Особенности использования и трансляции культурного наследия в идеологии и практике новых религиозных и экологических движений (по материалам полевых этнографических исследований в Омской области)

Бесплатный доступ

Обсуждаются материалы полевого этнографического исследования нового сакрального центра в районе д. Окунево, а также ряда экопоселений Омской обл. Эти объекты созданы жителями городов, по идейным основаниям покинувших городское пространство и предпринявших попытку воплотить в сельской местности свои духовные и экологические идеалы. Существенным аспектом функционирования рассматриваемых сообществ является производство культурного наследия: восточного для неоиндуистских групп, и «славяно-арийского» для родноверческих общин. Значительное место в их идеологии и практике занимают идеи возрождения древних дохристианских ведических арийских традиций. В процессе трансляции культурного наследия Сибирь выступает в образе арийской прародины человечества, пространства множества сакральных мест силы. Поиск культурных истоков отражается в облике культовых сооружений и артефактов, стилизованных под старину деталей одежды, украшений и аксессуаров, повседневных и праздничных ритуалах. Привлекают внимание локальные мотивы, включающиеся в общий славяно-арийский мифологический контекст: представления о древнем великом городе Асгарде Ирийском, располагавшемся на месте нынешнего г. Омска, своеобразная мифологическая интерпретация гидронимов Омь и Тара, экзотическое осмысление археологического наследия Омского региона. Неоиндуистская обрядность представлена шиваитскими (бабаджистскими) праздниками и ритуалами. В родноверческой традиции особое значение имеют день Солнцестояния, день Перуна, день рождения Тары. В экопоселениях ежегодные фольклорные фестивали и праздники отмечаются в значимые астрономические даты: дни солнцестояния и равноденствия. В ходе праздничных мероприятий проводятся хороводы и коллективные игры, в некоторых экопоселениях практикуются огненные шествия и ритуалы.

Еще

Культурное наследие, экопоселения, сакральный центр, омская обл, родноверие

Короткий адрес: https://sciup.org/145146563

IDR: 145146563   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.1078-1082

Список литературы Особенности использования и трансляции культурного наследия в идеологии и практике новых религиозных и экологических движений (по материалам полевых этнографических исследований в Омской области)

  • Головнева Е.В. Конструирование региональной идентичности в современной культуре (на материале Сибирского региона): дисс.. докт. филос. наук. - Екатеринбург, 2018. - 339 с. EDN: YRUWDZ
  • Любимова Г.В. Новые религиозные движения и культы Сибири (конец XX - начало XXI вв.) // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2017. - Т. 3. - С. 61-76.
  • Aitamurto Kaarina. Paganism, traditionalism, nationalism: narratives of Russian Rodnoverie. - N.Y.; L.: Routledge, 2016. - 222 p.
  • Cretton Viviane. In search of a better world in the Swiss Alps. Lifestyle migration, quality of life, gentrification // Utopia and Neoliberalism: Ethnographies of Rural Spaces. - Berlin: Lit-Verlag, 2018. - P. 105-125.
  • Golovneva E. Saving the Native Faith: Religious Nationalism in Slavic Neo-paganism (Ancient Russian Yngling Church of Orthodox Old Believers-Ynglings and Svarozhichi) // KnE Social Sciences. - 2018. - № 3 (7). - P. 337-347.
  • Hall Colin M. Second Home Tourism: An International Review // Tourism Review International. - 2014. -Vol. 18. - N 3. - P. 115-135.
  • Laruelle Marlene. The Rodnoverie Movement: The Search for Pre-Christian Ancestry and the Occult // Menzel B., Hagemeister M., Rosenthal B.G. (eds.) The New Age of Russia: Occult and Esoteric Dimensions. - Berlin: Verlag Otto Sagner, 2012. - P. 293-310.
Еще
Статья научная