Особенности поведения региональных банков в период пандемии

Бесплатный доступ

Реакции на пандемический кризис 2020-2021 гг. существенно дифференцированы в территориальном и секторальном аспекте. Они имели разную территориальную и сегментную специфику и в банковском кредитовании. На примере региональных дальневосточных банков предпринята попытка выявить особенности поведения и роль кредитных организаций в обеспечении розничного, в том числе ипотечного, кредитования населения региона в периоды первой и второй «волн» пандемии в 2020 году, а, следовательно, в поддержке спроса в экономике.

Российский дальний восток, региональные банки, пандемия, глубина «волны» (спада)

Короткий адрес: https://sciup.org/143179127

IDR: 143179127   |   DOI: 10.31433/2618-9593-2022-25-3-149-154

Текст научной статьи Особенности поведения региональных банков в период пандемии

В последние годы наметился поворот к усилению стратегического планирования социально-экономического развития страны и её регионов. Дальний Восток занимает в экономической стратегии России в XXI в. особое место. В связи с этим всё более актуальными становятся исследования процессов формирования внутреннего спроса для стимулирования развития хозяйственной системы, а в комплексе решений по социально-экономическому развитию региона важное место занимает расширение банковского кредитования населения, увеличение за счет этого платежеспособного спроса домохозяйств и, тем самым, активизации участия населения в финансовых транзакциях. А ипотечное жилищное кредитование (ИЖК) традиционно является драйвером и мультипликатором совокупного спроса в экономике.

В период 2020–2021 гг. – начала 2022 г. все секторы экономики и население страны испытали сильнейшие внеэкономические шоки: это и пандемия COVID-19, охватившая весь мир, и усиление санкционного давления со стороны недруже-

ственного окружения в попытках перекраивания мирового порядка, проявившееся затем и шоками в экономике. Реакции на эти шоки были существенно дифференцированы в территориальном и секторальном аспекте. Не оказался в стороне и банковский сектор экономики, реакции которого имели и территориальную, и сегментную специфику. На примере дальневосточных банков предпринята попытка выявить особенности поведения региональных кредитных организаций на рынке розничного, в том числе ипотечного, кредитования в периоды первой и второй «волн» пандемии в 2020 г. и их роль в обеспечении кредитования населения региона, а, следовательно, и в поддержании спроса в экономике. Региональными банками будем называть условно самостоятельные действующие кредитные организации, зарегистрированные в данном регионе. Их головной офис находится в данном регионе.

В период первой «волны» пандемии 2020 г. реакция участников рынка розничных кредитов (имеются в виду кредиты, предоставленные физическим лицам-резидентам – КФЛ), в том числе ипотечных жилищных кредитов (ИЖК), была довольно бурной. Так, объемы рублевых КФЛ, предоставленных кредитными организациями физическим лицам-резидентам России, сократились в 1,9 раза (все расчеты в статье проведены автором на основе данных сайта Банка России [6, 8, 10, 11]) в номинальном стоимостном выражении. Наибольший спад пришелся на региональные кредитные организации Сибирского, Приволжского и Северо-Кавказского федеральных округов, где темпы падения показателя были существенно выше среднероссийских и показателей столичных банков и составили 2,8–3,4 раза. Объемы рублевых ипотечных жилищных кредитов в период первой «волны» сократились в 1,5 раза, а наибольший спад пришелся на региональные банки Сибирского и Приволжского федеральных округов, где темпы падения показателя составили соответственно 83 и 58% (5,8 и 2,4 раза).

В период пандемии масштабы деятельности многих региональных кредитных организаций существенно сократились, что явилось продолжением тенденции, сложившейся за последние семь лет [3]. Как писал Эксперт-РА, большинство региональных банков переходили к инерционной модели выживания, в том числе из-за недостаточной поддержки на федеральном и местном уровне, а также запретительных уровней рейтингов для участия в госпрограммах [3].

Усиление кредитных рисков, снижение доходов населения, рост просроченной задолженности в период коронакризиса обусловили общую понижательную тенденцию кредитной активности населения и ужесточение требований к заёмщикам со стороны банков, пытавшихся таким образом улучшить качество кредитного портфеля и сохранить финансовые показатели на достаточном уровне.

Дальневосточные банки оказались в группе региональных банков с меньшим темпом падения, или, как мы называем, с меньшей «глубиной волны», которая составила 31% по КФЛ и 29% по ИЖК (против 47 и 35% соответственно в целом по России).

При этом население Дальнего Востока в период первой «волны» в меньшей степени пострадало от снижения объемов кредитования в сравнении с другими макрорегионами и Россией в целом. Общий объем КФЛ, предоставленный ему всеми кредитными организациями России, сократился на 35,8% (в том числе дальневосточные региональные банки сократили объем кредитования населения материнского региона на 26%) против почти 47%-го сокращения кредитования населения всей России и более чем двукратного сокращения кредитования заемщиков таких макрорегионов, как Центральный (особенно заемщиков Москвы), Южный и Северо-Кавказский округа.

Аналогичная картина наблюдалась и в сегменте ИЖК: объем кредитов, предоставленных дальневосточными банками населению Дальнего Востока, сократился на 21% (в том числе заемщиков Центрального, Уральского и Северо-Западного ФО – от 3,6 до 7,3 раза) против 25–27%-го сокращения объемов кредитования всеми банками России населения Дальнего Востока, Сибири, Урала и Северного Кавказа и 32–47%-го сокращения объемов кредитования заемщиков Приволжья, Юга, Северо-Запада и Центра (под сокращенными названиями макрорегионов мы имеем ввиду федеральные округа), в том числе Москвы – в 2,3 раза.

Вторая «волна», в результате принятых про-тивопандемийных мер и менее жестких ограничений, оказалась сглаженной, соответственно гораздо менее интенсивным было падение показателей предоставления кредитов – всего 0,7% по КФЛ и 10% по ИЖК в целом по России. Дальневосточные банки показали падение всего на 7,1 и 5,9%, однако именно жителям своего региона они сократили объемы кредитования в наибольшей степени: соответственно на 17,5 и 15,7%.

Одновременно у дальневосточных банков наблюдались и одни из наиболее быстрых темпов восстановления объемов предоставленных кредитов, особенно ИЖК, среди других, сопоставимых по размеру, региональных секторов. Так, в целом за 2020 г. объемы предоставленных ими КФЛ выросли в 1,7 раза против 1,6 раза в целом по РФ; ИЖК выросли в 5 раз против 3 раз в целом по РФ и в 2,1–4,4 раза в региональных кредитных организациях Юга, Приволжья, Урала и Сибири.

Кстати, доля ИЖК в общем объеме розничных кредитов в целом по России в среднем за 2020 г. составила 28% с вариацией от 15% в региональных банках ДФО и 22–27% в Уральском, Приволжском и Центральном ФО до 33–38% в Сибирском, Северо-Западном и Южном ФО. Долевой показатель ИЖК имел четкую тенденцию к росту в течение года с высокой достоверностью аппроксимации трендов в большинстве макрорегионов (от 45 и 54% в Сибирском и Северо-Западном до 83 и 93% соответственно в Центральном и Дальневосточном округах; исключением явились только тренды Приволжья и Урала).

Наиболее четко повышательная тенденция проявилась на временном отрезке май – декабрь, когда были приняты важные меры господдержки по льготированию ставок ИЖК [4] для отдельных категорий населения, в том числе «семейной ипотеки» и «дальневосточной ипотеки». Благодаря ей стало активнее развиваться финансирование жилищного строительства, а долгосрочное ипотечное кредитование стало приобретать более-менее различимую «региональную окраску». Кроме того, был увеличен максимальный размер льготированного кредита. Обе меры были направлены на реализацию отложенного спроса населения на новое жильё и поддержку строительной отрасли. В результате снижения средневзвешенных ставок рублевых ИЖК (от 0,9 п.п. в Дальневосточном до 1,77 п.п. в Приволжском ФО) и изменения других условий кредитования существенно повысилась доступность этих кредитов для населения.

Несмотря на относительно более благоприятную динамику данного показателя деятельности дальневосточных банков по сравнению с другими региональными сегментами, доля их в кредитовании населения страны малозаметна и составляла в среднем за год 1,1% с вариацией по месяцам от 0,90 до 1,38%. В ипотечном кредитовании населения страны их доля в среднем за год составила 0,56% с вариацией по месяцам от 0,40 до 0,67%.

Четкая тенденция к сокращению доли региональных банков проявилась в июне–ноябре 2020 г. Она же характерна и для показателя активов нетто: их доля в совокупных активах ДКО России снизилась с 0,63% на начало 2020 г. до 0,52% на начало 2021 г. и 0,39% на начало 2022 г. Аналогичная картина наблюдается, если рассчитать их долю относительно так называемого основного регионального пространства (ОРП), под которым мы подразумеваем макрорегионы страны за исключением Центрального и Северо-Западного ФО. Хотя, если строго подходить к определению ОРП, то нужно из общероссийских показателей исключать только данные по Москве с Московской областью и Санкт-Петербургу. Доля дальневосточных банков в этом показателе сократилась за эти годы с 14,3 до 12,5% соответственно. В ипотечном кредитовании населения страны их доля в среднем за год составила 0,56% с вариацией по месяцам от 0,40 до 0,67%.

В совокупном кредитовании заемщиков ДФО их доля повышается до 6,4 и 4,2% соответственно. Вариация показателя в первом случае составила 5,3–7,6%, по ИЖК – 2,4–5,0%. При этом от 74 до 80% (в среднем – 77%) всех кредитов, предоставленных населению Дальнего Востока, и от 73 до 81% (в среднем – 77%) предоставленных ИЖК обеспечивали банки Центрального ФО, преимущественно столичные банки (в среднем – 75– 76%), и от 14 до 18% (в среднем – 16%) по КФЛ и от 14 до 22% (в среднем – 18,5%) по ИЖК – банки Северо-Западного ФО.

Доля кредитов населению материнского региона в общем объеме КФЛ, предоставленных дальневосточными банками населению России, варьировала от 34 до 40%, составив в среднем за 2020 г. 37%. Преимуществом также пользовались заемщики Сибирского и Центрального округов, которым предоставлялось соответственно от 21 до 27% (в среднем за год 23%) и от 11 до 18% (в среднем 15%) объема розничных кредитов дальневосточных банков. Аналогичная картина наблюдалась и в сегменте ипотечного кредитования: из общего объема ИЖК, предоставленных банками ДФО, 48% приходилось на дальневосточников, 18% – на заемщиков Сибири и 21% – Центрального ФО, в том числе 18% – Москвы. Таким образом, на регионы Дальнего Востока и Сибири приходилось до двух третей общего объема КФЛ и ИЖК, предоставленных нашими региональными банками населению страны.

В результате резкого спада объемов ипотечного кредитования всеми банками страны во время первой «волны» пандемии доля кредитов жителям региона в общем объеме ИЖК, предоставленных дальневосточными банками населению России, выросла с 38% в начале 2020 г. до 66% в апреле с последующим резким падением вновь до 36–38% в конце года и соответствующим ростом доли ИЖК, предоставленных заемщикам Центра и Урала (с 7 до 27–29% и с 3 до 12% соответственно).

На начало 2021 г. в ДФО было 15 региональных банков, в том числе 8 – в Приморском крае, два – в Амурской области, три – в Сахалинской области и по одному в Республике Якутия и Камчатском крае. Доля дальневосточных банков в общероссийском количестве действующих кредитных организаций (ДКО) на начало 2022 г. составляла 4,1%. На каждый из них в среднем приходилось по 2,5 филиала (8,1% от общего количества в регионах РФ) и 107,5 единиц внутренних структурных подразделений (6,2% общего их числа), преимущественно инорегиональных кредитных организаций, – против 1,3 и 70,0 единиц в среднем по регионам страны (расчеты автора по данным [11]).

Оценивая потенциал воздействия региональных банков на социально-экономическое развитие региона, нужно учесть тот факт, что в числе региональных банков ДФО присутствовали такие крупные по региональным меркам, как Восточный банк (14.02.22 банк прекратил свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ПАО «Совкомбанк» [2]) и Азиатско-Тихоокеанский банк, входившие в топ-30 по показателю «кредиты физическим лицам». Так что можно считать, что они по масштабам своей деятельности в данном секторе приближаются к ДКО общероссийского уровня (хотя, конечно, по сравнению с тройкой лидеров это «карлики»). Догоняет их по многим показателям Примсоцбанк.

Региональный банковский сектор ДФО (в данной его составляющей) характеризуется довольно высокой концентрацией: на три вышеназванных крупнейших дальневосточных банка приходится от 70–80% в активах и совокупном кредитном портфеле до 91% в общем объеме кредитов физическим лицам, предоставленных всеми региональными банками ДФО.

Группа региональных дальневосточных банков по состоянию на начало 2020, 2021 и 2022 гг. была крайне неоднородной по своим характеристикам, в том числе по тем местам, которые эти банки занимали в рэнкингах банков России по важнейшим показателям своей деятельности (подробная характеристика регионального банковского сектора Дальнего Востока по состоянию на 01.01.20 и 01.10.20 приведена в статье автора [12]). Так, Восточный банк на начало 2020 и 2021 гг. входил в топ-50 по величине активов нетто [2, 9], занимая соответственно 37-е и 34-е места, но к началу 2022 г. опустился на 59-е место. Немного уступал ему Азиатско-Тихоокеанский банк, занимавший в эти годы места с 50-го по 60-е с повышательной тенденцией [1, 9]. Эти банки, особенно Восточный, были мало похожи на сугубо региональные (скорее, «полуфедераль-ные»), так как, имея разветвленную сеть структурных подразделений [11] и на Дальнем Востоке, и далеко за его пределами, осуществляли свою деятельность во многих регионах по всей стране.

Оба эти банка также входили в топ-50 по показателю кредитов физическим лицам, занимая соответственно 20-е и 23-е места (Восточный банк), 37-е и 32-е места (АТБ), а также по чистой прибыли, капиталу, кредитному портфелю, вкладам физических лиц [1, 2, 9]. Примсоцбанк повысил свой рейтинг по активам нетто с 83-го на 01.01.20 до 71-го на 01.01.21 и 01.01.22, по показателю кредитов физическим лицам – с 55-го до 54-го и 53-го соответственно [7, 9].

Одновременно в группу региональных банков ДФО входят и откровенные «карлики», такие как Дальний Восток, Холмск и Саммит Банк, занимающие по величине активов места в четвертой сотне ДКО России.

Всё же, если судить по средним показателям дальневосточных банков, то по уровню своей «ре-гиональности», оценённой долей кредитов, предоставленных заемщикам – жителям своего региона, в общем их объеме, они заметно уступают региональным банкам других ФО: в среднем за год 37% по КФЛ и 48% по ИЖК, т.е. более половины всех кредитов они предоставляют инорегиональным заемщикам. Гораздо выше доля заемщиков своего региона в общем объеме кредитов у региональных банков Приволжья (соответственно 50 и 67%) и Урала (77 и 85%), ещё выше – у региональных банков Южного ФО (90 и 82% соответственно). А наиболее «региональными» были банки Сибирского ФО, в которых на долю населения своего региона приходилось от 95 до 100%. Исключение составляют средние показатели «региональных» банков Северо-Западного ФО (14–15%) «благодаря» присутствию в регионе таких гигантов даже по федеральным меркам, как ВТБ, обслуживающего действительно население всей страны. По той же причине (уже в отношении Сбербанка) довольно низок данный показатель у банков Центрального ФО, где доля заемщиков своего региона в общем объеме предоставленных ими розничных кредитов составляла от 28 до 36%, в том числе доля банков Москвы – от 10 до 16%, т.е. доля инорегиональных заемщиков в этих банках доходила до 84–90%.

Список литературы Особенности поведения региональных банков в период пандемии

  • Азиатско-Тихоокеанский Банк - Показатели деятельности за период 1.01.20 по 1.01.22 и его рейтинг. URL: https://www.banki.ru/banks/ ratings/?BANK_ ID=192833&IS_SHOW_ GR0UP=0&IS_SH0W_LIABILITIES=0&dat e1=2021-01-01 &date2=2020-01-01 (дата обращения: 23.04.2022).
  • Восточный банк - Показатели деятельности за период 1.01.20 по 1.01.21 и его рейтинг. URL: https://www.banki.ru/banks/ratings/?BANK_ ID = 193284&IS_SH0W_GR0UP=0&IS_ SH0W_LIABILITIES=0&date 1=2021-01-01 &d ate2=2020-01-01 (дата обращения: 15.02.2022).
  • В федеральных сетях: как выживают региональные банки. URL: https://raexpert.ru/ docbank/ea7/c3d/ec6/efef4fb7bc17454461feb06. pdf (дата обращения: 15.12.2020).
  • ДОМ.РФ: Ипотека под 6,5% на новострой-m.pdf. URL: https://дом.рф/ (дата обращения июль 2020 г.).
  • Книга памяти: «ПАО КБ «Восточный». URL: https://www.banki.ru/banks/memo-ry/bank/?id=11739143 (дата обращения: 13.03.2022).
  • Показатели рынка жилищного (ипотечного жилищного) кредитования (региональный разрез). URL: http://www.cbr.ru/statistics/bank_ sector/mortgage/ (дата обращения: 15.03.2022).
  • Примсоцбанк - Показатели деятельности за период 1.01.20 по 1.01.22 и его рейтинг. URL: https://www.banki.ru/banks/ratings/?BANK_ ID=191203&IS_SH0W_ GR0UP=0&IS_ SH0W_LIABILITIES=0&date 1 =2022-01-01&d ate2=2020-01-01 (дата обращения: 19.04.2022).
  • Процентные ставки по кредитам и депозитам и структура кредитов и депозитов по срочности. URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/ int_rat/ (дата обращения: 20.03.2022).
  • Рейтинги (рэнкинги) российских банков по ключевым показателям деятельности. URL: https://www.banki.ru/banks/ratings/ (дата обращения: 15.03.2022).
  • Сведения о размещенных и привлеченных средствах. URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/sors/ (дата обращения: 19.03.2022).
  • Статистика территориального присутствия действующих кредитных организаций и их подразделений. URL: https://cbr.ru/banking_ sector/statistics/ (дата обращения: 10.03.2022).
  • Троп Т.И. Характеристика регионального сегмента банковского сектора Дальнего Востока // Ученые записки. Проблемное поле региональных экономических исследований: сб. ст. / под ред. О.М. Прокапало. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2020. Вып. 21. С. 190-209.
Еще
Статья научная