Особенности использования веб-служб в политической интернет-коммуникации

Автор: Дегтярева Вера Сергеевна

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Политика

Статья в выпуске: 12, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье с помощью системного, институционального, структурно-функционального подходов определяются характер и специфика эксплуатации веб-служб для политических нужд. Автор делает выводы, что социальные сети, блоги, микроблоги и т. д. способствуют смене парадигмы в политике от принципов административной иерархии, контроля и исполнения к адресному привлечению новых сторонников и интерактивному сотрудничеству с заинтересованными сторонами на основе схожих идей и взглядов. Ресурсы Интернета предоставили возможность индивидам заявлять о своих интересах и требованиях, а также самостоятельно действовать (объединяться для публичных акций, бойкотов и т. д.) в составе масштабных сообществ, формируемых в социальных сетях. Вместе с тем правительства получили новые ресурсы для контроля и слежки за гражданами в киберпространстве.

Еще

Внутренняя политика, интернет, политическая коммуникация, политическая система, политический процесс

Короткий адрес: https://sciup.org/149132369

IDR: 149132369   |   DOI: 10.24158/pep.2018.12.7

Текст научной статьи Особенности использования веб-служб в политической интернет-коммуникации

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕБ-СЛУЖБ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Одной из основных тенденций мировой и российской политики является расширение ин-тернет-коммуникации. Это направление оказывает значительное влияние на характер функционирования политической системы государства, меняет ее параметры, задает вектор ее развитию [1]. Вслед за П. Манчини мы определяем политическую коммуникацию как «пространство символической деятельности общества, в котором, вследствие процессов социальной дифференциации, взаимодействуют и вступают в конкуренцию различные системы с целью утвердить свою точку зрения по вопросам общественного интереса» [2, p. 87].

Наиболее заметные изменения происходят в сфере использования веб-служб (в широком смысле – онлайновых социальных сетей, платформ и т. п.), которые можно рассматривать как карту политико-коммуникационных взаимодействий пользователей с друзьями, коллегами, знакомыми, членами семьи, единомышленниками, оппонентами, руководителями, подчиненными и т. д. Эта интеракция помогает информационному сопровождению государственной политики стать более эффективной, а также реализоваться в среде наиболее восприимчивых к транслируемым идеям людей.

В связи с этим показательна предвыборная кампания президента США Б. Обамы в 2008 г., который использовал социальные сети для консолидации сторонников, а также для фандрайзинга – сбора финансовых средств. Таким способом удалось получить сумму в размере почти 1 млрд долл. По данным исследователей, порядка 10 % американцев вообще и 30 % молодежи черпали информацию о ходе выборов из тех социальных сетей, в которых состояли [3].

Сети «Фейсбук», «ВКонтакте», «Одноклассники», MySpace дали возможность правительственным агентам не просто отслеживать безликие имена граждан, их должности, доходы и расходы, перемещения и другие индикаторы, находящиеся в базах данных налоговой службы, полиции, пенсионного фонда, поликлиник, банков, но и контролировать то, что находится за именем и статистикой, – личную информацию в виде фото, видео, политических и религиозных предпочтений, интересов, симпатий, связей и т. д. Более того, такой контроль может вестись не только за конкретными пользователями, но и за сообществами, группами, категориями граждан. Перечисленные и другие подобные ресурсы расширяют социально-политический потенциал информационного сопровождения государственной политики в таком направлении, как предоставление интерфейса прикладного программирования для сетевых сервисов, нацеленных на получение сведений из аккаунтов. Эта функция повышает уровень социально-политического влияния социальных сетей и позволяет распространять их возможности за пределы того места, которое они занимают в киберпространстве.

В связи с этим стоит упомянуть о так называемых исследовательских сайтах типа Spoke, Rapleaf, Zoominfo и иных (а также сервисах наподобие LexisNexis, Generate и др.), которые на основе доступной публичной информации о людях автоматически создают информационные базы с личными аккаунтами и объединяют их в сообщества и группы без участия пользователей. Хотя эти ресурсы значительно облегчают формирование баз данных граждан в масштабах регионов и стран, однако их продукты не застрахованы от неточностей, устаревшей информации, дублирования сведений и т. п.

На практике, например, Zoominfo автоматически извлекает из киберпространства и обрабатывает биографии и контакты десятков миллионов граждан и организаций, генерируя огромный массив упорядоченных данных. Иной подход использует сайт Rapleaf, который предлагает способы (интернет-сервисы) единого управления разными аккаунтами с возможностью эффективного контроля над их приватностью и доступом к их информации в сети. Еще один интересный опыт предоставляет Hoover’s Connect. Этот сайт сканирует все интернет-коммуникации (включая содержание), фиксирует количество и частоту обращений к почтовым службам типа Outlook и на основе полученных сведений генерирует своеобразную коммуникационную карту с информацией о том, с кем, на какие темы, когда, как часто, по каким каналам связи общается пользователь.

С одной стороны, наблюдение и контроль способствуют эффективному нетворкингу (налаживанию и развитию связей в сети [4, с. 59]), выстраиванию продолжительных личных отношений с пользователями, подготовке и передаче более точных и действенных политико-информационных сообщений, с другой – повышают угрозу тоталитаризма и подавления прав и инициатив граждан.

Эффективному нетворкингу содействуют и новые разработки в сфере социальных приложений (Zynga, SGN) и виртуальных миров (Second Life, Twinity). Так, Министерство иностранных дел Швеции создало в киберпространстве виртуальное посольство с функциями информирования о получении виз, истории и культуре государства, предоставления рекомендаций мест и достопримечательностей. В свою очередь полицейский департамент канадского города Ванкувера организовал семинары для желающих трудоустроиться соискателей – будущих офицеров. Помимо учебных и коммуникационных задач руководство полиции в данном случае преследовало цель поставить интернет-технологии на службу закона. В деловом мире показателен пример компании IBM, которая построила виртуальный мир для рассредоточенных по разным странам работников (точнее, для их виртуальных образов – аватаров), чтобы проводить тренинги, испытания новых продуктов, совещания.

Еще одна важная тенденция использования социальных сетей связана с тем, что сегодня функцию передачи сообщений, фото, видео, документов и других сведений почти полностью реализуют социальные сети (ранее эту задачу выполняла электронная почта). Более того, данные площадки интегрируют личную, деловую, политическую, социальную и другие виды активности. Примером из деловой практики может служить Forbes.com CEO Network – виртуальное международное сообщество топ-менеджеров разных корпораций. В рамках этого онлайнового сообщества обеспечивается доступ к информации друг о друге, осуществляются контакты, проводятся тематические дискуссии, опросы. Таким образом, зарегистрированные пользователи (из числа высших руководителей компаний) социальной сети получают доступ к связи с коллегами схожего ранга из других организаций, а Forbes имеет возможность распространять среди участников своей сети новости и другие сведения, обращаться к ним за откликами и приглашать их в те или иные проекты.

Схожим образом возможно и построение политико-социальной сети в современной России, организованной по партийному, ведомственному или любому другому принципу. На такой виртуальной площадке реально объединить государственных служащих, политиков, общественных деятелей, наиболее активных граждан, лидирующих в своих сообществах. Эта деятельность будет способствовать возрождению эффективного демократического процесса в нашем государстве [5].

Многие корпорации и ряд правительств занимаются созданием социальных сетей новейшего типа – производственного функционала (наподобие электронного правительства), объединяющего в «облако» документооборот, безопасность данных, мультилингвистическую работу, потребление, финансовые операции, коммуникацию, а также все инфраструктурные сервисы.

С интенсификацией использования социальных сетей возрастает политическая выгода: правительственные агенты досконально изучают функционал «Фейсбук», MySpace, «ВКонтакте», «Одноклассники» и создают новые проекты их применения во внутренних коммуникациях, информационном сопровождении государственной политики, взаимодействии с потенциальными сторонниками, а также для поддержания энтузиазма среди уже приобщенных пользователей. Благодаря социальным сетям люди и сообщества, удаленные друг от друга, получили возможность объединяться по политическому признаку и общаться между собой и с представителями власти в более доверительной атмосфере: личный профиль пользователя, его фото и видео, информация о семье, месте проживания, интересах позволяют сблизить коммуникантов, установить более глубокие и тесные отношения, больше узнать о собеседнике. Данные обстоятельства способствуют формированию и поддержанию необходимого социально-политического настроя среди множества граждан и их объединений, вдохновляют на новые проекты и перемены.

Можно заметить, что в последнее время активно используется не только личная страница, но и ассоциированные с ней способы политического информирования. Так, обновление статуса, отражающего сведения о текущей деятельности, месте пребывания, происходящих изменениях в политике, планах, появляется в новостной ленте автора-политика и привлекает внимание всех его подписчиков. Последние в свою очередь узнают новости, более того – могут делиться этой информацией, распространяя ее в самом широком масштабе, ставить отметки «Мне нравится», переходить по приведенным ссылкам, увеличивать трафик официальных интернет-ресурсов государства. Кроме того, политики, сотрудники информационных подразделений правительств, министерств и ведомств применяют связи друзей и подписчиков для целенаправленного поиска тех, кто может быть полезен в текущей деятельности, а также в расширении охвата информационного сопровождения государственной политики, исходя из критериев опыта, политических предпочтений, местонахождения и т. д. В этом отношении особенно ценна сеть LinkedIn.

Данные новации приводят к тому, что на сегодняшний день уже недостаточно простого размещения какой-либо политической информации в киберпространстве. Необходимо сначала решить следующие проблемы: определение заинтересованной стороны, поддержка авторитетных пользователей, доставка сведений точно по адресу, обхождение фильтров и привлечение внимания граждан (благодаря полученной поддержке), эффективный способ подготовки конструктивного ответа на отклики в виде положительных комментариев или отрицательных отзывов. Кроме этого, на повестку дня выдвигаются проблемы создания виджетов и приложений, способствующих качественному информационному сопровождению государственной политики.

Итак, можно с уверенностью утверждать, что в последнее время социальные сети, блоги, микроблоги, социальные приложения, виртуальные площадки содействуют смене парадигмы в информационном сопровождении государственной политики от принципов административной иерархии, контроля и исполнения к адресному привлечению новых сторонников и интерактивному сотрудничеству с заинтересованными сторонами на основе схожих идей и взглядов.

Ресурсы Интернета предоставили возможность отдельным гражданам и их многочисленным ассоциациям заявлять о себе и своих интересах и требованиях (артикулировать и агрегировать политические требования), а также самостоятельно действовать как по отдельности, так и в составе масштабных сообществ. Онлайновые ресурсы Мировой сети способствуют демократизации политической сферы, позволяют людям общаться быстрее и информативнее, переводить отношения на личный уровень с учетом всех измерений их жизнедеятельности.

В этих условиях информационное сопровождение государственной политики перестает существовать только в руках правительственных агентов, сотрудников информационных подразделений министерств и ведомств. Благодаря ресурсам Интернета граждане приобретают инструменты, позволяющие воздействовать на ход информационного сопровождения государственной политики, пользователи могут менять акценты в распространяемых сведениях, блокировать их или, наоборот, – содействовать более широкому охвату аудитории. Вместе с тем правительства получили новые возможности по контролю и слежке за населением в киберпространстве.

Ссылки:

  • 1.    Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 608 с.

  • 2.    Mancini P. Manuale di comunicazione pubblica. Roma ; Bari, 2001. 205 p.

  • 3.    Datasets [Электронный ресурс] // Pew Research Center. 2018. URL: http://www.people-press.org/category/datasets (дата обращения: 24.12.2018).

  • 4.    Ших К. Эра Facebook. М., 2011. 304 с.

  • 5.    Яковлев М.В. Российская демократия: особенности концепта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1-2. С. 216–218.

Список литературы Особенности использования веб-служб в политической интернет-коммуникации

  • Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 608 с.
  • Mancini P. Manuale di comunicazione pubblica. Roma; Bari, 2001. 205 p.
  • Datasets [Электронный ресурс] // Pew Research Center. 2018. URL: http://www.people-press.org/category/datasets (дата обращения: 24.12.2018).
  • Ших К. Эра Facebook. М., 2011. 304 с.
  • Яковлев М.В. Российская демократия: особенности концепта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1-2. С. 216-218.
Статья научная