Особенности самоотношения военнослужащих, склонных к девиантному поведению

Автор: Сафонова Елена Васильевна

Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 3 (15), 2011 года.

Бесплатный доступ

Представлены результаты авторского исследования особенностей самоотношения (это понятие уточняется в статье) военнослужащих по призыву. Определяется взаимосвязь типа самоотношения личности со склонностью к разным видам девиантного поведения, что позволяет выявить потенциальные риски девиаций новобранцев в процессе их адаптации к воинской службе.

Самоотношение, ценностные ориентации, смысл, адаптация, девиантное поведение

Короткий адрес: https://sciup.org/170175299

IDR: 170175299

Текст научной статьи Особенности самоотношения военнослужащих, склонных к девиантному поведению

Одним из актуальных направлений работы командиров и начальников Вооруженных cил Российской Федерации сегодня является минимизация проявлений дезадаптивного поведения военнослужащих срочной службы. На это направлена деятельность военных психологов, их теоретические и практические исследования. Мы предположили, что одним из показателей положительной эффективной адаптации является тип самоотношения военнослужащих.

Попытки дать содержательную, структурную и динамическую характеристику самоотношения предпринимали Ф.Б. Березина, И.С. Кон, Е.Ю. Коржова, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Собчик, А.Г. Спиркин, Е.В. Шорохова, М.С. Яницкий и др. Несмотря на различие подходов, общее в их концепциях: самоотношение возможно и необходимо рассматривать как фактор становления и развития зрелой личности [1, 2, 6, 8].

Н.И. Сарджвеладзе, который ввел в научный оборот понятие «самоотношение», связывает его с социальной установкой [5, с. 192], другие авторы – со смысловыми характеристиками «Я» и характеристиками самоотношения [3, 7]. Анализ литературы [3–5, 7] позволил нам представить структуру самоотношения следующим образом: 1) оценочный компонент (характеризуется ориентацией на внешний объект окружающей действительности, что связано с самоуважением);

  • 2)    эмоционально-ценностный компонент (характеризуется переживанием личностного благополучия) [4].

В контексте нашего исследования в качестве рабочего определения мы используем следующее: са-моотношение – это меняющаяся в течение жизни установка, обусловливающая целостность личности и регуляцию ее поведения как в конкретной ситуации, так и на протяжении длительного отрезка времени. Это сложноструктурированное психологическое образование включает такие характеристики личности, как ценностные ориентации, смысл, которые мы и будем использовать в нашей работе.

Таким образом, самоотношение личности является ложноструктурированным психологическим образованием. Изменение личности и ее самоотношения чаще всего происходит в период критических и поворотных событий жизни, порождающих экзистенциальные переживания, связанные с тем, что для личности важно в новых условиях (при вхождении в новую социальную группу) найти и сохранить ощущение собственной ценности. В случае, если этого не происходит, человек испытывает состояние дезадаптации, которое может стать толчком к проявлению девиантных форм поведения.

Цель нашего исследования: определить самоотно-шение военнослужащих по призыву, выявить их склонность к девиантному поведению.

Нами проведено обследование 277 респондентов со сроком службы от 3 до 6 месяцев. Для выявления склонности к девиантному поведению были использованы следующие показатели: уровень и тип агрессивности, склонность к алкоголизму, которые определили выбор методик: «Опросник для оценки агрессии» (Ч. Спилбергер) и «Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма» (К.К. Яхин, В.Д. Менделевич). Также использовался метод наблюдения, беседа и анализ личных дел военнослужащих по призыву.

Из 277 обследованных у 119 была выявлена разная степень склонности к девиантному поведению, что послужило основанием для разделения их на 3 группы: группа 1 (40 чел.) – склонные к внешней агрессии; 2 (39 чел.) – склонные к аутоагрессии; 3 (40 чел.) – склонные к алкоголизму. Следует указать, что склонность к внешней агрессии проявляется в форме применения физической силы и вербализации негативных чувств, агрессивной манере отстаивать свою точку зрения и т.д. Склонность к аутоагрессии имеет довольно широкий спектр проявлений: сильное чувство вины, «самокопание», разрушающее личность на психологическом и соматическом уровнях и представляющее угрозу для ее жизни (последствия – суицид, фанатизм, чрезмерное увлечение экстремальными видами спорта, различные виды зависимостей). Соответственно каждому виду склонностей к девиантному поведению свойственен определенный тип самоотношения. Для того чтобы это установить, мы использовали тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), шкалы которого позволили выявить специфику структуры этого образования у испытуемых.

Результаты показали, что между типами самоот-ношения трех групп наблюдаются как сходство, так и различия (рис. 1).

В группе 1 (склонность к внешней агрессии ) доминирует шкала «самоуважение» (18 чел.). Корреляционный анализ показал прямую связь данной шкалы с саморуководством, самопривязанностью, самопри-нятием, что свидетельствует о принятии личностью себя такой, какая она есть, для нее важен и интересен процесс деятельности, она стремится контролировать события жизни.

Шкала «аутосимпатия» (7 чел.) отражает эмоциональное отношение человека к своему Я (самоценность, самопринятие и самопривязанность). Корреляция представлена отрицательной связью самопривязаннос-ти с ригидностью, а также самоценность коррелирует с саморуководством и самопринятием.

Третья шкала – самоуничижение не представлена ни у кого из испытуемых. Это, на наш взгляд, свидетельствует о сниженном уровне критичности и о том, что военнослужащие видят причины своих проблем в других, а также, например, в обстоятельствах, но не в себе.

Во всех трех группах выявлены военнослужащие, у которых не обнаружено доминирование какой-либо шкалы самоотношения. Здесь мы определили два варианта представленности шкал: 1) показатели по всем факторам слабо выражены, 2) выявлено сочетание всех преобладающих шкал: самоуважение, аутосимпатия, самоуничижение. Эти результаты нуждались в более детальной интерпретации: достаточно высокие показатели по всем шкалам мы определили как амбивалентное самоотношение, а низкие результаты одновременно по всем шкалам – как неопределенное (негативное) самоотношение.

В группе 1 амбивалентное самоотношение продемонстрировали 9 военнослужащих, а неопределенное – 6.

Рис. 1. Особенности самоотношения респондентов в трех группах. 1 – самоуважение, 2 – аутосимпатия, 3 – самоуничижение, 4 – амбивалентное самоотношение, 5 – неопределенное (негативное) самоотношение

В группе 2 преобладает амбивалентное самоотно-шение (16 чел.) и негативный его тип (12 чел.). Ожидаемое возможное доминирование шкалы «самоуничижение» у военнослужащих этой группы не обнаружено. Это можно оценивать как положительную тенденцию, так как высокие показатели по данной шкале могли бы стать фактором развития одного из наиболее тяжелых проявлений аутоагрессии – суицида личности, оказавшейся в стрессовой ситуации.

У военнослужащих со склонностью к аутоагрессии такая значимая характеристика, как самоценность, коррелирует с самоуважением, саморуководством, отраженным самоотношением, что свидетельствует о важности отношения внешнего окружения для данной категории испытуемых.

В группе 3 практически равными пропорциями представлены амбивалентный (19 чел.) и негативный (18 чел.) типы самоотношения. Можно предположить, что амбивалентное самоотношение здесь связано с неярко выраженной склонностью к алкоголизации, стремлением сохранить определенный уровень самоуважения и аутосимпатии. Негативный же тип самоот-ношения у военнослужащих в этой группе может свидетельствовать о довольно серьезных деструктивных изменениях в личности, связанных с утратой самоуважения. Однако данное предположение требует специального исследования.

Так как самоотношение ряд авторов рассматривает как ценностно-смысловое переживание, мы в качестве дополнительного инструментария использовали тест «Ценностные ориентации» М. Рокича (рис. 2).

Анализ результатов показал значимые различия по всем трем группам: преобладают ориентации на «цели» и «процесс», т.е. вся жизнь в настоящий момент ориентирована на повседневную военную деятельность, которая большинством респондентов рассматривается как временная, не связанная с их будущим. Поэтому вполне объяснимы низкие результаты по шкале «локус-Я»: военнослужащим свойственно неверие в свои силы и невозможность контролировать события собственной жизни на данном этапе, поскольку определяющим регулятором жизни является воинская дисциплина и устав.

Результаты исследования, полученные по методике М. Рокича, показали, что между структурами ценностных ориентаций трех групп наблюдаются как сходство, так и различия. Ведущими ценностями всех испытуемых являются «здоровье» и «семья», занимающие наиболее высокие ранговые позиции.

В группе 1 (склонные к внешней агрессии) преобладают следующие ценностные ориентации: любовь, материально обеспеченная жизнь, творческая деятельность (3, 4, 5 ранги соответственно). Специфичной для данной группы является 6-я ранговая позиция –

Рис. 2. Ценностные ориентации испытуемых (по методике М. Рокича). Шкалы: 1 – активная деятельная жизнь, 2 – здоровье, 3 – красота природы и искусства, 4 – материально обеспеченная жизнь, 5 – счастье других (спокойствие в стране), мир, 6 – познание, интеллектуальное развитие, 7 – независимость оценок и суждений, 8 – счастливая семейная жизнь, 9 – уверенность в себе, 10 – жизненная мудрость, 11 – интересная работа, 12 – любовь, 13 – наличие верных друзей, 14 – общественное признание, 15 – равенство в возможностях (продуктивная жизнь), 16 – свобода поступков и действий, 17 – творческая деятельность, 18 – получение удовольствия. По вертикали – среднее значение рангов

равенство возможностей. Важность выбора данной ценности можно объяснить, на наш взгляд, тем, что внешняя агрессия связана с контролем над событиями жизни. Следовательно, если военнослужащий в служебной деятельности встречается с несправедливостью, конфликтами, обидами и т.д., то он для установления баланса с социумом применяет агрессию и силу.

Во группе 2 (склонные к аутоагрессии) доминируют ценностные ориентации: материально обеспеченная жизнь, творческая деятельность (3, 4 ранги). Обратим внимание на то, что в этой группе 5-ю ранговую позицию занимает «независимость оценок и суждений». Аутоагрессия часто связана с выраженной интроверти-рованностью, закрытостью. Можно предположить, что именно это определило значимость указанной ценности для данной категории респондентов.

В группе 3 (склонные к алкоголизации) преобладают следующие ценностные ориентации: материально обеспеченная жизнь, творческая деятельность, активная деятельность (2, 3, 4 ранги). Можно предположить, что в данной группе представлена имитация активности (делают вид, что выполняют какие-то задания, хотя на самом деле эта деятельность бесцельна). В этой группе, как и в первой, 5-ю ранговую позицию занимает показатель независимости оценок и суждений. Испытуемые группы 3 чаще всего не признают, что у них есть склонность к употреблению алкоголя, и (как и в группе 1) на 5-й ранговой позиции оказывается предпочтение ценности «независимость оценок и суждений», возможно связанное у этих респондентов со склонностью к резонерству, попыткой сохранить свою значимость. В данной группе самые низкие ранговые позиции – «счастье других» и «получение удовольствия».

При этом следует отметить, что в группе 2 ценность «любовь» имеет 11-й ранг – гораздо ниже, чем в группах 1 и 3 (4 и 6 ранги соответственно). Можно предположить, что это связано со сниженным чувством доверия к миру и людям.

В иерархии ценностей группы 1 преобладают твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, самоконтроль, независимость, рационализм, эффективность в делах. В группе 2 – чуткость, независимость, терпимость, воспитанность, аккуратность, а в группе 3 – жизнерадостность, независимость, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, широта взглядов, эффективность в делах. С достаточной долей уверенности можно предположить, что выбор ценностей для данных респондентов является формой психологической защиты, позволяющей сохранять самоуважение.

Таким образом, указанные ценностные ориентации в каждой из групп являются наиболее значимыми для респондентов, и эти ценности используются как способы вхождения в новую ситуацию.

Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы.

– По всем методикам в представленных группах у респондентов выявлен ряд существенных различий – как количественных, так и качественных.

– В группе со склонностью к внешней агрессии наблюдается преобладание шкалы «самоуважение», направленности на внешнее окружение, твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, самоконтроль, независимость, а также управление любой ситуацией.

– В группе со склонностью к аутоагрессии выявлено преобладание амбивалентного и негативного типов самоотношения. К числу предпочитаемых ценностей относятся независимость оценок и суждений, исполнительность, чуткость, терпимость, аккуратность.

– В группе со склонностью к алкоголизму преобладают амбивалентный и негативный типы самоотноше-ния. Предпочитаемые ценностные ориентации – жизнерадостность, независимость, смелость в отстаивании своего мнения.

Полученные результаты подтвердили нашу гипотезу о том, что военнослужащим, склонным к разным видам девиантного поведения, свойственны специфические типы самоотношения, доминирование базовых свойств личности в смысложизненных ориентациях.

Полученные результаты позволяют выявить потенциальные риски девиаций военнослужащих в процессе их адаптации к воинской службе. Риском в данном случае могут выступать выявленные типы самоотно-шения, определенные ценностные и смысложизненные ориентации. Но проявится ли девиация, зависит от многих факторов, в частности от специфики ситуации, особенностей адаптации личности, межличностных контактов в новом коллективе и т.д.

Список литературы Особенности самоотношения военнослужащих, склонных к девиантному поведению

  • Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  • Коновальчук И.С. Развитие отношения к себе как субъекту учебной деятельности в младшем школьном возрасте: автореф. дис.... канд. психол. наук. Киев, 1992. 25 с.
  • Кочеткова Т.Н. Смысловые ориентации лиц с разным самоотношением//Вестн. ТГТУ. 2010. № 2. С. 118-123
  • Пантилеев Е.С. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991. 110 с.
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 204 с.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности М.: Изд-во МГУ, 1980. 174 с.
  • Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.
  • Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
Статья научная