Особенности психологического здоровья студентов

Автор: Андронова Н.В., Пригарин Д.С.

Журнал: Огарёв-online @ogarev-online

Статья в выпуске: 15 т.10, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье описываются результаты эмпирического исследования, в ходе которого изучались особенности психологического здоровья студентов различных направлений подготовки. В частности, приводятся данные корреляционного анализа о характере связи между психологическим здоровьем обучающихся и реализацией их потребностей в саморазвитии.

Потребности в саморазвитии, психологическое здоровье, студенты

Короткий адрес: https://sciup.org/147250183

IDR: 147250183

Текст научной статьи Особенности психологического здоровья студентов

В последние годы в России особую актуальность приобрела проблема сохранения психологического здоровья граждан, поскольку присущая современному обществу социальная стрессогенность ограничивает развитие личности, вызывает нарушения на психологическом уровне. Не случайно в настоящее время в РПО и Госдуме активно обсуждается проект федерального закона о психологической помощи населению РФ.

По мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье заключается в том, что человек находит достойное со своей точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируются на каждой возрастной ступени. Соответствующее свойство личности связано с её нравственным развитием, обеспечивает регуляцию поведения, отношений, деятельности, переживаний, адекватную социальным нормам общества, культуре, гуманистическим ценностям. В качестве основных элементов психологического здоровья автор указывает психическое здоровье, психологическую грамотность, психологическую культуру личности и психологическое благополучие как показатель психологического здоровья [2].

О. В. Хухлаева в своих работах описывает психологическое здоровье как систему, состоящую из аксиологического, инструментального и потребностно-мотивационного компонентов. Первый из них включает ценности «Я» самого человека и «Я» других людей. Второй компонент подразумевает владение человеком рефлексией как средством самопознания. Потребностно-мотивационный компонент отражает наличие потребности в саморазвитии. Имеется в виду, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, полностью принимает ответственность за своё развитие [5].

Л. Н. Азарова и Т. М. Бычкова определяют психологическое здоровье как здоровье личности, в основе которого лежит гармония как баланс между внутренними процессами, адаптационными возможностями и взаимодействием с окружающей средой. В структуре обсуждаемого феномена авторы выделили компоненты «Отношения», «Ресурсы» и «Ценности». Последний из них наряду с другими элементами содержит самоуважение, саморазвитие, творческое самовыражение [1].

Студенческая молодёжь - это будущее страны, и поэтому поддержание психологического здоровья данной категории населения является одной из приоритетных задач психологической службы вуза. В этой связи мы провели эмпирическое исследование, в котором на добровольной основе приняли участие 60 студентов в возрасте от 17 до 22 лет. Выборка состояла из 37 девушек и 23 юношей. Среди испытуемых было 18 первокурсников, 37 обучающихся на 2-ом курсе и 5 человек с 4-го курса. В выборку вошли представители различных институтов и факультетов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»: института физики и химии, историко-социологического института, архитектурно-строительного факультета, факультета математики и информационных технологий, филологического факультета.

На первом этапе исследования с помощью методики А. В. Козлова «Индивидуальная модель психологического здоровья» мы определяли у испытуемых уровень психологического здоровья, складывающийся из степени выраженности восьми векторов его реализации: «стратегический вектор», «просоциальный вектор», «я-вектор», «творческий вектор», «духовный вектор», «интеллектуальный вектор», «семейный вектор», «гуманистический вектор» [3]. В ходе анализа индивидуальных количественных показателей испытуемых и их систематизации было выявлено, что у большей части выборки (70 %, или 42 человека) психологическое здоровье развито на среднем уровне. При этом у 18 студентов (30 %) уровень изучаемого свойства находится на высоком уровне. Отрадно, что низкого уровня психологического здоровья у респондентов не было выявлено.

Обратимся к описанию результатов, полученных по шкалам теста А. В. Козлова (см. таблицу 1). Исходя из данных таблицы 1, у респондентов лучше развиты такие векторы психологического здоровья, как стратегический, интеллектуальный, просоциальный и творческий. Среди них первому принадлежит максимальное количество высоких показателей (61,7 %, или 37 человек), при этом более трети выборки испытуемых (35 %, или 21 человек) имеют средние значения по этой шкале и только 3,3 % (2 человека) вошли в категорию с низкими показателями. Такие результаты свидетельствуют о довольно хорошо развитой целеустремлённости обследованных студентов, готовности преодолевать трудности в процессе решения поставленных задач.

Таблица 1

Распределение испытуемых студентов по категориям в зависимости от уровня показателей по шкалам методики А. В. Козлова

Наименование шкалы

Показатели выраженности сфер психологического здоровья

Высокие

Средние

Низкие

Стратегический вектор

61,7 %

37

35 %

21

3,3 %

2

Просоциальный вектор

31,7 %

19

66,6 %

40

1,7 %

1

Я-вектор

15 %

9

71,7 %

43

13,3 %

8

Творческий вектор

28,3 %

17

60 %

36

11,7 %

7

Духовный вектор

16,7 %

10

70 %

42

13,3 %

8

Интеллектуальный вектор

45 %

27

53,3 %

32

1,7 %

1

Семейный вектор

13,3 %

8

76,7 %

46

10 %

6

Гуманистический вектор

5 %

3

75 %

45

20 %

12

Развитые на высоком уровне способности к осуществлению интеллектуальной деятельности выявлены почти у половины испытуемых (45 %, или 27 человек). Немного больше по численности категория респондентов со средними показателями интеллектуального вектора реализации психологического здоровья (53,3 %, или 32 человека). У минимального количества испытуемых (всего у 1 человека, что составляет 1,7 % от всей выборки) обнаружен низкий показатель по данной шкале.

Достаточно хорошо у респондентов обстоят дела с выстраиванием межличностных отношений. Около трети выборки (31,7 %, или 19 человек) продемонстрировали высокую степень выраженности просоциальной сферы психологического здоровья, а у большей части обследованных студентов (66,6 %, или 40 человек) по соответствующей шкале обнаружены средние значения. И только показатели одного испытуемого (1,7 %) оказались низкими.

С творческим самовыражением у членов выборки дела также обстоят неплохо. Высокие показатели по шкале «Творческий вектор» имеют 17 человек из 60 (28,3 %), а средние – 36 человек (60 %). Группа испытуемых с низким уровнем развития творческого вектора немногочисленна (11,7 %, или 7 человек).

По другим шкалам теста большие процентные доли пришлись на категорию со средними показателями: семейный вектор – 76,7 % (46 человек), гуманистический вектор – 75 % (45 человек), Я-вектор – 71,7 % (43 человека), духовный вектор – 70 % (42 человека). Данный факт указывает на то, что многие испытуемые в достаточной степени нравственны, автономны, способны отстаивать собственное мнение, ценят семью, придерживаются гуманистической позиции в отношениях с людьми. Однако тревогу вызывает то, что пятая часть респондентов (20 %, или 12 человек) имеют низкие показатели развития гуманистической сферы психологического здоровья.

Далее мы провели сравнительный анализ показателей психологического здоровья вошедших в выборку юношей и девушек. Распределение испытуемых мужского и женского пола по категориям с учётом уровня изучаемого свойства отражено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение испытуемых юношей и девушек по категориям в зависимости от уровня психологического здоровья

Объём категорий испытуемых

Уровни психологического здоровья

Высокий       1

Средний

Низкий

юноши

Количество испытуемых в категории

5

18

0

Доля испытуемых в категории, %

21,7

78,3

0

девушки

Количество испытуемых в категории

13

24

0

Доля испытуемых в категории, %

35,1

64,9

0

Проверка статистической значимости различий между уровнем психологического здоровья юношей и девушек проводилась с помощью критерия U Манна-Уитни. Сравнение полученного эмпирического значения U эмп. = 258,5 с установленными по специальной таблице критическими значениями U при N=23 (158 (p ≤ 0,01); 189 (p ≤ 0,05)) не удовлетворяет требованию U эмп. ≤ U кр. , поэтому можно сделать вывод об отсутствии достоверных различий между уровнем психологического здоровья участвующих в исследовании юношей и девушек.

Также нам показалось интересным узнать, отличаются ли по уровню психологического здоровья представители гуманитарного и естественнонаучного профилей обучения. В связи с этим мы выделили внутри выборки две группы испытуемых по 30 человек в каждой. К первой отнесли студентов следующих направлений подготовки: «История», «Политология», «Педагогическое образование». Во вторую группу вошли обучающиеся на направлениях «Архитектура», «Физика», «Прикладная математика и информатика».

Данные относительно объёма получившихся категорий испытуемых из первой группы можно видеть в таблице 3.

Распределение по категориям в зависимости от уровня психологического здоровья испытуемых студентов гуманитарного профиля обучения

Объём категорий испытуемых

Уровни психологического здоровья

Высокий

Средний

Низкий

Количество испытуемых в категории

7

23

0

Доля испытуемых в категории, (%)

23,3

76,7

0

Анализ соответствующих данных указывает на тенденцию, выявленную в целом по выборке: у основной части студентов – «гуманитариев» (76,7 %, или 23 человека) установлен средний уровень психологического здоровья, низкий его уровень не обнаружен. Около четверти испытуемых из этой группы (23,3 %, или 7 человек) имеют высокий уровень изучаемого свойства.

Результаты распределения по категориям с учётом показателей уровня психологического здоровья испытуемых из второй группы представлены в таблице 4.

Таблица 4

Распределение по категориям в зависимости от уровня психологического здоровья испытуемых студентов естественнонаучного профиля обучения

Объём категорий испытуемых

Уровни психологического здоровья

Высокий

Средний

Низкий

Количество испытуемых в категории

11

19

0

Доля испытуемых в категории, (%)

36,7

63,3

0

Как видно из таблицы 4, среди обучающихся на естественнонаучных направлениях подготовки, по сравнению с первой группой, больше респондентов с высокими показателями психологического здоровья (их более трети, а именно 36,7 %, или 11 человек). Численность категории со средним уровнем развития измеряемого свойства превышает половину от объёма группы студентов – «естественников» (63,3 %, или 19 человек). Испытуемых с низкими показателями психологического здоровья здесь также не было выявлено.

Воспользовавшись U-критерием Манна-Уитни, мы проверили, существуют ли значимые различия в уровнях психологического здоровья у испытуемых из сравниваемых групп. Так как полученное эмпирическое значение U эмп. = 420 при сопоставлении с критическими значениями U при N=30 (292 (p ≤ 0,01); 338 (p ≤ 0,05)) не удовлетворяет требованию U эмп. ≤ U кр. , можно говорить о том, что по уровню психологического здоровья студенты гуманитарного и естественнонаучного профилей не отличаются.

Далее мы изучали у студентов степень выраженности реализации потребностей в саморазвитии как структурного компонента психологического здоровья. Для этого воспользовались методикой «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» Е. П. Никитина, Н. Е. Харламенковой [4].

По полученным данным, у большей части испытуемых (61,7 %, или 37 человек) потребности в саморазвитии находятся на высоком уровне, активно реализуются. Доля респондентов, не имеющих сложившейся системы саморазвития, на наш взгляд, довольно велика, она составляет 38,3 % (23 человека). Низких показателей в процессе диагностики выявлено не было. В таблице 5 можно видеть результаты распределения обследованных юношей и девушек по категориям в зависимости от уровня реализации потребностей в саморазвитии.

Таблица 5

Распределение испытуемых юношей и девушек по категориям в зависимости от уровня реализации потребностей в саморазвитии

Объём категорий испытуемых

Уровни реализации потребностей в саморазвитии

Высокий

\        Средний

1       Низкий

Юноши

Количество испытуемых в категории

17

6

0

Доля испытуемых в категории, %

73,9

26,1

0

Девушки

Количество испытуемых в категории

20

17

0

Доля испытуемых в категории, %

26,1

45,9

0

По данным таблицы 5, в плане активной реализации потребностей в саморазвитии юноши превосходят девушек. Доли категорий с высокими показателями проявления указанного личностного свойства отличаются почти в три раза (73,9 % и 26,1 %, соответственно). Однако выполненная с помощью критерия U Манна-Уитни проверка предположения относительно значимости выявленных различий показала, что по степени выраженности реализации потребностей в саморазвитии (U эмп. = 204,5) между участвующими в исследовании юношами и девушками достоверных различий нет, так как полученное значение U эмп. при сравнении с критическими значениями 158 (p ≤ 0,01); 189 (p ≤ 0,05) не удовлетворяет требованию U эмп. ≤ U кр .

В таблице 6 можно видеть результаты распределения испытуемых, представляющих разные направления подготовки, по категориям с учётом уровня реализации потребностей в саморазвитии.

Таблица 6

Распределение по категориям в зависимости от уровня реализации потребностей в саморазвитии испытуемых студентов гуманитарного и естественнонаучного профилей обучения

Объём категорий испытуемых

Уровни реализации потребностей в саморазвитии

Высокий

Средний

Низкий

Гуманитарный профиль

Количество испытуемых в категории

18

12

0

Доля испытуемых в категории, %

60

40

0

Естественнонаучный профиль

Количество испытуемых в категории

19

11

0

Доля испытуемых в категории, %

63,3

36,7

0

В ходе анализа данных таблицы 6 мы обнаружили сходство в объёме долей всех выделенных категорий испытуемых.

На следующем этапе исследования мы провели корреляционный анализ эмпирических данных с помощью критерия ранговой корреляции \ Спирмена. В результате была установлена прямая, умеренная по силе статистически значимая взаимосвязь, удовлетворяющая условию p < 0,01, между уровнем психологического здоровья и степенью реализации потребностей в саморазвитии (r s = 0,499). Сравнение полученного эмпирического значения с критическими значениями r s при N=60 (0,25 (p ≤ 0,05); 0,33 (p ≤ 0,01)) указывает на соответствие требованию \эмп. ≥ \кр. , следовательно, можно утверждать, что активная работа над собой, самосовершенствование приводят к улучшению психологического здоровья.

В таблице 7 представлены данные корреляционного анализа взаимосвязей векторов психологического здоровья испытуемых с реализацией их потребностей в саморазвитии.

Учитывая характер выявленных в ходе корреляционного анализа взаимосвязей между Я-вектором, просоциальным и интеллектуальным векторами психологического здоровья студентов и степенью реализации их потребностей в саморазвитии, можно говорить, что ориентация студентов на сохранение своей «самости», поддержание физической формы способствует активизации самопознания и более интенсивной работе над собой. Интеллектуальное совершенствование студентов увеличивает их готовность к положительным изменениям своей личности.

Результаты изучения связи векторов психологического здоровья испытуемых студентов с реализацией их потребностей в саморазвитии

Векторы психологического здоровья

Реализация потребностей в саморазвитии

Стратегический вектор

0,21

Просоциальный вектор

0,43**

Я-вектор

0,36**

Творческий вектор

0,13

Духовный вектор

0,211

Интеллектуальный вектор

0,255*

Семейный вектор

0,163

Гуманистический вектор

0,116

Примечание: *0,25 (p ≤ 0,05); **0,33 (р ≤ 0,01)

Основываясь на данных проведённого нами эмпирического исследования, заключим, что психологическое здоровье студентов различных направлений подготовки в основном соотносимо с нормой (находится на среднем уровне) и не зависит от профиля обучения и половой принадлежности. Установленные взаимосвязи между стремлением реализовать потребности в саморазвитии и психологическим здоровьем студентов могут служить базой для выстраивания профилактической работы специалистами психологической службы вуза.

Список литературы Особенности психологического здоровья студентов

  • Азарова Л. Н., Бычкова Т. М. Психологическое здоровье и его роль в академической успешности студентов // Наука и школа. - 2018. - № 1. - С. 33-39. EDN: YVKBIB
  • Дубровина И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. - 2015. - № 2. - С. 67-95. EDN: UBEKAT
  • Козлов А. В. Методика диагностики психологического здоровья // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 6 (12). - С. 110-117. EDN: TDXHTX
  • Козлов В. В., Мазилов В. А., Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2018. - 720 с. EDN: YVTRLV
  • Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 208 с. EDN: QXVDZV
Статья научная