Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте

Автор: Гапоненко Марина Николаевна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Психологические науки

Статья в выпуске: 7, 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается проблема развития позитивной самооценки, мотивации успеха и саморегуляции в юношеском возрасте, которые имеет решающее значение в динамике внутренней позиции формирующейся личности. Автор демонстрирует исследование особенностей развития данных психических аспектов юношей и девушек, их взаимосвязи. Раскрыты ключевые моменты развития самосознания, саморегуляции и мотивации на успех в период юношества, имеющие большое значение для выбора психолого-педагогического воздействия в образовательно-воспитательном пространстве.

Юношеский возраст, самооценка, мотивация успеха, самоконтроль, гендер, самоактуализация

Короткий адрес: https://sciup.org/14934544

IDR: 14934544

Текст научной статьи Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте

Период юношества характеризуется формированием внутренней позиции, жизненных планов, достижением нового уровня развития самосознания и самоуважения; определением своего места в жизни. По мере взросления человека происходит усвоение новых форм поведения и деятельности, связанных с изменениями, происходящими в его жизни и в нем самом – в опыте, знаниях, в уровне психического развития, в характеристиках взаимодействия социализации и индивидуализации.

В целостном становлении личности неотъемлемыми составляющими являются позитивная самооценка, адекватная оценка личностного потенциала и уровня притязаний, стремление к достижениям, активность и эффективность процесса овладения разными типами компетентностей, развитая саморегуляция. А. Маслоу, описывая самоактуализирующихся людей, характеризует ценностные характеристики мотивации достижения, свойственный ей тип внутренней регуляции, важность уверенности в себе и в своих силах [1].

Развитие самооценки, стабильного образа «Я» получает свое качественное развитие в подростковом и юношеском возрасте (А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Самооценка, то есть оценка личности самого себя, своих качеств и своих возможностей, в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности [2, с. 80]; обеспечивает субъектную активность в деятельности, окрашивая процесс «личностным смыслом» [3]; выполняет функции мобилизации собственных сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала [4]. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими людьми, его критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка становится очень важным элементом самосознания личности.

Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно оказывают влияние на формирование самооценки личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению. Л.Б. Шнейдер в своей работе отмечает важность оптимистического самоубеждения относительно своих возможностей, что позволяет не ослаблять усилий, необходимых для достижения успеха [5].

Позитивный образ «Я» тесно связан с самоэффективностью и влияет на поведение и психологическую активность человека. Мотивированный на достижение успеха человек занимает более активную жизненную позицию в отличие от мотивированных на неуспех в деятельности, имеет тенденцию к постановке реальных целей и стремится к их достижению, к самореализации.

Теория мотивации достижения, основателями которой считаются Дж. Аткинсон (J.W. Atkinson), Дж. Мак-Клелланд (D. MacClelland), Х. Хекхаузен (Н. Heckhausen), наиболее полно отражает стремления человека к реализации своего потенциала, к достижению ожидаемых результатов в любом виде деятельности.

К. Роджерс выдвинул гипотезу, что все поведение человека регулируется одним объединяющим мотивом, который им был назван тенденцией к самоктуализации. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования его внутреннего потенциала и потребность в достижениях следует трактовать как выражение тенденции к самоактуализации.

В стремлении к самоактуализации личность проявляет себя в значимом виде деятельности, берет ответственность на себя, совершенствует свой потенциал. Так, решение проблем самоопределения и самоутверждения во многом зависит от потребности в достижении личности. Субъективная вероятность успеха является побуждающей и направляющей мотивационной переменной.

Мотивация достижения успеха способствует развитию волевой регуляции поведения личности. Волевой контроль как произвольная организация ресурса человека позволяет поддерживать намерение в активном состоянии и выполнять действие независимо от возникающих препятствий. Локус контроля как составляющая самоконтроля определяет склонность человека видеть источник управления своей жизнью. Интернализация внешних мотивов ведет к внутренней мотивации и автономии через этапы интроекции и интеграции. Внутренняя мотивация является основой воли, саморегуляции.

Так, удовлетворенность или неудовлетворенность человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи взаимосвязан с уровнем самооценки. Самооценка же является одним из механизмов самосознания, а развитие самосознания «ведет за собой» развитие осознанной саморегуляции, как механизма, «посредством которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта» [6, с. 44; 7, с. 155]. Чем выше уровень самосознания, тем больше развит у индивида самоконтроль, рефлексия.

Процесс осознания смысла собственной жизни во многом определяется процессом принятия на себя ответственности за то, как жизнь складывается. Это связано с тем, что субъективное переживание человеком наличия смысла жизни, являющееся показателем самоактуа-лизирующейся личности, обусловлено прежде всего осознанием им ответственности за результаты своей деятельности [8, с. 128].

От того как человек оценивает результаты своей деятельности, зависит постановка им новых целей, выбор перспектив и отношение к себе. Высокому уровню осознанной саморегуляции сопутствует развитие позитивных характеристик самосознания (высокое самоуважение, уверенность в своей жизненной перспективе, высокая потребность в познании, настойчивость в достижении цели, стремление к самоактуализации), а также общей интегрированности самосознания [9, с. 186].

С самоактуализацией, самоэффективностью человека тесно связаны и в значительной мере влияют на поведение и психологическую активность личности позитивная самооценка, мотивация на успех, интернальность. Мы исследовали особенности развития данных психических аспектов личности в юношеском возрасте. Выборка составила 483 человека (200 школьников; 210 обучающихся профессионального лицея; студенты института – 73 человека). Возраст испытуемых – 14-19 лет.

Динамические особенности развития позитивной самооценки, мотивации успеха и локус контроля юношей и девушек представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика формирования позитивной самооценки, мотивации успеха и локализации контроля по всей выборке

14

15

16

17

18

19

F

p

Самооценка

1,8

1,6

1,9

3,2

3,4

3,4

4,76

<0,001

Мотивация успеха

13

12,8

12,4

13,6

13,8

13,2

3,5

0,004

Интернальность

4,5

5,1

5,1

5,8

6,0

6,2

7,99

0

Экстернальность

4,4

4,1

4,1

3,8

3,6

3,4

3,67

0,003

Анализ полученных результатов по всей выборке позволяет сделать вывод о наличии положительной динамики самооценки, мотивации успеха и интернальности в возрастном диапазоне 14-19 лет.

Так, развитие позитивной самооценки у юношей и девушек прослеживается на протяжении 14-19 лет, с незначительным понижением в 15-летнем возрасте. Это может говорить о формировании идентичности, аспектом которого выступает стабилизация представлений о себе и сравнение собственного «Я-образа» с другими социальными образами. В 17-летнем возрасте происходит прыжок в формировании позитивной самооценки. Происходит согласованное самовосприятие индивидом своей личности, обозначаемое Эриксоном «идентичностью эго» [10, с. 221].

Подобная картина наблюдается и по результатам исследования мотивации успеха. Только снижение значений мотивации успеха наблюдается в возрасте 15 и в 19 лет. С чем могут быть связаны эти динамические особенности ? Мы можем предположить наличие связи с изменением социальной ситуации развития, когда осуществляется переход в старшее звено школы и, соответственно, поступление в вуз или выход в «большую жизнь» после окончания профессионального лицея. Повышаются требования со стороны социума, растет ответственность молодых людей за свои действия и поступки. В ситуации изменения социальной ситуации развития юноши и девушки могут испытывать сомнения в себе, своих силах.

Исследование локализации контроля показало следующие результаты. В возрасте 14 лет внешний и внутренний контроль имеет одинаковое количество молодых людей, но, начиная с 15-летнего возраста, отмечено повышение интернальности и, соответственно, плавное снижение экстернальности. Следует заметить, что скачок в развитии внутреннего контроля отмечен в 15-летнем и 17-летнем возрастах. Следовательно, у 15-летних находит подтверждение появление новообразования данного возраста – стремление к независимости, свободы от внешнего контроля, которое сочетается с развитием самоконтроля, началом сознательного самовоспитания; у 17-летних – проживание кризиса идентичности, переживание психологического моратория и достижение идентичности.

Итак, на формирование позитивной самооценки, мотивации на успех, интернальности значительно влияет возраст с его кризисными, переломными моментами, с развивающимися сущностными силами самих субъектов; изменение требований, предъявляемых общественной средой при изменении социальной ситуации развития.

В нашей работе мы провели анализ взаимосвязи самооценки, мотивации успеха и локуса контроля у юношей и девушек. Результатом проведенного исследования стало выявление достаточно высокой корреляционной связи между мотивацией успеха, самооценкой и интернальным локусом контроля (см.: таблицу 2).

Таблица 2 – Величина коэффициентов корреляции между показателями мотивации успеха, самооценки и интернальности

Мотивация успеха

Самооценка

Интернальность

Мотивация успеха

1

0,53***

0,33***

Самооценка

0,53***

1

0,38***

Интернальность

0,33***

0,38***

1

Условные обозначения: р<0,001 ***

Таким образом, между всеми тремя показателями отмечена очень сильная положительная связь. Деятельность достижения оказывается тем более мотивированной интенсивно, чем значительнее ее ориентированность на успех, а под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности формируется самооценка и саморегуляция.

Нас интересовал вопрос наличия или отсутствия гендерных различий в развитии мотивации успеха, позитивной самооценки и интернальности испытуемых. Результаты исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Гендерные особенности развития мотивации успеха, самооценки и интернальности

Девушки

Юноши

t

p

Мотивация успеха

12,83

13,272

-1,7

0,097

Самооценка

2,234

2,789

-1,8

0,08

Интернальность

5,349

5,645

-2

0,048

Экстернальность

3,982

3,758

1,8

0,07

Проведенное исследование выявило различия показателей по шкале интернальность, которые несколько выше у юношей, чем у девушек (t=-2; р=0,048), однако отметим, что эти различия находятся на грани значимости и не могут считаться яркой характеристикой.

Таким образом, анализ результатов исследования показал отсутствие гендерных различий, соответственно, основным фактором развития мотивации успеха, интернальности и самооценки является возраст.

Выводы: в юношеском возрасте, характеризующемся формированием внутренней позиции, жизненных планов, определения своего места в жизни, активно развиваются такие психологические аспекты, как самооценка, стремление к достижениям, осознанная саморегуляция, которые тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Обращают на себя внимание такие ключевые моменты развития личности, как 15-летний (переход от старшего подросткового к раннему юношескому возрасту) и 17-летний возрастной период (юношеский кризис, связанный с проблемой идентичности).

Ссылки:

  • 1.    Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2008.

  • 2.    Реан А.А. Социальная педагогическая психология. СПб., 2008.

  • 3.    Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

  • 4.  Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 6-14.

  • 5.   Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дисс. … докт. психол.

  • 6.    Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 36-50.

  • 7.    Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

  • 8.    Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000.

  • 9.    Анисимов О.С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ субъекта жизнедеятельности (теория и практика) // Мир психологии. 2008. № 4. С. 178-189.

  • 10.    Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

наук. М., 2001.

Список литературы Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте

  • Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2008.
  • Реан А.А. Социальная педагогическая психология. СПб., 2008.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  • Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки//Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 6-14.
  • Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дисс.... докт. психол. наук. М., 2001.
  • Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека//Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 36-50.
  • Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
  • Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000.
  • Анисимов О.С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ субъекта жизнедеятельности (теория и практика)//Мир психологии. 2008. № 4. С. 178-189.
  • Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
Статья научная