Особенности агрессивности подростков с различным уровнем развития эмпатических способностей

Автор: Кольцов Максим Викторович

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Психологические науки

Статья в выпуске: 1, 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье дается определение понятий «агрессивность» и «эмпатия», рассматривается развитие эмпатических способностей в подростковом возрасте и их взаимосвязь с агрессивностью, а также приводятся результаты исследования, проведенного с целью выявления особенностей агрессивности подростков с различным уровнем эмпатии.

Агрессивность, агрессия, агрессивное поведение, эмпатия, подростковый возраст

Короткий адрес: https://sciup.org/14934795

IDR: 14934795

Текст научной статьи Особенности агрессивности подростков с различным уровнем развития эмпатических способностей

В современной психологии существует определенная путаница в разделении таких дефиниций, как агрессивность, агрессия и агрессивное поведение. Однако, на наш взгляд, наиболее полным и точным является определение агрессивности, данное М.Ю. Кондратьевым [1], считающим, что агрессивность -это относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, то есть к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей.

С другой стороны, агрессия может быть определена как «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [2, с. 11].

Между тем существует мнение о неравнозначности сущностных характеристик агрессии и агрессивного поведения, причем агрессия в таком случае может считаться чем-то вроде поведенческой модели, выражающейся в собственно агрессивном поведении [3]. В этом случае само поведение не может быть оценено с точки зрения своей деструктивности, либо конструктивности, поскольку его мотивационный компонент относится к модели поведения, а именно к агрессии. Психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова агрессивное поведение определяет как одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния [4, с.11].

Опираясь на все вышесказанное, можно утверждать, что в структуре агрессивности агрессия относится к ее поведенческому компоненту [5].

Согласно одной из классификаций агрессию можно разделить на:

  • -    физическую - использование физической силы против другого лица или объекта - и вербальную – выражение негативных чувств через вербальные реакции, через их форму (ссора, крик) и/или содержание (угроза, проклятья, ругань);

  • -    прямую – непосредственно направленную против какого-либо объекта или субъекта - и косвенную, выражающуюся в действиях, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.д.), а также действиях, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и пр.);

  • -    инструментальную - агрессию, являющуюся средством достижения какой-либо цели - и враждебную - агрессию, выраженную в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии [6, с. 11].

Проблема агрессивности в подростковом возрасте приобретает особенную актуальность. Пубертатный период, характеризующийся половым созреванием, изменением социальной ситуации развития, а также серьезными интрапсихическими преобразованиями подготавливает благоприятную почву для различных форм проявления агрессии и даже жестокости. Г.Э. Бреслав в качестве основных психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей и подростков, выделяет среди прочего недостаточный уровень развития коммуникативных навыков и нарушения в отношениях со сверстниками. По мнению Бреслава, в это время в душе будущих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг с другом влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. Ощущение одиночества, утрата целостности мира, несоответствие своего реального «Я» идеалам (часто ложным), а также стремление оборвать свою зависимость от родителей, потребность в самостоятельном принятии жизненно важных решений приводит к необходимости проявления агрессии. Эта агрессия далеко не всегда является деструктивной. Г.Э. Бреслав, как и ряд других авторов (Э. Фром, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский), считает, что у детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая, являясь необходимым механизмом адаптации, побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов, и служит для развития познания и способности положиться на себя. Вторая, неадаптивная по своей природе, деструктивна и характеризуется стремлением к причинению вреда ради получения удовольствия [7].

Эмоциональное развитие в подростковом возрасте напрямую связано с изменением отношений подростка со сверстниками и родителями. В то время как общение со сверстниками приобретает для него характер острой потребности, в отношениях с родителями наблюдается стремление к обособлению, эмансипации [8]. Особенно значимыми в этот период становятся дружеские отношения, предполагающие стремление к полному пониманию и принятию другого. Хотя способность понимания эмоций другого человека в этом возрасте находится на начальном этапе своего развития [9], исследователи (И.М. Юсупов, Н.П. Ансимова, О.В. Тютяева) отмечают постепенное увеличение с возрастом способностей к сочувствию и содействию, являющихся компонентами общей способности к эмпатии. Согласно И.М. Юсупову, эмпатия – это целостный психологический феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого – «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта. Данные зарубежных исследователей говорят о выраженных связях между эмпатийностью и нравственным поведением. Именно способность к эмпатии, способствуя снижению общей, повышенной в подростковом возрасте тревожности и агрессивности, является основой для дружеских отношений. Высокоэмпатийные дети свои неудачи в межличностном взаимодействии склонны объяснять внутренними причинами, с другой стороны, дети с низкими показателями эмпатии дают им экстернальную оценку. Кроме того, экспериментально было выявлено, что установка на сочувственное отношение к другому способствует появлению чувства вины за наблюдаемое неблагополучие объекта, что может снизить вероятность проявления агрессии [10].

С целью выявления особенностей агрессивности подростков, характеризующихся определенным уровнем способностей к эмпатии, в мае 2011 г. было проведено исследование с участием 27 учеников 8 класса МОУ Лицея № 5 г. Оренбурга. Возраст участников составлял от 13 до 14 лет. В качестве стимульного материала применялись «Методика диагностики эмпатических способностей В.В. Бойко» и «Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна» для выявления уровня эмпатических способностей, а также «Методика диагностики состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)» для выявления уровня агрессии.

В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что низкий уровень способности к эмпатии в подростковом возрасте обуславливает высокий уровень агрессивности.

Обработка результатов диагностического обследования проходила в два этапа. На первом этапе полученные данные подверглись стандартизации с переводом в процентные показатели. Затем между рядами данных опросников был произведен расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена. На втором этапе общая группа испытуемых была разделена на две подгруппы: испытуемые с низкими и очень низкими показателями эмпатических способностей и испытуемые со средними и высокими показателями по данной шкале. Далее в обеих подгруппах вычислялась процентная доля лиц с высокими показателями склонности к агрессии. Для подтверждения статистической значимости различий был использован φ-критерий Фишера.

Анализ результатов по методикам В.В. Бойко и «Диагностики состояния агрессии (опроснику Басса-Дарки)» по итогам использования коэффициента корреляции Спирмена позволил сделать следующие выводы. Уровень эмпатических способностей испытуемых находится в очень слабой обратной корреляционной зависимости с уровнем физической агрессии (r=-0,135), однако находится в статистически значимой умеренно выраженной прямой корреляционной связи с уровнем косвенной агрессии (r=0,441; статистическая значимость при р<0,05), и с умеренно выраженной прямой корреляционной связи с чувством вины (r=0,333). Проникающая способность к эмпатии в разной степени отрицательно коррелирует со всеми шкалами опросника Басса-Дарки. Особенно это касается «индекса агрессивных реакций», «индекса враждебности», «физической агрессии», «косвенной агрессии», «раздражения», «обиды» и «чувства вины».

Анализ результатов по «Опроснику для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна» и «Методике диагностики состояния агрессии (опроснику Басса-Дарки)» по итогам использования коэффициента корреляции Спирмена частично подтвердил данные результаты. Так, в статистически значимой прямой умеренной корреляционной зависимости с уровнем эмпатии находятся чувство вины (r=0,492; статистическая значимость при р<0,01), вербальная агрессия (r=0,473; статистическая значимость при р<0,05) и раздражение (r=0,465; статистическая значимость при р<0,05).

В результате вычисления процентной доли лиц с высокими показателями склонности к агрессии в подгруппах испытуемых с низкими и очень низкими показателями эмпатических способностей (1-ая подгруппа) и испытуемых со средними и высокими показателями данных способностей (2-ая подгруппа) нами были сделаны нижеследующие выводы. Количество испытуемых с уровнем физической агрессии в первой под- группе выше, чем во второй. Так количество испытуемых с показателем физической агрессии выше 50 % в первой подгруппе составляет 55 % от общего числа членов группы, тогда как во второй группе данный показатель равен 42,9 % (по опроснику Бойко и Басса-Дарки). Количество испытуемых с уровнем косвенной агрессии выше 50 % во второй группе выше, чем в первой (по методике Мехрабиена-Эпштейна: 57,1 % -во второй группе и 38,5 % - в первой группе; по методике Бойко: 85,7 % - во второй группе, 35 % - в первой группе - φ* эмп. = 2,505, различия статистически значимы при р < 0,01). Тоже самое с показателями по шкалам «Чувство вины» (по методике Мехрабиена-Эпштейна: 85,7 % - во второй группе и 69,2 % - в первой; по методике Бойко: 85,7 % - во второй группе, 75 % - в первой), «Вербальная агрессия» (по методике Мехрабиена-Эпштейна: 71,4 % - во второй группе и 46,2 % - в первой), «Раздражение» (по методике Мехрабиена-Эпштейна: 64,3 % - во второй группе и 23,1 % - в первой - φ* эмп. = 2,228, различия статистически значимы при р < 0,05; по методике Бойко: 55,6 % - во второй группе, 35 % - в первой).

Таким образом, при высоком уровне эмпатии уровень физической агрессии может снизиться, однако общая агрессивность, скорее всего, останется неизменной, либо подвергнувшись неполной сублимации (перейдя в косвенную агрессию), либо во внутренний план - на самого себя (перейдя в чувство вины), либо накапливаясь и формируя состояние раздраженности (собственно, переходя в раздражение). Кроме того, склонность к физической агрессии при увеличении уровня эмпатии, возможно, может перейти в склонность к вербальной агрессии.

Однако следует отметить, что развитие некоторых отдельных видов эмпатических способностей, в частности, проникающей способности к эмпатии, то есть способности прочувствовать другого человека, понять его и создать благоприятную атмосферу для взаимодействия с ним, улучшить его эмоциональное состояние, может оказывать более эффективное корректирующее воздействие на агрессивность индивидов, снижая ее по всем основным показателям. С другой стороны, высокая корреляционная зависимость между уровнем общих эмпатических способностей и отдельными видами агрессии, скорее всего, указывает на высокую чувствительность испытуемых, характеризующихся высокими эмпатическими способностями, к эмоциональному фону группы (класса), и неспособности сопротивляться эмоциональному заражению. Известно, что в подростковом возрасте общий уровень агрессивности, как правило, сильно повышен, и лица, способные ощущать агрессивную атмосферу, сильнее других, в отсутствие высокого уровня субъективного контроля подвержены идентификации с группой, с эмоциями большинства, что, возможно, и увеличивает их агрессивность.

Ссылки:

  • 1.    Социальная психология. Словарь / под. ред. М.Ю. Кондратьева. М., 2006.

  • 2.    Психологический словарь / под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2006.

  • 3.    Захаров С.В. Жестокость как личностно-психологический феномен // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция: Психология / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. М., 2008. URL: http://lomonosov.econ.msu.ru/2008/18_1.pdf (дата обращения: 01.11.2011).

  • 4.   Психологический словарь.

  • 5.    Жмуров Д.В. Словарь терминов агрессии. URL: http://www.vocabulum.ru (дата обращения: 01.11.2011).

  • 6.   Психологический словарь.

  • 7.   Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб., 2004.

  • 8.   Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

  • 9.    Stein, Steven J. Emotional Intelligence For Dummies. Freemont Blvd. Mississauga, 2009.

  • 10.    Ансимова Н.П., Тютяева О.В. Особенности эмпатии у старшеклассников // Ярославский педагогический вестник. 2002. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/14_4 (дата обращения: 06.05.2012).

Статья научная