Особенности развития цифровых экосистем в России

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются понятие, значение и роль в экономике цифровых экосистем. Акцентируется внимание на типах экосистем в зависимости от стратегии, создания ценности и ключевых факторов успеха, а также на сочетании понятий «цифровая платформа» и «цифровая экосистема». Обобщены особенности развития цифровых экосистем в России. Определены состояние и стратегии экосистемы «Сбер» на основе финансово-технологической открытой платформы, обеспечивающей взаимодействие с финансовым рынком и нефинансовыми секторами рынка.

Экосистемы, платформы, цифровая бизнес-платформа, экосистема бизнеса, тип экосистем, нефинансовый сектор

Короткий адрес: https://sciup.org/142235129

IDR: 142235129

Текст научной статьи Особенности развития цифровых экосистем в России

Введение и новизна

Возможности России для развития цифровой экономики и цифровой трансформации ключевых отраслей значительно расширились в связи с утверждением правительством РФ программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее – Программа). Специалисты ожидают два возможных сценария развития цифровой экономики: полноценная цифровая экономика, интегрированная в глобальную экономику, или консервативное развитие отдельных цифровых направлений. К одной из задач Программы относится формирование экосистемы цифровой экономики.

В классическом понимании бизнес-экосистемы представляют из себя партнерство нескольких компаний, которые участвуют в создании совместного продукта. Одним из приоритетных преимуществ экосистем является то, что продукты, которые они разрабатывают, зависят от развития каждой стороны участников. Экосистемы характеризуют динамичные и постоянно развивающиеся отношения участников, которые создают новую ценность через сотрудничество и конкуренцию. Формирование экосистемы в цифровой экономике позволит создать условия для развития высокотехнологических бизнесов, расширить границы взаимодействия между участниками как бизнеса, граждан, так и научных сообществ и государства, в конечном счете это обеспечит повышение конкурентоспособности экономики в глобальном масштабе.

Можно с большой уверенностью сказать, что вопросы, связанные с экосистемами, как подсистемы цифровой экономики, которые в России находятся на начальном этапе развития, будут в центре внимания разных исследователей. Широкое обсуждение вопросов развития цифровых экосистем на глобальных экономических площадках, таких как Конференция ООН по торговле и развитию, Всемирный экономический форум в Давосе, подтверждают актуальность и необходимость исследований в этой области. В научных работах по данной теме раскрыты направления исследования, связанные с понятием «экосистема», определением состава экосистем и их классификацией, показана роль экосистем в развитии национальной экономики, раскрыты механизмы взаимодействия в рамках экосистем и др. К не менее важным вопросам исследования относятся разграничение понятий «цифровая экосистема» и «цифровая платформа», определение сущности, классификации, особенностей развития экосистем, механизмов создания ими ценности, анализ их архитектуры.

К предпосылкам появления на рынке организаций, использующих экосистемный подход, можно отнести, во-первых, развитие «прорывных» цифровых технологий, во-вторых, стремление компаний и физических лиц получить продукты и услуги в рамках одного «окна», что обеспечивается за счет цифровизации, и в-тре тьих, наличие компаний, применяющих инновационные подходы и ориентированных на клиента.

Цели деятельности экосистем претерпевают изменения, так как максимизация прибыли уже не должна рассматриваться как самоцель. Все участники создания ценности должны получать выгоду, при этом здесь уместно подчеркнуть, что при экосистемной модели акцент делается прежде всего на максимальном удовлетворении потребностей клиентов.

Цифровые платформы, являясь связующим звеном спроса и предложения для многих российских отраслей, способствуют перераспределению ресурсов и трансформации хозяйственных связей. Безусловно, цифровые платформы необходимо поддерживать, так как либо прекращение их деятельности, либо снижение темпов их развития окажет отрицательное влияние на экономику страны: нарушится сложившийся механизм поиска продавцов и покупателей, проведения взаиморасчетов, возникнут проблемы с логистической системой, продвижением товаров и предоставлением услуг, вырастут транзакционные издержки и т. д.

В статье определено соотношение понятий «цифровая экосистема» и «цифровая система», рассмотрены классификация и особенности национальных экосистем с целью их дальнейшего совершенствования.

Методы исследования

В ходе исследования изучены работы российских и зарубежных авторов, при обобщении литературных источников и данных отчетности компаний использовался системный подход и научные методы анализа. В рамках исследования для анализа использовался экономикостатистический инструментарий. Информационную основу исследования составили научные публикации, статистические базы данных, материалы госпрограммы и данные официальных порталов.

Результаты исследования

В 1990-х гг. эксперт в области менеджмента Джеймс Ф. Мур предложил использование термина «экосистема». В работе он отмечает, что экосистемой является «...хозяйственное сообщество, опирающееся на фундамент, который составляют взаимодействующие организации и индивиды, организмы мира предпринимательства». [8].

Экосистема, указанная в Программе, - это «...партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан» [1]. Из этого определения следует, что экосистема действует на партнерских началах, может состоять из нескольких технологических платформ и обеспечивать цифровые хозяйственные взаимодействия между экономическими акторами.

В Концепции общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной «экосистемы», раскрыты понятия цифровой платформы и цифровой экосистемы. Цифровая платформа - это бизнес-модель, позволяющая потребителям и поставщикам связываться онлайн для обмена продуктами, услугами и информацией (цифровыми сервисами), включая предоставление продуктов/услуг/информации собственного производства, а цифровая экосистема - это клиентоцентричная бизнес-модель, объединяющая две и более группы продуктов, услуг, информации (собственного производства и/или других игроков) для удовлетворения конечных потребностей клиентов (безопасность, жилье, развлечения и т. д.) [5].

Основное отличие цифровой платформы от экосистемы заключается в том, что первая является средством эффективной организации бизнес-экосистемы. Экосистема в отличие от платформы является закрытой, в ней сторонним продуктам либо нет места, либо они имеют второстепенное значение.

Отметим, что у экосистем есть несколько существенных отличий от классических компаний:

  • -    компоненты предложения для потребителей могут разрабатываться независимо, но функционировать как единое целое;

  • -    товары и услуги должны быть взаимно совместимыми, т. е. адаптированными к общей платформе;

  • -    многосторонние отношения участников экосистемы, а не совокупность двусторонних взаимодействий;

  • -    экосистемы используют механизмы координации через использование общих правил, стандартов и процессов.

В таблице 1 рассмотрены типы экономических систем по трем основным признакам: стратегия, создание ценности и ключевые факторы успеха.

Таблица 1 - Классификация экосистем

Признак

Типы экономических систем

цифровизатор сети

платформа

Суперплатформа

Стратегия

капитализация на развитии цифрового потенциала

связывание

интеллектуальных

«вещей»            и

потребителей       на

платформе

соединение    нескольких

платформ

Создание ценности

генерирование доходов от обслуживания

  • -    доля транзакционной стоимости;

  • -    доходы от рекламы;

  • -        плата        за

использование

платформы       или

подписку

  • -    реклама;

  • -    электронные платежи;

  • -    новые    сервисные

предложения

Ключевые факторы успеха

  • -           интеграция

аппаратного         и

программного обеспечения в продукт;

  • -    лояльность (привязка потребителей        к

продукту предложением

  • -     привлекательный

интерфейс;

  • -     большая     база

пользователей;

  • -    хорошо управляемый баланс участников и пользователей

-                сильный

технологический фундамент;

  • -              отличный

пользовательский интерфейс;

  • -    мощная финансовая база

желаемых         его

характеристик)

Составлено автором на основе [4].

Экосистемы получили развитие только в Америке и Китае. Они охватили рынки электронной коммерции, интернета вещей, облачных вычислений, удерживая прочные позиции и демонстрируя высокие результаты. Россия, по мнению наших ученых, может стать третьей страной с масштабными национальными экосистемами [5].

В России создание национальных экосистем имеет свои особенности:

  • -    в создании экосистем сейчас лидируют банки, к ним относят «Сбер», «Тинькофф банк» и ВТБ. Российские технологические компании (Бигтехи) также двигаются в экосистемном направлении – «Яндекс», МТС, Mail.ru Group. В то же время известные российские маркетплейсы, например Ozon и Wildberries, также пытаются строить экосистемы;

  • -    технологические компании встраивают финансовые услуги в свои экосистемы, в то время американские и китайские экосистемы, согласно законодательству их стран, не имеют финансовых лицензий. Российские технологические компании и маркетплейсы получают собственные банковские лицензии, а не идут на сотрудничество с финансовыми учреждениями. Известно, что на сегодня «Яндекс», Ozon и Wildberries имеют свои банки, а МТС много лет развивает дочерний «МТС банк»;

  • -    экосистемы развиваются самостоятельно, мало прибегая к партнерским отношениям. Проблемы с поддержанием успешных партнерских отношений с ключевыми партнерами можно наблюдать на примере «Сбера». По имеющейся информации, Сбербанк выстраивал партнерские отношения с Яндексом в двух проектах: Яндекс.Деньги и Яндекс.Маркет, но в 2020 г. оба договора были расторгнуты. Так же неудачно «Сбер» пытался построить бизнес в сфере электронной коммерции в партнерстве с другими компаниями – AliExpress, «Яндекс» и Ozon;

  • -    экосистемы независимо от сферы деятельности стремятся освоить рынок электронной коммерции. В условиях пандемии доля интернет-продаж в общем объеме розничной торговли заметно выросла. По прогнозным оценкам аналитиков, в дальнейшем эта тенденция будет продолжаться. В ближайшие три года этот показатель вырастет с 9 до 15 %;

  • -    пять компаний России («Яндекс», «Сбер», «Тинькофф», МТС и Mail.ru Group) развивают свой основной бизнес, но стараются выпускать и продукты, пересекающиеся с продуктами конкурентов и нацеленные на их аудиторию, например платежные сервисы или приложения для частных инвесторов.

Одним из примеров успешного продвижения по пути выстраивания экосистемы является «Сбер». За относительно небольшой промежуток времени банк из поставщика финансовых услуг превращается в модель масштабной экосистемы. Основной причиной, побуждающей банк к стремительному развитию, является привлечение как можно большего числа клиентов за счет удовлетворения их потребностей как финансового, так и нефинансового характера на базе единой платформы партнеров банка.

Таблица 2 – Финансовые показатели непрофильных сервисов экосистемы «Сбер», январь-июнь, млрд. руб.

Сервисы

Выручка

Прибыль (убыток) до налогообложения

2020

2021

Т р, %

2020

2021

Т р, %

Банковский бизнес

1309,1

1414,1

+105

108,0

264,4

600,5

+336,1

227,1

Платежный баланс

182

236,6

+54,6

130,0

91,5

127,4

+35,9

139,1

Управление благосостоянием и     брокерские

услуги

47,9

67,3

+19,4

140,5

19,7

22,1

+2,4

112,1

Рисковое страхование

45,2

55,2

+10

122,1

28,4

34,2

+5,8

120,4

Нефинансовый бизнес

24,7

74,7

+50

302,4

-7,2

-19,2

+12

266,7

Всего,   включая

прочие сегменты

1603

1843,4

+240,4

114,9

398,1

787,5

+389,4

197,8

Источник: отчетность «Сбера» по МСФО

Нефинансовый бизнес среди сервисов экосистемы «Сбер», как видно из данных таблицы 2, показывает высокую динамику результатов по показателю объема. Фактически по сравнению с предшествующим периодом выручка выросла с 24,7 млрд. руб. до 74,7 млрд. руб., темп роста составил 302,4 %. Но пока экосистема убыточна. Убыток составил 19,2 млрд. руб. и вырос в анализируемом периоде в 2,66 раза. Убыточность новых платформ, по мнению аналитиков, признается ожидаемой, так как реализуется стратегия привлечения как продавцов товаров и услуг, так и покупателей. В ближайшем будущем экосистемы, включая «Сбер», набирая опыт в новых реалиях, планируют добиться сетевых эффектов, повысить экономическую эффективность деятельности и выйти на показатели прибыли.

В экосистему «Сбер» сейчас входят более 50 компаний и сервисов, не связанных с банковским бизнесом, для розничных и корпоративных клиентов, а также для государства. Среди основных направлений нефинансового сектора экосистемы выделяют такие, как:

  •    электронная коммерция – СберМаркет, Goods.ru;

  •    FoodTech & Mobility – Ситимобил, Delivery Club, YouDrive, Самокат, Кухня на районе;

  •    развлечения – Okko, Rambler & Co, СберЗвук, Союзмультфильм;

  •    здравоохранение — Сберздоровье и сберЕаптека;

  •    услуги по кибербезопасности и облачные технологии – SberCloud, BiZone.

Нефинансовый сектор экосистемы «Сбер», январь-июнь 2021 г., млрд. руб.

Электронная торговля

Доставка еды и транспорт

Развлечения

Облачные сервисы

Услуги по кибербезопасности

Здоровье

Рисунок 1 – Выручка основных направлений экосистемы «Сбер»

Выручка нефинансового сектора экосистемы за январь-июнь 2021 г., как следует из таблицы 2, составила 74,7 млрд. руб. На рисунке 1 показаны результаты деятельности основных направлений нефинансового сектора экосистемы. Как видим, акцент в этом секторе делается на электронной торговле (46,5 %) и услугам по кибербезопасности (23,6 %). В отношении небанковского бизнеса Сбербанк строит достаточно амбициозные планы. Так, к 2030 г. он рассчитывает получать не менее половины выручки небанковского бизнеса, в 2023 г. планирует войти в тройку или пятерку крупнейших игроков рынка e-commerce, а в перспективе – занять на нем лидерскую позицию [8].

Выводы

Сегодня именно в направлении экосистем развивается основная конкуренция между цифровыми гигантами, которая характеризуется не силой, а мощным интеллектуальным соревнованием между игроками. Экосистемы продолжат развивать свои платформы и расширять предложения пользователям за счет непрофильных новых сервисов. Несмотря на то, что пока экосистемы преимущественно применимы к технологичным компаниям, банковской и телекоммуникационной среде, перспективы в этой области огромны. Экосистемы, как отмечалось, кардинальным образом преобразовывают и в дальнейшем будут преобразовывать свою деятельность, акцентируя внимание на ценности знаний и информации, совершенствовании цифровых технологий, усилении процессов глобализации.

Список литературы Особенности развития цифровых экосистем в России

  • Программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р. - URL: https://www.government.ru/docs/28653/ (дата обращения: 10.03.2022).
  • Актуальные вопросы регулирования экосистем// Доклад Центра стратегических разработок, 2021. - URL: https://www.csr.ru/ru/publications/aktualnye-voprosy-regulirovaniya-ekosistem/ (дата обращения: 19.03.2022).
  • Аптекман А., Калабин В., Клинцов В., Кузнецова Е., Кулагин В., Ясеновец И. Цифровая Россия: новая реальность [электронный ресурс]. - М.: Digital/McKinsey, 2017. - URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russi a/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения: 12.03.2022).
  • Годовой отчет ПАО "Сбербанк России" за 2017 г. - URL: https://2017.report-sberbank.ru/ru/performance-overview/best-customer-experience/business-ecosystem (дата обращения: 21.03.2022).
  • Концепция общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной "экосистемы". - URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d31/koncepciya_gos_regulirovaniya_cifrovyh_platform_i_ekosistem (дата обращения: 20.03.2022).
  • Роль цифровых платформ в новых экономических условиях. Исследования Центра стратегических разработок, 2022. - URL: https://www.csr.ru/ru/publications/ (дата обращения: 21.03.2022).
  • Сбербанк попытается создать конкурента Wildberries и Ozon на базе goods.ru. Обзор. - URL: https://www.interfax.ru/business/748322 (дата обращения: 19.03.2022).
  • Moore J. The Death of Competition: Leadership and strategy in the age of business ecosystems. - New York, Harper Business, 1996. - 320 p.
Еще
Статья научная