Особенности освоения русских народных мифонимов и обрядовых терминов коми-пермяцким языком

Бесплатный доступ

В статье рассматривается освоение коми-пермяцким языком русской (прежде всего, диалектной) лексики и фразеологии, связанной с номинацией обрядовых реалий и категорий. Выявляются зоны коми-пермяцкой обрядовой традиции, отмеченные наибольшей активностью процессов заимствования, на языковом материале раскрывается различие культурного опыта контактирующих культур. Прослеживаются этнические особенности обрядовой коммуникации, отраженные в семантике заимствованных терминов, интерференция культурных и социальных ценностей русского и коми-пермяцкого народов. На фонетическом, грамматическом, лексико-семантическом уровнях проводится анализ способов усвоения коми-пермяцким языком русских народных культурных терминов, описываются особенности калькирования культурного термина, языковой интерференции и русского терминотворче-ства коми-пермяков - билингвов. Исследуются семантические классы заимствованных терминов магической, хозяйственной, семейной обрядности (номинации обрядовых атрибутов, персонажей, действий), характеризуются функции заимствований в вербальном обрядовом коде (эвфемизация, ритуальное иноговорение). Посредством анализа мотивировки того или иного обрядового термина выявляется его этнокультурная коннотация. Прослеживается отражение в заимствованных терминологических номинациях процессов трансформации, творческого обновления, пересемантизации и, вместе с тем, деформации, искажения заимствованных культурных форм. Отмечается сходство процессов освоения русской обрядовой лексики коми-пермяцким языком и характера культурных заимствований в других финно-угорских (коми-зырянский, удмуртский) языках. Использованные ракурсы рассмотрения заимствованной лексики, связанной с традиционной духовной культурой, дают возможность описать способы адаптации заимствованных обрядовых терминов в коми-пермяцкой культурно-языковой среде, сделать вывод о стихийном, естественном усвоении коми-пермяцким языком русской обрядовой терминологии. Подчеркивается актуальность и значимость изучения коми-пермяцкой лексики и фразеологии, относящейся к духовной культуре, в лингвокультурологическом и этнолингвистическом аспектах.

Еще

Русская диалектная обрядовая терминология, коми-пермяцкие термины народной культуры, языковые заимствования, способы освоения заимствованного слова

Короткий адрес: https://sciup.org/14729457

IDR: 14729457   |   DOI: 10.17072/2037-6681-2016-3-20-31

Список литературы Особенности освоения русских народных мифонимов и обрядовых терминов коми-пермяцким языком

  • Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми: XIX -начало XX вв. М.: АН СССР, 1958. 391 с
  • Бунчук Т. Н. «Житие хлеба»: севернорусская быличка в ряду текстов vita herbae et vita rei//Традиционная культура. 2000. №2. С. 98-106
  • Владыкина Т. Г., Глухова Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря. Ижевск: УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. 318 c
  • Галкин А. Б. Обломов//Энциклопедия литературных героев. М., 1997. С. 289
  • Голева Т. Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков. СПб.: Изд-во «Маматов», 2011. 269 с
  • Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. 912 с
  • Дукарт Н. И. Праздники и обряды весенне-летнего периода в северной деревне//Вопросы истории коми XVII -начала ХX вв.: тр. ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Сыктывкар, 1975. Вып.18. С. 141-152
  • Магия. 2012. URL: http://3-1.org/modules.php? name=News&file=article&sid=526 (дата обращения: 1.06.2016)
  • Плесовский Ф. В. Свадьба народа коми. Сыктывкар, 1968. URL: http://foto11.com/komi/ethno-graphy/wedding/mistery3.php (дата обращения: 14.07.2016)
  • Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М., 2004. С. 107
  • Словарь русских народных говоров/под ред. Ф. П. Филина, Ф. П. Сороколетова. Л.: Наука, 1977. Вып. 13. 359 с. Вып. 17. 1981. 383 с
  • Стародубцева С. В. Цикличность в русской хороводной традиции Камско-Вятского междуречья//Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2002. С. 229-249
  • Степанов А. В. «Кабала» или письмо лешему//Русский фольклор в современных записях: материалы исследовательского семинара «Фольклористика и этнография». СПб.: Российский институт истории искусств, 2007. URL: http://folk. ru/DB/folk.php?folkID=6&rubr=db1 (дата обращения: 1.06.2016)
  • Толстая С. М. Семантические категории языка культуры. Очерки по славянской этнолингвистике. М.: Либроком, 2010. 386 с
  • Титовец А. В. и др. Традиционная культура белорусов во времени и пространстве/А. В. Титовец, Е. Ф. Фурсова, Т. К. Тяпкова Минск: Беларус. навука, 2013. 579 с
  • Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Глава XLVII. 1980. URL: http://sbiblio. com/biblio/archive/freser_sol/12. aspx (дата обращения: 10.06.2016)
  • Фурсова Е. Ф. Календарные обычаи и обряды восточно-славянских народов Новосибирской области. Ч. 2: Обычаи и обряды летне-осеннего периода. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003. URL: http://www.sati. archaeology.nsc.ru/library/fursova/calendar.html (дата обращения: 01.06.2016)
  • Христова Г. П. Традиции свадебного обряда в селах Лискинского района Воронежской области//Афанасьевский сборник: материалы и исследования. Воронеж: ВГУ, 2006. Вып. 4. URL: www. wantit.ru (дата обращения: 17.06.2016)
Еще
Статья научная