Особенности формирования природно-технических систем и обусловливающие их физические процессы
Автор: Лебухов В.И.
Журнал: Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права @vestnik-ael
Рубрика: Производственно-технические системы
Статья в выпуске: 1, 2017 года.
Бесплатный доступ
Освоение прирусловых долин сопровождается выносом в водные объекты сконцентрированных в аллювиальных отложениях глинистых минералов, представленных частицами различной крупности. Повышенное содержание дисперсной минеральной фазы, изменяя физические и химические свойства воды и нарушая функционирование водных экосистем, приводит к деградации и разрушению их структуры. Проведённые автором численные оценки показывают, что для реальных дисперсий с повышенным содержанием твёрдого, при температуре воды близкой к 0ºС, седиментационно устойчивы не только коллоиды и сверхтонкие, но также тонкие частицы (до 110 мкм), способные переноситься водотоками на значительные расстояния изменяя биоценозы прилегающих территорий. Показано, что при последовательном расположении предприятий загрязнение возрастает пропорционально увеличению их числа и снижению порядка водотока.
Прирусловые долины, водные объекты, физические и химические свойства воды, функционирование водных экосистем
Короткий адрес: https://sciup.org/14319489
IDR: 14319489
Текст научной статьи Особенности формирования природно-технических систем и обусловливающие их физические процессы
Природная специфика большей части территории регионов Дальнего Востока и Сибири (свыше 70 %) характеризуется необычайно высокой уязвимо- стью природных комплексов по отношению к хозяйственной деятельности человека, что находит выражение, как минимум, в двух обстоятельствах. Во- первых, в более высокой, чем в экосистемах европейской части России, их трансформации при идентичной нагрузке, во-вторых, в более экстремальных и соответственно более затратных условиях ведения хозяйства. И первый и второй факторы прямо и опосредованно проявляются в формировании экологической ситуации. В регионе основная масса производств представлена горнодобывающими и перерабатывающими предприятиями, которые размещены в гористой местности и приурочены к водотокам. В процессах горной добычи и технологического передела образуется большое количество тонкодисперсных взвесей, эти взвеси концентрируются в технологических, промывных, ливневых водах, и в итоге значительная их часть выносится водотоками с территории полигонов и попадает в речную систему.
При освоении прирусловых долин в водные объекты (озёра, реки, ручьи) неизбежно попадают сконцентрированные в аллювиальных отложениях глинистые минералы, представленные частицами различной крупности. Размеры этих частиц варьируют в широких пределах – от нескольких тысяч до долей микрона. Различают грубые частицы: их размеры превышают 500 мкм; частицы средней крупности – от 500 до 100 мкм; тонкие частицы, эффективный диаметр которых лежит в пределах 100–40 мкм;
сверхтонкие частицы, гидравлическая крупность которых находится в интервале 40–0,2 мкм. Если объекты имеют характерные размеры, менее 0,2 мкм, их определяют как коллоиды (золи) [1]. Сверхтонкие частицы и золи природных взвесей представляют в совокупности тонкодисперсные частицы.
Повышенное содержание тонкодисперсной минеральной фазы изменяет физические и химические свойства воды, при этом нарушается функционирование структур водных экосистем и они разрушаются, увеличивается число рыб с патологией, сопровождающейся накоплением токсичных элементов и тяжёлых металлов в их внутренних органах и мышцах, снижаются биоразнообразие, численность и биомасса населяющих водоёмы гидробионтов. В работе [2] описан факт значительного пространственного нарушения (вынос мутного шлейфа примерно на 20 км вдоль водотока) биоценоза реки Биллях в 2005 г., вызванного прорывом дамбы. Как следствие, у рыб повсеместно наблюдались ослизнение и бледность жабр, из бентосного сообщества выпали пиявки, личинки хиро-монид, жуков, подёнок, веснянок и ручейников, общая численность зоопланктона снизилась до 65 экз./м3 (при фоновой численности = 5300 экз./м3), а биомасса упала до 1,5 мг/м3 (фоновая = 329 мг/м3).
Особо сильному антропогенному давлению водные системы подвержены в зоне влияния горных предприятий и их вспомогательных служб, так как именно они аккумулируют воздействие всех негативных процессов и загрязнений наземных экосистем. Практически во всех обследованных водотоках превышена предельно допустимая концентрация для ряда химических веществ, в частности: концентрация соединений фосфора (первый класс опасности) превышает ПДК для рыбохозяйственных водоёмов в десятки – сотни раз, ртути в 1,5 – 9 раз, повышено содержание соединений Cd, Se, Zn, B, Cu, Pb, взвешенных частиц. В загрязнённых водотоках повсеместно отмечено снижение видового состава, численности, биомассы гидробионтов [3]. Деградация водных сообществ развивается пропорционально уровню техногенной трансформации среды обитания гидробионтов.
Особую опасность для гидробионтов представляют тонкодисперсные частицы, что обусловлено двумя факторами: крайне низкой скоростью осаждения частиц и их крайне высокой удельной поверхностью, а значит, и высокой сорбционной способностью, определяющей биологическую и физикохимическую активность этих объектов.
Для частиц дисперсной фазы ≤ 0,5 мкм активно проявляется эффект бро- уновского движения, которое поддерживает их равномерное распределение в объёме дисперсии, и такие частицы практически не осаждаются. Транзит более крупных частиц в естественном водотоке имеет сложный характер, но для описания их движения можно вос- пользоваться традиционными представлениями физики сплошных сред [4], приняв во внимание то, что на помещенную в жидкость твёрдую сферическую частицу действуют:
сила тяжести
P = WT ⋅ ρ T ⋅ g = ⋅ π ⋅ RT ⋅ ρ T ⋅ g , (1)
Архимедова сила выталкивания
R = WT ⋅ ρ Ж ⋅ g = ⋅ π ⋅ RT 3 ⋅ ρ Ж ⋅ g , (2)
гидравлическое сопротивление среды, вызванное падением частицы
F = 6 ⋅ π ⋅Ψ ⋅ R ⋅ V , (3)
где Ψ0 – характеристическая вязкость среды; с – весовая концентрация в ней твёрдой фазы; WT – объём частицы; ρТ и ρЖ – соответственно плотности частицы и жидкости; g – ускорение свободного падения; V – скорость падения частицы; RТ – радиус частицы. Следует отметить, что представленный выражением (1.3) закон Стокса справедлив только для медленных частиц, имеющих малые радиусы. Движение более крупных и быстрых частиц описывается иной формулой гидравлического сопротивления, которая имеет следующий вид:
F = 6 ■ п ■¥„■ RT ■ V J 1 + 3 ■ Р Ж ^--- T- + ... I ,
0 T ( 8 T J
I p ж ■ V ■ RTI где величина I I называется
-
I T J
числом Рейнольдса. Когда число Рейнольдса велико, возникает турбулентность, и гидравлическое сопротивление среды возрастает пропорционально квадрату скорости частицы: F « V 2 [5].
Воспользуемся формальным условием баланса сил P + F + R = 0 и, подставив в него вышеприведённые соотношения, проведя необходимые преобразования и раскрыв полученное выраже- ние, в явном виде найдём зависимость между скоростью осаждения частицы, её размером и характеристиками среды:
-
2 1 R
-
V = RT'Tg'(Рт -Рж)—= Const• Y. (4)
Характеристическая вязкость дисперсии при небольших концентрациях твёрдой фазы с достаточной точностью соответствует динамической вязкости воды, которая приведена в таблице для интервала температур от 0 до 20 ºС [6, 7].
Таблица – Зависимость динамической вязкости воды Ψ от температуры при нормальном давлении
Температура (ºС) |
0 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
Ψ∙103 (Па∙с) |
1,721 |
1,567 |
1,473 |
1,386 |
1,308 |
1,237 |
1,172 |
1,112 |
1,057 |
1,005 |
0,960 |
Из анализа выражения (4) следует, что при низкой температуре промывной воды в ней способны накапливаться более крупные частицы, следовательно, гранулометрический состав взвесей, относящихся к тонкодисперсным фракциям, изменяется не только в зависимости от состава вмещающих пород, но и от широтной расположенности предприятия и сезонности проведения горных работ. В работе [8] показано, что в сильно разбавленных дисперсиях при комнатной температуре скорость осаждения глинистых частиц размером 5 мкм составляет 11,5 мм/час, значит, приняв во внимание соотношение (4), можно сделать вывод о том, что при температуре воды, близкой к 0ºС, размер частиц, осаждающихся с той же скоростью, возрастёт примерно в √2 раз до 7,2 мкм.
Ливневые воды, формирующие стоки с поверхности нарушенных территорий, дорог, селитебной зоны, промыв- ные и сточные воды предприятий далеки от идеальных разбавленных дисперсий, концентрация твёрдого в них велика, а гранулометрический и минеральный состав варьирует в широких пределах, поэтому необходимо рассматривать седиментацию отдельной частицы в условиях её стеснённого падения.
В работе [9] выведена формула вязкости однородной дисперсии, представленной малыми сферическими частица- ми с плотностью n:
ло предложено уравнение, связывающее скорость стеснённого падения разнородных частиц V ст с их суммарной объёмной концентрацией в жидкости:
V cm = V ee -( 1 - Y ) - ( 1 - Y)% • ( I - 2,5 • Y ) , (7)
где γ – объёмная концентрация твёрдого в дисперсии, V св – скорость свободного падения частиц в жидкости. В работе [12] рассмотрен вариант, в котором стеснённость условий падения частицы характеризуется не объёмным, а весовым содержанием твёрдого компо-
T = •
к 3 7
= const • n • R 3. (5)
нента в пульпе:
Подставив (5) в (4) получим:
V = V • ст св
1 - ¥~ к 1 max 7
V = const RT • n
.
где Т i – действительное весовое содержание твёрдой фазы во взвеси; T max –
Анализ соотношения (6) показывает, что увеличение концентрации частиц в дисперсии приводит к повышению её седиментационной устойчивости, при этом фактор крупности частиц становится менее значимым, то есть седиментационно устойчивыми становятся более грубые суспензии. С.С. Забродским [10] под-тверждёна обратная зависимость между концентрацией частиц и их скоростью при рассмотрении гидродинамической модели потока в приближении Тодеса-Розенбаума.
Процесс стеснённого падения частиц в приближении реальной дисперсии нигде теоретически не описан, но для оценочных расчётов А.М. Годэном [11] бы- максимально возможное процентное содержание, определяемое по формуле:
T™ =----- ^^ 100%. (9)
(^Pт - Рж ) + ' PЖ
П
Найденным для реальной разбавленной дисперсии численным значением V ст можно воспользоваться для определения значения критического (максимального) диаметра частиц, образующих устойчивую систему. У реальных природных дисперсий плотность вмещённой фазы примем равной 2,5 кг/м3 (что соответствует средней плотности глинистых минералов [13]), g = 9,8 м/с2, плотность воды в рабочих интервалах температур с хорошей точностью равна
1000 кг/м3, отношение т/ж в реальных стоках изменяется от 1 до 10 г/дм3. Упростим формулу (4), подставив реальные значения:
V « 3,3 ■ R- . (10) т
С помощью соотношения (7) оценим размер частицы, которая выпадает со скоростью 11,5 мм/ час из дисперсии, имеющей т/ж = 2,5 г/дм3, что соответствует γ = 10–3:
-
V- = 33 ■ R T ■ ( l '" M1 —" ) 2 ■ ( l - 2’5 ■ Y ) ^ R 2 = 6,603' 1' ^ R K 0,0813 ^мм) = 81 мкм.
Проведённые численные оценки показывают, что со снижением температуры воды и с повышением содержания взвесей в ней повышается седиментационная устойчивость частиц, в частности увеличение концентрации твёрдого до 2,5 г/л приводит к ситуации, когда частицы размером ~80 мкм осаждаются со скоростью, характерной для 5 микронных частиц, а если учесть температурную зависимость, отражённую в формуле (4), то можно утверждать, что в реальных дисперсиях при температуре, близкой к 0ºС, седиментационно устойчивыми становятся не только коллоиды и сверхтонкие, но также тонкие частицы с размерами до 110 мкм, которые способны переноситься водотоками на очень значительные расстояния, изменяя биоценозы прилегающих территорий.
Экологические последствия техноген- ного вмешательства определяются не только используемыми технологиями и объёмами производства при освоении прирусловых территорий, но и особенностями строения речной системы. Среди этих особенностей ведущую роль играют орография водосборной площади, густота и разветвлённость речной сети, уклон речных долин и дебет единичных водотоков.
В южной части Дальневосточного региона России наиболее освоена территория речного водосбора реки Амур, которая формировалась в течение огромного отрезка геологического времени. Расположенная в пределах Сибирской платформы горная северозападная часть оформилась как континент еще в раннем докембрии; образование западных горных массивов Хин-гано-Буреинского и Ханкайского началось в нижнем палеозое; наращивание территории на востоке происходило за счет складкообразования по периферии платформ и срединных массивов, в результате чего Сибирская и Китайская докембрийские платформы в конце палеозоя – мезозое оказались скрепленными палеозойскими и раннемезозойскими складчатыми сооружениями; свое геосинклинальное развитие продолжили восточная часть Сихотэ-Алиня, Сахалин и Курильская островная дуга; в мезозое происходило образование ряда межгорных депрессий, являющихся основани- ем большей части дальневосточных равнин; на границе мезозоя с палеогеном формировались горы Сихотэ-Алинь, а в неогене – острова Курильской гряды, где эндогенные процессы продолжают активно протекать и в настоящее время. Рельеф до наших дней повсеместно подвергается размыву и денудации на фоне дифференцированных подвижек отдельных блоков. Детальное рассмотрение карты территории показывает следующее:
– водосборная площадь имеет гористый рельеф;
– речная сеть сильно разветвлена и характеризуется высокой густотой;
– основное количество месторождений, а значит, и горнодобывающих предприятий, дислоцировано на притоках высоких порядков;
– большинство водотоков системы представлено горными реками с достаточно высокими скоростями течения;
– для региона наиболее типично последовательное расположение нескольких добывающих предприятий вдоль водотоков различного порядка.
При доминирующем в настоящее время способе очистки вод посредством их последовательного отстаивания в каскаде прудов-отстойников, тонкодисперсные минеральные примеси не извлекаются из воды и сбрасываются в речную сеть.
Величина этого вида загрязнения природных вод в случае последовательного расположения источников (предприятий) возрастает по кумулятивной кривой пропорционально увеличению числа предприятий и снижению порядка водотока в речной системе (см. рисунок).
W n
Фоновая концентрация тонкодисперсных частиц t ф = const

Концентрация тонкодисперсных частиц в сбросе = t i Водозабор W i
Водозабор W 1 Концентрация тонкодисперсных частиц в сбросе = t 1
Водозабор W 2 Концентрация тонкодисперсных частиц в сбросе = t2
Предприятие 1
w „ главный

W 1
n-1
Дебит водотока
Предприятие

Концентрация техногенных тонкодисперсных частиц
Рисунок – Принципиальная схема формирования техногенных загрязнений водотоков тонкодисперсными взвесями при разработке россыпей
Для водотока высокого порядка ( n ), на котором эксплуатируется несколько ( N ) месторождений, общий сброс в него тонкодисперсных фракций ( T n ) составит:
w n пр. w ,
'' i ■ ср .
где W i ср. соответствует усреднённому для этих предприятий водозабору.
i = N
T n = Z W ■ t. , (11)
i = 1
если считать, что происходит сброс с нормативным загрязнением, то t i = t норм. , И T n = Z W ■ t . , где N — число пред- i = 1
приятий на водотоке nго порядка, W i – водозабор, обеспечивающий нужды iго предприятия. Тогда уровень загрязнения
При освоении территорий в верховьях водотоков высокого порядка загряз-
нению тонкодисперсными взвесями подвергаются все водотоки речной системы, включая и ствол (главную реку). Общее количество твёрдых взвесей при
этом интегрально возрастает по мере
этого водотока ниже места впадения сто-
ков последнего предприятия составит:
t
n
T n W n
i=N у W ■ t i норм.
i = 1 __________________
W n
,
где W n – общий дебет водотока nго порядка, на котором размещено N объектов.
Анализ выражения (12) показывает, что необходимость соблюдения норма-
снижения порядка притока в системе, а удельный показатель замутнения вод ( t гл ) изменяется обратно пропорционально дебиту принимающих загрязнение водотоков ( W гл ):
f = NN 2
^ j = N 1 / i = Nn \ Л
z z z w . ■ t ,
f = 1
tгл
к
j = 1 V i = 1
w гл
.
Особенно чувствительны к подобным воздействиям водотоки, в которых нере-
тивного показателя по водотоку в целом приводит к ограничению числа последовательно расположенных предприятий даже в том случае, когда каждое их них соблюдает нормативные требования к стоку. Максимально возможное по условиям экологической безопасности для водотока число предприятий на нём ( N пр. ) составит:
стятся проходные анадромные виды, представленные в бассейнах рек Дальнего Востока тихоокеанскими лососями.
Сохранение рыбохозяйственного и биосферного значения прирусловых долин и водотоков российского Дальнего Востока является важнейшим условием освоения гигантской по площади территории. Если это условие не будет соблюдено, то страна рискует остаться как без изъятых и невозобновимых минеральных ресурсов, так и без базы для возобновляемых биологических ресурсов, а значит, и без собственного будущего.
Список литературы Особенности формирования природно-технических систем и обусловливающие их физические процессы
- Химическая энциклопедия: в 5 т./под ред. И. Л. Кнунянца. М.: Сов. энциклопедия. 1988.
- Резник И. В. Экологическое состояние рек Унгра и Чульман (бассейн р. Алдан, Южная Якутия): дис. … канд. биолог. наук./И. В. Резник. Владивосток: 2011. 119 с.
- Современное состояние окружающей среды на территории Куранахского проекта: отчёт по НИР. Якутск, 1998.
- Исихара А. Статистическая физика/А. Исихара. М.: Мир, 1973. 472 с.
- Хуанг К. Статистическая механика/К. Хуанг. М.: Мир, 1966. 520 с.
- Дубровский И. М. Справочник по физике/И. М. Дубровский, Б. В. Егоров, К. П. Рябошапка. Киев: Наукова думка. 1986. 558 с.
- Справочник по обогащению руд. Подготовительные процессы/под ред. О. С. Богданова, В. И. Ревнивцева. М.: Недра, 1972. 446 с.
- Никулин И. И. Экспресс-приёмы выделения тонкодисперсных минералов из цемента осадочных пород/И. И. Никулин//Вестник ВГУ. 2010. № 1. С. 286-292. (Геология).
- Ландау Л. Д. Теоретическая физика: учеб. пособие: в 10 т./Л. Д. Ландау, Е. М. Лифшиц. М.: Гос. изд. технико-теор. лит. 1953. Т.6. 473 с.
- Забродский С. С. Гидродинамика и теплообмен в псевдоожиженном слое/С. С. Забродский. М. -Л.: Изд-во ГЭИ. 1963. 120 с.
- Годэн А. М. Основы обогащения полезных ископаемых/А. М. Годэн. М.: Металлургиздат, 1946. 250 с.
- Олевский В. А. Конструкция и расчёт механических классификаторов и гидроциклонов/В. А. Олевский. М.: Углетехиздат, 1958. 256 с.
- Браун К. Минералогическая энциклопедия/К. Браун; под ред. К.Фрея. Л.: Недра, 1985. С. 200-206.