Особенности рецензирования музыкальных произведений в конвергентной журналистике

Бесплатный доступ

Рассматривается проблема комплексного праксиологического анализа музыкальных рецензий, связанная с трансформацией функциональной сущности и размытием границ жанра. Принимая за основу исследования работы российских и зарубежных авторов, посвященные жанровой и творческой специфике рецензии (Е. А. Набиева, А. А. Тертычный и др.), конвергенции в СМИ (Г. Дженкинс, Т. Роджерс и др.), интерпретации музыкальных образов (Т. Адорно, Ю. Стракович и др.), суггестивности журналистского текста (А. Бек, Д. Бернс, Дж. Бэрон и др.), автор обосновывает целесообразность использования предлагаемого им подхода. План комплексного анализа рецензии представлен тремя основными блоками: контент, среда публикации, коммуникативные тактики, - каждый из которых включает в себя несколько уровней критериев. Рецензия рассматривается как аналитический жанр, традиционно опирающийся на убеждение как на ведущую коммуникативную стратегию, но изменяющийся сегодня в условиях подвижной деинституализированной среды сетевых массмедиа. Неизбежные искажения при переводе художественного образа в конкретно-понятийную структуру текста особенно характерны для музыкальной рецензии, что еще больше усиливает присущую жанру субъективность. Предложенный в статье план анализа, в частности, опирается на классификацию эвристик -когнитивных ошибок, выступающих в публицистическом тексте средствами экспрессии и суггестии. Эти средства служат почвой для возникновения локальных журналистских мифов. Действие метода продемонстрировано на примере рецензии, опубликованной на портале Colta. Констатируется значение исследования в изучении общих проблем коммуникативистики, а также потенциал метода в изучении внутренних когнитивных установок современных автора и читателя.

Еще

Рецензия, конвергенция, музыка, журналистика, сетевые медиа, суггестия, эвристика

Короткий адрес: https://sciup.org/147229703

IDR: 147229703   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2020-3-140-148

Список литературы Особенности рецензирования музыкальных произведений в конвергентной журналистике

  • Адорно Т. В. Социология музыки: избранное. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 445 с.
  • Александрова И. Ю. Социальная суггестия как способ социально-психологического воздействия в процессе рекламной коммуникации // Вестник ГУУ. 2015. № 13. С. 315-321. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/sotsialnaya-suggestiya-kak-spo-sob-sotsialno-psihologicheskogo-vozdeystviya-v-pro-tsesse-reklamnoy-kommunikatsii (дата обращения: 09.07.2019).
  • Булыгина Т. В., Крылов С. А. Означаемое // Большая российская энциклопедия. URL: https://bi-genc.ru/linguistics/text/2290046 (дата обращения: 07.07.2019).
  • Дускаева Л. Р., Реймер С. Н. Музыка в газетном тексте // МИРС. 2010. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-v-gazetnom-tekste (дата обращения: 10.05.2020).
  • Дускаева Л. Р. Стиль музыкального медиа-дискурса // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Litteraria Polonica. 2013. № 2(20). С. 23-32.
  • Демчук М. А. Тенденции развития современной музыкальной рецензии // Медиасреда. 2017. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tenden-tsii-razvitiya-sovremennoy-muzykalnoy-retsenzii (дата обращения: 10.05.2020).
  • Катаев П. Музыкальные интернет-медиа: роль в практиках межкультурной коммуникации. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 68 с.
  • Коломийцева Е. Ю. Музыкальная журналистика в системе социально-культурных процессов // Вестник МГУКИ. 2015. № 2(64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-zhurna-listika-v-sisteme-sotsialno-kulturnyh-protsessov (дата обращения: 10.05.2020).
  • Культура русской речи: энцикл. словарь-справочник / отв. ред. Л. Ю. Иванов, А. П. Сковородников, Е. Н. Ширяев. М., 2003. 840 с.
  • Курышева Т. А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика». М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. 295 с.
  • Лазутина Г. В. Профессиональный анализ журналистского текста как метод научного исследования // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 5. С. 65-72. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/professionalnyy-analiz-zhurna-listskogo-teksta-kak-metod-nauchnogo-issledovaniya (дата обращения: 08.07.2019).
  • Набиева Е. А. Рецензия как публицистический жанр. 3-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. 160 с.
  • Мирошниченко А. Сервисы ленивого авторства // Московские новости. 31.07.2012. URL: http://www.mn.ru/oped/columns/83317 (дата обращения: 11.12.2019).
  • Попов А. Ю., Вихман А. А. Когнитивные искажения в процессе принятия решений: научная проблема и гуманитарная технология // Вестник ЮУрГУ. Психология. 2014. Т. 7, № 1. С. 5-17.
  • Сергеева Т. С. Арт-журналистика и современная российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека // Вестник ЧелГУ. 2013. № 22(313). URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/art-zhurnalistika-i-sovremen-naya-rossiyskaya-kultura-tsennostno-smyslovye-do-minanty-i-problema-sohraneniya-cheloveka (дата обращения: 09.05.2020).
  • Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой; РАН, Ин-т лингв. исследований. 4-е изд., стереотип. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. URL: https://gufo.me/dict/mas/рецензия (дата обращения: 06.07.2019).
  • Стракович Ю. В. Влияние технологий XXI века на трансформацию моделей социального и культурного поведения // Ярослав. пед. вестник. Искусствоведение. 2011. № 1, т. I (Гуманитарные науки). С. 215-219.
  • Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook686/01/about.htm (дата обращения: 27.12.2019).
  • Цветова Н. С. Искусство в массмедиа: учеб. пособие. СПб.: ВВМ, 2019. 91 с.
  • Baron J. Thinking and Deciding. 4th ed. Cambridge University Press, 2008. 600 p.
  • Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. New York University Press, 2006. 308 p.
  • Rogers T. Understanding Citizen Journalism // ThoughtCo. 25.05.2019. URL: https://www.thought-co.com/what-is-citizen-journalism-2073663 (дата обращения: 04.07.2019).
Еще
Статья научная