Особенности инактивации компенсаторных функций в организме кур при дерманиссиозе

Автор: Максимов В.И., Арисов М.В., Азарнова Т.О., Индюхова Е.Н.

Журнал: Вестник аграрной науки @vestnikogau

Рубрика: Сельскохозяйственные науки

Статья в выпуске: 6 (93), 2021 года.

Бесплатный доступ

Изучение механизмов становления, реализации, а вместе с тем особенностей инактивации физиологических компенсаторно-приспособительных реакций в организме животных под действием чрезвычайных факторов окружающей среды является актуальной проблемой биологии. Паразитирование D. gallinae у кур-несушек кросса Хай-Лайн рассматривали как стресс-фактор экстремальной силы. При этом выявлены выраженные морфофизиологические изменения в крови у кур при дерманиссиозе. Установлена фаза декомпенсации (истощения) компенсаторной - кроветворной функции крови у птиц с D. gallinae , которая обусловлена снижением в крови уровня эритроцитов в 1,4 раза (р

Еще

Компенсаторная реакция, кровь, истощение, дерманиссиоз, обмен веществ

Короткий адрес: https://sciup.org/147236991

IDR: 147236991   |   DOI: 10.17238/issn2587-666X.2021.6.37

Текст научной статьи Особенности инактивации компенсаторных функций в организме кур при дерманиссиозе

Введение. На птицу в условиях промышленного сектора, начиная с инкубатора, воздействует целый комплекс различных стрессоров. Также среди них – биологические раздражители (вирусы, бактерии, клещи и др.) [1]. Красный куриный клещ – агрессивный эктопаразит-гематофаг, который вызывает у птиц дерманиссиоз, при котором у них отмечают беспокойство, истощение, потерю оперения, анемию, вялость, снижение продуктивных качеств [2]. Дерманиссиоз широко распространен в товарных, а также в племенных птицеводческих хозяйствах. В живом организме постоянно происходит усиление или ослабление тех или иных физиологических функций – все это сопряжено с частотой и силой различных раздражителей окружающей среды [3]. При действии различных стрессоров экстремальной силы в организме развивается стрессовое состояние, при котором запускаются механизмы физиологических компенсаторноприспособительных реакций, направленных на поддержание основных параметров гомеостаза. Данные реакции формируются на всех уровнях организации живых организмов (молекулярном, клеточном и т.д.). Однако длительное течение стресса вносит свои коррективы в реализацию наследственной программы компенсаторных функций в живом организме. Нередко хронический раздражитель сверхпороговой силы исчерпывает резервные возможности организма и, соответственно, развивается состояние истощения [4]. Изучение механизмов становления, реализации, а вместе с тем особенностей инактивации компенсаторноприспособительных реакций в организме животных под действием чрезвычайных факторов окружающей среды является актуальной проблемой биологии [5]. Детализация этих аспектов позволит рационально и своевременно проводить комплекс мероприятий, направленный на оптимизацию гомеостаза у животных, повышение их сохранности, используя комбинированные препараты при лечении паразитарных заболеваний [6].

Цель исследований - изучить особенности нарушения реализации некоторых компенсаторных функций в организме кур-несушек кросса Хай-Лайн при дерманиссиозе.

Условия, материалы и методы. Объект исследования - организм кур-несушек яичного кросса Хай-Лайн, которые содержатся в условиях птицеводческого хозяйства промышленного типа в Нижегородской области. Отобрано два помещения с птицей восьмимесячного возраста, в одном из которых установлена сильная степень заклещеванности Dermanyssus gallinae, которая определена по методике Сперанской В.М. и Мухамедшиной П.А. (1969). Паразитирование D. gallinae у кур-несушек из опытной группы рассматривали как стресс-фактор экстремальной силы. Птица из контрольной группы была свободна от паразитарных агентов. Условия кормления и содержания птиц соответствовали зоотехническим требованиям. Клеточные батареи четырехъярусные, вентиляция приточно-вытяжная, освещение естественное и искусственное. Птицефабрика благополучна по инфекционным заболеваниям. Метод Фюллеборна использовали для исключения паразитирования у кур гельминтов и эймерий.

Кровь от кур-несушек из опытной и контрольной групп исследовали, используя классические гематологические и биохимические методы [7]. Пределы физиологических колебаний полученных показателей крови кур сопоставляли с данными Кондрахина И.П. (2004) [7] и Насонова И.В. и др. (2014) [8]. В каждой группе по 10 особей. Кровь отбирали индивидуально из подкрыльцовой вены до утреннего кормления.

Проводили статистический анализ полученного цифрового материала, используя t-критерий Стьюдента.

Результаты и обсуждение. Паразитирование Dermanyssus gallinae у кур в условиях промышленного сектора вызывает выраженную стресс-реакцию, которая соответствует третьей стадии стресса - стадии истощения [1]. Следует отметить, что в финальной фазе стресс-ответа организм еще раз запускает в действие реакцию «тревоги», при этом некоторые эндокринные железы резко активируются [9]. Согласно теории стресса Selye H. (1956) [10], в организме при развитии стресс-реакции возникает комплекс компенсаторноприспособительных реакций: повышение в крови стресс-реализующих гормонов - глюкокортикоидов, активизация катаболических процессов за счет интенсификации глюконеогенеза и гликогенолиза (для обеспечения организма дополнительными энергетическими ресурсами), изменение клеточного состава крови и др. В результате длительного действия раздражителей экстремальной силы происходит истощение компенсаторных возможностей организма и развивается фаза истощения. Кроме того, это приводит к необратимым изменениям в организме птиц и в конечном итоге вызывает их гибель [11, 12].

Для обеспечения полноценности компенсаторных реакций кровь в организме выполняет множество функций, среди них, важное значение имеют -транспортная, гуморальная, гомеостатическая, выделительная [13]. Система крови является наиболее чувствительной в живом организме, которая быстро реагирует на раздражители окружающей среды различной силы, при этом именно от неё зависит реализация целого ряда компенсаторных адаптационных функций, в частности обеспечение метаболических взаимодействий, перенос стресс-реализующих гормонов к органам и тканям, работа антиоксидантной защитной системы и др. [14].

У кур при дерманиссиозе выявлены выраженные морфофизиологические изменения в крови. При анемиях различного генеза первые изменения в организме направлены на стабилизацию уровня эритроцитов и синтеза гемоглобина за счет усиления (напряжения) кроветворной функции и ее компенсаторных возможностей. Любые изменения количественного состава клеток крови воспринимаются рецепторами, которые находятся в костном мозге, сосудах и т.д. Данная информация поступает в нервный центр, который формирует определенную программу действий, что в свою очередь обеспечивает приспособление количества и соотношения форменных элементов крови к новым условиям окружающей среды [13].

На фоне длительного паразитирования D. gallinae у кур из опытной группы отмечено достоверное снижение уровня эритроцитов в 1,4 раза (р<0,01) и концентрации гемоглобина на 21,8 % (р<0,01) по сравнению со здоровой птицей. Важнейшей функцией гемоглобина в организме является перенос кислорода к клеткам и тканям. При недостаточном снабжении кислорода последних развиваются в организме гипоксические состояния [15]. Известно, что ежедневная потеря крови в организме птиц стимулирует неполноценный эритропоэз, сопровождающийся образованием большого количества ретикулоцитов с низким содержанием гемоглобина, что повышает риск развития некомпенсируемых гипоксических явлений в тканях [16].

Снижение активности кроветворной функции в организме кур-несушек из опытной группы, очевидно, связана с переходом заявленной компенсаторной функции крови в фазу истощения (декомпенсации). Также отчасти - это сопряжено со снижением физиологической активности фолликулярных клеток щитовидной железы у птиц при дерманиссиозе. Ее йодсодержащие гормоны активно принимают участие в регуляции синтеза гемоглобина и клеток крови [19]. У кур при дерманиссиозе выявлено достоверное снижение уровня йодсодержащего тиреоидного гормона (трийодтиронина свободного) на 14,5 % (р<0,001) по отношению к контролю. Последнее обусловлено деструктивными изменениями в щитовидной железе при действии стрессора экстремальной силы [17]. По данным Виноградова В.В. и Голышко П.В. (2008), уже в конце второй фазы стресс-реакции развивается гипотиреоз из-за функционального перераздражения тироцитов [18]. При этом следует отметить снижение всех адаптационных возможностей организма птиц, потому что щитовидная железа обеспечивает регуляцию процессов адаптации организма при действии неадекватных раздражителей [19].

Угнетение дыхательной функции крови у кур при дерманиссиозе, как следствие, нарушение окислительных процессов в клетке, а также угнетение процессов энергообразования на молекулярном и клеточном уровне, дефицит энергетических ресурсов, очевидно, обуславливают изменение интенсивности центральных обменных процессов (углеводно-энергетического, липидного и белкового) в организме птиц [15].

При длительно действующем неблагоприятном факторе окружающей среды в организме происходит формирование компенсаторно-адаптационных реакций, для запуска которых необходимы энергетические ресурсы. При этом первичные изменения в организме направлены на мобилизацию гликогена из депо, истощение которого является ключевым звеном при нарушении реализации компенсаторных процессов углеводно-энергетического обмена [20]. При дерманиссиозе у кур-несушек отмечено повышение активности α-амилазы в 1,8 раза (р<0,05) по сравнению с контролем, что возможно обусловлено интенсивным расходом гликогена в организме кур из опытной группы. Одновременно с этим при хроническом стрессе поддержание углеводноэнергетического обмена происходит за счет активации глюконеогенеза в печени, что, очевидно, обусловлено высокими концентрациями кортизола в крови у представителей из опытной группы [12], что также можно рассматривать как выраженную компенсаторную функцию. У птиц, зараженных D. gallinae, в крови установлено достоверное повышение концентрации глюкозы на 10,3 % (р<0,01) по сравнению с контрольной группой. Данный моносахарид является ключевым источником свободной энергии для организма избыточно и интенсивно расходуемый при действии на особь стресс-факторов. Наряду с этим, следует отметить, что субстратом для данного энергетического пути превращения являются гликогенные аминокислоты и компоненты липидов – глицерол. При дерманиссиозе в крови у кур можно отметить значимые изменения некоторых показателей липидного и белкового обменов. У птиц достоверно снижен уровень общего белка на 13,6% (р<0,01), альбуминов на 11,7 % (р<0,01), триглицеридов в 1,4 раза (р<0,01) по сравнению со здоровой птицей, что свидетельствует об истощении обменных процессов и о тенденции к инактивации глюконеогенеза и, соответственно, приближении тяжелых гипоэнергетических состояний в организме зараженных птиц.

При действии стресс-фактора основной процесс утилизации глюкозы - это анаэробный гликолиз. В крови у кур из опытной группы установлено повышение активности лактатдегидрогеназы в 1,4 раза (р<0,001) по сравнению с контролем. Заявленное подтверждает повышение доли бескислородного гликолиза и вместе с тем, в конечном итоге - снижение суммарного количества АТФ. Изменение в крови у кур из опытной группы активности лактатдегидрогеназы, очевидно, обуславливает накопление лактата и, соответственно, развитие в тканях и крови некомпенсированного ацидоза [15].

Описанный выше комплекс изменений интенсивности обменных процессов, очевидно, приводит к «срыву» метаболических взаимодействий. Одновременная активность в организме кур-несушек из опытной группы энергообеспечивающих процессов - гликогенолиза и глюконеогенеза свидетельствует о запуске метаболического ацидоза и гиперметаболизма на фоне гипоксии [20].

Известно, что состояние стресса в организме птиц сопровождается формированием многочисленных метаболических взаимодействий, в частности между углеводным и аминокислотным. Низкая активность аланинаминотрансферазы у кур из опытной группы обуславливает выраженное уменьшение заявленных выше компенсаторных функций между обменными процессами.

Многочисленные нарушения обменных процессов, инактивация ферментов, снижение функциональной активности рецепторов, изменение клеточного состава крови и др. [11], может быть также следствием чрезмерной интенсификации перекисного окисления липидов в крови кур-несушек при паразитировании D. gallinae [1]. Важную роль в механизмах компенсации играет антиоксидантная система, однако уровень антиокислительной активности сыворотки крови у кур при дерманиссиозе достоверно снижен на 10,0 % (р<0,05) по сравнению со здоровой птицей. Последнее обуславливает высокую активность процессов липопероксидации у представителей из опытной группы и, соответственно, определяет высокий риск повреждения различных клеточных структур и образования мутагенных продуктов при оксидативном стрессе, который развивается в организме кур при дерманиссиозе [1]. Достоверное снижение антиокислительной активности сыворотки крови кур из опытной группы указывает на угасание механизмов ограничения развития стресс-реакции, при которой происходит чрезмерная активация свободнорадикальных процессов и, как следствие, липопероксидации.

Таким образом, хроническое течение стресса у кур-несушек при паразитировании D. gallinae обуславливает тенденцию к инактивации компенсаторно-адаптационных возможностей организма, в частности угнетение кроветворной функции крови, истощение запасов гликогена, уменьшение субстратов (белковых и липидных соединений) для обеспечения высокой интенсивности глюконеогенеза, снижение метаболических взаимодействий, истощение антиоксидантной защитной системы организма. Хронизация стресс-реакции у птиц из опытной группы также обуславливает неблагоприятный прогноз на дальнейшее существование особей - возможную гибель. Кроме того, снижение пластических и энергетических ресурсов для реализации механизмов компенсаторных реакций в организме больных особей приводит к выраженным нарушениям гомеостаза [1] и гипертрофии различных органов и тканей [13].

Выводы. Выявлено снижение компенсаторной возможности кроветворной системы у яичных кур на фоне паразитирования эктопаразита-гематофага. Определена тенденция к снижению метаболических взаимодействий в результате истощения и дестабилизации центральных обменных процессов (углеводно-энергетического, липидного и белкового) у яичных кур при дерманиссиозе. Установлено снижение антиокислительной активности сыворотки крови у кур при паразитировании D. gallinae достоверно на 10,0 % (р<0,05) по сравнению со здоровой птицей.

Список литературы Особенности инактивации компенсаторных функций в организме кур при дерманиссиозе

  • Физиолого-биохимический ответ организма яичных кур на Dermanyssus gallinae / Е.Н. Индюхова, М.В. Арисов, В.И. Максимов, Т.О. Азарнова // Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями: материалы международной научной конференции. Москва, 2021. С. 215-222. DOI: 10.31016/978-5-6046256-1-3.2021.22.215-222.
  • Impact of Poultry Red Mite (Dermanyssus gallinae) Infestation on Blood Parameters of Laying Hens / R.M. Akbayev [et al.] // BioNanoScience. 2019. № 10. Pp. 318-329. DOI:10.1007/s12668-019-00705-0.
  • Шлейкин А.Г. Адаптация организма к воздействию низких температур // Вестник международной академии холода. 2004. № 1. С. 26-29.
  • Адамян Ц.И., Геворкян Э.С. Картина периферической крови при комплексном воздействии вибрации и листьев стевии // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93. №. 3. С. 79-83.
  • Тарахтий Э.А., Мухачева С.В. Реакция системы крови лесных полевок на стресс на фоне хронического химического загрязнения среды // Успехи современной биологии. 2011. Т. 131. № 6. С. 613-621.
  • Арисов М.В., Кожина А.В., Индюхова Е.Н. Моделирование рецептуры комбинированного препарата при паразитозах птиц с оптимизацией их обмена веществ и неспецифической резистентности // Современные проблемы общей и прикладной паразитологии: материалы XII научно-практической конференции памяти профессора В.А. Ромашова. Воронеж, 2018. С. 92-97.
  • Кондрахин И.П. Методы ветеринарной клинической лабораторной диагностики: Справочник. М.: Изд. «КолосС», 2004. 520 с.
  • Методические рекомендации по гематологическим и биохимическим исследованиям у кур современных кроссов / И.В. Насонов, Н.В. Буйко, Р.П. Лизун, В.Е. Волыхина, Н.В. Захарик, С.М. Якубовский. Минск, 2014. 32 с.
  • Стресс и патология. Методическое пособие / Сост. Л.И. Зеличенко, Г.В. Порядин. М., 2009. 24 с.
  • Selye H. The Stress of Life. New York: McGraw-Hill, 1956. 324 p.
  • Кочиш И.И., Азарнова Т.О., Найденский М.С. Профилактика свободнорадикальных аномалий у кур в раннем онтогенезе: Монография. М.: Изд. Сельскохозяйственные технологии, 2019. 358 с.
  • Морозов В.Н., Хадарцев А.А. К современной трактовке механизмов стресса // Вестник новых медицинских технологий. 2010. Т. 17. № 1. С. 15-17.
  • Физиология животных: особенности обменных процессов в организме сельскохозяйственной птицы / Е.Ю. Федорова, В.И. Максимов, О.В. Смоленкова, В.В. Мосягин. Саратов: Изд. «Ай Пи Эр Медиа», 2019. 143 c.
  • Гайворонская И.В., Погребняк Т.А. Особенности проявления дыхательной функции крови на фоне гипергликемии // Научный результат. Серия «Физиология». 2016. Т. 2. № 4 (10). С. 25-29.
  • Новиков В.Е., Катунина Н.П. Фармакология и биохимия гипоксии // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2002. Т. 1. №. 2. С. 73-87.
  • Липунова Е.А., Скоркина М.Ю. Физиология крови. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. 324 с.
  • Кучер И.А., Чаплиев И.Ю., Горбулич А.В. Реактивные изменения тканевых структур эндокринных органов при стрессе // Известия Российской Военно-медицинской академии. 2019. Т. 1. №. S1. С. 251-252.
  • Виноградов В.В., Голышко П.В. Морфобиология щитовидной железы при стрессе // Весц НАН Беларуск Сер. мед. навук. 2008. № 4. С. 99-111.
  • Индюхова Е.Н., Азарнова Т.О., Максимов В.И. Детализация особенностей реализации антистрессовых свойств биологически активного йода у эмбрионов кур // Российская сельскохозяйственная наука. 2019. № 3. С. 58-63.
  • Способ нивелирования стресс-индуцированной гипергликемии при тяжелых критических состояниях / Л.В. Усенко, В.П. Муслин, Н.Ф. Мосенцев, Н.Н. Мосенцев // Медицина неотложных состояний. 2013. № 1 (48). С. 103-114.
Еще
Статья научная