Особенности мотивации пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения

Автор: Попенко Н.В.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 10 (16), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются особенности мотивации пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения. Ситуация болезни, в связи со своим стрессогенным характером, может изменять структуру мотивационной сферы больного человека, ставя на первое место в этой иерархии - ценность здоровья. На основании теоретического анализа можно утверждать, что для данных пациентов становится важным формирование мотивации на выздоровление и активности личности в условиях стресса.

Мотивация, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, жизнестойкость

Короткий адрес: https://sciup.org/140267339

IDR: 140267339

Текст научной статьи Особенности мотивации пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения

В современной психологической науке термин «мотивация» используют для обозначения совокупности психологических образований и процессов, которые способны побуждать и направлять поведение на жизненно – важные потребности и условия, определяющие избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности.

Обращаясь к истории вопроса, можно проследить, что на протяжении последних столетий теории мотивации создавались и разрабатывались различными психологическими школами. В частности, в начале 20 века, представитель психоаналитического подхода З. Фрейд постулировал идею о том, что поведение человека активируется энергией – нейрофизиологическим состоянием возбуждения, производимым телесными потребностями. В своей работе «Влечения и их судьбы» (1915), он отмечает, что любая активность человека подчинена инстинктам, и психика должна справиться с внутренними раздражителями [2].

Бихевиористы не рассматривали мотивацию как отдельную проблему, относя её к изучению потребностей и влечений, имеющих физиологическую природу.

А. Бандура, в своей социально – когнитивной теории, важную роль отводит сознательным мыслительным процессам, опосредующим поведение. Введя понятие самоэффективности, он показал, что человек выстраивает своё поведение согласно ситуации и задаче, опираясь на осознание собственной способности быть эффективным. При условии достаточно высокого представления о самоэффективности, он будет настойчиво стремиться к поставленной цели, и наоборот, при низком представлении о самоэффективности, он откажется от достижения цели.

  • А. Маслоу рассматривал мотивацию как иерархию из пяти основных уровней, самым нижним их которых – это физиологические потребности, уровнем выше располагается потребность в безопасности, затем

потребность в любви и дружбе, потребность в уважении и признании, на верхнем уровне – потребность в самоактуализации. А. Маслоу отмечал, что поведенческий акт определяется множеством мотивов, поведение мотивировано совокупностью базовых потребностей [2].

Актуальные мотивы и их иерархия определяют структуру личности человека. Центральным психологическим механизмом личностных изменений, в том числе, и в ситуации болезни, выступает перестройка иерархии мотивов по типу их переподчинения новому главному смыслообразующему мотиву.

В отечественной литературе, большинством авторов, мотивация рассматривается, как детерминация поведения человека, как движущая сила, побуждающая его к деятельности. Выделяется внешняя мотивация, обусловленная внешними факторами и обстоятельствами, и внутренняя – связанная с личностными факторами. Е. П. Ильин считает конструктивным, говорить о внешнестимулируемой, внешнеорганизуемой мотивации – внешние факторы должны трансформироваться во внутренние, и о внутреннеорганизованной мотивации [4].

В исследовании А.А. Пархоменко, О.В. Колоколова и М.В. Еругиной «Предикторы и мотивация готовности больных, перенесших инфаркт головного мозга» была показана целесообразность формирования индивидуального подхода в работе с пациентами, перенесшими ОНМК. По мнению авторов исследования, при разработке программы реабилитации для таких пациентов необходимо учитывать прогнозируемый низкий уровень готовности к проведению реабилитационных и профилактических мероприятий и использовать дополнительные методы оценки и повышения мотивации и приверженности к терапии, позволяющие усилить контроль выполнения реабилитационной программы [8].

Согласно данным исследования А.А. Кукшиной, А.В. Котельниковой, А.С. Гозуловой, высокое качество жизни у больных с нарушением двигательных функций вследствие ОНМК соотносится с оптимистичными жизненными установками в отношении перспектив выздоровления, стрессоустойчивостью и целеустремленностью. Исходя из полученных сведений, сделано предположение о том, что в качестве основного направления психологической помощи у пациентов с ОНМК в период реабилитации, следует обозначить коррекцию уровня ситуационной и личностной тревожности и информационно – разъяснительную работу по повышению приверженности лечению и мотивации к выздоровлению [6].

Актуальные мотивы и их иерархия определяют структуру личности человека. Центральным психологическим механизмом личностных изменений, в том числе, и в ситуации болезни, выступает перестройка иерархии мотивов по типу их переподчинения новому главному смыслообразующему мотиву, А. Ш. Тхостов такую перестройку называл «сдвигом цели на мотив», который предполагает переподчинение всей деятельности мотиву [10].

Ситуация болезни, в связи со своим стрессогенным характером, может изменять структуру мотивационной сферы больного человека, ставя на первое место в этой иерархии – ценность здоровья. В этой связи, крайне важным становится формирование мотивации на выздоровление и активность личности в условиях стресса.

Среди личностных переменных, отвечающих за совладающее поведение в ситуациях стресса, С. Мадди, выделяет жизнестойкость. Д.А. Леонтьев определил жизнестойкость, как отвагу находится в стрессовой ситуации, либо ситуации неопределенности, и при этом оставаться максимально независимым от собственных негативных переживаний [7].

Понятие жизнестойкость было разработано Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди. Авторы описали её, как способность личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Жизнестойкость, как личностная переменная, играет роль в успешном противостоянии личности стрессовым ситуациям. По данным многочисленных исследований, жизнестойкость оказывается ключевым аспектом личности, опосредующим влияние стрессогенных факторов (внезапных и хронических) на соматическое и психологическое здоровье, а также на успешность деятельности [1].

Первой характеристикой жизнестойкости, согласно С. Мадди, является «включенность» – важный компонент, отвечающий за субъективное отношение к характеру взаимодействия между личностью и окружающим его миром. Вовлеченность дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Она дает возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.

Следующий компонент жизнестойкости – «контроль», он характеризует мотивацию к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений. Высокий контроль позволяет ощущать возможность личностного выбора. В случае, низкого уровня контроля, можно говорить о таких состояниях, как беспомощность и пассивность.

Компонент жизнестойкости «принятие риска», авторы обозначают как «вызов», который помогает человеку оставаться открытым окружающей среде и обществу. Любая ситуация, в том числе и стрессовая, представляется как полезный опыт и ресурс, человеку с развитым компонентом «принятие риска». В противоположном случае, человек использует стратегию избегания при имеющейся возможности получения нового опыта.

Л. А. Александрова, опираясь на деятельностную теорию в психологии, рассматривает жизнестойкость как способность человека проявлять активную деятельность в ситуациях связанных с преодолением жизненных трудностей [1].

В исследовании С.А. Богомаз «Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья», была установлена связь жизнестойкости с самомотивацией человека, актуализацией его внутренних психологических ресурсов, которые ориентируют и придают устойчивость значимым целям, благодаря чему может достигаться высокий уровень здоровья. Низкая жизнестойкость, по мнению С.А. Богомаз, делает человека уязвимым и подверженным к стрессу и неадаптивным психологическим защитам в трудной жизненной ситуации, чем и является болезнь [3].

  • С. В. Котов, в своем диссертационном исследовании, пришел к заключению о том, что мотивация на успех, является не чем иным как, осознанием собственных возможностей, ценности самодетерминации, способствующих удовлетворению потребности в компетенции и повышающих жизнестойкость человека [5].

Е.И. Рассказова, в своей работе «Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации», приходит к выводу о том, что ситуация травмирующая личность, например, болезнь, в определенном смысле, служит «проверкой на прочность» для убеждений человека, и в этой связи, ставит вопрос о ресурсах мотивационно – смысловой сферы, которые возможно задействовать в реабилитации. Отвечая на этот вопрос, в своем исследовании Е.И. Рассказова предлагает программу, направленную на повышение жизнестойких убеждений, в том числе, и отказ от «выбора прошлого», и осознание, что только в активности можно найти важный жизненный опыт, невзирая на присутствие тревоги [9].

Таким образом, пациенты с острым нарушением мозгового кровообращения характеризуются интенсивностью негативных переживаний, негативными установками по отношению к прогнозу и течению болезни, что соотносится с дефицитом жизнестойких убеждений, низким уровнем мотивационной готовности к проведению реабилитационных и профилактических мероприятий. В этой связи, с целью повышения адаптационных способностей и реабилитационного потенциала больного в восстановительном периоде, предметом психологического воздействия может стать мотивационный компонент в структуре внутренней картины болезни пациента с ОНМК, а также коррекция и формирование жизнестойких убеждений.

Список литературы Особенности мотивации пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения

  • Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82-90.
  • Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. - Владивосток, ДВГУ, 2003. - 71 с.
  • Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладения со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». - 2008. - № 2. - С. 23-25.
  • Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
  • Котов С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 360-362.
  • Кукшина, А.А., Котельникова А.В., Гозулов А.С. Структура личности как основа организации психологического сопровождения в процессе медицинской реабилитации пациентов с нарушением двигательных функций // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2014. - Т. 91. - №5. - С. 6-11.
  • Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
  • Пархоменко А.А., Колоколов О.В., Еругина М.В. Предикторы и мотивация готовности больных, перенесших инфаркт головного мозга, и их родственников к реабилитационным мероприятиям и профилактике повторных острых нарушений мозгового кровообращения // Неврологический вестник. - 2015. - №2. - С. 42-46.
  • Рассказова Е.И. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации // Гуманитарные проблемы современной психологии. Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. - 2005. - № 7. - С. 124-126.
  • Тхостов А. Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.
Еще
Статья научная