Особенности националистической идеологии в Японии XIX века. Превращение Японии в великую

Автор: Конопьянова Л.О.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 9 (15), 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена тому периоду времени, когда для того чтобы окончательно закрепиться на материке и найти поддержку среди своих соотечественников, правящие круги Японии в конце XIX века стали поощрять складывание и распространение различного рода националистических доктрин. Отличительной чертой японского национализма, глубоко уходящей корнями в прошлое, является то, что исторически он развивался не столько как самостоятельная идеология (вроде либерализма, консерватизма или социализма), а как искусная их подмена.

Внешняя политика, япония, национализм, идеология, доктрина

Короткий адрес: https://sciup.org/140269781

IDR: 140269781

Текст научной статьи Особенности националистической идеологии в Японии XIX века. Превращение Японии в великую

Национализм сознательно внедрялся государством в массовое сознание через распространение патриотизма, любви и предпочтений к одной «хорошей и уникальной» японской нации и, соответственно, «нелюбви и равнодушия» к другим, «плохим, варварским» нациям1. К последним японские националисты традиционно относили Россию, Китай, Корею, и в меньшей степени США и Великобританию.

Другими словами, национализм в Японии проявляется отнюдь не в форме сентиментального чувства любви к родине, а как идеология, основанная на убеждении, что Япония в тяжелые периоды своей истории может выжить только при условии единства нации.

Идея почитания императора занимает центральное место в работах Мотоори Норинага. В его учении почитание императора носит антикитайскую направленность. Существование единой и непрерывной императорской власти является доказательством превосходства Японии над Китаем. Существование единой императорской династии позволяет сохранять «истинное сердце», поскольку исключает борьбу2.

Складываются различные политические группировка, одной из которых являлось Чёрное Общество Дракона. Эта военизированная ультранационалистическая группа в Японии была основана в 1901 г. Риохеи Утида. Название организации взято из названия реки Амур, названной Хэйлунцзян или "Черной Рекой Дракона" Цель общества состояла в том, чтобы изгнать Российскую империю из Восточной Азии, к югу от Амура.

Также одной из известных организаций была «Киотская школа», основанная на идеи японоцентризма. В начале стоит упомянуть, что в Японии слово «раса» употребляется не случайно. Дело в том, что в японском языке есть несколько слов, которые на первый взгляд синонимичны, – «миндзоку» – нация, «минсю» – народ, «симин» – граждане, «кокумин» – народ страны. Если слова «минсю» и «кокумин» обычно используют в официальных документах, то слово «миндзоку» любят употреблять националисты, в особенности из «киотоской школы», к которой причислял себя и Накасонэ, бывший премьер – министр Японии (1982–1987), который в 1989 г. в связи с обвинением в причастности к финансовым махинациям компании «Рикруто» вышел в отставку.3. Суть в том, что слово «миндзоку» идентичено нацистскому образу народа, – народа расовой чистоты и идейного единства. Представители «киотоской школы» как раз и называют себя «выразителями духа нации».

Через две тысячи лет после зарождения начала развиваться и японская культура, получившая название культуры Дзёмон. При этом «киотскую школу» отнюдь не смущает тот факт, что археологические данные относят развитие этой культуры к эпохе неолита (VIII–III векам до н. э.)4. Для представителей «киотской школы» главное то, что уже 10 тысяч лет назад зародилась «духовная культура», которая жива в сознании японцев и по настоящее время.

Во-вторых, айну, коренные жители японских островов – это потомки людей эпохи Дзёмон, то есть айну – самая наичистейшая часть японской расы. Однако парадокс в том, что именно айну являются наиболее притесняемой частью японской нации – всем известный факт, который, ряд японских политиков настойчиво отрицает.

В основу обновленной государственной политики было положено понятие кокутай (возможный перевод – государственный организм) – специфически японская концепция государственной общности, дополненное положениями об уникальном геополитическом положении Японии, ее идеальной системе государственного устройства, превосходстве японского народа над всеми остальными народами мира. В конечном итоге обновленная государственная доктрина призвана была объединить императора

(первосвященника религии синто и сакрального вождя), японский народ и собственно Японские острова в единое органическое целое5.

Концепция кокутай подчеркивала уникальный характер государства и народа Японии, что обосновывалось божественным происхождением страны и императорского дома. В апреле 1868 г. был провозглашен и законодательно оформлен принцип единства ритуала и управления (сайсэй итти)6.

Данный политический акт ознаменовал собой возврат к древнейшему сакральному понятию единства царских и жреческих функций. Именно благодаря сайсэй итти у японского народа развилось восприятие императора как живого бога7.

В 1900 году в Китае вспыхнуло восстание ихэтуаней (боксерское восстание), имевшее антииностранную направленность. В ответ на это европейские державы и Япония стали концентрировать войска на севере Китая и предприняли военную интервенцию. Произошедшее событие дало Японии новый шанс расширить свое влияние в Китае военными средствами.

Так, японское правительство предложило ликвидировать восстание в Китае одними только собственными силами, направив туда для этого 30 тыс. солдат. Однако это предложение, поддержанное Великобританией, не получило одобрения России и Германии, опасавшихся чрезмерного усиления японских позиций в Китае.

Операции иностранных войск в Китае привели к новому обострению противоречий между державами. Резко ухудшились русско-английские и русско-японские отношения. Россия не приняла активного участия в действиях объединенного экспедиционного корпуса. Задача 4-тысячного русского отряда в его составе была в основном ограничена охраной русской миссии и русских подданных на территории Китая.

Однако, когда в середине июля 1900 г. ихэтуани разрушили значительную часть строившейся КВЖД, Россия ввела в этот район крупный воинский контингент и фактически оккупировала Маньчжурию, что крайне не понравилось Японии.

Кроме того, в октябре-ноябре 1900 г. русские войска заняли участок железной дороги Пекин-Шаньхайгуань, которая строилась на британские средства. Это привело к новому резкому ухудшению русско-английских отношений8.

Выступление трех великих держав отрезвило японцев, и японское правительство сочло нужным уступить. Через полгода после ратификации договора начался его пересмотр. Осенью 1895 г. Япония отказалась от Порт-Артура за счет увеличения контрибуции на 30 млн. иен.

Не останется в накладе и Германия — она захватит острова в Тихом океане. Не случайно, кайзер Вильгельм II в письме (1895) писал Николаю II: «Надеюсь, что как я охотно помогу тебе уладить вопрос о возможных территориальных аннексиях для России, так и ты благосклонно отнесешься к тому, чтобы Германия приобрела порт где-нибудь, где это не «стеснит» тебя»9.

В начале XX в. обострились англо-русские и русско-японские противоречия на Дальнем Востоке. С чем это было связано? В 1898—1901 гг. в Китае происходило восстание ихэтуаней. В его подавлении участвовали английские, японские и германские войска. После подавления движения иностранные контингенты остались в Пекине.

Руководитель русской дипломатии на Дальнем Востоке граф С. Ю. Витте видел в этом ущемление прав России в Маньчжурии за счет создания государства Маньчжоу – го.

Россия также требовала вывода иностранных войск из Пекина. Началось русско-китайское сближение и охлаждение отношений с

Японией10.

Япония готовилась к войне с Россией. Практически весь свой бюджет, в размере 230 млн. иен, Япония потратила на перевооружение своей армии11.

Япония хотела, чтобы Россия признала ее особые права в Корее и вывела свои войска из Маньчжурии. Россия протестовала, считая, что «маньчжурский вопрос» касается исключительно Китая и России.

В ночь с 8 на 9 февраля 1904 г. началась русско-японская война при неблагоприятных для России обстоятельствах: не была достроена КВЖД, армия оказалась оторванной от тылов, средства связи были плохие и т.д. Япония была лучше подготовлена к войне: к февралю 1904 г. ее сухопутные силы состояли из 18 дивизий и нескольких бригад общей численностью 850 тысяч человек12.

Россия проиграла войну. По инициативе Теодора Рузвельта переговоры проходили в США в городе Портсмуте. С японской стороны делегацию возглавлял министр иностранных дел Л. Комура. С российской стороны – премьер-министр С.Ю. Витте. Японские условия были очень жесткие.

Российская делегация проявила принципиальность, не принимала японские условия, выразила даже готовность к срыву переговоров. На стороне России было и американское общественное мнение. Немалую роль сыграло в этом поведение делегаций и их глав. С.Ю. Витте вел себя раскованно, искусно разыгрывал роль человека демократических взглядов. Например, он жал руку паровозному машинисту, который его вез, охотно общался с журналистами. Японская же делегация вела себя чопорно.

  • 5 сентября 1905 г. был подписан Портсмутский мир. Договор

закладывал вероятность для будущих взаимных притязаний сторон, ибо он передавал в руки Японии часть китайской территории, так называемую Квантунскую область с Порт-Артуром, южную ветку КВЖД13. Япония получила половину острова Сахалин и право рыбной ловли в российских территориальных водах. Важнейшим результатом русско-японской войны стал протекторат Японии над Кореей14.

В начале 1906 г. генеральным резидентом Кореи был назначен князь Ито, он контролировал внешнюю и внутреннюю политику этого государства. В 1907 г. корейский король безуспешно обращался за помощью к Гаагской международной конференции. В 1909 г. корейские анархисты убили князя Ито. Это послужило поводом новых требований Японии. Они заставили корейского короля отречься от престола в пользу императора Японии. «Договор» был оформлен 22 августа 1910 г. Аннексия Кореи завершилась15.

В начале XX в. японский капитал осваивает Маньчжурию.

К началу Первой мировой войны Япония уже обладала следующими территориями:  Курильские острова (полностью) с 1875 г.;Тайвань,

Пескадорские острова с 1895 г.; Острова Рюкю (главный из них Окинава) с 1872–1879 гг.; южная часть Сахалина и часть Ляодунского полуострова с 1905 г.; Корея с 1910 г.

Кроме того, страна имела сферы влияния в Китае – провинцию Фуцзянь (1898), Маньчжурию и Внутреннюю Монголию (1907–1912). В годы Первой мировой войны Япония захватит провинцию Шаньдун в Китае. По результатам войны к Японии перешли принадлежащие ранее Германии Каролинские, Маршалловы и Марианские острова в Тихом океане.

В чем же феномен столь значительных , по сравнению с другими азиатскими странами, успехов Японии к началу XX века?

Экономические и политические успехи Японии, по мнению Л.С.

Васильева объясняются:

  • –    особым менталитетом японского народа – его склонностью к активным полезным заимствованиям извне при отсутствии столь характерного для Китая почитания собственной мудрости;

  • –    особой ролью торговли и мореплаванья, активной частнопредпринимательской инициативой;

  • –    отсутствием чиновничьей бюрократии, такой как китайские чиновники – шэньши. В Японии нередко чиновниками становились самураи, они оставались приверженцами самурайского кодекса чести «бусидо», поэтому коррупция была не столь значительна;

  • –    протекционистской политикой государства, его поддержкой предпринимательства;

  • –    агрессивной внешней политикой, опирающейся на древнейшую военную традицию16.

Страх перед Западом послужил благодатной почвой для японского милитаризма. Страшась слабости своей страны перед лицом великих держав, японское правительство действовало в интересах своей страны. Оно оправдывало создание империи как контрмеру, направленную на то, чтобы сохранить независимость нации в условиях кризиса и неблагоприятной международной обстановки.

Испугавшись, что она может стать «угощением» на пиру западных держав, Япония, по выражению современников, вместо этого поспешила занять «место за столом»17.

Но японская экспансия носила не только оборонительный, но и агрессивный характер. К концу XIX века столетия руководители страны, прекрасно осозновали многочисленные выгоды – престиж, стратегические преимущества, материальное благополучие, которые получали нации, применяющие свою силу за границей и ищущие заморское сырье и рынки сбыта. Япония жаждала попасть в число ведущих наций и стать великой державой наравне с Великобританией, Германией, Францией, Россией.

Более того, японская общественность поддерживала агрессивные акции, осуществляемые за морем, и строительство империи. Простые жители выстраивались в очереди за очередными гравюрами, изображавшими войну с Китаем. Только небольшое число социалистов и пацифистов выражало свою озабоченность по поводу потоков крови, льющихся на полях сражения с Россией, но большинство японцев поддерживалао свою страну и приветствовали присоединение Сахалина и Тайваня.

Война с Россией вызвала в японском обществе прилив патриотизма. В этой войне были заняты практически все слои населения, кроме малообеспеченного населения. Дух патриотизма, помошь предпринимателей, поддержка армии, были созданы различные организации. Одна из таких называлась Хамамацкое патриотическое женское сообщество где семьи призывали мужей сделать все, что в их силах, чтобы помочь выиграть войну18.

Но несмотря на победу в русско-японской войне и подписания Портсмунского договора 5 сентября 1905 года, радость японцев по поводу военных побед омрачалась ухудшением внутреннего положения в стране. Экономически Япония еще не до конца окрепла и не могла восполнять военные расходы. Увеличивались налоги, сокращалось население, росли цены на продукты питания, рабочие были вынуждены работать целыми сутками, чтобы удовлетворить растущие потребности армии — все это предопределило следующие шаги Японии в этой войне. 31 мая 1905 года президент США Рузвельт получил от японского правительства письмо с просьбой примирить Россию с Японией. Американские власти, опасаясь, что Япония может и проиграть эту войну из-за нехватки средств, согласились взять на себя эту миссию. Наиболее агрессивно настроенная часть правительства, опьяненная успехами, не обращая внимая на цену, которую пришлось за эти успехи заплатить, настаивала на дальнейшем ведении военных действий.

Была даже организована демонстрация «Против мирного договора», но собранный народ, обозленный бесконечными поборами, превратил ее в настоящий бунт против политики правительства19.

Так, начало нового века во многих японцев породило новые ожидания в успешной реализации все более растущих внешнеполитических амбиций Японской империи.

Список литературы Особенности националистической идеологии в Японии XIX века. Превращение Японии в великую

  • Вавилов Н.Н. Российско-цинские отношения. : Азиатская библиотека.URL: http://avpcgrup.ru/countr~1/china/rco_5.htm
  • Васильев Л. С. История Востока. М.: Высш. шк., 1994. Т. 2. 495с.
  • Вербицкий С.И. Япония в поисках новой роли в мировой политике. М., 1992. С. 268.
  • Горегляд В. Н. Япония: идеология, культура, литература. М.: Наука, 1989. 198 с.
  • Гринюк В. А. Столетие аннексии Кореи//Япония наших дней. 2010. № 3 (5). С. 80-88.
  • Джеймс Л. Мак-Клейн М. Япония. От сегуната Токугава -в XIX век. М., 2006. С. 448.
  • Елисеев Д. История Японии: между Китаем и Тихим океаном. СПб.: Евразия, 2009. 318 с.
  • Жуков А. Е. История Японии Т. II. 1868-1998. М.: Институт востоковедения РАН, 1998. 703 с.
  • Завязка русско-японского конфликта (1894-1896 гг.) : Военная литература. URL: http://militera.lib.ru/research/romanov_ba/01.html
  • Имперская Япония -история развития в 19-20 веках : Всемирная история. URL: http://manger.ru/vsem/imjp.htm
  • Кузнецов Ю. Д. История Японии: учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1988. 431 с.
  • Левицкий Н. А. Русско-японская война 1904-1905. М.: Эксмо, 2003. 672 с.
  • Попов К. М. Япония. М.: Мысль, 1964. 640 с.
  • Портсмутский мирный договор : Российская империя. История государства Российского. Режим доступа: http://www.rusempire.ru/arhiv-statey/portsmutskiy-mirnyy-dogovor.html
  • Сила-Новицкая Т. Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика. М.: Наука, 1990. 206 с.
  • Шипаев В. И. Колониальное закабаление Кореи японским империализмом. М.: Наука, 1964. 242 с.
  • Шумов С. А., Андреев А. Р. История Японии. М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002. 463 с.
  • Naoko Shimazu. Nationalisms in Japan. NY: Routledge, 2006. 422 p.
Еще
Статья научная