Особенности проведения реформы музыкального искусства в контексте изменений в духовной культуре России 1650—1670-х гг.
Автор: Парфентьев Николай Павлович
Рубрика: Искусствоведение и культурология
Статья в выпуске: 2 т.13, 2013 года.
Бесплатный доступ
В периоды относительно стабильного развития российской государственности укрепление монархической власти сопровождалось оживлением идеи о наследовании Россией «истинного православного христианского самодержавства» и принятия ею миссии оплота истинного православия от Византии. для русских царей образцом становилась духовная жизнь и деятельность византийских василевсов. Одним из ярких проявлений этого стало создание царственными особами церковно-певческих произведений. данным видом творчества увлекался и царь Алексей Михайлович. глубокие знания в области музыкальной теории и практики способствовали также осознанию им необходимости осуществления назревших в музыкальном искусстве преобразований. Так реформа в области древнерусского церковно-певческого искусства волей царя и усилием двух десятков мастеров оказалась осуществленной. однако справщики опоздали. Взоры государя, патриарха, да и самих русских музыкантов во второй половине XVII в. были уже обращены к новому искусству — европейскому партесному многоголосию.
Древнерусское церковно-певческое искусство, авторское творчество, музыкальная реформа середины xvii в
Короткий адрес: https://sciup.org/147150929
IDR: 147150929
Список литературы Особенности проведения реформы музыкального искусства в контексте изменений в духовной культуре России 1650—1670-х гг.
- Душечкина Е. В. Царь Алексей Михайлович как писатель//Культурное наследие Древней Руси. -М., 1976. -С. 184-188
- Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI-XVII вв. -Челябинск, 1991. -С. 220
- Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI-XVII вв. -Т. 1: Домашний быт русских царей в XVI-XVII вв. -М., 1915. -С. 592
- Парфентьев Н. П. О строгановской мастерской книжнорукописного искусства XVI-XVII вв.//Вестник Южно-Уральского государственного университета. № 6 (106). Сер.: Социально-гуманитарные науки. -Челябинск: ЮУрГУ -2008. -Вып. 10. -С. 47
- Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII вв. -Челябинск: Книга, 1993. -348 с
- Протопопов В. В. Нотная библиотека царя Федора Алексеевича//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник, 1976. -М., 1977. -С. 130
- Былинин В. К., Посошенко А. Л. Царь Алексей Михайлович как мастер распева//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник, 1987. -М., 1988. -С. 131
- Разумовский Д. В. Церковное пение в России. -Вып. 1. -М., 1867. -С. 63-67
- Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России. -М., 1915. -С. 53-55
- Бражников М. В. Статьи о древнерусской музыке. -Л., 1975. -С. 9
- Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. -М., 1971. -С. 325-326
- Парфентьев Н. П. «Сказание» инока Евфросина (1651) в контексте развития музыкальнописьменной культуры Московской Руси//Традиции и новации в отечественной духовной культуре: сб. мат-лов Южно-уральской межвуз. науч.-практ. конф. -Челябинск: Изд-во ЮурГу, 2007. -С. 36
- Парфентьев Н. П. О деятельности комиссий по исправлению древнерусских певческих книг в XVII в.//Археографический ежегодник за 1984 г. -М.: Наука, 1986. -С. 128
- Металлов В. М. К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг Русской церкви в XVII в.//Богословский вестник. -Т. 2. -Сергиев Посад. 1912. -№ 6. -С. 439
- Разумовский Д. В. О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения. -М., 1863. -С. 90
- Ундолъский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. -М., 1846. -С. 17
- Рогов А. И. Музыкальная эстетика России XI-XVIII вв. -М., 1973. -С. 29
- Смоленский С. В. Общий очерк исторического и музыкального значения певчих рукописей Соловецкой библиотеки и «азбуки певчей» Александра Мезенца. -Казань, 1887. -С. 14
- Металлов В. М. Азбука крюкового пения. -М., 1899. -С. 1
- Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. -Вып. 1. -М.; Л., 1928. -С. 330
- Бражников М. В. «Азбука» Александра Мезенца//Сов. музыка. -1968. -№ 6. -С. 102
- Мансветов И. Как у нас правились церковные книги. Материалы для книжной справы в XVII столетии. -М., 1883
- Разумовский Д. В. Богослужебное пение православной Греко-Российской церкви. -М., 1886. -С. 50-51
- Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII в.: автореф. дис.. докт. иск. -СПб.: СПбГК, 1995
- Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. -СПб., 1877. -Стб. 163
- Бессонов П. А. Судьба нотных певческих книг//Православное обозрение. -М., 1864. -№ 5. -С. 28-30