Особенности лесопатологического состояния сосновых древостоев Брянской области, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС
Автор: Белов А.А.
Журнал: Лесохозяйственная информация @forestry-information
Рубрика: Радиационная экология леса
Статья в выпуске: 1, 2014 года.
Бесплатный доступ
Проведена оценка долговременных изменений состояния сосновых насаждений Брянской обл. в зоне аварии на Чернобыльской АЭС. Проанализировано соотношение доли деревьев разных категорий состояния в контрольных насаждениях и насаждениях, подвергшихся загрязнению радионуклидами. Рассмотрена динамика годичного прироста сосновых древостоев.
Чернобыльская аэс, сосновые насаждения, загрязнение радионуклидами, категория состояния дерева, годичный прирост древесины
Короткий адрес: https://sciup.org/14336525
IDR: 14336525
Текст научной статьи Особенности лесопатологического состояния сосновых древостоев Брянской области, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС
А вария на Чернобыльской АЭС, сопровождавшаяся выбросом в окружающую среду большого количества радиоактивных веществ, расценивается как крупнейшая за всю историю атомной энергетики по непосредственно нанесенному ущербу и отдаленным эколого-экономическим и социальным последствиям.
Загрязнение природной среды радионуклидами обусловливает изменение естественных свойств лесных экосистем, ведет к формированию фитоценозов с особыми условиями роста и развития растительности. Согласно приказу Рос-лесхоза от 05.02.1998 г. № 21 «Об утверждении критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации» исследование воздействия антропогенных факторов, в том числе радиационного, на леса и получение данных о тенденциях и масштабах этих воздействий на состояние лесов России стало одной из стратегических целей государственной политики в области лесных отношений.
Сведения о лесопатологическом состоянии древесной растительности в местах радиоактивных выпадений в год аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г.), имеющиеся в научно-технической литературе, как правило, относятся к насаждениям, находящимся в непосредственной близости от атомной станции. Основное внимание исследователи обращали на последствия острого гамма-облучения, результатом которого в год аварии в зоне, прилегающей к АЭС, стала гибель сосны при поглощенной дозе облучения 50 Гр [1–3]. При этом наиболее восприимчивыми к ионизирующему излучению были апикальные точки роста, в то время как камбиальные слои древесины оказались устойчивее: их отмирание зафиксировано при значительно более высокой дозе радиации – 100–200 Гр [1]. В целом гибель древесной растительности в результате острого радиационного облучения не приобрела массового характера. Площадь полностью пораженных сосновых лесов составила 500–600 га, сосновых насаждений с сильной и средней степенью повреждения – соответственно 3 тыс. и 12 тыс. га [4]. Усохшие сосновые древостои составили не более 0,5% лесов в зоне, примыкающей в Чернобыльской АЭС [5, 6].
Интенсивность радиационного облучения древесной растительности в 1986 г. на территории Брянской обл., в связи с удаленностью от Чернобыльской АЭС, оказалась ниже летального уровня, и радиоактивные выпадения не вызвали усы-ханий лесных насаждений. Тем не менее, на 2,2 тыс. га земель лесного фонда Брянской обл. (единственной в России) зафиксирована высокая плотность загрязнения – более 40 Ки/км2 [7]. На значительной части лесных территорий из-за загрязнения радионуклидами были введены и до сих пор сохраняются определенные ограничения при проведении лесохозяйственных мероприятий.
Долговременные последствия хронического ионизирующего облучения на состояние и рост деревьев в местностях, загрязненных радионуклидами, являются предметом дискуссий. По мнению одних исследователей, хроническое ионизирующее облучение должно вызывать ингибирование роста деревьев, другие отвергают какие-либо особенности в их действии, а третьи указывают на возможность гормезиса, т.е. позитивного действия относительно невысоких доз радиации. Для ответа на этот вопрос необходимы систематические исследования состояния древостоев с разной плотностью загрязнения радионуклидами с учетом конкретных лесорастительных условий.
Данная работа основана на материалах исследований ФБУ ВНИИЛМ в рамках Федеральной целевой программы по преодолению последствий радиационных аварий с целью изучения воздействия ионизирующих излучений на состояние лесных экосистем в зонах радиоактивного загрязнения и совершенствования методологии радиационного мониторинга лесов. Обследованные сосновые насаждения входят в состав Красногорского участкового лесничества Клинцовского лесничества Брянской обл. Объекты и методика исследований описаны ранее [8, 9].
Основываясь на данных измерений плотности загрязнения почвы радионуклидами в 2010–2012 гг., проведены расчеты исходной плотности загрязнения почвы цезием-137 в момент аварии на Чернобыльской АЭС. Учитывая, что период полураспада цезия-137 составляет
30,17 лет, нетрудно подсчитать, что за 25 лет (с 1986 по 2010 г.) количество радионуклида за счет естественного распада уменьшилось в 1,74 раза. Это означает, что средняя плотность загрязнения почвы радионуклидом в обследованных насаждениях в мае 1986 г. могла составить в среднем более 270 Ки/км2, а на отдельных локальных участках древостоев с учетом неравномерности его распределения по территории – от 136 до 455 Ки/км2.
Кроме того, помимо цезия-137, при аварии на Чернобыльской АЭС зафиксирован выброс целого спектра радионуклидов, существенно увеличивших дозовую радиационную нагрузку на растительность. Изотопный состав загрязнения атмосферы в результате Чернобыльской аварии включал такие экологически опасные радионуклиды, как йод-131, теллур-132, стронций-89, стронций-90, нептуний-239, рутений-103, а также высокоактивные «горячие» частицы плутония-239 [10]. Для этих радионуклидов, которые до 6 мая 1986 г. определяли более 80% радиоактивности в воздухе и на поверхности Земли [6], типичен короткий период полураспада (йод-131 – около 8 сут., теллур-132 – 3,2 сут., нептуний-239 – 2,4 сут., рутений-103 – 39,8 сут., стронций-89 – 2 мес.) и, в основном, так называемый бета-ми-нус-распад, при котором распадающееся атомное ядро испускает электрон и электронное антинейтрино (при бета-плюс-распаде соответственно позитрон и электронное нейтрино). Проникающая способность бета-частиц не превышает несколько миллиметров, в связи с чем внешнее облучение организмов элементарными частицами при бета-распаде ведет к поражению поверхностных тканей. Следствием облучения могут быть мутации и гибель растительных клеток.
Поскольку перечисленные изотопы имеют короткий период полураспада, можно предположить, что их возможное патологическое влияние на древесную растительность могло иметь место только в год выпадения, а именно в 1986 г. Можно подсчитать, что уже спустя год после выпадения масса йода-131 уменьшилась в 1,76x1013 раз, через 2 года - в 1,24x1027 раз и т. д. Масса наиболее долгоживущего радионуклида из рассма- триваемой группы изотопов, а именно – стронция-89, через год должна была уменьшиться в 32 раза, через 2 года – более чем в 2000 раз, а к моменту проведения полевых исследований – более чем в 1,78x1044 раз по сравнению с его исходным количеством. Таким образом, уже через несколько лет после аварии выпавшие на насаждения района исследований короткоживущие радионуклиды, по-видимому, практически полностью распались.
По данным проведенного нами опроса местных жителей и сотрудников лесничества, сколько-нибудь заметных патологических изменений в состоянии сосновых насаждений весной 1986 г. не наблюдалось. Отсутствуют также сведения о значительном усыхании деревьев, размножении хвоегрызущих и стволовых насекомых, распространении болезней деревьев или иных патологических явлениях, приуроченных к насаждениям с высокой плотностью загрязнения радионуклидами в период после Чернобыльской аварии. Эти данные согласуются с результатами оценки лесопатологического состояния сосновых древостоев в целом по насаждениям в зоне аварии [11].
Указанные сведения свидетельствуют о меньшей интенсивности радиоактивного облучения древостоев Красногорского лесничества в апреле–мае 1986 г. в сравнении с насаждениями на территории, непосредственно прилегающей к Чернобыльской АЭС.
В связи с большим сроком, прошедшим с момента выпадения радионуклидов, следы усыха-ний и тератогенеза побегов и хвои (если таковые имели место в 1986 г.) в настоящее время обнаружить практически невозможно: за 25 лет сменилось не менее 4–5 поколений хвои, а отмершие части растений должны были давно опасть на землю. И действительно, в ходе обследований насаждений какие-либо морфологические изменения структурных элементов деревьев сосны не были выявлены.
Однако, учитывая длительное – в течение двух с половиной десятилетий – развитие древесных растений в условиях достаточно интенсивного ионизирующего излучения из-за высокой плотности загрязнения почвы и структурных эле- ментов деревьев долгоживущими радионуклидами (цезий-137 и, отчасти, стронций-90), было высказано предположение о возможном влиянии (отрицательном или положительном) хронического облучения на ход роста древостоев.
В результате обследований установлено, что в настоящее время сосновые древостои, загрязненные радионуклидами, отличаются большей долей сухостоя (20,81 против 13,30% в контроле), в том числе свежего сухостоя (5,18 против 3,81% в контроле). Доля деревьев лучших категорий состояния (без признаков ослабления и ослабленных) в составе живого древостоя в опытном насаждении оказалась на 4,90% выше, чем в контрольном (48,46 против 43,56%), а доля сильно ослабленных и усыхающих деревьев ниже. Выявленные различия в соотношении деревьев разных категорий состояния в сосновых насаждениях, в связи с их загрязнением радионуклидами, не достигают уровней вероятности 90–95%, принятых в биологии в качестве стандартных для определения статистической достоверности различий. Результаты статистического анализа позволяют охарактеризовать отмеченные различия в доле деревьев лишь в качестве слабовыра-женных тенденций [9].
Более высокая доля деревьев лучших категорий состояния в древостое, загрязненном радионуклидами, по сравнению с контролем может означать, что в условиях хронического ионизирующего облучения процесс ослабления деревьев этих категорий, обусловленный возрастными изменениями, происходит медленнее, чем в обычных условиях. Иными словами: радиационный фактор, возможно, оказывает определенное стимулирующее воздействие на деревья изначально лучшего физиологического состояния.
Для проверки данного предположения проведен сравнительный анализ хода роста деревьев сосны при разной плотности загрязнения почвы радионуклидами в периоды до и после аварии на Чернобыльской АЭС. В качестве анализируемого показателя использован текущий годичный радиальный прирост древесины, который в значительной степени определяется физиологическим состоянием растений.
При обработке экспериментальных данных проведен расчет индексов прироста (отдельно раннего, позднего и общего) по формуле:
Iz t = 100 Z t Z- b 1 as , (1)
где:
Izt – приростной индекс, %;
Zbas – среднегодовой прирост древесины в течение 10 лет до аварии на Чернобыльской АЭС, мм;
Zt – среднегодовые значения прироста по 5-летним периодам после аварии – с 1986 по 2010 г., мм.
Результаты корреляционного анализа (таблица) показывают, что для деревьев лучшей категории состояния (без признаков ослабления) в течение всего рассматриваемого периода после Чернобыльской аварии была характерна положительная связь текущего годичного прироста с плотностью загрязнения насаждения радионуклидами. Положительные значения коэффициента корреляции указывают на более интенсивный рост годичных колец деревьев сосны в местах с большей степенью загрязнения почвы радиоцезием. Причем это соотношение характерно как для общего прироста, так и для обеих составных частей годичного кольца.
Статистическая достоверность указанной зависимости различается в разные периоды. В первый 5-летний период после аварии (1986–1990 гг.) связь текущего радиального прироста деревьев без признаков ослабления со степенью загрязнения почвы радионуклидами проявилась менее заметно. Достоверным (с вероятностью Р > 80%) влияние радиации может быть признано только в отношении общего прироста древесины. Наиболее заметно (Р > 95%) связь удельной активности радиоцезия в почве с интенсивностью роста древесины проявилась в другие 5-летние периоды: с 1991 по 1995 г. – для всех видов прироста и с 2001 по 2005 г. – для позднего и общего прироста (положительная связь раннего прироста с плотностью загрязнения почвы в этот период достоверна с вероятностью 95 > Р > 90%). С 2006 по 2010 г. статистическая значимость радиации как внешнего фактора, воздействующего на радиальный
Корреляционная связь индекса радиального прироста деревьев сосны с удельной активностью радиоцезия в почве
Годы |
Ранний прирост |
Поздний прирост |
Общий прирост |
||||||
r |
±mr |
t r |
r |
±mr |
t r |
r |
±mr |
t r |
Деревья без признаков ослабления
1986-1990 |
0,475 |
0,359 |
1,32 |
0,446 |
0,366 |
1,22 |
0,520b) |
0,349 |
1,49 |
1991-1995 |
0,768* |
0,261 |
2,94 |
0,859** |
0,210 |
4,09 |
0,872** |
0,200 |
4,36 |
1996-2000 |
0,342 |
0,383 |
0,89 |
0,327 |
0,386 |
0,85 |
0,343 |
0,383 |
0,90 |
2001-2005 |
0,625a) |
0,319 |
1,96 |
0,788* |
0,251 |
3,14 |
0,872** |
0,200 |
4,36 |
2006-2010 |
0,443 |
0,370 |
1,20 |
0,592b) |
0,329 |
1,80 |
0,621a) |
0,319 |
1,95 |
Ослабленные деревья
1986-1990 |
-0,324 |
0,386 |
0,84 |
-0,499 |
0,354 |
1,41 |
-0,462 |
0,362 |
-1,28 |
1991-1995 |
-0,254 |
0,395 |
0,64 |
-0,370 |
0,379 |
0,98 |
-0,376 |
0,378 |
-0,99 |
1996-2000 |
-0,118 |
0,405 |
0,29 |
-0,005 |
0,409 |
0,01 |
-0,043 |
0,407 |
-0,11 |
2001-2005 |
0,090 |
0,406 |
0,22 |
-0,097 |
0,406 |
0,24 |
0,003 |
0,409 |
0,01 |
2006-2010 |
0,271 |
0,392 |
0,69 |
-0,079 |
0,407 |
0,19 |
0,100 |
0,406 |
0,25 |
Сильно ослабленные и усыхающие деревья
1986-1990 |
-0,129 |
0,405 |
0,32 |
0,180 |
0,401 |
0,45 |
-0,003 |
0,409 |
0,01 |
1991-1995 |
-0,106 |
0,406 |
0,26 |
0,183 |
0,401 |
0,46 |
0,030 |
0,409 |
0,07 |
1996-2000 |
-0,036 |
0,407 |
0,09 |
0,086 |
0,406 |
0,21 |
0,036 |
0,407 |
0,09 |
2001-2005 |
-0,114 |
0,406 |
0,28 |
-0,058 |
0,407 |
0,14 |
-0,073 |
0,407 |
0,18 |
2006-2010 |
0,106 |
0,406 |
0,26 |
0,048 |
0,407 |
0,12 |
0,088 |
0,406 |
0,22 |
Список литературы Особенности лесопатологического состояния сосновых древостоев Брянской области, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС
- Радиационное воздействие на хвойные леса в районе аварии на Чернобыльской АЭС/Отв. ред. Г. М. Козубов, А. И. Таскаев. -Сыктывкар: Коми НЦ РАН, 1990. -136 с.
- Тихомиров, Ф. А. Действие ионизирующих излучений на экологические системы/Ф. А. Тихомиров. -М.: Атомиздат, 1972. -176 с.
- Хромова, Л. В. Частичная стерильность сосны в 1986 и 1987 гг. в зоне Чернобыльской АЭС/Л. В. Хромова, М. Г. Романовский, В. А. Духарев//Радиобиология. -Т. 30. -1990. -Вып. 4. -С. 450-457.
- Козубов, Г. М. Радиобиологические и радиоэкологические исследования древесных растений/Г. М. Козубов, А. И. Таскаев. -СПб.: Наука. СПб отд., 1994. -255 с.
- Чернобыль: радиоактивное загрязнение природных сред/Ред. Ю. А. Израэль, С. М. Вакуловский, В. А. Ветров, В. Н. Петров, Ф. Я. Ровинский, Е. Д. Стукин. -Л.: Гидрометеоиздат, 1990. -296 с.
- Чеpнобыльская катастpофа. Историография событий, социально-экономические, геохимические и медико-биологические последствия/Гл. pед. В. Г. Баpьяхтаp. -Киев: Hаук. думка, 1995. -558 с.
- Руководство по ведению лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения от аварии на Чернобыльской АЭС (на период 1997-2000 гг.)/Сост.: И. И. Марадудин, А. В. Панфилов, Т. В. Русина, В. А. Шубин [и др.]. Утверждено приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 31.03.97 № 40. -М., 1997. -61 с.
- Белов, А. А. Динамика радиального прироста в сосняках Брянской области в связи с загрязнением почвы цезием-137/А. А. Белов//Лесн. хоз-во. -2013. -№ 2. -С. 18-21.
- Раздайводин, А. Н. Сравнительный анализ состояния древостоев сосны Брянской обл. при разной плотности загрязнения почвы цезием-137/А. Н. Раздайводин, А. А. Белов//Лесохоз. информ. -2012. -№ 1. -С. 16-20.
- Израэль, Ю. А. Радиоактивное загрязнение природных сред в результате аварии на Чернобыльской атомной станции (к 20-летию аварии)/Ю. А. Израэль. -М.: Комтехпринт, 2006. -28 с.
- Панфилов, А. В. Радиочувствительность и санитарное состояние сосновых насаждений в зоне аварии на ЧАЭС/А. В. Панфилов, Е. Н. Панфилова, В. П. Сидоров//Биол. и радиоэкол. аспекты последствий аварии на Чернобыльской атомной станции: 1-я Междунар. конф.; тез. докл. [Ротапринт]. -1990. -С. 19.
- Белов, А. А. Особенности текущего прироста древесины в сосняках-зеленомошниках Брянской области, загрязненных радионуклидами/А. А. Белов, А. Н. Белов//Лесн. хоз-во. -2013. -№ 4. -С. 27-29.
- Guidelines for forest management in the areas of radioactive contamination from the Chernobyl accident (for the period 1997-2000 ãã.)/Ñompl.: I. I. Maradudin, A. V. Panfilov, T. V. Rusin, V. Shubin [etc.]//Approved by the Decree of the Russian Federal service of forest management from the 31.03.97 ¹ 40. -M., 1997. -61 c.