Особенности смертности от самоубийств, совершённых в состоянии алкогольного опьянения (на материалах Республики Марий Эл)
Автор: Белова Ю.Ю., Невмятулина Н.А.
Журнал: Огарёв-online @ogarev-online
Статья в выпуске: 23 т.4, 2016 года.
Бесплатный доступ
Представлены результаты анализа смертности от самоубийств, совершенных в состоянии алкогольного опьянения в Республике Марий Эл на материалах актов судебно-медицинского исследования ГБУ РМЭ «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Авторами рассматриваются гендерные и возрастные особенности совершения «алкогольных» самоубийств в Республике Марий Эл, их сезонные, месячные и суточные колебания. Сделан вывод о взаимосвязи между потреблением алкоголя и суицидальным поведением.
Акоголь, алкоголизация, механическая асфиксия, повешение, пьянство, самоубийство, суицид
Короткий адрес: https://sciup.org/147249236
IDR: 147249236
Текст научной статьи Особенности смертности от самоубийств, совершённых в состоянии алкогольного опьянения (на материалах Республики Марий Эл)
В настоящее время самоубийства вносят большой вклад в уровень общей смертности, которая в подавляющем большинстве является преждевременной [8, с.4]. Всемирная организация здравоохранения определила, что самоубийства в 80 раз чаще встречаются среди употребляющих алкоголь, чем среди трезвенников [14, с. 30]. Поэтому не менее ущербным по своим последствиям явлением, имеющим прямое отношение к преждевременной смертности от самоубийств, является алкоголизация населения.
Еще в начале XX века А.М. Корвиным была показана связь процесса алкоголизации населения с феноменом суицида. Согласно его данным, количество самоубийств возрастает с увеличением уровня потребления водки в обществе [6, с. 19] (см. табл. 1).
Таблица 1
Зависимость самоубийств от уровня потребления крепкого алкоголя
Душевое потребление водки, л |
На 1 000 всех умерших приходится самоубийств |
1,0 – 3,0 |
4,6 |
3,1 – 5,0 |
6,7 |
5,1 – 7,0 |
7,7 |
7,1 – 9,0 |
11,5 |
9,1 – и более |
82,6 |
Современник А. М. Коровина русский невролог В. М. Бехтерев констатировал, что на 100 самоубийц приходится 50 алкоголиков, покончивших с жизнью в опьяненном состоянии [5, с. 124]. Ученый указывал, что «преждевременные смерти, убийства, самоубийства, грубость нравов, хулиганство, проституция, нищета и вырождение – все эти явления стоят в самом тесном и прямом соотношении с алкоголизмом» [5, с. 121]. А. Я. Кожевников к одному из трех наиболее частых видов алкогольной смертности также относил смертность вследствие самоубийства, обусловленного алкоголизмом [5, с. 176].
На взаимозависимость этих двух явлений указывают и современные ученые: А. М. Красильников, Ю. Е. Миловидов, А. Ш. Невмятулин, В. Г. Остроглазов, В. С. Пауков, Г. Т. Сонник, Ф. Г. Углов, Д. Д. Федотов, А. И Шульга и др. [7; 8; 19].
Согласно статистическим данным, в 2014 году в России от самоубийств умерло 26,6 тыс. человек [2, с. 21]. Коэффициент смертности от данной причины в Республике Марий Эл выше (33,3) [13, с. 53], чем в целом по России (18,5) [2, с. 21]. Возможно, это связано с национальными особенностями, поскольку представители финно-угорской группы имеют достаточно высокие показатели суицидальности [1, с. 18]. С другой стороны, Республика Марий Эл отличается сравнительно высоким уровнем заболеваемости алкоголизмом и алкогольным психозом (см. рис. 1), а также более высоким коэффициентом смертности от алкогольных отравлений.

Рис. 1. Динамика численности зарегистрированных лиц с диагнозами «алкоголизм» и «алкогольный психоз» на 100 тыс. чел. населения в РМЭ, ПФО и РФ.
С целью изучения особенностей смертности от самоубийств, совершенных в состоянии алкогольного опьянения в Республике Марий Эл, нами было проведено исследование 100% завершенных суицидов за 2015 год методом контент-анализа актов судебно-медицинского исследования трупов (n=236). Оно показало, что на момент совершения самоубийства алкоголь в крови присутствовал у 55,5% суицидентов.
Аналогичные данные были получены при обследовании трупов суицидентов в других регионах. Так, анализ завершенных самоубийств за 1987-2009 гг. в Республике Удмуртия показал, что в момент самоубийтва в состоянии опьянения находилось 78,3% суицидентов [10]. Исследование в г. Уфа показало, что у 52,7% детей в момент совершения суицида было установлено наличие алкоголя в крови [16]. В Чувашии на контингенте госпитализированных в стационар по поводу отравления лекарственными средствами с целью самоубийства было показано, что 72,4% женщин и 90,4% мужчин испытывали воздействие этанола, из всех обследованных лишь 6% имели психические заболевания и наблюдались в психиатрической службе [11, с. 102-103].
Выявленная закономерность наталкивает на размышления о целях употребления алкоголя суицидентами перед совершением самоубийства. Возможно, это делалось преднамеренно, чтобы было легче решиться на самоубийство, ведь алкоголь притупляет чувство страха [14, с. 29-30]. Под воздействием алкоголя у человека мутнеет рассудок, снижается сила воли. Ф. Г. Углов писал, что «рост самоубийств обусловлен грубыми нарушениями психики, вызванными влиянием алкоголя» [14, с. 29-30]. Согласно исследованиям ВОЗ, в 90% случаев детских и подростковых суицидов имело место психическое расстройство, в том числе связанное с употреблением алкоголя [12, с. 6]. Отсюда вытекает вывод, что существуют и непредумышленные суициды, связанные с алкоголепотреблением. К их числу можно отнести бытовые ссоры, которые возникают на его почве и исходом которых, вполне вероятно, может быть суицид, а также смерти, связанные с отравлением этиловым спиртом, случайные потопления и травмы в результате падения в состоянии опьянения и т.п.
На совершение суицида может оказывать влияние и хронический алкоголизм, который подталкивает человека лишить себя жизни, «уйти» от проблем. Многие ученые рассматривают употребление алкоголя как эквивалент добровольного суицида, как акт самоуничтожения [7, с. 62; 8, с. 13; 9, с. 41; 18, с. 1216; 14].
Таким образом, сложно найти однозначный ответ на вопрос о том, с какой целью употребляется алкоголь суицидентами перед совершением самоубийства, но с уверенностью можно сказать, что его потребление многократно увеличивает вероятность совершения как преднамеренного, так и непреднамеренного самоубийства.
Согласно данным материалов ГБУ РМЭ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», среди лиц с завершенным суицидом больше мужчин (83,1%), чем женщин (16,9%). Данное явление было замечено еще Э. Дюркгеймом. Он отмечал, что самоубийство в большей степени присуще лицам мужского пола. Э. Дюркгейм один из тех, кто первым поставил вопрос о соотношении самоубийств среди мужчин и женщин. Он сделал вывод, что на одну лишающую себя жизни женщину, приходится в среднем четверо мужчин [3, с. 213].
Контент-анализ также показал, что алкоголь в крови был найден у большинства мужчин (58,7%), у женщин он встречается реже (40%). Таким образом, статистика подтверждает выше процент совершенных суицидов в состоянии алкогольного опьянения среди мужчин, чем среди женщин. Данная тенденция прослеживается и сохраняется с тех пор, как потребление алкоголя в России приобрело черты национального бедствия и стало подвергаться специальному научному анализу. Согласно статистическим данным, сегодня в России среди лиц трудоспособного возраста, коэффициент умерших от самоубийств мужчин значительно выше, чем женщин (39,8 и 6 соответственно) [2, с. 23]. Эти данные коррелируют с количеством умерших от случайных отравлений алкоголем (22,5 и 4,3 соответственно).
Еще в начале XX века Н. И. Григорьев выявил, что, в период с 1866 г. по 1904 г. на почве пьянства покончили с собой 25,6% мужчин и 14% женщин [18, с. 26]. Это соотносится с долей употребляющих алкоголь мужчин, которых до сих пор в общей совокупности алкоголепотребителей больше, чем женщин.
В ходе нашего исследования было выявлено, что возраст большинства людей, лишивших себя жизни, находится в промежутках 26-30 лет и 46-50 лет, а пик самоубийств приходится на возраст 31 год. Средний возраст суицидентов в Республике Марий Эл в 2015 году составил 45,6 лет. Большинство мужчин совершило самоубийство в возрасте 25 лет, а большинство женщин в возрасте 50 лет. Средний возраст совершения суицида среди мужчин составляет 44,7 лет, среди женщин - 48,4 лет. Полученные в ходе исследования данные соответствуют общероссийским показателям. Так, средний возраст мужского суицида в России составляет 46,3 лет, а женского 53,9 лет [2, с. 201]. Примечательно, что это также коррелирует со средним возрастом погибших от случайного отравления алкоголем (49,4 лет и 52,9 лет соответственно) [2, с. 200].
В процессе контент-анализа данных было выявлено, что в возрасте 31 года (пиковый возраст), алкоголь в крови присутствовал у 66,7% суицидентов. Однако наибольший процент самоубийств, совершенных в состоянии алкогольного опьянения в промежутках с наибольшим количеством суицидов зафиксирован в 28 лет (85,7%) и 48 лет (83,3%). Исследование показало, что алкоголь в 100% случаев был найден у женщин 36-ти, 39-ти и 52-х летнего возраста, у мужчин - в возрасте 24-х, 29-ти и 56-ти лет.
Из результатов видно, что суициды как в России, так и в Республике Марий Эл чаще совершаются в довольно зрелом возрасте, что резко отличается от общепринятых представлений о большей распространенности подростковых суицидов.

Рис. 2. Способы совершения суицида в Республике Марий Эл.
Говоря о самоубийствах, следует отметить, что основным способом совершения суицида в Республике Марий Эл является повешение (механическая асфиксия) (89,4%), в том числе и среди тех, у кого был найден в крови алкоголь (см. рис. 2).
Среди отравлений с целью самоубийства был зафиксирован только один случай, где причиной смерти был этиловый спирт (женщина 39 лет). В то же время, смертельное отравление алкоголем также может рассматриваться как акт самоубийства. Так, наряду с тем, что судебно-медицинская токсикология выделяет отравления с целью самоубийства, она отмечает ежегодный рост количества смертельных отравлений этиловым спиртом [15], которые занимают первое место (более 65%) среди других отравлений, приведших к смертельному исходу. Поэтому если считать смертельное отравление алкоголем актом непреднамеренного самоубийства, то уровень самоубийств, связанных с алкоголем в России и Республике Марий Эл значительно выше.
По результатам контент-анализа материалов удалось проследить сезонные, месячные и суточные колебания совершения суицидов. Так, большинство из них относится к 3 кварталу 2015 года, среди которых 66,7% было совершено в состоянии алкогольного опьянения. Следует отметить, что на сентябрь приходится наибольшее их количество, чем на другие месяцы года (28%). 7,6% самоубийств относятся к датам, связанным с праздничными днями и 27,5% пришлись на выходные дни (исключая праздничные дни). Примечательно то, что алкоголь в крови найден у 55,6% суицидентов, которые покончили с жизнью в праздничные дни, у 60% – в выходные дни. Выявлено, что самоубийства чаще совершались в конце недели (46,2%) (в расчет взяты самоубийства, совершенные в пятницу, субботу и воскресенье) и случались в большинстве случаев по субботам (17,8%). Таким образом, можно предположить, что в большинстве случаев алкоголь, найденный в крови суицидентов, мог стать причиной самоубийства в результате его приема в выходные, праздничные дни и в конце рабочей недели.
Итак, исследование показало, что Республика Марий Эл при высоких показателях алкогольной заболеваемости и смертности имеет высокий коэффициент смертности от самоубийств. В 2015 году в регионе больше половины суицидентов совершили самоубийство в состоянии алкогольного опьянения. Аналогичная ситуация прослеживается и в других регионах. При этом «алкогольные» самоубийства и в России, и в Республике Марий Эл совершаются чаще в зрелом возрасте и чаще мужчинами, чем женщинами, что коррелирует с данными об умерших от случайных отравлений алкоголем и структурой потребления алкоголя населением в целом. Важным наблюдением стало и то, что смертность от самоубийств в состоянии алкогольного опьянения увеличивается в праздничные и выходные дни, а также в конце рабочей недели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что потребление алкоголя увеличивает риск суицидального поведения человека и является фактором самоубийств.