Особенности изменения про- и антиоксидантного состояния плазмы и эритроцитов крови пациентов, больных раком почки
Автор: Герасименко М.Н., Зуков Р.А.
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Рубрика: Материалы конференции
Статья в выпуске: S2, 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14055534
IDR: 14055534
Текст статьи Особенности изменения про- и антиоксидантного состояния плазмы и эритроцитов крови пациентов, больных раком почки
Рак почки встречается в 3% от всех онкологических новообразований и занимает 10 место по уровню заболеваемости у взрослых. Среди всех впервые выявленных злокачественных образований почки почти 85% составляет аденокарцинома или почечно-клеточный рак. К факторам риска развития рака почки относят курение (увеличивает риск развития рака почки на 40%), ожирение, так как при нем нарушается гормональный статус, профессиональные вредности (контакт с трихлорэтиленом, тяжелыми металлами и асбестом), а также прием некоторых медикаментов.
Целью данной работы была оценка интенсивности процессов перекисного окисления липидов и состояния глутатионового звена антиоксидантной системы в эритроцитах и плазме крови больных раком почки до операции и после.
На базе Красноярского краевого онкологического диспансера проведены динамические наблюдения за больными местнораспространенным почечноклеточным раком (n=48). Наблюдения проводились до хирургического лечения, а также 1, 3, 5 и 7-е сут после радикальной нефрэктомии. Группу контроля составили 15 практически здоровых людей.
Интенсивность перекисного окисления липидов оценивалась по концентрациям малонового диальдегида и диеновых конъюгатов. Для оценки состояния глутатионового звена антиоксидантной системы измерялась активность глутатионпероксидазы, глутаион-S-трансферазы, глутатионредуктазы, а также содержание восстановленного глутатиона.
В ходе исследования было установлено, что содержание диеновых конъюгатов как в плазме, так и в эритроцитах больных до операции (0,54
ммоль/л плазмы и 1,44 мкмоль/г Hb) превышало таковое у здоровых людей (0,36 ммоль/л плазмы и 0,74 мкмоль/г Hb). Также отмечено высокое содержание первичного продукта перекисного окисления липидов на седьмые сутки после операции (0,81 ммоль/л плазмы и 2,44 мкмоль/г Hb) (относительно контроля р≤0,05). Достоверных различий с контролем, равно как и резких колебаний концентрации малонового диальдегида в плазме крови, не обнаружено, тогда как в эритроцитах малоновый диальдегид превышал контрольные величины (7,42 нмоль/г Hb) как до операции (8,67 нмоль/г Hb), так и после (11,97 нмоль/г Hb на пятые сутки) (р≤0,05). Концентрация восстановленного глутатиона, до операции (6,44 мкмоль/г Hb) не имея достоверных различий с таковой у здоровых людей (5,99 мкмоль/г Hb), незначительно возрастает в первые сутки после нее (7,30 мкмоль/г Hb) (p≤0,05). Активность глутатионпероксидазы плазмы и эритроцитов практически не отличается от контрольных показателей в течение всего периода наблюдения. Глутатион-S-трансфераза плазмы крови и эритроцитов имеет повышенную активность в течение всего периода лечения по отношению к контрольным показателям (41,6 мкмоль/мин на мл плазмы и 5,44 ммоль/мин на г Hb) (p≤0,05). Активность глутатионредуктазы повышена по сравнению с контролем (1,81 мкмоль/мин на г Hb). Не имея достоверных изменений между этапами лечения, она остается повышенной в течение всего периода наблюдения (p≤0,05).
Выводы. Были выявлены высокие концентрации продуктов перекисного окисления липидов как в начальный, так и в конечный период наблюдения. Также выявлена повышенная активность глутатион-S-трансферазы и плазмы крови и глутатионредуктазы эритроцитов.
СИБИРСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2009. Приложение № 2