Особенности политической культуры молодежи и факторы проявления радикализма

Автор: Чекмарев Эдуард Владимирович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Культура и общество

Статья в выпуске: 3, 2012 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена выявлению особенностей политической культуры молодежи. Автор показывает влияние политической культуры на политическое участие, выявляет факторы проявления радикализма. Предложены способы формирования политической культуры наиболее востребованной, по мнению автора, в современном политическом процессе.

Молодежь, политическая культура молодежи, политическое участие молодежи, радикализм

Короткий адрес: https://sciup.org/170166269

IDR: 170166269

Текст научной статьи Особенности политической культуры молодежи и факторы проявления радикализма

Х арактер современного политического участия молодежи определяется многими факторами, среди которых, по нашему мнению, особую роль играет политическая культура молодежи и общества в целом. Транзитивное состояние российского общества наложило свой отпечаток и на политическую культуру молодежи, которая, образно выражаясь, оказалась между молотом и наковальней исторически сложившегося политико-культурного генотипа и зарождающихся новых институтов, механизмов власти, духовных ценностей. Налицо противоречивость ценностных ориентаций молодежи. С одной стороны, идет передача от поколения к поколению традиционных российских ценностей, таких как этатизм, авторитаризм, коллективизм, соборность, солидаризм, анархизм. С другой стороны, сохраняются идеалы советского прошлого, которые в связи с ухудшением материально-экономического состояния определенной части молодежи становятся весьма привлекательными. Главные ценностные ориентации советского периода представлены в современной политической культуре в виде идеализма, вождизма, уравнительного распределения, национализма, протестного поведения. К тому же довольно отчетливо проявил себя слой молодежи, ориентированный на модернистские ценности. Среди них особое предпочтение отдается правам и свободам человека, рыночным отношениям, индивидуализму.

ЧЕКМАРЕВ Эдуард

Модернизация ценностей в сознании молодых людей формировалась на фоне развернувшихся в стране акций против авторитарной системы. Что касается демократической модернизации, то четкого представления о реальном движении в этом направлении ни у демократической элиты, ни тем более у молодежи в условиях децентрализации власти не было. Демократия в основном проявлялась в шумпетерском стиле: свободная политическая игра и смена элит. Отсутствие четкой концепции демократической направленности породило «растерянность перед полной потерей ориентации в обстановке, когда все пришло в движение и нет никакой надежной опоры»1. В этой ситуации возникла тенденция к молодежному консерватизму. Более того, по мере усиления модернизационных преобразований наблюдалось формирование неоконсервативных признаков политической культуры молодежи. На наш взгляд, в начале ХХI в. складывается обстановка, благоприятная для формирования политической культуры молодежи по линии сочетания признанных ценностей, таких как долг, обязанность, консенсус, подчинение интересов личности интересам группы, уважение к праву и государству, право на самоорганизацию личности. В то же время становится необходимым последовательный переход к главному требованию правового государства, который можно сформулировать так: «моя свобода кончается там, где начинается свобода другого».

Понимание роли политической культуры и духовного потенциала молодежи модернизирующегося общества является чрезвычайно важным во многих отношениях, и прежде всего с точки зрения выяснения причин ускоренной трансформации и тормозящих ее факторов. Радикальные преобразования начала 1990-х гг. существенно потеснили духовноидеологические ценности, привели к неоднозначному восприятию элементов новой политической культуры. Хочет того молодежь или нет, но в ходе познания национальной культуры она воспринимает особый генетический код народа, его дух в символах и атрибутах государственности, в формах взаимодействия, в способах самовыражения. «Каждое последующее поколение, – отмечал П. Сорокин, – сковано нерасторжимой цепью с предыдущим, оно может погибнуть, но разбить эту цепь бессильно»1.

Создание единой модели политиче -ской культуры, отражающей особенности исторического развития России, может служить фундаментом развития политического участия молодежи. В связи с этим возникает проблема совершенствования деятельности институтов политической социализации молодежи в русле политической аксиологии.

Главными системообразующими факторами повышения политической культуры, политической социализации молодежи должны стать целенаправленные действия государственных и общественных структур по приобщению юношей и девушек к традициям, ценностям политической жизни, формиро- ванию качеств политически активной личности. Создание государственнообщественной системы социализации молодежи настоятельно диктует переход от теоретико-познавательного характера к деятельностно-практическому. С середины 1990-х гг. возникла тенденция нарастания стремления молодежи к самостоятельному политическому участию, однако реального выхода к власти у молодежи нет. Сделаны некоторые попытки создания молодежных парламентов в отдельных субъектах Российской Федерации, но этот опыт с трудом пробивает себе дорогу. Между тем, реальная политическая жизнь требует создания не только политического поля деятельности молодежи в регионах, но и формирования федеральной вертикали молодежного самоуправления и со-управления с властными структурами.

Государственно-общественный подход к проблеме политического участия требует особого внимания к роли СМИ. Если в советский период одно из главных мест в политическом информировании юношей и девушек занимали система комсомольской политучебы, соответствующие отделы пропаганды и советские СМИ2, то в современных условиях политический кругозор расширяется в основном за счет телевизионных передач, не предназначенных специально для молодежи, межличностных контактов и слухов, Интернета. Совершенно очевидно, что для грамотного и благотворного участия молодежи в политике давно назрела необходимость организовать серию теле- и радиопередач на темы: «Политика и молодежь», «Мир политики», «Политическое лидерство», «Молодежь и организация» и т.п. Идея молодежного парламента является привлекательной в молодежной среде. На наш взгляд, это именно тот канал, через который молодежь способна входить в большую политику, поскольку его структура совпадает с основными функциями государственных властных структур. С другой стороны, молодежные парламенты действуют в тесной взаимосвязи с властными структурами, следовательно, их можно рассматривать как школу молодежного управленческого резерва. Такой подход к политическому участию существенно отличается от предпринятых ранее теоре- тических обобщений данной категории широтой, социальной направленностью на молодежь, а главное – практической значимостью и нацеленностью в будущее.

Уровень политической культуры не ограничивается теоретическими познаниями. Необходимо предоставить молодежи определенное поле деятельности. Сама политическая культура в схематичном виде представляет неразрывную цепь: «знания – убеждения – действие». Пока эта цепь находится в разомкнутом состоянии, мы видим в основном спонтанные радика-листские действия. В.В. Соловьев писал: «Государство существует не для того, чтобы создать на земле рай, а чтобы помешать ей превратиться в ад». Радикализму в молодежной среде должна противостоять четкая государственная политика, способствующая вовлечению молодежи в процесс модернизации страны.

Отсутствие у молодежи реальных каналов воздействия на политику является базой радикализма. С другой стороны, нарастает тенденция мобильности молодежи. Согласно социологическим исследованиям, около 90% респондентов заявляют о том, что в их жизни за последние 5 лет произошли события, повлекшие изменение статуса. Хотели бы изменить свой социальный статус 70% респондентов1.

Источники, которыми мы располагаем, позволяют нам утверждать, политическое участие молодежи представляет собой проявление политической активности, воли, интереса, организаторских способностей, общественно-политических знаний в разрешении политических задач, конфликтов, в поддержании политической системы или ее совершенствовании, преобразовании (даже разрушении). Политическое участие молодежи отличается радикализмом, нетерпением, неустойчивостью, противоречивостью, а потому нуждается в корректировке со стороны государства, партий, общества.

Современное политическое участие молодежи, как показывает сама действительность, имеет ряд особенностей:

– оно развертывается в новых исторических условиях;

– идет во многом по линии заимствования зарубежных демократических форм;

– зачастую инициируется либо поли- тическими партиями, либо государственными и региональными властными структурами;

  • –    крайне недостаточно представительство молодежи в структурах законодательной, исполнительной и судебной власти;

  • –    слабость молодежного движения, размытость интересов;

  • –    отсутствие сильной молодежной политики, стимулирующей проявление специфических политических интересов;

  • –    низкий уровень социализации как на общероссийском, так и на региональном уровне;

  • –    невысокая степень развитости и противоречивость политической культуры молодых людей;

  • –    амбициозность молодежных политических лидеров, отсутствие у многих из них харизмы;

  • –    слабость и противоречивость опыта политического участия2;

  • –    отсутствие консолидирующей идеи;

  • –    привязанность к властным структурам;

  • –    низкий уровень материального обеспечения.

Политическое участие молодежи в современных условиях обусловлено сложной функциональной зависимостью объективных и субъективных факторов. К объективным, по нашему мнению, следует отнести социально-экономические условия – безработицу, низкую оплату труда, призыв в армию, отсутствие жилья и т.п. К субъективным – позицию политических лидеров и партий, стремящихся вовлечь молодежь в политику, участившиеся выборы, позволяющие не только выбирать, но и выдвигать собственную кандидатуру, рост инициативности, амбициозности, осознание личностного «я».

Разумеется, молодые люди в силу своих психофизиологических особенностей, поиска своего места в социальной иерархии, специфики процесса социализации в своих действиях в социальнополитической сфере будут ориентированы на решительное изменение существующих общественных институтов. И не всегда данный процесс будет носить негативный характер. Во многих случаях это максималистское поведение можно и нужно использовать на благо развития общественно-политического и социально-экономического процесса. В этом смысле наиболее удачный политический контекст дает нам неоднократно высказываемая идея президента РФ Д.А. Медведева о более активном вовлечении в процесс модернизации современной России молодых людей, имеющих для этого серьезный потенциал. Более того, государство не только провозглашает идеи использования инновационного потенциала молодежи, но и создает конкретные механизмы реализации этой возможности. Это президентские гранты, «президентская тысяча» (как инструмент кадрового резерва), участие в выборах на муниципальном уровне с 18 лет, множество международных, всероссийских и других конференций, круглых столов, дискуссий и многое другое. Конечно, можно говорить, что хотелось бы еще больше мероприятий, которые позволили бы еще более качественно проводить процесс политической социализации. Но мы предполагаем, что проблема в другом – в этих инициативах, мероприятиях участвуют только наиболее активные молодые люди, которых можно причислить как раз к представителям молодых людей с высоким уровнем политической культуры. А как обстоит дело с молодыми людьми с низким и средним уровнем политической культуры? Вот несколько цифр, согласно нашему анкетированию1. На вопрос: «Как Вы сами оцениваете уровень политических знаний, своей политической культуры?» – 77,6% ответили: «Мой уровень политической кул ьтур ы средний»; 18,7% определили его как низкий. Число респондентов, посчитавших свой уровень политической кул ьтур ы высоким, не составило и одного процента. Здесь наблюдается другая картина: многие молодые люди не видят для себя возможности самореализации в сложившихся социально-экономических и политических условиях. Их действия в политике, экономике, социальной сфере носят внесистемный характер, ориентированный скорее на выживание, а не на развитие, инновации, модернизацию, что дает основания для возможного радикализма. Как разрешить многовековой вопрос, поставленный в России еще писателями-классиками Гоголем, Чеховым, Буниным, Гончаровым, Достоевским: что предложить молодым людям, чтобы они отказались от обломовщины и желания «плыть по течению» или становиться радикалами? Безусловно, особая роль здесь должна быть отведена государству как основному, центральному элементу политической системы, организующему процесс социализации. Но и общество, и семья также должны прилагать максимальные усилия для формирования у молодых людей активистского мировосприятия. При этом нам видится уникальная роль, которую могут взять на себя гуманитарные науки, особенно политология и социология. Они могут выполнять просветительскую функцию: используя современные методы коммуникации, доносить до каждого молодого человека возможности, предоставляемые современной демократией и модернизацией, объясняя, что права, предусмотренные Конституцией и законами, не будут наполнены конкретикой, если человек, и особенно молодой человек, не будет предпринимать действия по их реализации. Ведь демократия – это процессуальная возможность самореализации.

Статья научная