Основные стратегии модернизации экономики России
Автор: Бойко А.Д.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 4 (34), 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена выделению основных аспектов стратегии модернизации экономики России на современном этапе.
Экономика, модернизация
Короткий адрес: https://sciup.org/140272998
IDR: 140272998
Текст научной статьи Основные стратегии модернизации экономики России
Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы выделить основные аспекты стратегии модернизации экономики России на современном этапе.
Что касается политической стороны вопроса, то по мнению многих экспертов, сегодня политической и бизнес-элите модернизация не нужна. Коррупция на всех уровнях – практически единственный смысл и способ существования нынешней системы власти. Почти четыре триллиона «нефтедолларов», полученных Россией за последние десятилетия «растворились» неизвестно где, без всяких ощутимых последствий для отечественной экономики. Система такого качества не способна в принципе провести модернизацию России. Чиновничий аппарат, крупные и мелкие собственники (чей бизнес потерпит крах в случае успеха модернизации) являются важнейшими противниками модернизации. Именно через коррупцию, через трусость и предательство публичных политиков Россия медленно, но неуклонно становится зависимым государством. Россия может занять место на международной арене в качестве мировой колонии 21 века. До сих пор Россию испытывали на жёсткое «сдавливание». Теперь ей предстоит пройти проверку на «растяжение». Популярные сегодня в СМИ сценарии экономической катастрофы, скорее всего, окажутся несостоятельными. России страшен не кризис, а медленное загнивание. Сверхъестественные природные богатства России будут притягивать к себе мощные ТНК (как с Востока, так и с Запада), вне зависимости от того, какой в России будет политический режим. Эти ТНК не допустят в России экономической катастрофы, они будут завозить в Россию деньги, достаточные для возрождения. ТНК будут заключать со сменяющими друг друга правительствами России сепаратные соглашения. Большая часть денег, полученных за ресурсы, будет разворовываться и возвращаться на Запад. Частично же эти деньги будут тратиться и на поддержание социальных программ для населения (чтобы не бунтовали). При этом население России будет сокращаться, что приведёт мировые державы к мысли о введении прямого управления ресурсонасыщенными территориями.
Тем не менее, сегодня концепция модернизации – это тема сегодняшних дискуссий. Надо чётко сознавать, что альтернатива инновационному развитию страны только одна – это распад России (даже сырьевым придатком развитого мира мы не сможем быть). Россия сегодня находится в критическом положении.
Что касается реформ последних лет, то все они имеют разрушительный характер. «Реформа» медицины обескровила наше здравоохранение, сделав его недоступным для многих. «Реформа» фармацевтической промышленности полностью её уничтожила. «Реформа» науки в разы уменьшила число научных институтов в России, вытолкнув за границу 800 тыс. учёных. Продолжающаяся «реформа» школы ведёт к ликвидации лучшей в мире системы среднего образования и классической русской школы. «Реформа» армии означает её дальнейшее уничтожение. Пенсионная «реформа» привела к многомиллиардному воровству. Аграрная «реформа» породила невиданные масштабы безработицы и пьянства.
Что касается технических систем, то их потенциал уже иссяк, дальше эксплуатировать его с целью получения огромной прибыли просто преступно. И если мы будем себя так вести и мыслить, как мыслили до сих пор, у нас нет ни малейшего шанса на выживание. Россия отстаёт от прочего мира катастрофически (Россия 20 лет стояла, пока другие развивались). В нынешней парадигме сырьевого «развития» («энергетическая сверхдержава») и в условиях глобализации страна полностью неконкурентоспособна.
Россия в настоящее время производит всего 1% мирового ВВП и владеет 30% всех мировых богатств. История показывает, что подобные страны долго не живут. Ещё в 1980 году СССР по объёму ВВП равняли с Китаем. Сейчас Россия по ВВП – это 1/5 часть КНР. Таким образом, по отношению к Китаю мы ужались в 30 раз! Ухудшает положение наша демографическая слабость. Показатель вымирания в стране за январь–июнь
2017 года резко вырос: число родившихся за этот период составило 821 тысячу человек, а число умерших — 940,4 тысячи человек. Естественная убыль равнялась, таким образом, 119,4 тысячи человек, что оказалось почти в 4 раза больше прошлогоднего аналогичного показателя (32,2 тысячи человек) за тот же период. Безусловно, это крайне тревожный факт, когда население страны столь стремительно сокращается за счет естественных факторов.
Идеи модернизации совсем не нашли отражения в бюджете. Сокращены расходы даже на создание и развитие новых технологий.
Можно ли в этих условиях всерьёз рассуждать о «знаниевой экономике», производящей уникальные знания, новые вещи и технологии, о возможности обретения Россией статуса мировой державы.
Даже мировой экономический кризис мы проходим наихудшим образом из всех возможных. Кризис наша элита рассматривает как какое-то стихийное бедствие. Единственный выход из кризиса для них - это дождаться благоприятной конъюнктуры на мировых рынках сырья. Чтобы достигнуть некого подобия микроэкономической стабилизации, наше правительство истратило треть финансовых ресурсов (200 млрд. дол.).
Если всё останется как есть, то Россия к 2030 году развалится сама без всякого нападения извне. Именно об этом и говорит Доклад-прогноз ЦРУ США «Судьба России - прогноз о 2030 года». Действия США в борьбе за российское наследство:
-
- экономика России к 2030 году окончательно рухнет
-
- Россия развалится на части
-
- в России стремительные темпы набирает «деиндустриализация»
-
- Россия теряет свой научный и военно-технический потенциал
-
- в России сломали всякое планирование и целеполагание в деятельности государства.
Властная элита заняла консервативно-выжидательную позицию в отношении призыва президента по модернизации страны . Свою основную задачу она видит в сохранении нынешнего положения (в том числе и личного). Работа по созданию «мощного центра исследований и разработок, который был бы сконцентрирован на поддержке всех приоритетных направлений» заменяется на бурную имитацию деятельности, реальные достижения заменяются на пропагандистские фанфары. Всё время они что-то реформируют, перестраивают, толком не добившись реальных результатов от начатых реформ. При этом руководители не несут никакой личной ответственности за свои провалы.
Сейчас становится всё более очевидным, что даже в подготовке и реализации антикризисной программы были допущены губительные (зачастую намеренные преступные) просчёты:
-
- 90 % всех финансовых ресурсов правительство направило на поддержку финансовой системы;
-
- неправильный выбор мер поддержки, позволивший вместо насыщения деньгами реального сектора экономики финансировать только крупные доверенные компании;
-
- намеренное использование бюджетных рычагов не на развитие науки, образования, здравоохранения, инноваций, вложения инвестиций в реальный сектор экономики;
-
- оказание помощи крупным олигархам без всяких условий и социальных обязательств с их стороны;
-
- отсутствие даже каких-либо попыток обращения имущества неэффективных собственников в собственность государства.
И хотя российские власти на словах призывают к инновационной модели развития, на деле же наносят тяжелейшие удары по тем сферам и структурам, от которых зависит успех перехода страны на инновационную модель экономики. Первая проблема - это бездарная реформа образования
(«болонизация», введение ЕГЭ). Также «инновации» реально ведут к разрушению основы основ инновационного развития - качества образования.
Вторая проблема - это слом инновационного цикла (фундаментальные исследования - прикладные исследования - создание технологий - вывод на рынок). Весь этот цикл в России разгромлен. Нет больше прикладной науки. Негде использовать инновационные разработки - погибли все высокотехнологичные промышленные гиганты. Авиастроение еле теплится, станкостроение тоже. Сегодня инновационное развитие России намертво заклинено, его механизм умело и сознательно сломан. Мощной биотехнической промышленности больше нет. Уничтожено производство систем накопления информации и полупроводников, не делаются новые материалы.
Настало время ставить проблему рационально - речь должна идти не о модернизации, а о развязывании внутренних сил в обществе, которые позволяют этому обществу развиваться на своей собственной основе ускоренными темпами. Но при этом надо иметь ясное целеполагание. Правительству надо знать, что прежняя модель мирового развития давно исчерпала себя (IV технологический уклад: тяжёлое машиностроение, большая химия, массовое производство), вошёл в кризис V технологический уклад: компьютеры, телекоммуникации, электроника. Впереди совершенно новый (VI) технологический уклад. Страны–лидеры уже осуществляют этот переход, создают цивилизацию шестого уклада:
-
- биотехнологии
-
- нанотехнологии
-
- проектирование живого
-
- вложения в человека
-
- роботехника
В реально отсталом обществе (каким является Россия), где нет базы для совершения инновационного прорыва, полную модернизацию народного хозяйства - провести ненасильственным образом невозможно. Модернизация российской экономики должна быть проведена жёстко, радикально и в авторитарном режиме. Для ускоренного развития мы должны в свою очередь менять национальное сознание, ибо, если мы хотим чего-то достигнуть, мы должны работать над своей культурой, мы должны иметь какие-то технологии культурных перемен. Кроме того, мы должны провести анализ - почему случилось так, что за годы «нефтяного благополучия» (2000-2007 годы) российское Правительство ничего даже не предприняло в сфере экономики (ведь откуда-то являлись же к нам премьеры - один бесцветнее другого). В результате Россия находится в очень неблагополучном состоянии, ещё одно неправильное, резкое воздействие на неё - и она рухнет. И погребёт под собой не только элиты, но и само государство. Поэтому пора прекратить разговоры и рассуждения «об острове стабильности», «о выполнении всех социальных обязательств», о «достижении дна кризиса и начавшегося подъёма».
Вместо этого правительство поддерживает отдельные компании, финансовый сектор, а также фондовый рынок (что вообще странно). В результате мы получили дефицит бюджета (пока он компенсируется из резервных фондов). Что дальше делать, правительство не знает: может быть, девальвировать рубль; может быть, заменить госкорпорации на акционерные общества; может быть, провести налоговую реформу? Но правительство не знает, как это сделать. А это признак разложения государственности. В связи с этим все призывы к модернизации, инновациям, не подкреплённые бюджетом и конкретными стратегическими планами, являются лишь благими пожеланиями.
Прежде всего, надо возвратить в экономику нравственные начала. Наука, образование, технология, промышленность, инфраструктура - всё это должно быть поднято на уровень 21 века. Одновременно такое развитие необходимо связать с нашими национальными традициями. Именно это поможет нам снять противоречия между развитием экономики и нравственностью, которая внесёт в российское общество справедливость.
Нужны действенные механизмы использования накопленных финансовых резервов для развития высокотехнологичной промышленности, обновления инфраструктуры, поддержки науки и образования, а также для помощи наиболее незащищённым слоям населения – детям-сиротам, пенсионерам, инвалидам, переселенцам.
Необходимо обновить и основные фонды российских предприятий. Без этого и дальше будет страдать производительность труда (ставится задача к 2020 году увеличить её в 4 раза), без повышения которой останутся недопустимо низкими зарплаты и пенсии. Более того, в России нужно радикально пересмотреть процесс распределения прибыли. Пока собственники получают сверхдоходы, а работники – унизительно малую зарплату, социальные проблемы страны не будут разрешены.
Расчёты специалистов показывают, что качество жизни зависит на 40% от экономических факторов и на 60% от духовных, прежде всего, нравственной атмосферы в стране. Это означает, что промышленное развитие и уровень жизни не исключаются их критериев прогресса, но становятся не целью, а средством. В такой ситуации государственная политика окажется вынужденной ориентироваться не только на экономические интересы, но и на духовные, развивая в обществе стремление к справедливости, взаимопомощи, свободе, социальной поддержке. Итогом модернизации должно стать повышение уровня жизни.
По мнению директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева, сегодня называть себя демократом может лишь тот, кто ратует за модернизацию. «Для нас модернизация – это возрождение промышленности и внедрение технологий с одной стороны и деклерикализация общества, преодоление отупения общества и поступательное развитие образования с другой».
Аналогичную связь между уровнем экономического и политического развития отметил и директор фонда «Стратегия-2020», президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Он считает, что демократия является качеством государства, в котором реализованы две главные ценности – суверенитет и индивидуальная свобода. «А модернизация может быть базой для реализации этих ценностей», – считает он.
Вместе с тем эксперты полагают, что во власти далеко не все чиновники заинтересованы в модернизации. «У нас пока есть только одна власть, которая заинтересована модернизацией, – это власть главы государства», – заявил президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.
С ним согласился профессор кафедры стратегических исследований Римского Университета Луисс, президент Центра по изучению геоэкономики Карло Жан, отметивший, что большинство российских чиновников все-таки стремятся сохранить статус. «Преодолеть бюрократическое сопротивление можно путем большей открытости власти. ЕС крайне заинтересован в модернизации России, поскольку мы тесно связаны исторически и экономически», – добавил профессор.
«Стратегическая цель – перевести Россию в другой класс стран», — заявил он. Будет трудно, признал чиновник, но где обновляется производство, растет и уровень жизни. Однако бизнес не всегда готов, финансово и стратегически, к обновлению. «Многие предприятия почти невозможно модернизировать, их легче снести и построить новые, — пояснил Сурков. – Частники не вытянут огромные отрасли, такие как судостроение, машиностроение». В этом смысле как раз отсутствие социальной группы, которая не в теории, а на практике была бы замотивирована к изменениям, является «серьезнейшей проблемой»
модернизации в России. Пока все приводится в движение бюрократическими усилиями.
«Группами, заинтересованными в модернизации, должны быть инженеры и ученые, бизнес и иностранные специалисты, — пояснил представитель Кремля. – Есть позитивное движение в этом направлении, и мы надеемся, что скоро появятся те, кто заинтересованы в модернизации, в том числе и в техническом переоснащении промышленности». Необходимо привлекать иностранных ученых и специалистов, но пока высшая школа и Академия Наук ничего не предпринимают. «Но мы обязательно пробьем эту стену», — заверил участников конференции Сурков.
Модернизация – база для достижения таких ценностей, как суверенитет и свобода граждан. Свобода личности не произрастает как сорняки в огороде, она нуждается в культивации в сложных социальных институтах. Качественная социальная среда – это одна из главных предпосылок демократии».
«На пути модернизации в России есть ряд трудностей, — представил свой взгляд на российскую модернизацию президент Центра по изучению геоэкономики Карло Жан. – Один из таких факторов – нефтяная рента». Еще проблема – стремление чиновников сохранить свой статус, свои позиции в условиях экономического роста. Все это создает искусственные бюрократические барьеры для развития экономики. По мнению эксперта, преодолеть сопротивление бюрократов можно путем большей открытости власти, создавая суверенные фонды, корпус эффективных менеджеров.
Институты должны совершенствоваться, но демократическая система должна быть устойчивой.
Список литературы Основные стратегии модернизации экономики России
- Бачурин, А. Повышение роли экономических методов управления / А. Бачурин, Экономист. 2003.
- Белкин, В.И. Мотивы и стимулы труда / В.И. Белкин, Социальная защита. - 2001.
- Блинов, А.С. Мотивация персонала корпоративных структур / А.С.Блинов, Маркетинг. - 2001
- Владимирова, Л. И. Экономика труда / Л.И. Владимирова, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2002.
- Волгин, А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. / А.П. Волгин, - М., 2002.
- Венин, В.Р. Менеджмент / В.Р. Венин. Проспект, 2004.
- Володин, А. П.Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда / А.П. Володин, Банковские технологии. - 2003.
- Гапоненко, А.Л. Общий и специальный менеджмент / А.Л. Гапоненко, Москва 2002.