Особенности национальной политики большевиков в отдаленных национальных районах в 1918 - 1920-е годы на примере Хвалынского уезда Саратовской губернии

Автор: Абитов Рамиль Загитович

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: История и историография

Статья в выпуске: 2 (2), 2010 года.

Бесплатный доступ

На широком конкретно-историческом материале автор раскрывает особенности установления советской власти в национальных регионах России, показывает роль сельских и волостных Советов в начальный период упрочения большевистской диктатуры.

Советская власть, комитеты бедноты, реквизиции, контрибуции, ревкомы, зажиточные крестьяне, национальные районы, земельная реформа

Короткий адрес: https://sciup.org/14113512

IDR: 14113512

Текст научной статьи Особенности национальной политики большевиков в отдаленных национальных районах в 1918 - 1920-е годы на примере Хвалынского уезда Саратовской губернии

В настоящее время проблемы, связанные с решением национального вопроса в начальный период советской власти, вызывают законный интерес, так как многонациональное Российское государство как до революции, так и после революции ставило вопросы проведения эффективной политики на одно из первых мест в качестве государственных приоритетов.

Большевики всегда заботились о том, чтобы обеспечить себе поддержку в национальных районах, прежде всего в тех, где компактно проживали представители коренных народов. Эти тенденции отчетливо проявились в многонациональных губерниях Среднего и Нижнего Поволжья, в частности Саратовской и Самарской.

Возьмем крупный национальный район Саратовской губернии – Средне-Терешанскую волость Хвалынского уезда Саратовской губернии. Село Верхняя Терешка входило в

Средне-Терешанскую волость Хвалынского уезда Саратовской губернии, население составляли татары. Хвалынский уезд был заселен при Петре I. Заселение началось с 1704 года и продолжалось до 1714 года. Это были пришлые люди из Тамбовской губернии, Пензы, Казани [1].

Петр I много земель раздал в Хвалынском уезде разным служивым людям из русских, татарским мурзам. В Средне-Терешанс-кой волости 92 мурзинские семьи получили при Петре I более 20 000 десятин поместной земли по 50 и 25 четвертей на человека, считая в четверти вместе с лесом 4,5 десятин. Эти семьи первоначально образовали деревню Верхняя Терешка, а затем из этой деревни они стали выселяться и образовали остальные селения: Средняя Терешка, Мансу-ровка, Кармалей и др. По спискам населенных мест Саратовской губернии за 1912 год по селу Верхняя Терешка имеются следую- щие сведения: в селе 3 мечети, 3 татарские школы, 540 дворов, 1 384 души мужского пола и 1 243 женского пола. У крестьян считалось 1 652 десятин земли, 20 железных плугов, 293 головы рабочего скота, 206 коров, 175 голов гужевого скота, 1 730 мелкого скота [2].

Волость была сельскохозяйственная, население жило в основном бедно. В Средне-Терешанской волости на двор приходилось 3,5 десятин, а в других губерниях 7 десятин земли, имелось 39 железных плугов, 3 жнейки. Были и зажиточные, например, Абдуль-мян Курмакаев имел 120 десятин земли, собственного леса, 50 десятин сенокосов, 56 десятин пахотной земли, 10 лошадей, много коров и стадо овец. Село Средняя Терешка до 1917 года было бедным: 12 % крестьян не имели земли, 17 % не имели лошадей и 43 % коров.

В период Февральской революции крестьяне сами, не дожидаясь решений Центра, начали земельный передел и разгром помещичьих имений. Как свидетельствует местный историк Камиль Хамзин, в октябре-декабре 1917 года крестьяне совместно с бывшими вооруженными солдатами, вернувшимися с фронта, Средне-Терешанской волости из сел Средняя и Верхняя Терешка, Кармалей рубили лес и захватили угодья зажиточных крестьян, захватили лошадей, коров и сельскохозяйственный инвентарь. После уничтожения имений помещиков и зажиточных крестьян в селе началась постоянная нехватка соли, спичек, чая, мыла и других предметов первой необходимости. Не стало простого сельскохозяйственного инвентаря, цены на товары и продукты резко увеличились. Появилось много беспризорников, которые остались сиротами в результате Первой мировой войны и в результате столкновений беднейших и зажиточных крестьян. Этим «революционным» выступлением руководили бывшие солдаты с оружием в руках, которые называли себя «коммунистами». Их активистами являлись Ибрагим Хабибуллин, Абдулжаббар Мангулов, Салях Азизов, Закир Ягудин, Сабир Абдуллин. Среди них был и действительно коммунист, член РСДРП (б) с 1906 года Зарифулла Ибрагимов.

Одним из направлений национальной политики большевиков в регионах стало привлечение на свою сторону лиц коренной на- циональности как опоры нарождающегося режима. Так, в Средне-Терешанской волости Хвалынского уезда, населенной в большинстве своем татарами, проводниками новой власти стали солдаты-дезертиры, участники Первой мировой войны в 1914 – 1917 гг., отпущенные домой по ранению или сбежавшие с оружием в руках с фронта после развала русской армии и открытия фронта наступавшим немцам. В большинстве своем эти лица были распропагандированы на фронте большевиками, приняли их взгляды. Именно сбежавшие с фронта с оружием солдаты татарской национальности Зариф Ибрагимов, Юнус Умяров, Мангулов, Ибрагим Хабибуллин создали первую коммунистическую ячейку в волости и стали активными проводниками политики новой власти. Они установили связь с уездным комитетом РСДРП (б) и стали проводниками большевистской политики.

Первым заданием, полученным от своих уездных руководителей, был срыв выборов в Учредительное собрание, которое большевиками, несмотря на поддержку их на словах, было объявлено «буржуазным» и «контрреволюционным». Эти выборы проходили в уездах в ноябре-декабре 1917 года уже после Октябрьского переворота. Выборы в Учредительное собрание Средне-Терешанской волости состоялись около центральной мечети, пришло очень много народа, даже старики. На этом собрании впервые выступил левый эсер Абдряуф Курмакаев, призвавший отдать свои голоса за левых эсеров, которые блокировались тогда с большевиками в одной правящей коалиции.

Коммунисты поддержали его, призвав голосовать также за представителей большевиков. Одновременно они выступили против избрания представителей правых эсеров, обвинив их на этом собрании в «великодержавном шовинизме», нежелании поддержать национальные чаяния татарского народа. Более того, коммунистическая ячейка в волости, опираясь на поддержку бедных и части средних крестьян, организовала массовую драку с лицами, поддерживающими правых эсеров и кадетов. Среди них были в основном местные помещики, богатые крестьяне, приказчики и промысловики. Так как они оказались в меньшинстве, беднейшие крестьяне, руководимые местными коммунистами, избили их палками и прогнали с площади.

Однако власть принадлежала выборному волостному старшине и волостному правлению, которое поддерживало преимущественно зажиточное крестьянство. Они продолжали игнорировать представителей большевиков, отвечая на их требования проводить преобразования так: «Мы здесь, а советская власть далеко».

Первую попытку установить советскую власть в декабре 1917 года предпринял уполномоченный Сызранского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Яков Воляев. Он прибыл один, без сопровождения, и начал с того, что ходил по домам и агитировал за советскую власть. Постепенно у него появилось много сторонников, которые собирались на митинги на базарной площади и толпами следовали за ним, готовые его подержать. Воляев вел агитацию против зажиточных и богатых крестьян-помещиков, призывал к «экспроприации» их имущества, чем обеспокоил представителей духовенства и зажиточных крестьян.

В волости активизировались контрреволюционные силы, которые не желали радикальных перемен. Они, объединившись под руководством богатого крестьянина Шихана Азизова, выступили против его агитации и предприняли несколько попыток разогнать подобные сборища недовольных. Впоследствии этого комиссара подстерегли на улице, когда он возвращался после очередного собрания, и убили.

Этот случай расправы с большевистским активистом стал своеобразной точкой отсчета. Уездные большевистские власти не на шутку всполошились и взялись за волость всерьез. В Сызранский уездный комитет из волости была отправлена делегация беднейших крестьян. В Уездном комитете РКП (б) их внимательно выслушали и обещали вскоре помочь. Уже в мае 1918 года для решения вопросов, связанных с установлением новой власти, в Средне-Терешанскую волость прибыл крупный отряд красногвардейцев.

Дальше действия осуществлялись по отработанному для всей России шаблону. Так как район был национальным, то руководить установлением советской власти в этом районе был назначен представитель коренной национальности – татарин Рамазанов. Начали с того, что собрали беднейших крестьян и те назвали имя нового председателя волостного исполнительного комитета – Хусаина Аб-дульмянова. Членами волисполкома стали другие бедные крестьяне. После этого члены нового волисполкома начали действовать. Первым делом в одну из ночей были арестованы все авторитетные граждане, преимущественно из числа богатых крестьян и помещиков. Среди них были владелец лавки и трактира, председатель местного кредитного кооператива, местный помещик, владелец мельницы. Всех их тайно в 5 часов утра вывезли в лес и без суда и следствия расстреляли.

Комиссаром первого Средне-Терешанско-го волисполкома был назначен Андрей Васильевич Рагужин, а председателем волис-полкома – татарин Имат Насыров. После этого был собран волостной сход, на котором под угрозой применения против контрреволюционеров вооруженной силы крестьян заставили проголосовать за представителей «трудового крестьянства», имена которых назвали местные большевики, делегатов на Саратовский губернский крестьянский съезд. На II губернском крестьянском съезде в г. Саратове делегат Средне-Терешанского волостного исполкома Абдулжаббар Мангу-лов заявил: «…Мы – крестьяне во главе с коммунистами в Средне-Терешанской волости полностью установили советскую власть».

Уцелевшие от расправы зажиточные крестьяне Ислям Иксанов, Закир Урши и другие (всего несколько десятков человек) скрылись в лесу и, появляясь тайно в населенных пунктах волости, агитировали против советской власти, призывая земляков (часто небезуспешно) всячески саботировать ее распоряжения. Крестьяне отказывались выполнять требования по продразверстке, прятали зерно, тайно резали и распродавали скот и имущество. Волостное правление и исполком оказались в изоляции.

Реализуя основные направления своей национальной политики, местные большевики стали предпринимать меры по упрочению советской власти. В середине-конце 1918 года они стали создавать и насаждать так называемые военно-революционные комитеты как органы по борьбе с «контрреволюцией». Вот как это происходило. 5 декабря 1917 года в Хвалынске под руководством Д. В. Степина был организован военно-революционный комитет. Он организовал красную гвар- дию для борьбы с контрреволюцией, эсерами и духовенством. В Средне-Терешанской волости первым делом расправились с оппозицией, провели несколько вооруженных рейдов в лесах и арестовали оппозиционеров. Впоследствии их расстреляли.

В национальных районах, особенно начиная с весны 1918 года, стали реализовываться основные мероприятия советской власти: создавались продотряды и комбеды, комиссии по переделу земли, однако в эти организации, которые, мягко говоря, не пользовались поддержкой большинства крестьян, старались подобрать представителей коренных национальностей. Для выполнения ленинского декрета «О земле» была создана комиссия по разделу земли крестьянам на душу населения во главе волостной партячейки и комиссара волисполкома тов. Андрея Рагужина, Мангулова и др. Были также организованы комитеты бедноты, в состав которых от Средне-Терешанского волостного исполнительного комитета вошли Хусаин Фазлов, Саит Хабиев, Саит Аминов и Шай-дулла Аминов. В 1918 году 16 мая состоялся

IV съезд крестьянских и солдатских депутатов Саратовской губернии, на котором рассматривался вопрос о продовольствии, о заготовках хлеба.

В 1918 – 1920 гг. образовались комитеты беднейших крестьян, члены которых впоследствии вошли в советы. Первым председателем Терешанского сельсовета был избран большевик Хусаин Юсупов. В Средней Терешке председателем сельсовета был избран Хусаин Абдульмянов.

Таким образом, период установления советской власти в национальных районах компактного проживания нерусского, в частности татарского, населения был наполнен многими, порой трагическими событиями и полностью отразил весь накал гражданского конфликта в стране в это судьбоносное время.

  • 1.    Хованские помещики и крестьяне Саратовской губернии. Саратов, 1881. С. 52.

  • 2.    Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Саратов, 1886. Т. 5.

  • 3.    Списки населенных мест Саратовской губернии. Хвалынский уезд, 1912. С. 34.

Список литературы Особенности национальной политики большевиков в отдаленных национальных районах в 1918 - 1920-е годы на примере Хвалынского уезда Саратовской губернии

  • Хованские помещики и крестьяне Саратовской губернии. Саратов, 1881. С. 52.
  • Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Саратов, 1886. Т. 5.
  • Списки населенных мест Саратовской губернии. Хвалынский уезд, 1912. С. 34.
Статья научная