Особенности некоторых параметров внешнего дыхания у девушек потомков мигрантов северного региона

Автор: Нененко Н.Д., Стогов М.В., Толокова М.П.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Биологические науки

Статья в выпуске: 3-3 (90), 2024 года.

Бесплатный доступ

Функцию внешнего дыхания изучали у девушек возраста 18-21 лет, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе. В зависимости от стажа проживания в регионе девушки были разбиты на группы: группа 0 - мигранты из регионов умеренных широт РФ, стаж проживания в регионе 6-7 месяцев (поколение 0); группа 1 - дети мигрантов из регионов умеренных широт РФ, родившиеся и постоянно проживающие в регионе (поколение 1); группа 2 - внуки мигрантов из регионов умеренных широт РФ, родившиеся и постоянно проживающие в регионе (поколение 2); группа контроля (группа К) составили девушки аналогичного возраста, родившиеся и постоянно проживающие в регионе, являющиеся представителями коренных жителей региона (хантыйский этнос). Обнаружено, что показатели жизненной емкости легких были статистически значимо снижены в группе 1 (поколение 1) относительно всех других групп. Резервный объем вдоха был достоверно повышен у коренных жителей (группа К) и снижен в группах 1 и 2. Средние значения дыхательного объема были достоверно повышены в группе 2 относительно других групп. Значения жизненного индекса были статистически значимо снижены в группе 1. Исследование показателей внешнего дыхания позволяет заключить, что функциональное состояние респираторной системы у девушек 1 и 2 поколения пришлого населения существенно изменяется и отличается от функции вновь прибывших мигрантов (поколение 0) и коренных жителей.

Еще

Дыхательная система, коренные жители севера, пришлое население, девушки, адаптация

Короткий адрес: https://sciup.org/170203516

IDR: 170203516   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2024-3-3-18-22

Текст научной статьи Особенности некоторых параметров внешнего дыхания у девушек потомков мигрантов северного региона

В настоящее время интенсивное освоение северных территорий Российской Федерации ведет к существенному изменению их популяционного состава с преобладанием лиц не коренного населения, в том числе с существенным ростом среди мигрантов доли женщин [1, 2]. Формируется отдельная популяция населения, что делает актуальным задачу изучения адаптационных изменений отдельных функций организма к условиям среды в ряду поколении пришлого населения [3, 4]. В этом плане имеющиеся исследования респираторной системы дают достаточную информацию об изменениях функций внешнего дыхания у мигрантов, только что переехавших в регион и для лиц вахтового труда. В частности, вне зависимости от длительности проживания и независимо от используемых типов и режимов вахтового труда у всех некоренных жителей отмечается снижение жизненной емкости легких, дыхательного и резервного объема относительно значений, характерных для населения умеренных широт [5, 6]. К настоящему времени сформировано достаточно устойчивое представление о том, что изменения респираторной системы, происходящие у мигрантов при переезде в регионы Севера, являются следствием постепенной адаптации функции этих систем к климатогеографическим условиям [7]. Однако, проявление такой адаптации в ряду поколений пришлого населения только начинает изучаться и представляет отдельный интерес для изучения механизмов эволюционной адаптации функций организма к смене климатических условий проживания [8, 9].

Цель исследования – изучить изменения функций внешнего дыхания у девушек потомков мигрантов северного региона в ряду поколений.

Материалы и методы исследования. В исследование были включены девушки в возрасте 18-21 год, проживающие в Ханты-Мансийском автономном округе. В зависимости от стажа проживания в регионе девушки были разбиты на три группы. Группа 0 (n=15) – мигранты из регионов умеренных широт РФ, стаж проживания в регионе 6-7 месяцев (поколение 0). Группа 1 (n=16) – дети мигрантов из регионов умеренных широт РФ, родившиеся и постоянно проживающие в регионе (поколение 1). Группа 2 (n=11) – внуки мигрантов из регионов умеренных широт РФ, родившиеся и постоянно проживающие в регионе (поколение 2). Группу контроля (группа К) (n=12) составили девушки аналогичного возраста, родившиеся и постоянно проживающие в регионе, являющиеся представителями коренных жителей региона (хантыйский этнос).

Функцию внешнего дыхания оценивали с помощью спирографа Нейрософт Спиро-спектр (Россия). Определяли следующие показатели:

  • 1)    ЖЕЛ – жизненная ёмкость лёгких (л);

  • 2)    РOВД – резервный объём вдоха (л);

  • 3)    РOВЫД – резервный объём выдоха (л);

  • 4)    ФЖЕЛ – форсированная жизненная ёмкость легких (л);

  • 5)    ПОС – пиковая объёмная скорость выдоха (л/с);

  • 6)    ДО – дыхательный объем (л).

Отдельно рассчитывали жизненный индекс (ЖИ, мл/кг) равный отношению ЖЕЛ (мл) к массе тела (кг). Показатели жизненного индекса оценёны как «ниже среднего» при значениях <55 мл/кг; «средний» при значениях 55-60 мл/кг; «выше среднего» при значениях >60 мл/кг.

Исследование выполнено разово – в марте-апреле. Все испытуемые на момент обследования не имели острых и хронических заболеваний. От всех испытуемых получено добровольное подписанное информационное согласие на участие в исследовании.

Полученные данные представлены в таблицах в виде средней арифметической и стандартного отклонения (Xi±SD). Нормальность выборок определяли с помощью критерия Шапиро-Уилка. Достоверность различий показателей между группами оценивали с помощью дисперсионного анализа (ANOVA) с последующим попарным сравнением с помощью t- критерия Стьюдента для несвязанных выборок. Различия считали значимыми при р<0,05.

Результаты исследования. Сравнительная оценка изученных показателей между группами испытуемых представлена в таблице 1. Как видно из представленных данных, показатели жизненной емкости легких были статистически значимо снижены у девушек группы 1 (поколение 1) относительно девушек всех других групп. Наибольшее среднее значение ЖЕЛ обнаружилось у лиц пришлого населения поколения 0 и коренных жителей.

Таблица 1. Показатели внешнего дыхания в состоянии покоя у испытуемых (Xi±SD)

Группа испытуемых

ЖЕЛ, л

РОВД, л

РОВЫД, л

ДО, л

Группа 0 (n=15)

3,21 ± 0,141

1,43 ± 0,142,К

1,09 ± 0,12

0,68 ± 0,102

Группа 1 (n=16)

2,82 ± 0,160,2,К

1,20 ± 0,140,К

0,98 ± 0,13

0,65 ± 0,092

Группа 2 (n=11)

3,10±0,171

1,10±0,110,К

1,08±0,10

0,90±0,080,1,К

Группа К (n=12)

3,29 ± 0,151

1,65 ± 0,150-2

0,98 ± 0,15

0,67 ± 0,102

Примечание: верхний индекс – номер группы различия, с которой достоверны при р < 0,05.

Существенные отличия между группами отмечены для значений резервного объема вдоха. Достоверно высокие значения этого показателя отмечены для коренных жителей (группа К) относительно всех других изученных групп. Статистически значимо был снижен РОВД в группах девушек из числа пришлого населения в первом и втором поколениях (группы 1 и 2). Значения показателя в группе 0 имел про- межуточные значения. Показатели резервного объема выдоха достоверных отличий между всеми изученными группами не обнаруживали. Средние значения дыхательного объема были достоверно повышены у девушек группы 2 (поколение 2) относительно девушек других групп.

Значения жизненного индекса были статистически значимо снижены у девушек группы 1 (поколение 1) относительно девушек всех других групп, что оценивается как «ниже среднего» (табл. 2). Большая часть испытуемых группы 2 (поколение 2) также имели значения ЖИ ниже среднего (<55 мл/кг).

Таблица 2. Жизненный индекс и показатели дыхания при форсированном выдохе у ис- пытуемых (Xi±SD)

Группа испытуемых

ЖИ, мл/кг

ФЖЕЛ, л (ФЖЕЛ/ЖЕЛ, %)

ПОС, л/с

Группа 0 (n=15)

56,3 ± 4,91

2,07 ± 0,121,2,К (64,5%)

2,91 ± 0,192,К

Группа 1 (n=16)

48,6 ± 6,40,К

1,61 ± 0,140 (57,1%)

2,60 ± 0,20К

Группа 2 (n=11)

54,3±5,71

1,71±0,110 (55,2%)

2,51±0,170,К

Группа К (n=12)

59,2 ± 4,91

1,78 ± 0,140 (54,1%)

2,26 ± 0,180-2

Примечание: верхний индекс – номер группы различия, с которой достоверны при р < 0,05.

Максимальный статистически значимый уровень форсированной жизненной емкости легких зарегистрирован у девушек пришлого населения (поколение 0) относительно других групп испытуемых. При этом значения ФЖЕЛ относительно ЖЕЛ во всех группах испытуемых была снижена и составляла 54,1-64,5%. Наибольшее значение пиковой объемной скорости также наблюдалось у девушек пришлого населения поколения 0, минимальное – у коренных жителей. Средние значения отмечены для лиц групп 1 и 2 (поколение 1 и 2).

Полученные данные показывают, что показатели внешнего дыхания, сформированные эволюционно, у коренных жителей характеризовались достаточно высоким резервным объемом вдоха и низкой пиковой объёмной скоростью выдоха. В свою очередь, у девушек первого поколения (группа 1) из числа не коренных жителей региона отмечались самые существенные изменения функций внешнего дыхания относительно мигрантов поколения 0 (группа 0) (снижение ЖЕЛ, РОВД, ЖИ), свидетельствующие о снижении эффективность внешнего дыхания. В последующем поколении (группа 2) отмечался рост ЖЕЛ, особенно ДО, не достигая, однако средних значений уровня коренных жителей, при этом оставался снижен РОВД. Такие изменения у лиц второго поколения свидетельствовали о частичной компенсации от- дельных характеристик внешнего дыхания.

В целом нужно отметить, что изученные показатели функции внешнего дыхания у девушек, потомков мигрантов в первом и втором поколении, значительно отличаются от показателей девушек из числа пришлых лиц поколения 0, не достигая в свою очередь показателей коренных жителей. Поэтому говорить, что у лиц потомков мигрантов в поколении 1 и 2 формируется оптимальный тип внешнего дыхания (если сравнивать с коренными жителями) нельзя. Мало того, отмеченные изменения функции внешнего дыхания у девушек групп 1 и 2 очевидно свидетельствуют о снижении функциональных возможностей респираторной системы. Это обстоятельство позволяет отнести девушек данных групп к лицам с уязвимой дыхательной системы к климатогеографическому фактору.

Заключение. Таким образом, исследование показателей внешнего дыхания позволяет заключить, что функциональное состояние респираторной системы у девушек 1 и 2 поколения пришлого населения существенно изменяется и отличается от функции вновь прибывших мигрантов (поколение 0) и коренных жителей. Стоит отметить, что по ряду признаков направленность адаптационных изменения у девушек, потомков мигрантов северного региона, в ряду поколений направлена в сто- рону профиля коренных жителей. Можно сопоставимо у потомков мигрантов в по-ожидать, что это сходство будет вполне следующих поколениях.

Список литературы Особенности некоторых параметров внешнего дыхания у девушек потомков мигрантов северного региона

  • Ткаченко А.А. Задачи пространственного развития России с точки зрения демографических процессов и национальной безопасности // Вестник Российской академии наук. - 2023. - № 2. - С. 112-120. EDN: FDMMIP
  • Фаузер В.В., Смирнов А.В., Фаузер Г.Н. Демографическая динамика и трансформация системы расселения на севере России в координатах переписи населения 2021 года // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2023. - № 1. - С. 64-79. EDN: JWVRDU
  • Козлов А.И. Изменение генофонда северных популяций: "закат этносов" или формирование новой адаптивной группы? // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2014. - № 3. - С. 99-107. EDN: SMGPUX
  • Кучин Р.В., Стогов М.В., Нененко Н.Д., Черницына Н.В., Максимова Т.А. Разработка приемов раннего предупреждения структурно-функциональных изменений костной ткани у женщин, проживающих в условиях ХМАО-Югры. - Ханты-Мансийск: Издательство ЮГУ, 2016. - 67 с.
  • Литовченко О.Г., Гаджибекова Н.Г.К. Функциональные особенности кардиореспираторной системы пришлого населения, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (обзор литературы) // Российские биомедицинские исследования. - 2023. - № 3. - С. 36-49. EDN: OOBTPT
  • Лосик Т.К., Шупорин Е.С. Проблемы сохранения здоровья работников нефтегазового комплекса на севере при вахтовой форме организации труда // Медицина труда и промышленная экология. - 2023. - № 10. - С. 664-672. EDN: YEZLCU
  • Панкова Н.Б., Алчинова И.Б., Черепов А.Б., Буйнов Р.П., Карганов М.Ю. Особенности реактивности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма человека в нагрузочных пробах в разных климатических условиях и в динамике адаптации к условиям Севера // Патогенез. - 2023. - № 1. - С. 69-74. EDN: PJYFDK
  • Аверьянова И.В., Вдовенко С.И. Оценка степени напряжения функционального состояния организма человека при различных сроках адаптации к условиям Севера // Экология человека. - 2021. - № 7. - С. 12-17. EDN: YEUBYQ
  • Аверьянова И.В., Максимов А.Л. Адаптивные особенности перестройки кардиогемодинамики и газообмена при тестирующей нагрузке у молодых уроженцев Севера различных поколений // Сибирский научный медицинский журнал. - 2023. - № 4. - С. 55-64. EDN: SGUCGV
Еще
Статья научная