Особенности формирования внешнеэкономических приоритетов России в ШОС
Автор: Григорьева В.А., Побирченко В.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 5-1 (24), 2016 года.
Бесплатный доступ
Данная статья рассматривает приоритетные направления сотрудничества стран - участниц ШОС. Названы проблемы, возникающие в процессе сотрудничества стран-участниц ШОС.
Шанхайская организация сотрудничества, потенциал, внешнеэкономическая деятельность, сотрудничество, проблемы развития, лидерство, факторы развития, интеграция
Короткий адрес: https://sciup.org/140119665
IDR: 140119665
Текст научной статьи Особенности формирования внешнеэкономических приоритетов России в ШОС
На современном этапе основной целью внешнеэкономической безопасности России должно быть обеспечение для экспортных отраслей благоприятных условий доступа на рынки стран - торговых партнеров. Этого можно достичь только путем дальнейшей интеграции российской экономики в глобальную торговую систему и либерализации внутреннего рынка. Важными задачами российской внешнеэкономической политики остается создание торговых связей с международными организациями и объединениями, в том числе углубление связей с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС).
Главный вопрос, который активно обсуждается в рамках ШОС – это возможность урегулирования взаимоотношений между странами в рамках данного интеграционного объединения. Для его решения страны – участницы подписали документы, которые будут определять направления сотрудничества в рамках ШОС, а также регулировать действия, направленные для дальнейшего развития приоритетных направлений. В частности, на саммите в Пекине в 2012г. странами была подписана декларация, определяющая направления, в которых страны будут осуществлять инвестиционные проекты многостороннего характера. Приоритетными направления были определены следующие: сельское хозяйство, транспорт, энергетическая безопасность, а также проекты в сфере альтернативных источников энергии и в сфере передовых технологий. Для контроля хода реализации планируемых проектов в рамках организации были созданы структурные подразделения – Деловой Совет и Межбанковское объединение. Также анализ деятельности организации осуществляется на совещаниях министров, контролирующих внешнеторговую деятельность объединения [1].
Однако, практическая деятельность организации все еще остается малоэффективной по причине того, что большинство проектов находится на стадии «заготовок» в бумажном варианте, а решения, принятые относительно этих совместных проектов, не имеют своей реализации [2].
Сложности экономической интеграции стран ШОС важно осмыслить, прежде всего, потому, что при анализе «абсолютных цифр», оказывается, что совокупный потенциал государств-членов этой организации колоссален. ВВП стран-членов объединения достигает ¼ мирового (12,4 трлн. долл. США). На их территории сосредоточено около 25% мировых запасов нефти, более 50% – природного газа, 35% – угля, около 50% – урана. В рамках организации между странами – участницами положительно развиваются двухсторонние связи торгового и политического характера – такая тенденция создает условия для большего углубления и развития многосторонней интеграции, в частности, создания инвестиционных проектов [3]. Страны участницы организации полностью солидарны в том, что транспортные проекты на данный момент наиболее перспективны для каждого члена ШОС.
В определенный период во внешнеэкономической деятельности
России появился евроцентризм, который выразился в том, что Россия прекратила свое сотрудничество с некоторыми выгодными азиатскими рынками, которые могли стать выгодными площадками для сбыта ее продукции. Такое внешнеэкономическое поведение усугубило экономическое отставание некоторых регионов России, в том числе Сибири, и негативно отразилось на сотрудничестве со странами ШОС. Сегодня, участие в ШОС является для России выгодным шансом вернуть свои позиции на перспективных рынках региона Центральной Азии.
Экономическое сотрудничество стало одной из наиболее насущных целей ШОС в последние годы. На саммите в Уфе в России, государства-члены приняли Стратегию развития ШОС, которая включает в себя укрепление финансов, инвестиций и торгового сотрудничества в качестве приоритетной задачи в течение ближайших десяти лет. Пекин «подтолкнул» организацию сосредоточиться на экономическом сотрудничестве с такими предложениями, как запуск фонда развития и зоны свободной торговли. В прошлом, многие из этих инициатив были «встречены со скептицизмом» по регионам. Тем не менее, государства-члены Центральной Азии, нуждающиеся в инфраструктуре и инвестициях в энергетику, реагировали на эти реверансы, несмотря на российскую чувствительность к расширению влияния Китая в бывших советских сателлитах.
Несколько государств-членов ШОС - в частности Казахстан, Россия и Туркменистан - обладают значительной частью крупнейших в мире запасов нефти и природного газа, что еще больше «разогревает» интерес расширения сотрудничества в энергетической сфере между членами [3].
Региональное сотрудничество в области энергетики осуществляется за пределами эгиды ШОС. Россия обеспечила соглашения с несколькими из своих соседей в Центральной Азии по строительству газопроводов. Энергетическая дипломатия Китая так же следует двустороннему курсу. Например, Центральная Азия - Китайский Газопровод состоит из нескольких линий, обе завершенные, так и до сих пор в стадии строительства, проходящие более, чем на 1100 миль через Узбекистан и Казахстан в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Пекин также пообещал фонд в размере 16,3 млрд. долл. США для интеграции региона, возрождения старых торговых путей в рамках экономического пояса Шелковый путь Китая. Хотя китайская внезапная активность и выкорчевала традиционно доминирующее влияние России в регионе, энергетические сделки между Пекином и Москвой также на подъеме [2].
Россия является выгодным партнером в рамках интеграционных и региональных объединений. В первую очередь, это обуславливается возможностью предоставлять транзитные пути в Европу для своих партнеров. Также Россия обладает обширным природно-ресурсным и рекреационным потенциалом в районе Сибири и Дальнего Востока.
Соучастие для ШОС - это соревнование между Китаем и Россией, которое проходит в ШОС, так как оба государства имеют несколько противоречащие друг другу мнения о «полезности» организации. Для Москвы, ШОС имеет второстепенное значение для ее многостороннего участия в Центральной Азии. Это в первую очередь потому, что Россия рассматривает ШОС как организацию, где в значительной степени доминирует Китай, несмотря на позицию Москвы в рамках организации в качестве соучредителя [3].
Россия предпочитает взаимодействовать с государствами Центральной Азии по вопросам безопасности через ОДКБ, а по экономическим вопросам через Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), обе организации во многом контролируются Москвой и исключают Пекин. В этом отношении Россия видит главное значение ШОС исходя из его способности помочь Москве наладить свои отношения с Китаем в Центральной Азии. Членство в организации позволяет России взаимодействовать с Китаем с тем, чтобы узаконить свою региональную деятельность в рамках многосторонней процедуры и способность влиять на поведение Китая в Центральной Азии [1].
Китай рассматривает участие в ШОС как возможность площадки для решения существующих пограничных проблем, а также для создания единого экономического пространства в Центральной Азии. В отличие от России, Китай видит ШОС в качестве доминирующей экономики и безопасности многосторонней организации региона. Значение ШОС для Пекина усилено господством Китая в ШОС, ролью организации в качестве противовеса присутствия США и НАТО в Центральной Азии, а также способности ШОС обеспечить более тесные китайско-российские отношения [1].
Достаточно острой проблемой, которая может возникнуть внутри организации - это конфликты в области гидроэнергетики между Россией и остальными членами ШОС. Данные конфликты могут стать причиной ухудшения и без того нестабильной политической обстановки в регионе Центральной Азии [3].
Ни один из членов ШОС не подписал документы о «политике санкций» России против западных стран (связанных с украинским конфликтом). Экономические проблемы разделили альянс, учитывая преобладающую фискальную мощь Китая. В обозримом будущем, ШОС, с ее туманными заявлениями и националистическими повестками государств-членов, скорее всего, ограничится деятельностью, которую все они могут согласовывать, такой как многонациональные антитеррористические учения, а не превращаться в нечто, напоминающее азиатский противовес НАТО, однако привлекательным такой вариант может показаться сверхдержавам ШОС - России и Китаю [4].
Таким образом, Шанхайская Организация Сотрудничества на сегодняшний день является уникальным региональным объединением, в которое вошли две крупные державы - Россия и Китай. Оба государства стремятся занять лидирующее положение в регионе, но для увеличения экономического влияния созданной организации, им необходимо объединить свои усилия и направить их на укрепление многосторонних связей между всеми странами – участницами ШОС. Для сохранения экономического влияния в регионе, Китаю и Росси следует налаживать связи с европейскими странами, но при этом не допускать вмешательства в их деятельность со стороны европейских стран и США, стремящихся «перенять» лидерство в данном регионе.
Список литературы Особенности формирования внешнеэкономических приоритетов России в ШОС
- Сургуладзе В.Ш. Актуальное состояние интеграционных процессов в рамках ШОС -Режим доступа: http://riss.ru/analitycs/6592
- Справка о Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Министерства экономического развития Российской Федерации. -Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/
- Канавский С.C. «Энергетический клуб ШОС» -не элитный клуб «шанхайской шестёрки», а структура, готовая к взаимодействию с разными странами»/Офис-группа ШОС БРИКС, г. Уфа -2015 г. -Режим доступа: http://ufa2015.ru/media/articles/360/
- Курбонов Д.Д. Развитие ШОС: приоритетное направление и перспективы/Материалы Третьего заседания Форума ШОС, Китай, г. Пекин, -2008 г. -Режим доступа: http://mgimo.ru/files/37535/kb-05_shos-Lukin.pdf