Особенности правового регулирования цифровых финансовых активов в РФ

Автор: Шубенкова Ксения Владимировна, Малахова Елена Петровна

Журнал: Legal Concept @legal-concept

Рубрика: Вопросы частноправового регулирования: история и современность

Статья в выпуске: 4 т.23, 2024 года.

Бесплатный доступ

Введение: в Российской Федерации активно развивается сфера цифровых финансовых активов и в целом цифровая экономика. На основании этого претерпевают изменения экономические процессы страны, пересматривается законодательная база государства. Основная цель работы - определение норм и механизмов для обеспечения прав участников инвестиционных процессов в рамках цифровой экономики. Методологическую основу данного исследования составляют методы сравнительно-правового и системного анализа.

Цифровые финансовые активы, закон, права человека, цифровая экономика, криптовалюта, договор

Короткий адрес: https://sciup.org/149147293

IDR: 149147293   |   DOI: 10.15688/lc.jvolsu.2024.4.12

Текст научной статьи Особенности правового регулирования цифровых финансовых активов в РФ

DOI:

В эпоху цифровых инноваций, как жизнь общества, так и государственные структуры претерпевают существенные изменения. Развитие цифровой экономики подразумевает под собой изменения в экономических процессах, что влечет за собой необходимость пересмотра существующего законодательства в области использования цифровой валюты и защиты прав субъектов цифровой экономики.

На основании издания Указа Президента РФ от 09.05.2017 № 203, в котором утвердили «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017– 2030 годы», было определено, что цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [4].

Для обеспечения последовательного достижения намеченных целей, Правительство Российской Федерации выпустило распоряжение № 1632-р от 28.07.2017. В данном нормативном акте была разработана и утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая содержит ключевые проекты, имеющие стратегическое значение для нашей страны:

  • –    «Нормативное регулирование цифровой среды»;

  • –    «Кадры для цифровой экономики»;

  • –    «Информационная инфраструктура»;

  • –    «Информационная безопасность»;

  • –    «Цифровые технологии»;

  • –    «Цифровое государственное управление»;

  • –    «Искусственный интеллект» [5].

В эпоху динамичных изменений в мире финансов появились передовые финансовые технологии – в центре внимания находятся цифровые активы и криптовалюты. Несмотря на бурно растущий интерес к ним, сущность цифровых финансовых активов большинству людей остается непонятной. К тому же многие по-прежнему не имеют четкого представления о том, каким образом законодательство Российской Федерации регламентирует использование криптовалют и цифровых активов.

Цифровые активы: определение и юридический статус

В соответствии со ст. 141.1 в Гражданском Кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) официально закрепилось значение «цифровых прав».

В соответствии со ст. 141.1 ГК РФ цифровые права – это обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу [1].

С 1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ, который направлен на регулирование правоотношений в сфере выпуска и оборота цифровых финансовых активов и цифровой валюты.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ, цифровая валюта обозначает совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения). Они содержатся в информационной системе и (или) могут быть приняты:

  • –    в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ или денежной единицей иностранного государства;

  • –    в качестве инвестиций.

Таким образом, известные многим биткойн, эфириум и др., образовавшиеся в цифровой экономике, на основании российского законодательства являются цифровой валютой.

На основании действующего законодательства запрещается принимать цифровые финансовые активы в качестве средства платежа или иного встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, а также иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровым финансовым активом товаров (работ, услуг), за исключением случаев, предусмотренных Законом № 259-ФЗ для всех организаций, функционирующих на территории Российской Федерации. Данная норма затрагивает как местные компании, так и их иностранные филиалы и представительства, а также лиц, проживающих в России не менее 183 дней в течение года (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ).

Российская нормативно-правовая база содержит нормы, разрешающие осуществление операций и заключение договоров, связанных с цифровой валютой, предполагает защиту прав ее владельцев через судебные органы. Однако для этого необходимо, чтобы лица, владеющие цифровой валютой, информировали налоговые органы о своих активах и операциях, связанных с ними (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, которые предусматривают:

  • –    денежное требование;

  • –    возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;

  • –    право участия в капитале непубличного акционерного общества;

  • –    право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов [3].

Следует подчеркнуть, что применение цифровых финансовых активов в качестве законного платежного инструмента на территории РФ запрещено.

Все вышеупомянутые цифровые продукты базируются на технологии блокчейн, которая представляет собой упорядоченную по строгим правилам последовательность блоков, в которых хранится информация. Это метод, который основан на криптографии, где блоки (записи) связаны в непрерывную цепочку, что исключает возможность корректировки информации в прошлом, так как это нарушило бы целостность цепочки.

В таких регистрах записи именуются токенами, которые являются единицей учета данных в блокчейне. Доктор юридических наук Д.Е. Матыцин в своих исследованиях указывал, что в российском законодательстве токены сталкиваются с тем, что судебная практика пока не признает цифровые валюты объектом гражданских прав [9]. А.И. Гончаров и В.А. Садков в своей работе подчеркнули, что за пределами легальной дефиниции юридической конструкции цифровых финансовых активов остались такие цифровые финансовые технологии, как цифровая валюта, токены и др. [6]. А.В. Ермаков отметил необходимость законодательного закрепления безналичных денежных средств [7].

Несмотря на то что цифровые активы и криптовалюта опираются на технологию блокчейн, они не являются одним и тем же. Разница между ними в том, что цифровые активы не обладают децентрализацией, в отличие от криптовалют, для которых это является основополагающим принципом. Следует подчеркнуть, что криптовалюта функционирует как самостоятельное платежное средство, независимо от способа ее создания.

В рамках законодательства, выпуск цифровых финансовых активов осуществляется строго в соответствии с установленными правилами. Центральный банк России ведет регистр лиц, занимающихся такой деятельностью, и только зарегистрированные в Российской Федерации юридические лица имеют право на это.

Использование цифровых активов в России, как и в любой другой стране, несет в себе как существенные преимущества, так и определенные риски. К отрицательным аспектам можно отнести:

  • –    высокая волатильность: цены на многие цифровые активы подвержены значительным колебаниям, что делает их рискованным инструментом для инвестирования;

  • –    отсутствие четкой правовой базы: в России, как и во многих других странах, законодательство в сфере цифровых активов находится в стадии формирования, что создает правовую неопределенность и риски для инвесторов;

  • –    высокий риск мошенничества: анонимность и децентрализованность некоторых цифровых активов создают благоприятные условия для мошеннических действий;

  • –    экологические проблемы: процесс май-нинга некоторых криптовалют требует значительных вычислительных мощностей и потребляет большое количество электроэнергии, что негативно влияет на окружающую среду;

  • –    риск отмывания денег и финансирования терроризма: анонимность цифровых активов может использоваться для незаконных целей;

  • –    зависимость от технологий: цифровые активы сильно зависят от развития технологий. Любые сбои или хакерские атаки могут привести к потере средств.

Положительными же аспектами являются:

  • –    ускорение финансовых операций, так как цифровые активы позволяют проводить транзакции практически мгновенно, сокращая время и затраты на традиционные банковские переводы;

  • –    снижение транзакционных издержек (отсутствие посредников в некоторых операциях с цифровыми активами приводит к уменьшению комиссий и других сборов);

  • –    повышение прозрачности: технология блокчейн, на которой основаны многие цифровые активы, обеспечивает высокий уровень надежности записей о транзакциях;

  • –    новые возможности для инвестирования: цифровые активы открывают инвесторам доступ к новым классам активов и более широким возможностям диверсификации портфеля;

  • –    развитие инноваций: разработка и использование цифровых активов стимулирует развитие новых технологий и бизнес-моделей;

  • –    создание новых рабочих мест, которому способствует рост рынка цифровых активов, в сфере разработки, торговли и регулирования;

  • –    возможность обхода санкций, так как цифровые активы могут использоваться для проведения международных платежей без ограничений.

Обеспечение гарантий и защиты интересов обладателей цифровых финансовых активов

В связи с активным ростом цифровой экономики, растет и уровень мошенничества в этой области, что повышает риск потери вложений. Важно понимать, что операции с криптовалютой пока не охраняются законом, что способствует росту преступлений в этой области из-за пробелов в нормативном регулировании. В этой связи Генеральная прокуратура РФ предложила законопроект, который предусматривает признание криптовалюты и других виртуальных активов имуществом для уголовного судопроизводства в Российской Федерации.

Требования современной цифровой экономики существенно отличаются от требований традиционного и финансового секторов, поскольку цифровая среда имеет свои уникальные характеристики: высокую скорость проведения транзакций, анонимность участников, доминирование нематериальных активов, устраняются границы и иные препятствия при распространении продукции или предоставлении услуг, при этом возникают затруднения с техническими процессами.

В свете развития цифровой экономики становится очевидной необходимость в инновационных методах и стратегиях, в том числе в сфере инвестиций. В России для регулирования отношений между участниками используется юридический механизм договора. Несмотря на то что некоторые эксперты подвергают сомнению договорную основу инвестиционных договоров, утверждая, что их основанием являются универсальные полномочия, предоставляемые государственными структурами, или индивидуальные решения, принимаемые высшими государственными органами по конкретным иностранным инвестициям, на основании чего договор является ключевым элементом для оформления взаимодействия сторон.

К.К. Лебедев в своем труде подчеркивает, что без заключения договора возникновение инвестиционных отношений невозможно [8]. В свою очередь, Д.Е. Матыцин и А.О. Иншакова пишут о том, что именно отсутствие доступа к веб-серверам и сетевым протоколам полностью лишает субъектов возможности заключить сделку с цифровыми финансовыми активами, использовать их как инвестиции, получать доход [10].

Выводы

Из всех инструментов в работе с цифровыми активами в цифровом пространстве, наиболее важным является договорная правовая форма. Это инструмент, который способен обеспечить и гарантировать защиту прав правообладателей цифровыми финансовыми активами. Законодательные органы уже выступили с инициативами по разработке комплекса договоров, которые будут регулировать правоотношения в цифровой экономике. При этом для правового регулирования взаимоотношений между инвесторами и получателями инвестиций в рамках использования инвестиционных платформ предполагается использовать инвестиционные соглашения, а для взаимоотношений с оператором – договор об оказании услуг [2]. На рынке цифровых инвестиций также применяется договор о доверительном управлении активами. Стоит подчеркнуть, что сегодня мы наблюдаем адаптацию уже известных правовых механизмов инвестирования к условиям цифровой эры, а не создание специальных правовых норм для регулирования инвестиционных сделок в цифровом мире. Именно такой договор был впервые применен для достижения инвестиционных задач Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Благодаря этому уже сейчас инвестиционные договоры используются в практической деятельности и вне цифрового пространства, например в сфере строительства.

Развитие цифровых финансовых активов говорит о том, что в настоящее время цифровые права, привязанные к различным активам и оформленные через запись в сети блокчейн, доступны не только бизнесменам и инвесторам, но и обычным людям. Физическим лицам возможно приобретение цифровых финансовых активов на сумму не более 600 тыс. руб. в течение года.

Законодательство Российской Федерации разрабатывает обновленную форму договоров, которая станет основой для регулирования отношений на инвестиционных площадках. Для организации процесса инвестирования необходимо составлять инвестиционный договор, в то время как для работы с менеджером по продаже инвестиционных продуктов потребуется договор на предоставление услуг.

Для того, чтобы максимально использовать потенциал этой технологии, необходимо создать четкую и прозрачную правовую базу, обеспечить защиту прав инвесторов и предупредить возможности мошенничества.

Список литературы Особенности правового регулирования цифровых финансовых активов в РФ

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. 11.03.2024). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  • Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  • Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  • Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  • Гончаров, А. И. Правовая природа цифровых финансовых активов по законодательству Российской Федерации / А. И. Гончаров, В. А. Садков // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2023. - Т. 22, № 2. - С. 82-90. - DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.11.
  • Ермаков, А. В. Цифровой рубль: проблемы определения правового режима / А. В. Ермаков // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2024. - Т. 23, № 1. - С. 99-104. - DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2024.1.13.
  • Лебедев, К. К. Инвестиционный контракт: понятие и место в системе договорного права / К. К. Лебедев // Конкурентное право. - 2020. - № 4. - С. 31-36.
  • Матыцин, Д. Е. Развитие правового регулирования ключевых технологий Индустрии 4.0: цифровые токены как особые инвестиционные инструменты / Д. Е. Матыцин // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2023. - Т. 22, № 2. - С. 109-113. - DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.14.
  • Матыцин, Д. Е. Использование цифровых финансовых активов в качестве инвестиций: проблемы правового регулирования / Д. Е. Матыцин, А. О. Иншакова // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2024. - Т. 23, № 1. - С. 16-26. - DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2024.1.2.
Еще
Статья научная