываются и организационная структура суверенных фондов, а также механизмы построения их взаимоотношений с другими специальными органами.

Прозрачность при осуществлении суверенными фондами операций неразрывно связана со вторым принципом их функционирования - четкой определенностью и доводимой до сведения общественности цели их деятельности.

Третий принцип также связан с первым и предопределяет построение взаимоотношений с органами, проводящими налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику в данной стране, поскольку их действия должны быть согласованными -и не только с направлениями страновой макроэкономической политики, но и между собой, ведь они могут оказать значительное влияние на экономику страны, в особенности при осуществлении суверенными фондами внутристрановых инвестиций.

Четвертый принцип деятельности суверенных фондов касается ее транспарентности - раскрытию подлежит информация о политике, правилах, процедурах и иных договоренностях при проведении суверенными фондами финансовых операций, в том числе расходования и инвестирования средств. Источники получения средств суверенными фондами также подлежат обнародованию.

Связан с прозрачностью и пятый принцип деятельности суверенных фондов. Он касается раскрытия статистической информации, подлежащей интегрированию в национальные макроэкономические показатели.

К управленческой структуре суверенных фондов предъявляются требования надежности и эффективности, что зафиксировано в шестом принципе их деятельности, определяющем четкость разделения обязанностей и функций управленческой структуры суверенного фонда, направленных на обеспечение подотчетности и оперативной независимости этого институционального инвестора. Все эти требования способствуют более быстрому достижению целей деятельности суверенных фондов.

Выполнение заявленных целей суверенными фондами подлежит надзору и наблюдению, как и выполнение прописанных функций руководящими органами суверенных фондов, а также соблюдение указанных в организационных документах процедур. В этом - седьмой принцип регулирования суверенных фондов.

Восьмой принцип касается действий руководства суверенного фонда, которые должны осуществляться в интересах самого суверенного фонда. Чтобы это было возможным, руководящие органы суверенных фондов должны быть наделены достаточными и четко прописанными полномочиями, предопределяющими также и сферу их компетентности.

В девятом принципе определяется самостоятельность оперативного управления суверенного фонда и его согласование с обязанностями компонентного состава организационной структуры этого институционального инвестора.

Десятый принцип фиксирует иерархическую подотчетность предоставляемой суверенными фондами документации -начиная от ее отражения в государственных нормативно-правовых актах и заканчивая внесением соответствующих положений в устав и иные учредительные до- кументы самого суверенного фонда, а также в его управленческие соглашения.

Одиннадцатый принцип касается своевременности подготовки годовой отчетности - самого ежегодного отчета о деятельности суверенного фонда и прилагаемой к нему финансовой документации - финансовой отчетности об осуществленных операциях и достигнутых результатах. Все формы отчетности должны предоставляться не только вовремя, но и соответствовать МСФО.

Тесно связанный с предыдущим двенадцатый принцип регулирования суверенных фондов отмечает необходимость ежегодного последовательного аудита операционной и финансовой отчетности суверенных фондов по МСФО (либо по национальным стандартам).

Тринадцатый принцип касается очень актуального принципа инвестирования -этичности. Суверенным фондам следует не только разработать этические стандарты профессиональной деятельности, но и довести их до своих сотрудников и контролировать их соблюдение.

Следующий принцип регулирования суверенных фондов интегрирует их работу с третьими сторонами с оперативным управлением, т.е. и в этом случае суверенные фонды не могут отступать от собственных правил и установок, которым должны следовать и сотрудничающие с ними структуры.

Пятнадцатый принцип устанавливает соответствие деятельности суверенных фондов (и проводимых ими операций в частности) нормативным предписаниям и положениям о прозрачности - раскрытии информации национальным (страны происхождения суверенного фонда и страны проведения его операций) и международным.

Шестнадцатый принцип охватывает сразу два аспекта - сегрегированность и прозрачность. В соответствии с ним, суверенный фонд должен быть независимым от владельца (последний не может оказывать существенного влияния на деятельность первого), что не является необычной практикой для подобных институциональных структур. Эта информация также под- лежит доведению до сведения широкой общественности, в том числе в аспекте целей управления и управленческой структуры. Инвестиционный меморандум суверенных фондов также публикуется.

Семнадцатый принцип предопределяет широкую прозрачность финансовой информации суверенных фондов в аспекте направлений его деятельности и их воздействия на устойчивость системы международных финансов и улучшения ситуации (в том числе психологической обстановки) в стране проведения операций. Известно много случаев неблагоприятного влияния чрезмерных потоков капитала на финансовое состояние страны-реципиента [3], поэтому суверенные фонды должны прогнозировать безопасность и отслеживать влияние их инвестиций. Поэтому следующее требование (и соответствующий принцип Сантьяго) – четкость и соответствие инвестиционной политики суверенного фонда требованиям толерантности, в том числе в отношении рисков, а также разумность составления инвестиционного портфеля, как и принципов управления им.

Девятнадцатый принцип регулирования суверенных фондов устанавливает зависимость их инвестиционных решений, которые, аналогично другим институциональным инвесторам, должны быть направлены на получение прибыли, тем самым коррелируя с основными принципами регулирования частных пенсий [4], что особенно важно для современной России в условиях нового витка пенсионной реформы [5]. Но в отличие от частных инвестиционных структур, у суверенных фондов во главу угла ставится фактор риска.

Двадцатый принцип регулирует использование инсайдерской информации, поскольку институциональные инвесторы такого уровня могут располагать дополнительной информацией.

В соответствии со следующим принципом права акционерной собственности являются базовым элементом при определении их инвестиционной стоимости. Двадцать второй принцип связан с обязательным наличием у суверенных фондов специализированной структуры (подразделения), занимающейся поиском, оценкой и управлением рисками, с которыми он сталкивается при осуществлении своей деятельности. Двадцать третий принцип предопределяет регулярное измерение и расчет абсолютных и относительных (к контрольным) показателей инвестиционной активности и доведение их значений до собственников суверенных фондов. Причем полученные цифры должны соответствовать предопределенным.

И, наконец, двадцать четвертый принцип касается регулярности наблюдения за соблюдением всех перечисленных выше принципов.

Обобщая, можем отметить, что, конечно, такие глобальные принципы регулирования суверенных фондов нужны. Но, на наш взгляд, некоторые принципы сформулированы недостаточно конкретно; также отмечаются повторения, целый ряд принципов пересекаются, как представляется, их можно было бы объединить. Тем не менее, и с ними суверенные фонды продолжают наращивать свои операции на мировой арене.

Список литературы Основные принципы международного регулирования суверенных фондов

  • Международный кредит/под общ. ред. Эскиндарова М.А., Звоновой Е.А. -М.: Кнорус, 2019. -432 с.
  • Хаврошина А.В. Нефтяной фонд Норвегии: опыт функционирования//Международная экономика. -2018. -№9. -С. 72-79.
  • Хмыз О.В. Международные финансы в условиях глобальной турбулентности//Международные экономические отношения: плюрализм мнений в эпоху перемен/под общ. ред. Л.С. Ревенко. -М.: МГИМО, 2017. -С. 135-142.
  • Хмыз О.В. Основные принципы регулирования частных пенсий//Финансы. -2004. -№6. -С. 62-66.
  • Шершень С.С. Новый этап пенсионной реформы в РФ//Финансовая жизнь. -2018. -№4. -С. 18-21.
  • Gbadebo-Smith O. The wealth of nations: investment strategies of sovereign wealth funds//Toptal, 2017. -https://www.toptal.com/finance/market-research-analysts/sovereign-wealth-funds
  • Seeking Sustainable Growth: Short-Term Recovery, Long-Term Challenges. -Washington, DC.: International Monetary Fund. World Economic Outlook. 2017. October.
  • Sovereign Wealth Funds Generally Accepted Principles and Practices Santiago Principles. -International Working Group of Sovereign Wealth Funds. 2008. October.
Статья научная