Особенности реализации уголовной и административной ответственности за нарушение избирательного законодательства
Автор: Загараева А.П.
Журнал: Мировая наука @science-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 11 (20), 2018 года.
Бесплатный доступ
В данной статье рассматриваются проблемы реализации уголовной и административной ответственности за нарушение избирательного законодательства. Особое внимание уделяется размерам административных штрафов, которые необходимо корректировать. В уголовной ответственности выделяются темы фальсификации избирательных документов.
Административная ответственность, уголовная ответственность, ответственность за нарушение избирательного законодательства, избирательные документы, фальсификация
Короткий адрес: https://sciup.org/140263228
IDR: 140263228
Текст научной статьи Особенности реализации уголовной и административной ответственности за нарушение избирательного законодательства
Законодательного определения категории юридической ответственности не существует, исследователи не смогли предложить общее для всех отраслей понятие. В теории права сформулировано несколько вариантов определения понятия юридическая ответственность. Наиболее широко распространена точка зрения о том, что юридическая ответственность представляет собой форму государственного принуждения.
Представляется интересным понятие юридической ответственности, сформулированное софР. А. Ромашовым, который предложил «пододптермином «юридическая ответственность» понимать форму правового воздействия, связанную с возложением на субъектов права обязанности претерпевать определенные лишения (неблагоприятные последствия), предусмотренные санкциями юридических норм и обеспеченные мерами государственного принуждения»1. По мнению М. Ю. Тихомирова «Юридическая ответственность – государственное принуждение к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторонтскрокоторого обязана отвечать зазасвои поступки перед другой стороной, государством и обществом»2. Ввиду того, что нами исследуется юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства, рассмотрим точки зрения авторов на понятие именно данной категории ответственности. Так, профессор В. В. Игнатенко понятие юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства трактует следующим образом: «Это публично-правовая мера, посредством которой надлежащим образом обеспечивается правопорядок при реализации гражданами избирательных прав, организации и проведении выборов»3. О. Н. Дзюба, под юридической ответственностью за нарушение избирательного законодательства понимает
«применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определенные правоограничения личного или имущественного характера»1. И. Ю. Пащенко считает, что «юридическая ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумо – это применение принудительных мер воздействия к субъекту права – нарушителю установленного порядка подготовки и проведения выборов (референдума) либо прав и законных интересов участников избирательного процесса»2.
Основываясь на мнениях ученых, сформулируем авторское определение юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства. Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства – это публично-правовое средство и правовая гарантия проведения подлинно свободных демократических выборов, которая обладает следующими признаками:
-
1. Юридическая ответственность устанавливается государством с помощью правовой нормы, которая, будучи юридической основой ответственности, выражает нормативную оценку правонарушения как социально вредного в зависимости от характера совершенного деяния.
-
2. Фактическим основанием и моментом возникновения ответственности является правонарушение, которое, будучи своеобразным юридическим фактом, порождает охранительное правоотношение между правонарушителем и государством. Причем правонарушение является не только фактическим основанием юридической ответственности, но и
- фактором, предопределяющим ее свойства, вид и меру адекватного наказания за содеянное.
-
3. Юридическая ответственность носит штрафной характер, так как выражается в государственно-властном установлении для правонарушителя новой, дополнительной обязанности, связанной с необходимостью претерпевания отрицательных последствий личного (лишение свободы, наград, почетных званий, водительских прав и т. д.), материального (штраф, конфискация, неустойка и др.) или организационного (освобождение от должности, закрытие предприятия и т. п.) характера, которые зафиксированы в санкции правовой нормы. Эти лишения являются естественной реакцией государства и общества на социально вредное поведение. Они не только осуждают поведение правонарушителя, но и карают его за содеянное, а также нарушенный интерес управомоченного.
-
4. Юридическая ответственность обеспечивается возможностью применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия с помощью особого карательного аппарата.
Говоря о классификации видов юридической ответственности законодательства о выборах и референдумах, можно отметить, что выделяют три вида, это:
-
- уголовная ответственность;
-
- административная ответственность;
-
- конституционно-правовая ответственность.
Прямой обязанностью любого провозглашенного демократическим государства является создание системы надежных мер, направленных на защиту избирательных прав граждан от посягательств. К числу юридических гарантий охраны данных прав применяют различные виды ответственности, рассмотрим особенности административной и уголовной ответственности в сфере нарушения избирательного законодательства.
Российская Федерация, выполняя международные соглашения в сфере охраны избирательных прав граждан и руководствуясь своими национальными внутренними взглядами на степень общественной опасности такого рода преступлений, с самого начала введения в действие Уголовного кодекса РФ предусмотрела в нем ст. 142 «Фальсификация избирательных документов, документов референдума», устанавливающую ответственность за деяние, состоящее в фальсификации избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильном подсчете голосов либо неправильном установлении результатов выборов, референдума, нарушении тайны голосования. В течение 5 лет ст. 142 УК РФ не подвергалась серьезным изменениям. Тем не менее Федеральный закон от 04.07.2003 № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подверг значительной диверсификации первоначальную редакцию уголовной статьи. В частности, была преобразована вся имеющаяся диспозиция ст. 142 УК РФ. Отныне согласно поправкам она стала складываться из трех частей, включающих в себя новые, самостоятельные виды преступлений.
Так, в ч. 1 ст. 142 УК РФ было криминализировано деяние, состоящее в фальсификации избирательных документов, документов референдума, совершенное членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатами и уполномоченными ими представителями. В ч. 2 ст. 142 УК РФ криминализированы деяния, состоящие в подделке подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, избирательного объединения, инициативы проведения референдума; в заверении заведомо поддельных подписей, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а равным образом с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства. В ч. 3 ст. 142 УК РФ была предусмотрена ответственность за незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозку незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для референдума1.
Следующей важной новеллой Закона № 94-ФЗ стало введение в УК РФ новой ст. 142.1, которая установила ответственность исключительно за фальсификацию итогов голосования на выборах и референдумах.
Казалось бы, такую реализуемую российским государством уголовноправовую политику требуется лишь всячески поддерживать, поскольку она совершенствуется в целях повышения уровня защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан. Прецеденты фальсификации на выборах и референдумах исчисляются даже не сотнями, а тысячами. Сказанное свидетельствует лишь о том, что уже давно у сотрудников правоохранительных органов возникли объективные сложности в применении статей 142 - 142.1 УК РФ.
В связи с вышесказанным, отмечается проблема в определении субъекта оговариваемых преступлений. Как уже было отмечено, законодатель в ч. 1 ст. 142 УК РФ предусмотрел ответственность за деяние, состоящее в фальсификации избирательных документов, документов референдума, которое совершается только узким и конкретно определенным кругом лиц. На сегодняшний день в него входят: уполномоченный представитель избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы, члены избирательной комиссии, комиссии референдума, а также кандидаты или уполномоченные ими представители. Согласно предписанию данной уголовно-правовой нормы преступление может совершить только специальный субъект.
Между тем если руководствоваться здравым смыслом, то с уверенностью можно сказать: в действительности для того, чтобы сфальсифицировать определенный избирательный документ, документ референдума, вовсе не обязательно относиться к одному из перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 142 УК РФ субъектов преступления. Настоящее деяние может совершаться и другими лицами, причем как должностными, так и нет. К первой категории относятся капитаны морских судов, находящихся в плавании, и командиры воинских частей, поскольку именно они имеют право формировать списки избирателей.
Также к этой группе справедливо можно причислить доверенных лиц кандидатов в депутаты и избирательных объединений. Вторыми выступают физические лица, обладающие дееспособностью и могущие реально нести ответственность за свои противоправные действия.
Конечно, вышеуказанные лица не смогут сфальсифицировать все существующие избирательные документы, документы по проведению референдума, но некоторые из них все-таки исказить в силах. Однако за такое преступление они не понесут предусмотренную действующим уголовным законодательством ответственность. Отсюда и возникла острая проблема криминализации этих совершаемых со стороны названных лиц деяний, ввиду того что последние не являются субъектами представленных преступлений, а значит, возбудить уголовное дело сотрудники силовых ведомств при всем желании по признакам ч. 1 ст. 142 УК РФ в отношении них в настоящее время не имеют права. Поэтому, на наш взгляд, проводимая российским законодателем уголовно-правовая политика в этом отношении явно не продумана.
Так, совершая систематически подобные деяния, лицо, не обладающее признаками специального субъекта преступления, не понесет за это предусмотренную УК РФ ответственность ввиду того, что его неправомерные действия нельзя признать преступными. Поэтому на практике правоохранительные органы, возбудив уголовное дело по факту осуществления такого рода деяний, в дальнейшем установив, что их произвело лицо, не имеющее доступа к избирательным документам, вынуждены следовать закону и прекращать производство по делу. Настоящий пробел в действующем уголовном законодательстве следует срочно устранить. Таким образом, предлагаем диспозицию ч. 1 ст. 142 УК РФ сконструировать таким образом, чтобы круг субъектов, осуществляющих данный вид преступлений, распространялся на любых лиц, совершивших подобную фальсификацию. Для этого требуется исключить из ч. 1 ст. 142 УК РФ слова «если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем». Разумеется, данная законодательная инновация не означает, что лица, занимающие определенные должности или находящиеся в служебном положении, не в состоянии сфальсифицировать избирательные документы. Совершить подобное они смогут, но такие противозаконные действия должны уже расцениваться в качестве квалифицирующего признака, отягчающего вину. Аналогичное нужно установить к случаю совершения фальсификации избирательных документов, документов референдума группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, соединенной с принуждением, применением насилия, подкупом, с уничтожением имущества, угрозой его разрушения, с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», а также вызвавшей нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства. Кроме того, следует отдельно ввести в данный состав преступления такой квалифицирующий признак, как «повлекшее преднамеренное искажение итогов голосования».
Включение его в норму необходимо ввиду того, что он является возможным, а в некоторых случаях неизбежным общественно опасным последствием сфальсифицированного определенного избирательного документа, документа референдума, который содержит в себе общественные отношения в сфере нормальной, установленной законом деятельности по организации проведения выборов и референдумов.
Представленные выше квалифицирующие признаки нужно прописать в частях 2 и 3 новой редакции ст. 142 УК РФ. В связи с изменениями, представим ст. 142 УК РФ в новой редакции:
«Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума и итогов голосования
-
1. Фальсификация избирательных документов, документов по проведению референдума, -
- Наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
-
2. То же деяние, совершенное:
-
а) лицом с использованием своего служебного или должностного положения;
-
б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
-
в) с принуждением, подкупом, применением насилия или угрозой его применения;
-
г) с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшее нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, а также охраняемых интересов общества или государства;
-
д) с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» -
- наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
-
3. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений -
- наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
-
2. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо сразу после его совершения добровольно сообщило о факте фальсификации избирательного документа, документа референдума и итогов голосования органу, имеющему право возбудить уголовное дело, при отсутствии в действиях этого лица иного состава преступления».
Список литературы Особенности реализации уголовной и административной ответственности за нарушение избирательного законодательства
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с посл. изм. и доп. от 27 июля 2014 г. № 11 - ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. Cт. 445.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 12 ноября 2018 г. № 420-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -№ 25. - Ст. 2954.
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 12 ноября 2018 г. № 411-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 12 ноября 2018 г. № 410-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. -№ 27. - Ст. 2854.
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 01 октября 2018 г. № 207-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. -№ 33. - Ст. 3368.
- Закон Российской Федерации «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 04 июня 2018 г. № 150-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. -№ 8. - Ст. 740.
- Ромашов Р. А. Теория государства и права / Р. А. Ромашов. - Спб., 2016. - С. 210.
- Тихомиров М. Ю. Юридическая ответственность и законность / М. Ю. Тихомиров. - М.: Проспект, 2016. - С. 232-236.
- Игнатенко В. В. Юридическая ответственность и избирательный процесс / В. В. Игнатенко. - М.: Юрайт, 2017. - С. 415.
- Дзюба О. Н. Ответственность за нарушение избирательного законодательства / О. Н. Дзюба. - М.: Норма, 2015. - С. 114-117.
- 11.Пащенко И. Ю. Ответственность за нарушение избирательных прав в европейских государствах: сравнительно-правовой аспект / И. Ю. Пащенко // Юридические науки. - 2017. - № 4. - С. 202-207. 12. Макарцев А. А. Административная ответственность средств массовой информации: на примере применения ст. 5.5 КоАП РФ / А. А. Макарцев // Административное право и процесс. - 2016. - 2. - С. 99-103.