Особенности гибридных режимов
Автор: Неманкова Ю.В.
Журнал: Мировая наука @science-j
Рубрика: Гуманитарные и общественные науки
Статья в выпуске: 9 (18), 2018 года.
Бесплатный доступ
Данная статья рассказывает о том, что представляет собой такое понятие, как гибридный режим. Особое внимание уделено рассмотрению особенностей, которые присущи данному режиму, что с течением времени происходит с гибридным режимом, во что, он может трансформироваться.
Политический режим, демократия, диктатура, гибридный режим
Короткий адрес: https://sciup.org/140263814
IDR: 140263814
Текст научной статьи Особенности гибридных режимов
Исследование гибридных режимов одна из острейших и интереснейших тем, изучаемых современной политологией.
Глобальная демократизация, а также, связанное с этим процессом, желание многочисленных стран с авторитарным режимом обеспечить себе легитимность благодаря проведению выборов поспособствовали появлению гибридных режимов, которые сочетают в себе элементы как демократии, так и диктатуры [1].
Что же собой представляют гибридные режимы?
-
- Они включают характеристики между двумя крайностями - между демократией и закрытыми политическими режимами (то есть, имитируют демократию и диктатуру, которых в действительности у них нет).
-
- Выборы при таком режиме носят декоративный характер, сменяемости власти не происходит, у оппозиции нет никаких шансов прийти к власти, нет свободы прессы, гражданских прав и свобод, отсутствует независимая судебная система.
-
- Гибридный режим существует при условии пассивности масс, их формальной лояльности и конформизму (иными словами, общество безучастно).
-
- Идеологическая составляющая гибридных режимов направлена на мифологизированное псевдо-прошлое. Данные режимы избегают модернизации, так как стремятся к стабильности «без завтра», также стремление к стабильности объясняется тем, что собственность и безопасность правящей элиты находятся под угрозой и не обеспечены вне нахождения на властных местах. Легальным механизмом передачи власти гибридные режимы не обладают.
-
- Гибридные режимы не обладают таким мощным репрессивным потенциалом, как диктатуры, поэтому могут проводить репрессии лишь единично, в связи с этим наблюдается более низкий уровень насилия, чем при диктатурах (на 80% гибридные режимы состоят из пропаганды и на 20% - из насильственных методов) [3].
Политолог Е. Шульман обращает внимание на три фактора, описанные Ст. Левицки и Л. Вэем, которые направляют гибридные режимы на тот или иной путь трансформации:
-
1) Влияние, оказываемое на страну ее ближайшим крупным торговым и финансовым партнером. Если партнер является демократий, следовательно, режим будет демократизироваться, но если партнер диктатура, то режим станет также диктатурой или же превратится «failed state» (несостоявшееся, провалившееся государство).
-
2) Вовлеченность – насколько режим изолирован или взаимодействует с остальным миром, насколько интегрирован в международную экономическую и политическую систему.
-
3) Внутренняя организационная структура – насколько режим создает у себя демократические институты (даже если их работу он имитирует). Чем больше демократических институтов будет создано, тем режим будет устойчивее и у него будет больше шансов и возможностей для перехода к демократии [2].
Страны, режимы которых причисляют к гибридным: Венесуэла, Россия, Турция и др.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что гибридные режимы могут со временем перейти либо в диктатуру, либо в демократию. На дальнейшую трансформацию гибридного режима оказывает влияние, как внешние факторы – ближайший крупный сосед, изоляция или взаимодействие со всем остальным мировым сообществом, а также внутренние – количество демократических институтов (даже если они имитационные).
Список литературы Особенности гибридных режимов
- Ровдо В. Сравнительная политология: Ч.1. Вильнюс: ЕГУ, 2007. 589 с.
- Шульман Е. Гибка, как гусеница, гибридная Россия // Росбалт [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/russia/2017/01/02/1579820.html Дата доступа: 12.09.18.
- Шульман Е. Практическая политология. Пособие по контакту с реальностью. М: АСТ, 2018. 320 с.