Особенности проведения осенних сроков скашивания луговых травостоев в условиях среднетаежной подзоны Якутии
Автор: Барашкова Н.В.
Журнал: Вестник Красноярского государственного аграрного университета @vestnik-kgau
Рубрика: Агрономия
Статья в выпуске: 6, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье впервые представлены данные по запасным веществам в корнях сенокосных травосмесей при двуукосном использовании в условиях первой группы агроэкологических земель Приленского агроландшафта. Объектом исследований являются сеяные травостои из районированных сортов многолетних трав в республике: пырейник изменчивый Ленский и пырейник сибирский Камалинский-7. Исследованиями установлено, что накопление водорастворимых углеводов в корнях сеяных трав в осенний период увеличивается в 2,8-3,1 раза по сравнению с весенним. При скашивании пырейника изменчивого сорта Ленский в средний срок (1-5 сентября) при средней температуре почвы на глубине 0-20 см 11,5-12,5 °С содержание растворимых углеводов увеличивается с весны с 3,6 % и осенью до 11,2 %. Скашивание одновидовых травостоев пырейников 20-25 августа при средней температуре почвы на глубине 0-20 см от 13,2 до 17 °С обеспечивает содержание кормовых единиц 0,65-0,66 и при позднем сроке (10-15 сентября) 0,65-0,67. При этом содержание переваримого протеина в 1 корм. ед. изменялось от 85 до 92 г. Травосмесь, состоящая из пырейников изменчивого и сибирского, сохраняет хорошее качество сенокосного корма при среднем сроке скашивания 1-5 сентября при средней температуре почвы на глубине 0-20 см от 11,5 до 12,5 °С с содержанием кормовых единиц до 0,64 и переваримого протеина в 1 корм. ед. до 93 г. Полученные данные свидетельствуют о возможности скашивания злаковой травосмеси до 1-5 сентября без ущерба качества корма с учетом накопления запасных веществ в осенний период.
Сеяные травы, пырейники, запасные вещества, углеводы, крахмал, гемицеллюлоза, биохимический анализ, качество корма, агроландшафт
Короткий адрес: https://sciup.org/140250665
IDR: 140250665 | DOI: 10.36718/1819-4036-2020-6-93-98
Текст научной статьи Особенности проведения осенних сроков скашивания луговых травостоев в условиях среднетаежной подзоны Якутии
Введение. В 2016 г. в Норвегии состоялось Генеральное собрание Европейской федерации луговодов, где рассматривались климатические изменения и их влияние на луговые системы Средиземноморья и Северной Европы. Реакция луговых трав на изменения климата проявляется разнообразно в зависимости от условий произрастания и продления вегетации. Весьма актуальным в условиях криолитозоны является реакция сенокосных травостоев при повышении температуры весной на поверхностном слое почвы, увеличении количества осадков в засушливый период лета и удлинении продолжительности вегетации. Продолжительность вегетационного периода отражается благоприятно на ростовых процессах, особенно весной, когда наблюдается высокая влагообеспеченность и солнечная радиация.
В последнее время появились новые данные, уточняющие продолжительность периода между предпоследними и последними сроками скашивания луговых трав в связи с изменением климата, особенно с учетом теплообеспечено-сти и продолжительности осенних периодов. При сроке осеннего (последнего) срока скашивания луговые травы успевают накопить в зимующих органах достаточно запасных веществ и при этом после последнего укоса не расходуют их на новое отрастание. Интервал между предпоследними и последними укосами различается в зависимости от вида трав и длительности потребления питательных веществ и органов запаса после скашивания, а также от интенсивности и распределения запасных веществ.
Важным показателем уровня устойчивости растений при перезимовке является интенсивность накопления и расходования углеводов. В осенний период в отаве многолетних трав повышается содержание углеводов вследствие перемещения запасных веществ в корни и корневища, а также установлена различная реакция многолетних трав на последнее отчуждение. С.П. Смелов [1] установил, что растения хорошо зимуют, если они уходят в зиму с хорошей розеткой, состоящей из укороченных побегов с зачаточным стеблями, и имеют больше питательных веществ в корнях. Последнее во многом в значительной мере зависит от срока последнего скашивания.
В условиях Якутии подробно изучили витаминный, биохимический и минеральный состав дикорастущих кормовых трав и сена А.Д. Егоров [2], химический состав пастбищных и тебеневочных растений М.Ф. Габышев, А.В. Казанский [3]. Профессор Л.Г. Еловская [4] исследовала зависимость химического состава луговых трав от условий почвенного питания. Углеводный состав и содержание лигнина в кормовых травах СевероВосточной и Центральной Якутии изучал В.Я. Потапов [5]. Он установил, что в условиях Якутии запасными углеводами наиболее богаты естественные злаковые и осоковые травы – до 30 %, в некоторых случаях оно достигает 33–35 %. Так, в подземных органах (корни и корневища) пырея ползучего наряду с большим количеством растворимых углеводов накапливаются также сахар и крахмал до 15,5 %.
В условиях Центральной Якутии на естественных травостоях предлагают проводить осеннее отчуждение за 20–30 дней до конца вегетации [6, 7]. В настоящее время отсутствуют экспериментальные данные о динамике и накоплении запасных веществ в корнях сеяных трав при разных сроках осеннего скашивания и их влиянии на питательность корма в условиях Прилен-ского агроландшафта.
Цель исследований . Изучение влияния накопления запасных веществ в корнях пырейника изменчивого и сибирского, а также злаковой травосмеси на качество сенокосного корма в условиях Приленского агроландшафта среднетаежной зоны Якутии в зависимости от сроков осеннего скашивания.
Методика и условия исследований. Исследования проводилась на территории При-ленского агроландшафта в долине Средней Лены. По данным Л.С. Ивановой [8, 9], Приленский агроландшафт расположен в Лено-Алданском междуречье и занимает 3,0 тыс. км2 земель, или 6,0 % территории. Представляет собой эрозионно-аккумулятивную равнину с абсолютной высотой 140–170 м, отделяется уступом 10– 20 м от Чурапчинского агроландшафта. Полевые исследования по влиянию различных сроков осеннего скашивания сеяных трав на накопление запасных веществ в корнях и качество корма проведены в условиях первой агроэкологической группы земель Приленского агроландшафта, которая расположена на умеренно и слабодренированных землях поймы р. Лены и занимает 0,24 тыс. кв. м.
Климат Приленского агроландшафта формируется в условиях повсеместного развития многолетней мерзлоты и своеобразного гидрологического режима р. Лены и характеризуется большей теплообеспеченностью и засушливостью. Вегетационный период длиннее на 15–20 дней, сумма температур воздуха 10 °С выше на 100–200 °С. Весной дата перехода среднесуточной температуры воздуха через 10 °С происходит в конце мая. В Приленском агроландшафте за летний период благодаря достаточной теплообеспеченности мерзлые песчаные грунты протаивают до глубины 2,0–2,5 м.
При выращивании многолетних трав на землях первой агроэкологической группы Прилен-ского агроландшафта следует учитывать их устойчивость к длительному затоплению. Ранневесеннее затопление до 30–43 дней выдерживают бекмания, лисохвост луговой, кострец безостый, пырей ползучий, мышиный горошек. Из бобовых люцерна среднеустойчива к затоплению. Низовые злаки овсяница луговая, мятлик луговой – слабоустойчивы. При летней повышенной температуре воздуха многолетние травы выдерживают затопление не более 20–26 часов [9, 10].
Создание сеяного травостоя проведено за-лужением с использованием районированных сортов: пырейника сибирского (сорт Камалин-ский-7), пырейника изменчивого (сорт Ленский). Срок посева сеяных трав – летний, способ посева – беспокровный, рядовой с междурядьями 15 см. Нормы высева пырейника сибирского сорта Камалинский-7 – 20 кг/га, пырейника изменчивого сорта Ленский – 16 кг/га при 100%-й хозяйственной годности. Опыты заложены методом рендоминизации в четырехкратной повторности: учетная площадь 25 м2. Согласно схеме опыта, при двухукосном использовании сеяного травостоя первый укос проводили в фазу массового колошения, второй укос через 50– 55 дней. Агротехника обработки почвы проведена согласно зональной системе [10].
Наблюдения и учеты на опытах проводились по общепринятым методикам ВНИИК [11, 12]. Дисперсионный анализ данных проведен по Б.А. Доспехову [13]. Температуру почвы в слое 0–20 см замеряли комплектом термометров Саввинова. Запасные вещества в корнях сеяных трав (водорастворимые углеводы, крахмал, гемицеллюлоза) определяли в биохимической лаборатории Якутского НИИСХ СО РАН.
Результаты и их обсуждение. Запасные углеводы состоят из водорастворимых углеводов, крахмала и гемицеллюлозы. Гемицеллюлоза как сахар и крахмал выполняет роль запасных питательных веществ и может вторично вовлекаться в обменные процессы и служить энергетическим материалом. В условиях При-ленского агроландшафта среднетаежной подзоны Якутии наиболее высокое накопление запасных веществ отмечается в подземных органах в конце вегетации растений. Исследования В.Я. Потапова [5] доказали зональную особенность луговых трав Якутии, которые более богаты сахарами, чем травы, произрастающие в средней полосе и на Дальнем Востоке. При этом отмечено отсутствие больших скачков в динамике содержания растворимых углеводов и гемицеллюлозы. По-видимому, высокое содержание запасных углеводов в луговых травах криолитозоны объясняется суточной продолжительностью и интенсивностью фотосинтеза, а также преждевременным ослаблением ростовых процессов в связи с понижением температур воздуха в ночное время, которые способствует образованию углеводов.
Полученные результаты исследований доказали, что накопление водорастворимых углеводов в корнях сеяных трав в осенний период увеличивается в 2,8–3,1 раза по сравнению с весенними (табл. 1). При скашивании пырейника изменчивого сорта Ленский в средний срок (1–5 сентября) при средней температуре почвы 11,5– 12,5 °С на глубине 0–20 см накопление растворимых углеводов увеличивается с весны от 3,6 до 11,2 % осенью.
Таблица 1
Динамика накопления и содержание запасных углеводов в корнях сеяных трав в зависимости от различных сроков осеннего скашивания, %
Вид трав |
Водорастворимые углеводы |
Крахмал |
Гемицеллюлоза |
Растворимые углеводы |
Крахмал |
Запасные углеводы |
||
Весна |
Осень |
Весна |
Осень |
Корни |
||||
Ранний срок скашивания (20–25 августа) – контроль |
||||||||
Пырейник изменчивый, сорт Ленский |
3,9 |
11,0 |
1,7 |
3,2 |
10,58 |
11,0 |
3,2 |
24,80 |
Пырейник сибирский, сорт Камалинский-7 |
6,8 |
9,6 |
2,1 |
2,4 |
12,33 |
9,6 |
2,4 |
24,33 |
Злаковая травосмесь |
4,8 |
11,3 |
2,5 |
2,5 |
10,91 |
11,3 |
2,5 |
24,71 |
Средний срок скашивания (1–5 сентября) |
||||||||
Пырейник изменчивый, сорт Ленский |
3,6 |
11,2 |
2,1 |
3,0 |
8,60 |
11,2 |
3,0 |
22,80 |
Пырейник сибирский, сорт Камалинский-7 |
4,3 |
11,1 |
1,5 |
3,2 |
16,00 |
11,1 |
3,2 |
30,30 |
Злаковая травосмесь |
5,2 |
9,0 |
2,0 |
2,4 |
12,41 |
9,0 |
2,4 |
23,81 |
Поздний срок скашивания (10–15 сентября) |
||||||||
Пырейник изменчивый, сорт Ленский |
4,4 |
8,2 |
1,2 |
3,0 |
16,66 |
8,2 |
3,0 |
27,86 |
Пырейник сибирский, сорт Камалинский-7 |
3,9 |
11,0 |
1,4 |
3,0 |
18,50 |
11,0 |
3,0 |
32,50 |
Злаковая травосмесь |
5,7 |
9,5 |
1,6 |
2,3 |
15,50 |
9,5 |
2,3 |
27,30 |
При этом накопление крахмала в корнях не изменяется и находится на уровне 3,0 %. Аналогичная закономерность по накоплению углеводов в корнях отмечается и у пырейника сибирского сорта Камалинский-7. Иная тенденция наблюдается у злаковой травосмеси, состоящей из пырейника изменчивого сорта Ленский и пырейника сибирского сорта Камалинский-7. Наибольшее накопление растворимых углеводов (11,3 %) у злаковой травосмеси отмечается при раннем сроке скашивания (20–25 августа) при средней температуре почвы 13,2–17 °С на глубине 0–20 см.
Одновидовые травостои пырейника изменчивого при поздних сроках осеннего скашивания в корнях накапливают до 27,86 % запасных уг- леводов, что способствует хорошей перезимовке трав без ущерба урожайности и ухудшения качества сенокосного корма (табл. 2). Важную роль во всех процессах обмена веществ играют белки, которые в одновидовых травостоях пырейника изменчивого при раннем сроке скашивания составили 18,2 %, а при позднем сроке последнего скашивания снизились до 17,0 %. Закономерность снижения содержания сырого протеина наиболее четко проявляется при средних и поздних сроках последнего скашивания в злаковой травосмеси от 18,6 до 16 % и от 16,9 до 15,1 % СВ.
Значение углеводов в жизни растений огромно, так как сахара и крахмал играют основную роль в процессах фотосинтеза и дыхания.
Содержание сырой клетчатки в целом повышенное и в одновидовых травостоях изменяется от 33,4 до 31,1 % СВ. Минимальное содержание сырой клетчатки в первом укосе (31,1 %) отмечается при позднем сроке скашивания у пырейника изменчивого сорта Ленский, а максимальное (33,4 %) у пырейника сибирского на раннем осеннем скашивании.
Содержание сырой золы не превышало нормы и по мере удлинения сроков скашивания снижается от 8,3 до 7,5 % СВ. Содержание БЭВ варьировало в пределах 37,22–43,55 % в зависимости от вида трав и сроков осеннего скашивания. При этом характерно сравнительно низкое содержание БЭВ во втором укосе на контроле – 37,88–36,97 %.
Таблица 2
Качество сена, полученного в одновидовых и смешанных посевах, в зависимости от различных сроков осеннего скашивания в условиях Приленского агроландшафта
Вид трав |
Содержание, % в СВ |
Содержание, корм. ед. |
Перева-римый протеин, г/корм. ед. |
Классность сена [14] |
||||
Сырой протеин |
Сырая клетчатка |
Сырой жир |
Сырая зола |
БЭВ |
||||
Ранний срок скашивания (20–25 августа) – контроль |
||||||||
Пырейник изменчивый, сорт Ленский |
18,2 |
32,8 |
2,6 |
8,3 |
38,1 |
0,65 |
85,0 |
2 |
Пырейник сибирский, сорт Камалинский-7 |
17,2 |
33,4 |
2,5 |
7,8 |
39,1 |
0,66 |
92,4 |
1 |
Злаковая травосмесь |
17,0 |
32,3 |
2,7 |
8,0 |
40,0 |
0,61 |
84,1 |
2 |
Средний срок скашивания (1–5 сентября) |
||||||||
Пырейник изменчивый, сорт Ленский |
18,6 |
31,8 |
2,8 |
8,2 |
38,6 |
0,64 |
77,0 |
2 |
Пырейник сибирский, сорт Камалинский-7 |
16,4 |
31,8 |
2,7 |
7,6 |
41,5 |
0,61 |
88,0 |
2 |
Злаковая травосмесь |
16,0 |
31,8 |
2,9 |
7,8 |
41,5 |
0,64 |
93,0 |
2 |
Поздний срок скашивания (10–15 сентября) |
||||||||
Пырейник изменчивый, сорт Ленский |
16,9 |
31,1 |
2,8 |
7,8 |
41,4 |
0,65 |
92,5 |
2 |
Пырейник сибирский, сорт Камалинский-7 |
16,1 |
32,7 |
2,6 |
7,5 |
41,1 |
0,67 |
81,4 |
2 |
Злаковая травосмесь |
15,1 |
31,8 |
2,8 |
7,5 |
42,8 |
0,53 |
57,4 |
2 |
По производству кормовых единиц большой разницы не отмечается как в чистых посевах, так и в травосмеси – от 0,61 до 0,67, что позволяет отнести сенокосный корм ко 2-му классу согласно ОСТ-10243-2001 [14]. По следующим показателям (сырой протеин, корм. ед., перева-римовый протеин, корм. ед.) сенокосный корм из пырейника сибирского сорта Камалинский-7 при раннем сроке скашивания можно отнести к 1-му классу.
Заключение. В условиях Приленского агроландшафта удлинение осенних сроков скаши- вания до 1–5 сентября не снижает накопления запасных веществ в корнях, способствуя хорошей перезимовке и сохранению качества сенокосного корма. Сенокосный корм при осенних сроках скашивания по качеству не уступал кормам, полученным в традиционные сроки сенокошения. При этом питательность сеяного травостоя чуть ниже зоотехнической нормы – 93 г на 1 кормовую единиц, а по сырому протеину (от 15,1 до 18,6 % СВ) можно его отнести к 1-му классу.
Список литературы Особенности проведения осенних сроков скашивания луговых травостоев в условиях среднетаежной подзоны Якутии
- Смелов С.П. Теоретические основы луговодства. М., 1966. 366 с.
- Егоров А.Д. Химический состав и питательность сена центральных районов Якутии. М., 1960. 334 с.
- Габышев М.Ф., Казанский А.В. Кормовые травы Якутии. Якутск, 1957. 153 с.
- Еловская Л.Г. Влияние почвенных условий на химизм и питательную ценность некоторых кормовых растений Центральной Якутии // Тр. Ин-та биологии ЯФ СО АН СССР. Якутск, 1958. Вып.5.
- Потапов В.Я. Углеводы и лигнин в кормовых травах Якутии. М., 1967. 124 с.
- Алексеева Л.В. Приемы удобрений и интенсивного использования пойменных лугов Центральной Якутии: автореф. дис.... канд. с.-х. наук. М., 1973. 15 с.
- Аржаков В.И. Режим использования пойменных лугов Центральной Якутии при различном увлажнении и уровне азотного питания: автореф. дис.... канд. с.-х. наук. М., 1984. 15 с.
- Иванова Л.С. Адаптивно-ландшафтные системы земледелия Лено-Амгинского междуречья. Новосибирск, 2004. 132 с.
- Иванова Л.С. Агроландшафтное районирование и агроэкологическая группировка земель среднетаежной подзоны Якутии для проектирования адаптивно-ландшафтных систем земледелия. Новосибирск, 2018. 113 с.
- Система ведения сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) на период 2016-2020 годы: метод. пособие. Якутск, 2017. 415 с.
- Методические указания по проведению полевых опытов с кормовыми культурами / Ю.К. Новоселов [и др.]. М., 1983.197 с.
- Методическое пособие по агроэнергетической и экономической оценке технологий и систем кормопроизводства / Б.П. Михайличенко [и др.]. М., 1995. 208 с.
- Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. М.: Колос, 1985. 347 с.
- Стандарт отрасли. ОСТ 10 273-2001. Корма зеленые (технические условия). М., 2001. 10 с