Особенности первичной диагностики опухолей головного мозга

Автор: Яшин К.С., Медяник И.А., Морев А.В., Ермолаев А.Ю., Тарарова Е.А., Гамаюнов С.В., Карякин Н.Н.

Журнал: Злокачественные опухоли @malignanttumors

Рубрика: Нейроонкология

Статья в выпуске: 3S1 т.10, 2020 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140256693

IDR: 140256693

Текст статьи Особенности первичной диагностики опухолей головного мозга

Цель работы: Провести анализ первичной диагностики и лечения пациентов с опухолями головного мозга.

Материалы и методы: Проведен ретроспективный анализ лечения 147 пациента с новообразованиями головного мозга, которые проходили обследование и лечение в лечебных учреждениях Нижегородской области в период с 2000 по 2017 гг. В исследование вошло 58 мужчин и 89 женщин, медиана возраста составила 53 [41; 60] лет. Пациенты были разделены на три группы согласно гистологическому диагнозу: (1) астроцитомы низкой степени злокачественности Grade I–II — LGG (n = 37); (2) злокачественные астроцитомы Grade III–IV — HGG (n = 64); (3) менингиомы (n = 46).

По каждому пациенту была собрана информация относительно времени начала заболевания, первых симптомов, обращения пациента ко врачу (невролог, врач скорой медицинской помощи, нейрохирург, другие), выполнения МРТ, КТ и оперативного вмешательства.

Статистическая обработка данных выполнялась с помощью пакета программа Statistica 10. Количественные данные представлены в виде Me [Q1; Q3], где Me — медиана, [Q1; Q3] — значения 25-го и 75-го процентилей распределения. Результаты: В ходе работы были проанализированы различные аспекты диагностики в предоперационном периоде. Были выделены факторы, влияющие на диагностику и зависящие от пациентов и к работы первичного диагностического звена.

Обращаемость пациентов. Обращаемость за медицинской помощью при появлении первых симптомов в группах не отличалась и варьировала от 72,9 до 79,6%. Пациенты были осмотрены специалистами первичного звена в группе LGG в течение 5 [0; 19] дней, в группе HGG — 3 [0; 14] дней, в группе менингиом — 6 [1; 36] дней после появления первого симптома. Специфические жалобы, такие как эпилептический приступ, парез в конечностях, заставляли обращаться за медицинской помощью сразу. Так среди тех, у кого первым симптомом был эпилептический приступ за ко врачу обратились 85,3%, парез в конечности — 86,6%. В тоже время только 29% пациентов (54% в группе LGG), у которых первым симптомом была головная боль, за медицинской помощью обратились только при нарастании симптоматики. Неспецифические жалобы возникли у 27,9% пациентов, из них сразу за медицинской помощью обратились 75,6% пациентов.

Также реже незамедлительно обращались ко врачу пациенты более молодого возраста. При сравнении групп пациентов с ранним и позднем обращением медиана возраста составила соответственно 53 [41; 60,6] и 38 [30,5; 47,5] лет, р=0,01. Часть пациентов самостоятельно выполняет МРТ в случае появлении симптомов или при отсутствие назначения врачом первичного звена, в группах LGG, HGG и менингиом она составила 13,5%, 15,6% и 21,6% соответственно.

Диагностика опухолей головного мозга на этапе первичного медицинского звена. Чаще всего первичный осмотр пациентов, сбор анамнеза и желоб проводили неврологи и врачи скорой медицинской помощи. 37,4% пациентам, после обращения к врачу проводилось консервативное лечение, на МРТ пациенты не были направлены. В группахLGG и HGG удельный вес пациентов составил соответственно 24,3% и 39%, лечение проводилось в течение 15 [9; 20] и14 [8; 20] дней, ухудшение состояния на фоне проводимого лечения было отмечено у 33,3% и 60% соответственно. На амбулаторном этапе пациентам по направлению врачей МРТ головного мозга от момента появления первых

Нейроонкология жалоб выполнено на 49, 26 и 61 сутки в группах LGG, HGG и менингиом соответственно. В большинстве случаев для выявления причины симптомов пациенты направлялись сразу на МРТ, в тоже время количество направлений на КТ головного мозга составило 33,1 %.

Оперативное лечение в группах LGG, HGG и менингиом было проведено на 45,5 [21; 112], 13 [7; 30] и 18 [10; 47] сутки от выполнения МРТ и на 81,5 [36; 341], 36,5 [17; 82,5] и 248 [48; 839] сутки появления первых симптомов соответственно. Во всех группах было проанализировано количество случаев отказа в оперативном лечении по причине поздней диагностики новообразования: 5%, 6,25% и 2,2% в группах LGG, HGG и менингиом соответственно. Заключение: Широкое внедрение в клиническую практику методов нейровизуализации КТ и МРТ окончательно не решает проблему несвоевременной диагностики опухолей головного мозга. Поздняя диагностика связана с большим количеством факторов, среди которых медленный бессимптомный рост ряда новообразований, отсутствие онкологической настороженности у пациентов и врачей первичного звена, особенно в случае головной боли как первого симптома заболевания. В ряде случаев пациентам проводится необоснованная консервативная терапия. По результатам нашего исследования у 37,4% пациентов было проведено консервативное лечение, которое привело к осложнениям в 52,7% случаев. Все это приводит к более позднему проведению оперативного вмешательства и морфологической верификации процесса. На наш взгляд необходимо активно информировать пациентов и врачей о необходимости своевременной диагностики новоообра-зований головного мозга, проявлять онконастороженность при появлении любой общемозговой и неврологической симптоматики.

Статья