Особенности молодежных субкультур в г. Улан-Удэ в конце ХХ - начале XXI вв

Автор: Калашникова Вера Викторовна

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu

Рубрика: Колонка редактора

Статья в выпуске: 7, 2009 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению особенностей молодежных субкультур в г. Улан-Удэ в постсоветский период. Автор анализирует причины появления субкультур, функции этих объединений и приводит их классификацию.

Молодежные субкультуры, культура, субкультура, контркультура, сознание, ценности

Короткий адрес: https://sciup.org/148178989

IDR: 148178989

Текст научной статьи Особенности молодежных субкультур в г. Улан-Удэ в конце ХХ - начале XXI вв

В развитом обществе возникновение альтернативных форм культуры неизбежно, оно порождается самим фактом развитых социальных отношений. Условия жизни в городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающимся фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. В социальнопсихологическом плане субкультуры демонстрируют извечный конфликт «отцов» и «детей». Его острота представляется состоянием общества, а также степенью несоответствия идеалов и реальности жизни. В основе конфликта всегда лежит переоценка ценностей молодежью.

Особенно острой является проблема детской и юношеской наркомании. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 1,5 раза выше, чем среди взрослых. Наркотики получают все большее распространение в учебных заведениях, в том числе в начальных и средних школах, становясь частью молодежной субкультуры. Ежегодно в Республике Бурятия количество людей, употребляющих наркотики, увеличивается на 28-30%. Однa из острейших проблем семьи – разводы. В Бурятии ежегодно более 4,5 тыс. детей остаются с одним из родителей. Это база для появления социальных сирот, детской преступности, бродяжничества [1]. Также возросло количество подростков, уклоняющихся от учебы и работы, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. Именно эти дети составляют основу молодежных девиантных группировок и молодежных субкультур, их взросление, а также становление личности происходит на улице. Эти подростки первыми попадают под влияние криминала.

В самом широком значении «молодежная субкультура» – культурное пространство и круг общения подростковых и молодежных сооб ществ , помогающие им адаптироваться в со циуме и создавать свои , автономные формы культурной активности . Основной фактор , привлекающий молодежь к субкультуре , – стремление приобрести внешние , формальные характеристики , позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполи са [2]. Молодежные субкультуры своего рода часть механизма культурных инноваций, благодаря которому современное общество может рассматриваться как более толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное, раскованное и интеллектуальное.

Российские и западные молодежные субкультуры – результат осознанного поиска некоей новой идентичности, выстраивания нового стиля. Источником этого стиля является романтизированный и идеализированный образ другой цивилизации или культуры. Для России таким источником стал европейский и американский Запад. Отечественные молодежные суб- культуры конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе.

К началу 1990-х гг. в городе Улан-Удэ насчитывалось свыше 30 сложившихся неформальных группировок, которые были тесно связаны с криминальным миром, делились по территориальным признакам и защищали свою территорию. В 90-е гг. ХХ в. в Улан-Удэ происходили похожие процессы, как и в других городах России, – это возрастание довлеющего влияния культуры «зоны», т.е. криминальной субкультуры, что вызвало и отторжение группы молодежи. В городе появились представители таких молодежных субкультур, как «хиппи», «панки», «скинхеды», «стритовщики», «толкинисты», «байкеры», «эмо». Эти объединения отличаются от криминализированной, агрессивной части тем, что, во-первых, на них меньшее влияние оказывает криминал, во-вторых, наполняются больше интеллектуальным содержанием, в-третьих, нацелены на проведение досуга. Можно разделить эти субкультуры на романтическо-подражательные (хиппи, стритовщики, толкинисты, эмо, с некоторыми оговорками байкеры), анархическо-аморальные (панки, металлисты, хиппи), криминальные (гопники, шпана) и экстремистские (скинхеды или бритоголовые). Молодежные ценности с одной стороны связаны с ценностями криминального мира, поведение в духе «зоны», в связи с этим иерархия: смотрящий, пацан, шпанец, лох, а с другой стороны, выбирает ценности современного общества, интеллектуальное содержание, проведение яркого досуга с музыкой, песнями, протестует против попсы. Молодежные субкультуры, таким образом, имеют определенные функции: возможность самореализации, адаптивная функция, компенсаторская, связанная с личной зависимостью и отсутствием свободы в официальных структурах, досуговая, креативная или эвристическая, которая выражает художественнотворческие и нравственные устремления молодежи.

Субкультура панков в Улан-Удэ появилась в начале 1980-х гг., в школах города можно было наблюдать отдельные элементы панк-культуры: бритые виски, ношение булавок на штанине и т.д. В массовом сознании панки ассоциировались с фашистскими группами и вызывали вра- ждебность у большей части улан-удэнской молодежи. Поэтому школьные и вузовские администрации без особого труда пресекли подобную моду, вторая волна популярности приходится на рубеж ХХ-ХХI вв. В связи с агрессивным поведением по отношению к панкам движение затихает со второй половины 1980-х гг. примерно на десять лет (часть уходит в андеграунд, а часть покидает движение). С 1994 г. начинает свою деятельность группа «Оргазм Нострадамуса», которая объявляет себя панкоориентированным движением, выбирает соответствующую музыку: панк-рок с влиянием хардкора. Эта группа олицетворяет протестную часть молодежи и сплачивает вокруг себя подростков. Один из участников «панк-движения» сказал, что «панки, металлисты, хиппи слушали рок и тусовались вместе, так что четкого деления между ними в городе не существует до сих пор» [3]. Основная идея – протест против массовой культуры в виде «попсы», протест против нарастающей бюрократизации общества. В Бурятии панки имеют еще одно название – «анархо-аморалы». Вокруг таких музыкальных групп, как «Оргазм Нострадамуса», «Аборт мозга», «Афазия», «Проникающая радиация» объединяются панки города. Стремление молодых к лучшему, интеллектуально более насыщенному существованию побуждает часть из них обратиться к музыке протеста. Хиппи, панков, стри-товщиков объединяет то, что они слушают музыку, пусть она отличается – у каждого своя, но это черта общая.

В Улан-Удэ отсутствуют устойчивые группы внутри субкультуры панков, вероятнее всего, нет возможности подразделяться на фанатов панк-рока, классического английского панка, поп-рока и др. «Нам приходилось « выживать » в городе всем вместе , отсюда и особенность , нас не принимали другие молодежные группировки , такие как братва , гопники , шпана , которые могли подойти и избить» [4]. Характерная атрибутика панка: наличие знака анархии на одежде, отличает также футболка с изображением какой-нибудь рок-группы, балахон, рюкзак, обувь «гриндерсы» или обувь с мощной платформой, крупные цепочки, похожие на унитаз-ные, браслеты с шипами. Основой объединения панк-движения в Бурятии интервьюеры отмечали общность мыслей и интересов в оценке реалий, происходящих в стране, а также протест против коррупции, снижения уровня жизни отдельных групп населения, бюрократизации.

Как известно, для больших движений не характерны лидеры, по самым неточным подсчетам, панков в городе около 800 человек, такую цифру предлагают сами панки, нужно заметить, что в веб-сайтах предлагается иная цифра, которая соответствуют 3 000 человек; у них нет лидера, но имеются авторитетные панки, такие как Угол, Архип, Борман, Сабрина. В национальном плане в этой группе присутствует равное количество бурят и русских. Вступают представители и иных национальностей, таких как армяне, азербайджанцы, татары и другие. Панк-культура в нашей республике формирует определенный образ и ценности – это образ анархо-аморала, который не признает общих правил, установленных обществом, а создает свои, не признает лидеров, выступает за свободу во всех отношениях, в том числе и сексуальную, протестует против обыденности.

Очень тесно к панкам примыкают стритовщики (от английского street - улица) -они поют песни на центральных улицах нашего города, собираются на улице Ленина, Элеваторе, знаменитая стена «Цоя» (с тыльной стороны театра «Ульгэр») – одно из любимых мест стри-товщиков. Одеты они так же, как панки: футболки с изображением рок-группы, военные ботинки, рюкзаки, балахоны. За плечами – гитара. « Мы это делаем для того , чтобы не было скуч но» - основная идея стритовщиков [5]. Движение только появилось и поэтому очень малочисленно. Возраст участников от 14 до 25 лет, здесь важное значение приобретает вокальный или музыкальный талант, то есть, чтобы стать участником этой субкультуры, необходимо знать ноты и уметь петь под гитару. В этом движении девушки малочисленны, хотя и приветствуется их участие.

В молодежной культуре конца 1990-х гг. появилось «толкинистское движение» и связанная с ним «толкинистская субкультура». Ролевая игра (го1ер1ауing) близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). В нашем регионе также появились группы толкинистов, их число составляет около 30 человек. Следует отметить, что клуб толкинистов был создан в 2004 г., но движение не обрело большой популярности. В нашем городе их еще называют ролевиками. С 2005 г. это движение поменяло характер и этническую направленность, теперь ролевая игра по Дж. Толкину не пользовалась популярностью, зато интерес возник к национальным битвам, сражениям и к древнему миру русских, бурят и монголов. Так, в 2006 г. возник клуб «Каганат». Представители – в основном старшеклассники, студенты местных вузов, городские юноши, девушки. Здесь не имеет значение национальность, ролевики толе-рантны и готовы сотрудничать со всеми этносами. Их особенностью в Республике Бурятия стало то, что они устраивают игры не по книгам Толкина, а по знаменитым русским, монгольским и бурятским битвам. Костюмы национальные, в основном русские кольчуги и мечи, платья и убранства, а также национальные костюмы бурят и монголов.

Субкультура байкеров не получила широкого развития, она оформилась относительно недавно в 2004-2005 гг. Хотя устраиваются ночные гонки, а также по субботам все причисляющие себя к «байкерам» собираются на центральной площади Улан-Удэ и катаются по городу на мотоциклах. В 2007 г. был создан клуб байкеров «Вольный ветер». Эта субкультура представлена молодыми людьми, девушек здесь практически нет. Представители европейской внешности, в основном русские. Обязательным условием для вступления в эту группу является наличие мотоцикла или умение ездить на нем, а также водительские права. В обыденной жизни они редко появляются на мотоциклах, не одеваются в яркую одежду, нет ни кожаных изделий, ни платков. В обычной толпе их не отличить, а встретить в такой одежде их можно только на сейшенах, гонках.

Еще одним из новоявленных объединений являются скинхеды, в Улан-Удэ их количество колеблется от 10 до 40 человек, официально объявили о своем существовании в 2001 г. на Интернет-сайте «бурятская народность». Следы деятельности молодежных экстремистских группировок в Бурятии зарегистрированы с конца 2000 г. Серьезных нарушений общественного порядка с их стороны пока не наблюдалось. Они называют себя патриотами России и читают историческую литературу. Так как Бурятия регион многонациональный, их особенность заключается в том, что они не признают расовые различия основными в своем движении. Атрибутика: очень коротко остриженные волосы, военные ботинки – «гриндерсы», футболки или кители защитного цвета, брюки – часто встречаются армейские штаны или узкие подвернутые джинсы. Очки, кольца, перстни, браслеты не используются в силу нефункциональности. Скинхеды не пользуются популярностью в нашем городе. В их состав входят молодые люди европейской, славянской внешности, в основном это русские, украинские парни от 16 до 25 лет.

Так как Улан-Удэ периферийный город, следовательно, скинхеды – малоидеологизированная группа или их называют еще «модниками». Это движение появилось в результате интенсив- ной информации в СМИ. За счет эффекта размывания субкультуры эти группы имеют только общее представление о деятельности скинхедов, причем, как правило, скинхеды для них – это позитивная форма социального протеста, направленная против коррупции, экономического хаоса и негативных процессов, охвативших страну. У них нет единого лидера, слабоорганизованная группа, быстро формирующаяся и также быстро распадающаяся. Их сайт был закрыт в 2005 г., и они ушли в андеграунд.

Самая молодая субкультура в нашем регионе – это «эмо» (от сл. emotion – эмоции). Численность эмо колеблется от 50 до 100 человек, в основном это старшеклассники или студенты младших курсов. О себе они заявили в 2007 г., когда стали собираться на центральной площади Улан-Удэ. Их можно узнать по сочетанию необычных цветов в одежде. Для примера: черный свитер и ярко-розовый шарф, яркие колготки у девочек и черные ногти на руках, бесчисленное количество значков на одежде и т.д. Стиль «эмо» предполагает наличие ярких эмоций, как позитивных, так и негативных. Эмо-люди живут эмоциями, быть собой – вот, что для «эмо» самое главное. Они ходят небольшими группами, очень редко поодиночке. Часто бывает так, что они из одного класса или группы, а возможно даже из одной школы, особенность в том, что представители этой субкультуры из центральных городских школ или вузов, таких людей не встретишь на окраинах города, в районе ЛВРЗ, в поселке Аршан, в поселках Мясокомбинат и Мелькомбинат. Возможно, что информации СМИ, Интернета породили моду на такие группы.

Бум российских молодежных субкультур приходится на конец 80- х – начало 90-х гг. ХХ в. В Улан-Удэ молодежные субкультуры стали появляться с середины 90-х гг. ХХ в. все эти процессы несколько затормаживались развитием городской культуры Улан-Удэ, которая имеет свои особенности. Сама застройка города носит поселковый характер, поэтому очень часто жители городом называют лишь центральную часть. Необходимо отметить, что все описанные выше молодежные субкультуры появляются, развиваются и «тусуются» лишь в центре, когда на окраинах многие подростки попадают под влияние криминальной молодежной субкультуры.

В целом появление молодежных субкультур и их деятельность свидетельствуют о скрытом протесте против сложившихся социальноэкономических и общественно-политических условий. Отсутствие общей идеологии не означает, что ее нет, панк-культура, скинхеды, хиппи, стритовщики – разнообразные формы и попытки проявления молодежной идеологии. Молодежь пытается оторваться от влияния криминала, а также от влияния «маскулинной культуры», отсюда и формирование необычной формы молодежной субкультуры в этих формах. Возможно, под влиянием кризисных явлений и доступностью информации о западных молодежных субкультурах родилась своего рода мода на формирование и появление панкоориентированных движений, хиппи, толкинистов, эмо, следовательно, может получиться так, что эти субкультуры Улан-Удэ являются подражательным сообществом, носят как бы «потешный» характер. Улан-Удэ – периферийный город, следовательно, здесь сохранены многие элементы традиционного общества, значит, выделение из толпы не приветствуется, отсюда следует маскировка молодежных субкультур в реальной, обыденной жизни.

Таким образом, на современном этапе особенностью новоявленных молодежных объединений является то, что они адаптируют подростков к взрослой жизни и пытаются «оторвать» от криминала, от влияния «маскулинной» культуры на подростков. Эти субкультуры наполнены более интеллектуальным содержанием и направлены на проведение досуга и распространение информации о себе.

Статья научная