Особенности психологической коррекции пациентов, страдающих паническими атаками

Автор: Митина Л.Л., Ховрина Л.В.

Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws

Рубрика: Психиатрия. Психология. Неврология

Статья в выпуске: 1 (56) т.11, 2015 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140219740

IDR: 140219740

Текст статьи Особенности психологической коррекции пациентов, страдающих паническими атаками

Центр психологической адаптации и реабилитации, г. Курган, Россия

Приступ паники можно определить как неожиданную вспышку острого страха, обычно сопровожда- емую рядом физических симптомов и мыслями о смерти. Продолжается он от двух минут до получаса, но больному это время кажется вечностью. По прошествии приступа человек ощущает себя оглушающее слабым и совершенно разбитым.

Приступы паники особенно пугают еще и потому, что возникают вроде бы без причин, казалось бы, не из-за чего нервничать или пугаться. Быстрота, с которой они нарастают, их сила и то, что вовлеченным оказывается все тело, лишь обостряют чувство страха и беспомощности.

Помимо чисто физических симптомов паники (затрудненное дыхание или одышка; дрожь, слабость; влажные ладони и обильное потоотделение и т.д.), больного обычно одолевают и мучительно беспокойные мысли: «У меня едет крыша»; «я теряю контроль над собой»; «похоже, у меня сердечный приступ» и т.д.

Разумеется, маловероятно, что все это действительно произойдет, и когда приступ проходит, эти мысли нередко кажутся человеку нелепостью, но в тот момент они завладевают им, словно навязчивый бред. Во время приступа паники страхи могут быть настолько реальны, что западают очень глубоко в память и в промежутках между приступами подспудно усиливают тревогу и беспокойство.

Люди с паническими атаками более чем другие чувствительны к телесным сигналам. Часто панические атаки сочетаются с различными фобиями: страх скопления людей; страх открытых или закрытых пространств.

Все перечисленные фобии значительно ухудшают социальную активность человека, ограничивают его жизненное пространство, заставляют менять образ жизни и порой меняют человека до неузнаваемости

  • [3] .

Люди, страдающие паническими атаками, менее других склонны проговаривать свои чувства и заявлять о своих потребностях. Тому есть две причины:

– первая причина, они не надеются на то, что кто-то их услышит, а потому дают знать близким людям о своем душевном неблагополучии таким болезненным способом. Ведь не секрет, что в нашей культуре принято больше уделять внимания тем, кто страдает от физических недугов, а психологический дискомфорт считается «блажью», на которую не стоит обращать внимание;

– вторая причина кроется в том, что человек сам не осознает свои психологические потребности и чувства, не может их сформулировать, рассказать о них другому.

Часто можно проследить связь панического расстройства с пережитыми отрицательными эмоциями в детстве [1].

Психологическая коррекция показана, если соблюдаются следующие критерии:

  • 1.    У больного должно иметься осознание конфликта. Больной должен осознавать, что психовегетативные симптомы связаны с его жизнью и не представляют собой процессы, полностью отчужденные от его Я.

  • 2.    Психовегетативные симптомы, сопровождаемые страхом, более доступны психологической коррекции, чем ипохондрически переработанные жалобы.

  • 3.    Психовегетативный симптом должен быть не старше одного года. С увеличением длительности симптома развиваются процессы, затрудняющие психологическую коррекцию, такие как привыкание к вторичной выгоде от болезни.

  • 4.    Больной должен чувствовать в себе потребность выговориться и быть в состоянии сделать выгоды из беседы. Активное внутреннее сотрудничество больного является обязательной предпосылкой. Недостаточно, когда больные хотят, чтобы их расспрашивали и уговаривали.

Нами наблюдалось в течение 3 лет 32 пациента в возрасте от 18 и старше 40 лет. Из них – 29 женщин, 3 – мужчин. Все пациенты имели высшее или неполное высшее образование, высокий и средний социальный статус.

По выраженности определенных клинических симптомов пациенты были разделены на 3 возрастные группы:

– от 18 до 25 лет – 12 человек. В этой группе преобладали вегетативные симптомы, которые выражались в выраженном сердцебиении, повышении артериального давления, дрожи, ощущении нехватки воздуха, возникновение потливости ладоней, озноб, тошнота или другие желудочно-кишечные симптомы.

– от 25 до 40 лет – 10 человек. В этой группе преобладала тревога и ее эквиваленты. Это – выраженный страх (паника) потерять сознание, неопределенный страх, мышечное напряжение, неприятные ощущения в груди.

– свыше 40 лет – 10 человек. В этой группе преобладали такие симптомы как головокружение, неприятные телесные ощущения, ощущение нереальности окружающего или собственной измененности, страх внезапной смерти, страх «сойти с ума». Возникает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Так или иначе, человек впервые ощущает, что смерть – это неизбежный факт его биографии. Как правило, с подобными переживаниями справляются, если в семье жизнерадостная атмосфера, поэтому для психологической коррекции в этой группе привлекались члены семьи.

Именно, исходя из, выраженности определенных клинических симптомов и выбирались методы коррекционной работы. Поведенческая терапия, методы релаксации и медитации, телесно-ориентированная терапия, в основном применялась к возрастной группе 2540 лет и свыше 40 лет. Терапия направлена на поиск ресурсов организма и резервов личности [2].

Рациональная терапия применялась в каждой группе для создания правильной «внутренней картины болезни».

Арт-терапия – эффективнее всего для группы пациентов от 18-25 лет для оптимизации процесса гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Терапия облегчает процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я", направлена на культивирование уверенности, осознание своего Я [2].

В результате проведенной терапии (фармакотерапии и психологической коррекции) у 92% пациентов наступило выздоровление. У 8% пациентов наблюдалось улучшение.

Труднее всего работать было с 3 группой пациентов (свыше 40 лет). У них наблюдалась стойкая вторичная выгода от болезни. Болезнь помогала им манипулировать своими родными и получать от них недостающее внимание (в двух других группах болезнь давала возможность избежать, либо снизить ответственность за происходящие события в их жизни).

В этой группе кроме телесно-ориентированной терапии, применялась позитивная терапия [3], а также, исходя, из особенностей мыслительных процессов и склонности к ригидности мышления применялись и методы нейропсихологической коррекции.

Во всех группах применялась единая линия фармакотерапии, различие в длительности курсов лечения антидепрессантов. В группе 25-40 лет – наиболее длительный курс лечения антидепрессантов. Лечебная доза до 3-х месяцев, поддерживающая до 6 месяцев.

При правильном подходе в лечении и психологической коррекции излечивается свыше 80% пациентов. Лучшие результаты дает комплексное лечение панического расстройства, при котором медикаментозное лечение сочетается с психологической коррекцией.

Список литературы Особенности психологической коррекции пациентов, страдающих паническими атаками

  • Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. -СПб: Речь, 2010.
  • Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога». -М.: ЭКСМ, 2005.
  • Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия./Институт позитивной психотерапии. -Москва, 2009.
  • Рожков В.Е. Руководство по психотерапии. -М.: Ташкент, УзССР.
Статья