Особенности поэтики сказки П. Киньяра “Triomphe du temps”

Бесплатный доступ

В данной статье представлен анализ поэтики сказки современного французского писателя Паскаля Киньяра «Триумф времени» (“Triomphe du temps”, 2006). Данному автору, как и многим писателям рубежа XX-XXI вв., свойственно тяготение к гибридизации жанров, поиску новых форм для выражения мысли, реконструкции традиций. Сказка “Triomphe du temps” имеет признаки гибридного жанра, сочетает в себе особенности эссе и притчи и отличается от литературной сказки, характерной для современного литературного процесса. Обращение к данному жанру является для писателя экспериментом: текст был написан для театральной постановки с актрисой Мари Виаль. В сказке Киньяра отсутствует авторская оценка эпохи, персонажи являются архетипами (муж, жена, ребенок и др.), невозможно точно установить время происходящих событий, пространство же является метафизичным, главными становятся философский подтекст и авторский замысел. Основная тема текста - тема смерти, с ней связаны образы воды и ладьи. Связующим звеном между миром живых и мертвых становится ребенок, которого Киньяр сравнивает со стариком. В третьей и четвертой сказке мир живых превращается в лимб, пограничное пространство, где блуждают мертвые. В тексте отчетливо прослеживаются автобиографические мотивы: автор через форму устной сказки выстраивает внутренний диалог между прошлым и настоящим, личным и общечеловеческим, сознанием и бессознательным. В сказке можно выделить различные мотивы: мифологические, библейские, фольклорные, философские. Такие особенности, как автобиографичность, иносказательность, двуплановость, символизация и обобщение, дают основание полагать, что сказка “Triomphe du temps” является вариантом жанра, философским эссе с элементами притчи.

Еще

Гибридный жанр, сказка, эссе, притча, поэтика, мотив, символ

Короткий адрес: https://sciup.org/147244093

IDR: 147244093   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2024-2-156-165

Список литературы Особенности поэтики сказки П. Киньяра “Triomphe du temps”

  • Апт С. Послесловие // Гессе Г. Избранные произведения / пер. с нем., сост. и послесл. С. Апта. М.: Панорама, 1995. С. 467–478.
  • Давыдов И. А. Трансформация четверицы Хайдеггера в дигитальных проекциях постгуманизма // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2022. № 3(43). С. 138–148. doi 10.22405/2304-4772-2022-1-3-138-148
  • Данте Алигьери. Божественная комедия / пер. с итал. Д. Мина. М.: Эксмо, 2021. 464 с.
  • Евангелие от Луки. URL: https://bible.by/syn/ 42/15/ (дата обращения: 22.11.2023).
  • Литвиненко Н. А., Пахсарьян Н. Т., Шевякова Э. Н. Границы смыслов и единство мира. О научном творчестве Веры Вахтанговны Шервашидзе (1953–2021) // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2022. Т. 27, № 1. C. 218–222.
  • Марий Викторин. Против Ария / пер. А. Р. Фокина по изд. Marii Victorini Opera. Pars I. Opera theological. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 83.1 / ed. P. Henry, P. Hadot. Vindobonae, 1971. 185 с.
  • Махов А. Е. Musica literaria: идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005. 223 с.
  • Никола М. И. Античность в романах Паскаля Киньяра // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 4. С. 107–111.
  • Новый французско-русский словарь / сост. В. Гак, К. Ганшина. М.: Русский язык – Медиа, 2003. 1195 с.
  • Ранк О. Травма рождения и ее значение для психоанализа / пер. с нем Е. Н. Баканова. М.: Когито-Центр, 2009. 300 с.
  • Руколеева Р. Т. «Соната в прозе»: гармония слова и музыки в творчестве Германа Гессе // Дискуссия: Политематический журнал научных публикаций. 2011. № 1. С. 53–63.
  • Скопинцева М. К. Паскаль Киньяр // Современная зарубежная проза: учеб. пособие / под ред. А. В. Татаринова. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. С. 179–193.
  • Тресиддер Дж. Словарь символов. М.: Гранд: ФАИР-Пресс, 1999. 443 с.
  • Шервашидзе В. В. Тенденции и перспективы развития французского романа // Вопросы литературы. 2007. № 2. C. 72–102. URL: https://voplit. ru/article/tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-frantsuzskogo-romana/ (дата обращения: 22.11.2023).
  • Agamben G. Qu’est-ce que le contemporain? Paris: Éditions Payot et Rivages, 2008. 64 p.
  • Dictionnaire de l’Académie française. URL: https://dictionnaire-academie.fr/article/A9C3804 (дата обращения: 22.12.2023).
  • Dictionnaire de l’Académie française. 1798. URL: https://archive.org/details/dictionnairede01acad/page/300/mode/2up (дата обращения: 22.12.2023).
  • Lussier E. Anachronisme, rebuts et survivances dans «Les escaliers de Chambord» et «Le Dernier Royaume» de Pascal Quignard. Portland: Portland State Univers, 2016. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Anachronisme%2C-rebuts-et-survivances-dans-Les-de-et-Lussier/92254e54478f44bb7 dc530b86658060365a131df (дата обращения: 22.11.2023).
  • Pascal Quignard. Biographie. Chronologie. URL: https://www.chaminadour.com/pascal-quignard (дата обращения: 22.11.2023).
  • Quignard P. La barque silencieuse (Dernier Royaume, Tome VI). Paris: Seuil, 2009. 248 p.
  • Quignard P. Sur le jadis. Paris: Gallimard, 2005. 336 p.
  • Quignard P. Triomphe du temps. Paris: Galilée, 2006. 74 p.
  • Triomphe du temps: интервью // офиц. сайт Théâtre de la Bastille. URL: https://www.theatre-bastille.com/saison-12-13/les-spectacles/triomphe-du-temps (дата обращения: 30.11.2023).
  • Yue Zhuo. Le destin des nourrissons: l’enfant «mort» au visage couleur de la vie // Calle-Gruber M., Degenève J., Fenoglio I. Pascal Quignard. Translations et métamorfoses. Paris: Hermann Éditeurs, 2015. 614 p.
Еще
Статья научная