Особенности психологического здоровья женщин «третьего возраста»
Автор: Люсова О.В.
Журнал: Физическое воспитание и спортивная тренировка @journal-fvist
Рубрика: Медико-биологические аспекты физического воспитания и спортивной тренировки
Статья в выпуске: 4 (10), 2014 года.
Бесплатный доступ
В связи с тем, что современное социально-демографическое состояние России таково, что общество стареет, именно сейчас необходимо преодолевать стереотип пассивной и несчастной старости, как у всего общества, так и в умах самих пожилых людей. В таком подходе кроется возможность использования как трудового, так и социально-психологического ресурса пожилого человека. Для этого необходимо выделить особенности психологического здоровья пожилого человека и факторы его оптимизации.
Психологическое здоровье, пожилой человек, "третий возраст"
Короткий адрес: https://sciup.org/140125583
IDR: 140125583
Текст научной статьи Особенности психологического здоровья женщин «третьего возраста»
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом взаимосвязанных факторов:
Во-первых, современное общество ориентировано на молодость, зрелость как источник активности и движения вперед, как символ развития и новаторства. Однако даже античные философы указывали на важность участия в принятии важных решений, руководстве старейшин, признавая их мудрость. Современное социальнодемографическое состояние России таково, что общество стареет, потому именно сейчас необходимо преодолевать стереотип пассивной и несчастной старости, как у всего общества, так и в умах самих пожилых людей. Образ жизни пожилых, их ценностные установки, опыт и мудрость составляют важную основу современной российской культуры. Для процесса социальной адаптации пожилых людей в нашей стране характерны: социальная нестабильность, конфликты нормативных представлений об отношении личности и общества, рост социальных рисков и социальной напряженности, усиление социальной стратификации, кризис механизмов социальной регуляции. Все это затрудняет приспособление пожилых людей к своим возрастным изменениям, к возрасту «социальных потерь» (статуса, работы, ролей и т.д.), к социальной ситуации в стране в целом. Все вышеназванные факторы влияют и часто снижают уровень психологического здоровья пожилых людей.
Во-вторых, в современной научной литературе не достаточно отражено видение пожилого человека как обладателя психологического здоровья, а не объекта социальной защиты, не раскрыты в полной мере методы, средства, пути, направления, способы оптимизации психологического здоровья пожилого человека.
В-третьих, неоднозначность, противоречивость в оценке ресурсов представителей третьего возраста для развития у них психологического здоровья объясняются отсутствием механизмов раскрытия и реализации потенциала старшего поколения, перевода ресурсов пожилых людей в качество жизни.
Все чаще предметом исследований становятся «психологическое здоровье» (Р. Ассаджиоли, Б.С. Братусь, Н.Г. Гаранян, И.В. Дубровина, Л.В. Марищук, Е.И. Николаева, В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов). В соответствии с логикой системносубъектного подхода, принятого в психологии (К.А. Абульханова, Ю.И. Александров, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, В.И. Слободчиков и др.), здоровье понимается как неотъемлемый компонент целостной системы, детерминированный рядом многоуровневых факторов, обуславливающих целесообразность введения понятия «психологическое здоровье».
Термин «психологическое здоровье» употребляется в психологии синонимично таким понятиям как: «самоактуализация» личности (А. Маслоу); овладение смыслом собственной жизни (Ш. Бюллер); адекватность жизненных реалий экзистенциональ-ным потребностям (В. Франкл); появление возрастных новообразований (Л.С. Выготский) и удовлетворение базовых потребностей возраста (Э. Эриксон).
В.А.Ананьев рассматривает психологическое здоровье как интегральный показатель, включающий в себя самооценку человеком своего социального благополучия, уровня жизни и степень самореализации, учитывающий достижение своих жизненных целей и задач.
В «Психологическом словаре» (А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского) психологическое здоровье рассматривается как состояние (или характеристика) душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
И. В. Дубровина, вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: психическое здоровье, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, педагога и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. То есть, если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т. п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически.
М. Ф. Секач выделяет следующие критерии психического здоровья: психическое равновесие, гармоничность организации психики и ее адаптивные возможности; способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность; полноценность семей- ной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи, критический подход к обстоятельствам жизни; автономность личности, самоактуализация, уверенность в себе, необидчивость (умение освободиться от затаенных обид); независимость и естественность поведения; чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке; самообладание и способность радоваться.
Показателями психологического здоровья, по мнению И.В. Дубровиной, могут выступать: адекватный возрасту уровень эмоционально-волевой и познавательной сфер личности; способность разумного планирования своих жизненных целей; организация и поддержание активности для достижения чего-либо.
Показатели психологического здоровья, по мнению А. Д. Гольменко, делятся на две группы: структурные и функциональные. Структурные показатели, в свою очередь, также делятся на две подгруппы. В первую подгруппу вошли показатели, характеризующие состояние развития компонентов личности. Вторая группа - это группа интегральных показателей, характеризующих соотношение компонентов структуры личности. К данным показателям относятся благополучие и гармоничность (соразмерность) личности. Функциональный аспект рассмотрения психологического здоровья представлен показателями: адаптированность, уравновешенность, устойчивость, согласованность.
Г.С.Никифоров предлагает к рассмотрению два признака психологического здоровья. Первый признак связан с субъективным нахождением индивидом золотой середины в различных сферах жизнедеятельности (принцип оптимума). Этот принцип отражается в трудах философов, произведениях литературы, народной мудрости. Вторым признаком является эффективное приспособление к себе, обществу, природе вообще (социальная, социально-психологическая, интрапсихическая адаптация). С точки зрения М.Ф.Секач, критериями, позволяющими оценить качественно и количественно уровень психологического здоровья, являются: саморегуляция, стереоскопичность мышления, удовлетворенная потребность в общении, позитивная самооценка.
Анализ литературы позволяет утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребност-но-мотивационный компоненты.
При помощи теоретического анализа мы очертили круг факторов, влияющих на психологическое здоровье человека «третьего возраста»: состояние здоровья; уровень материального благополучия, потребность в самореализации и удовлетворение этой потребности, мотивация достижения, потребность в общении; стремление к самооак-туализации, позитивная самооценка, внутренний локус контроля.
Для определения этих факторов в качестве психодиагностических методик мы выбрали следующие: методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина (тест на тревожность Спилбергера Ханина); диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев); методика «Индекс жизненной удовлетворённости» (Н.В. Панина); методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова). В психологической диагностике факторов психологического здоровья пожилых сотрудников приняли участие 40 человек (женщины в возрасте от 56 до 72 лет), они являются работниками сети муниципальных аптек.
По методике «Индекс жизненной удовлетворённости» (Н.В. Панина) нами были получены следующие результаты. «Интерес к жизни» представлен на среднем уровне, что говорит о средней степени энтузиазма, увлеченного отношения к обычной повседневной жизни. Результаты по шкале «Последовательность в достижении целей» от- ражают такие особенности отношения к жизни, как решительность, стойкость, направленные на достижение целей. Для выборки характерно: адекватное отношение к своей способности достичь тех целей, которые человек считает для себя важными; люди, умудренные опытом, понимают, что события жизни в равной мере могут быть вызваны как своей активностью, так и действием обстоятельств. Оценка своих внешних и внутренних качеств адекватна. Общий фон настроения – средний, что включает в себя как некоторую степень оптимизма, удовольствия от жизни, бодрости духа, так и грусть, горечь и разочарование. В целом жизненная удовлетворенность находится на уровне выше среднего, что говорит о том, что многое в жизни получается, хочется продолжать жить и радовать себя.
Согласно методике СЖО Д.А. Лентьева, наша выборка имеет небольшой разброс значений по шкалам методики. Практически всех испытуемых можно охарактеризовать как людей думающих, рефлексивных (чему способствует работа в учреждении здравоохранения), нацеленных как на процесс, так и на результат, достаточно субъектных, ощущающих себя хозяевами собственной жизни (высокие значения по шкале «Локус контроля – Я» имеют 8 человек, что составляет 20 % всей выборки), однако и признающих главенствующую роль жизни как экзистенции.
Методика «Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан) показывает: выборка характеризуется средними значениями мотивации к принятию окружающими людьми и не имеет высоковыраженного страха быть отвергнутыми.
Результаты изучения тревожности в нашей выборке говорят о том, что работающим женщинам характерна высокая ситуативная тревожность, которая возникает как реакция на стрессоры, чаще всего социально-психологического плана (ожидание агрессивной реакции, угроза самоуважению и т.д.). Личностная тревожность в целом находится на среднем уровне, что позволяет предположить о подверженности личности воздействию тех или иных стрессоров.
Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова) позволила проанализировать рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей, а также уровня самореализации, интегрированности, гармонии для человека каждой из общечеловеческих ценностей: активная, деятельная жизнь; здоровье (физическое и психическое); интересная работа; красота природы и искусства; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); наличие хороших и верных друзей; уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие); свобода как независимость в поступках и действиях; счастливая семейная жизнь; творчество (возможность творческой деятельности). Рассогласования по шкалам «Ценность» и «доступность» свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной стороны, а также об уровне самореализации, интегрированности, гармонии с другой стороны.
Проанализировав расхождения между значимостью и ценностью для работающих пожилых женщин и их доступностью, мы разделили всех испытуемых на две группы: 1 - женщины, испытывающие внутриличностный конфликт, 2 - обследуемые без внутриличностного конфликта.
Исходя из представленных результатов, можно констатировать, что часть выборки работающих пожилых женщин испытывают внутриличностный конфликт (40%). Это говорит о том, что эта категория обследуемых часто переживает противоречие, борьбу между внутренними тенденциями личности и возможностями их удовлетворения. Для этих испытуемых характерно расхождение между «желаемым» и «реальным», между «хочу» и «могу» в ценностно-смысловой сфере. Процентная составляющая второй группы испытуемых равна 60%. Это говорит о том, что в этой категории женщин тенденции личности реже вступают в борьбу и не приносят огромного ущерба в процессе социально-психологического развития человека. В этой ситуации он чаще выступает как источник становления личности.
Таким образом, характеризуя работающих пожилых женщин после проведенного психодиагностического обследования, можно отметить: женщины, участвующие в эксперименте, имеют достаточно высокую ситуативную тревожность, личностная же тревожность находится на среднем уровне, что говорит о развитой способности к стрессоустойчивости. Для выборки характерно: адекватное отношение к своей способности достичь тех целей, которые человек считает для себя важными; оценка своих внешних и внутренних качеств адекватна, общий фон настроения - средний, в целом жизненная удовлетворенность находится на уровне выше среднего. Практически всех испытуемых можно охарактеризовать как людей думающих, рефлексивных (чему способствует работа в учреждении здравоохранения), нацеленных как на процесс, так и на результат, достаточно субъектных, ощущающих себя хозяевами собственной жизни. Испытуемые выборки характеризуется средними значениями мотивации к принятию окружающими людьми и не имеет высоковыраженного страха быть отвергнутыми. Подытоживая результаты психодиагностики, отметим, что субъективное благополучие людей пожилого возраста имеет, в общем, средний уровень. В целом жизненную позицию можно характеризовать как «теплая осень» (Л.И. Анцыферова) со средним уровнем самоактуализации. Такой тип активности характеризуется поиском новых путей включения в активность и удовлетворенностью жизнью с высоким уровнем самоактуализации.
Проведя математический анализ при помощи критериев корреляции Пирсона и Спирмена, мы получили значимую связь между субъективным благополучием работающих пожилых женщин и таких факторов, как общий фон настроения (r=0,577 при p≤0,05), положительная оценка себя и своих поступков (r=0,582 при p≤0,05), «локус контроля-Я» (r=0,442 при p≤0,05). Таким образом, подводя итог экспериментальному исследованию факторов психологического здоровья пожилых людей, мы можем отметить роль духовности в субъективном благополучии пожилых людей (наша выборка представлена работающими в сфере здравоохранения пожилыми женщинами). На основании выявленных факторов, влияющих на психологическое здоровье женщин «третьего возраста», необходимой целью дальнейших исследований в этой области может являться разработка модели развития психологического здоровья пожилых женщин. Также интересными кажутся исследования, посвященные как особенностям психологического здоровья пожилых мужчин, так и особенностям работающих и пенсионеров пожилого возраста.
Список литературы Особенности психологического здоровья женщин «третьего возраста»
- Гольменко, А. Д. Психология здоровья человека Текст.: учебник/Гольменко А. Д.; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сиб. ин-т права, экономики и упр. Иркутск: ГУ НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН, 2012 -323 с.
- Люсова, О.В. Проектирование жизненного пути в юношеском возрасте: /О. В. Люсова; Муницип. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волж. ин-т экономики, педагогики и права». -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. -200 с. -Библиогр.: с. 148-160. -Прил.: с. 161-198.
- Никифоров, Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. -СПб.: Речь, 2012. -256 с.
- Пучкова, Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук/Г.Л. Пучкова.-Хабаровск, 2003. -17 с.
- Савельева, О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности. -. -: http//www.elibrary.ru/
- Секач, М. Ф. Психология здоровья Текст.: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по психол. специальностям/М. Ф. Секач; Моск. открытый социал. ун-т. М.: Акад. проект, 2012. -189 с.
- Соколова, М.Е. Исследования качества жизни пожилых людей в современной cоциальной геронтологии (сводный реферат)/М.Е.Соколова//Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2005. № 2. С. 90-94.
- Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект/Проблемы социальной психологии личности//Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2008.